Рабочая программа элективного курса "Методы исследования"
рабочая программа по естествознанию (5, 6, 7 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Методы исследования" предназначена для обучающихся 5-7 классов с целью ознакомления с методами исследования, создания своих проектов и их защите
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №70 города Тюмени
имени Великой Победы
Рассмотрено на заседании кафедры: Протокол от «30» августа 2017 № 1 | Согласовано: Заместитель директора по УВР Комар Е.В. «30» августа 2017 г. | Утверждаю: Директор МАОУ СОШ №70 Русакова Л.Н. Приказ от «30» августа 2017 № ______ |
Рабочая программа элективного курса
«Методы исследования»
Класс 5 - 7 класс
ФИО педагога, разработавшего программу Иванова Мария Петровна
Педагогический стаж 19
Квалификационная категория высшая
Год составления программы 2017
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Методы исследования» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Рабочая программа элективного курса составлена на основе:
- Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ №70 города Тюмени имени Великой Победы.
- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора школы от 27.06.2016 №1.
- Учебного плана МАОУ СОШ № 70 города Тюмени, утвержденного директором школы и согласованного с Управляющим советом МАОУ СОШ № 70.
- Федерального перечня рекомендованных учебников на 2017-2018 год. (Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 г., Приказ от 28 декабря 2015 г. № 1529, Приказ от 26 января 2016 г. № 38, Приказов Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Учебное исследование» (Ларина В.П., Вепрева Л.А. Организация инновационной деятельности педагогов и учебно – исследовательской деятельности учащихся. – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2014. – 82 с.)
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
В соответствии с направлениями работы школы, элективный курс «Теоретические методы исследования» позволяет познакомить учащихся с теорией организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами по знания и сформировать познавательную самостоятельность.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Цели курса: познакомить школьников с теорией организации исследовательской деятельности, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи:
познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности;
научить учащихся работать с различными источниками информации;
отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;
организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей;
развивать проектные и исследовательские навыки учащихся.
Планируемые результаты освоения курса
Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с проектной и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах.
Исследовательская деятельность учащихся в данном курсе рассматривается как новая педагогическая технология, которая может быть использована как основа элективного курса.
Исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной деятельности учащихся, педагога куратора и родителей, каждый из субъектов выполняет свою функцию, в процессе работы, результатом которой является формирование мировоззрения.
При постановке проблемы особое внимание необходимо уделять ее актуальности для данного возраста, сфере интересов конкретного ученика.
Научный подход к процессу творческой деятельности учащихся требует реализации ряда принципов:
- Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий)
- Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата)
- Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт)
- Принцип наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности).
Обучающийся научится:
- методам обработки информации из различных источников;
- методам решения экспериментальных задач;
- методам рационального запоминания;
- навыкам публичных выступлений.
Получит возможность:
- работать с разными источниками;
- определять объект и предмет, методы исследования;
- определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы;
- проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
- разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования;
- работать с программой Microsoft Office Power Point.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет, мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися проекта и последующая его защита.
На изучение данного курса отводится 6 часов. Элективный курс предусматривает обучение в объёме 2 часа в течение 1 учебной четверти.
Содержание элективного курса
5 класс
I. Эмпирические методы исследования (2ч)
Что такое эмпирические методы исследования и зачем они нужны. Наблюдение: виды, особенности. Изучение выбранного объекта с помощью наблюдения. Описание увиденного. Анализ документов: особенности. Изучение выбранного объекта с помощью анализа документов. Описание результатов. Опрос (анкета, интервью, тест). Изучение выбранного объекта с помощью опроса, интервью, теста. Описание результатов. Проведение социолого-экологического исследования в школе: «Имеется ли у наших школьников экологическая культура?» (три группы исследований: с помощью наблюдения, анализа документов, опроса).
Защита проекта: Проведение социолого-экологического исследования в школе: «Имеется ли у наших школьников экологическая культура?» (три группы исследований: с помощью наблюдения, анализа документов, опроса).
II. Теоретические методы исследования (2ч)
Что такое теоретические методы исследования и зачем они нужны. Повторение эмпирических методов исследования. Изучение выбранных объектов с помощью абстрагирования, идеализации и аналогии. Анализ и синтез: особенности. Изучение предложенных объектов с помощью анализа и синтеза. Индукция и дедукция: особенности. Изучение предложенных объектов с помощью индукции и дедукции. Изучение предложенных объектов с помощью моделирования.
Защита проекта: Проведение исследования на естественнонаучную тему с использованием теоретических и эмпирических методов. Комментарий целесообразности использования теоретических и эмпирических методов в исследовании.
III. Технология эксперимента (2ч)
Из истории возникновения и развития метода эксперимента. Поиск в источниках информации о великих экспериментаторах мира. Эксперимент как метод исследования: отличие от наблюдения. Практикум: сравнение эксперимента и наблюдения. Оборудование и приборы, необходимые для естественнонаучного эксперимента. Этапы эксперимента: знакомство. Проведение экспериментов на предложенные темы согласно технологии эксперимента. Просмотр видеоматериалов современных естественнонаучных экспериментов.
Защита проекта: Проведение экспериментов на предложенные темы и выступление с результатами на заседании научного общества.
Список литературы
- Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
- Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
- Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.
- Ресурсы Интернет www.researcher.ru
Тематическое планирование элективного курса
Модуль 2 «Методы исследования» | ||||
5 класс | ||||
Эмпирические методы исследования | ||||
Дата | Кол-во часов | Тема | содержание | Проект |
1 (1) | Что такое эмпирические методы исследования и зачем они нужны. Наблюдение: виды, особенности. | Что такое наблюдение. Структура наблюдения. Требования к наблюдению. Процессы во время наблюдения. Описание и сравнение: особенности. Измерение: инструменты. | Проведение социолого-экологического исследования в школе: «Имеется ли у наших школьников экологическая культура?» (три группы исследований: с помощью наблюдения, анализа документов, опроса). | |
1 (2) | Изучение выбранного объекта с помощью наблюдения. Описание увиденного. | |||
2 (1) | Анализ документов: особенности. | Отбор документов. Особенности анализа документов. Требования к описанию результатов. | ||
2 (2) | Изучение выбранного объекта с помощью анализа документов. Описание результатов. | |||
3 (1) | Опрос (анкета, интервью, тест) | Виды опроса. Своеобразие анкеты, интервью, теста. Практикум по проведению анкетирования, интервью, теста. | ||
3 (2) | Изучение выбранного объекта с помощью опроса, интервью, теста. Описание результатов. | |||
4 (1) | Проведение социолого-экологического исследования в школе: «Имеется ли у наших школьников экологическая культура?» (три группы исследований: с помощью наблюдения, анализа документов, опроса). | Обеспечение условий для практического проведения трех вариантов опроса. Сравнение результатов каждого из опросов: определение эффективности каждого из опросов. | ||
4 (2) | Защита проекта (отчет о результатах исследования). | Представление проекта. | ||
6 класс | ||||
Теоретические методы исследования | ||||
1 (1) | Что такое теоретические методы исследования и зачем они нужны. Повторение эмпирических методов исследования. | Эмпирические методы исследования: повторение. Обзор теоретических методов исследования. Теоретические методы: абстрагирование, идеализация, аналогия. Особенности этих методов. | Проведение исследования на естественнонаучную тему с использованием теоретических и эмпирических методов. Комментарий целесообразности использования теоретических и эмпирических методов в исследовании. | |
1 (2) | Изучение выбранных объектов с помощью абстрагирования, идеализации и аналогии. | |||
2 (1) | Анализ и синтез: особенности. | Понятие об анализе и синтезе. Особенности анализа и синтеза. Практикум по применению анализа и синтеза. | ||
2 (2) | Изучение предложенных объектов с помощью анализа и синтеза. | |||
3 (1) | Индукция и дедукция: особенности. | Понятие об индукции и дедукции. Особенности индукции и дедукции. Практикум по применению индукции и дедукции. | ||
3 (2) | Изучение предложенных объектов с помощью индукции и дедукции. | |||
4 (1) | Изучение предложенных объектов с помощью моделирования. | Понятие о моделировании как методе теоретического исследования. Практикум по применению моделирования. | ||
4 (2) | Защита проекта. | Представление проекта. | ||
7 класс | ||||
Технология эксперимента | ||||
1 (1) | Из истории возникновения и развития метода эксперимента. | Галилео Галилей – первый экспериментатор. Известные эксперименты в истории человечества: их плюсы и минусы. | Проведение экспериментов на предложенные темы и выступление с результатами на заседании научного общества. | |
1 (2) | Поиск в источниках информации о великих экспериментаторах мира. | |||
2 (1) | Эксперимент как метод исследования: отличие от наблюдения. | Особенности эксперимента: создание специальных условий. Принципы создания специальных условий. Особенности наблюдения: происходит в естественных условиях. | ||
2 (2) | Практикум: сравнение эксперимента и наблюдения. | |||
3 (1) | Оборудование и приборы, необходимые для естественнонаучного эксперимента. | Посещение лабораторий физики, химии, биологии: изучение оборудования и приборов, с помощью которых проводятся эксперименты. Этапы эксперимента: подготовительный, проведение экспериментального исследования, обработка | ||
3 (2) | Этапы эксперимента: знакомство. Проведение экспериментов на предложенные темы согласно технологии эксперимента. | |||
4 (1) | Просмотр видеоматериалов современных естественнонаучных экспериментов. | Обсуждение и анализ увиденных материалов. | ||
4 (2) | Защита проекта. | Представление проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования
Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....
Программа элективного курса «Исследование качества пищевых продуктов»
Курс предназначен для учащихся 10(11) класса и знакомит учащихся с основами товароведения и экспертизы продовольственных товаров. Для ...
Рабочая программа элективного курса «Основы химических, методов исследования вещества» для 10 класса
Элективный курс « Основы химических, методов исследования вещества» рассчитан на 34 часа: одно занятие в неделю в течение года. Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих повыше...
Программа элективного курса "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения"
Элективный курс "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения" предлагается учащимся 9 классов, заинтересовавшимся данной темой. Занятия рассчитаны на 1 час в ...
Программа элективного курса "Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий"
Программа элективного курса расчитана на ведение курса в 7-8 классах. Прграмма выполнена в соавторстве учителями Капитоновой Н.А. и Тамалинцевой С.П....
Программа элективного курса «Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работ...