Программа элективного курса "Лингвостилистический анализ текста"
рабочая программа (10 класс) по теме
Программа элективного курса " Лингвостилистический анализ текста" предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 века. Предлагаемый курс поможет обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся . Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса под редакцией О. М. Янютиной, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса « Лингвостилистический анализ текста» предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 веков. Предлагаемый курс поможет обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса под редакцией О. М. Янютиной из расчета 1 час в неделю. 34 часа в год.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ лингвостилистического анализа текста художественного произведения. В процессе преподавания русского языка и литературы приобретает большое значение лингвостилистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых факторов.
Основные задачи курса
- изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств,
-выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении,
Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема-идея-материал действительности- языковой материал- сюжет- композиция- естественный ряд-образ автора.
Основные приемы лингвостилистического анализа текста являются:
- семантико-стилистический анализ,
-сопоставительно-стилистический анализ,
-лингвостилистический эксперимент.
- лингвистический комментарий.
Данные приемы связаны между собой и выступают в различных комбинациях. Главным в данном анализе- исследовать текст как языковое целое.
Основные аспекты курса:
- лингвостилистический аспект, который помимо углубления и расширения знаний, умений , навыков помогает учащимся свободно владеть всеми видами речевой деятельности,
-коммуникативный аспект, который способствует повышению культуры устной и письменной речи учащихся,
- нравственный аспект, который помогает формированию самосознания, духовного здоровья учащихся, воспитанию культурного, образованного человека.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (10 класс 34 часа)
Введение-2 часа
Понятие лингвостилистического анализа текста. Лингвистическая и стилистическая составляющие текста.
Поэзия 19 века-22 часа.
А. С. Грибоедов – 1 час -«Горе от ума»
А. С. Пушкин -5 часов- « Я вас любил», «Пора, мой друг, пора!», «Зимнее утро», «Туча», «Я памятник себе воздвиг»
А. А. Дельвиг- 2 часа: «Вдохновение», «Сон».
Е. А. Баратынский- 2 часа: «Весна», «Весна, весна, как воздух чист!»
А. Н. Апухтин- 1 час: «Опять в моей душе тревоги и мечты»
М. Ю. Лермонтов- 5 часов: «Парус», На севере диком..», «Прощай, немытая Россия», «К***», «Смерть Поэта».
А. А. Фет-2 часа: « Учись у них- у дуба, у березы», «Ласточки пропали»
А. Н. Майков-2 часа: «Дума», «Осенние листья по ветру кружат»
Н. А. Некрасов-1 час: « Пророк»
А. В. Кольцов- 1 час: «Где вы, дни мои..»
Проза 19 века-10 часов
А. С. Пушкин-2 часа: «Повести Белкина», «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь- 1 час: «Вий»
И. С. Тургенев-1 час: «Стихотворения в прозе»
В. Ф. Одоевский- 1 час: «4338-й год. Петербургские письма»
А. Ф. Писемский-1 час: « Питершик»
М. Е. Салтыков- Щедрин-1 час: « Господа Головлевы»
Л. Н. Толстой- 2 часа: рассказы 50-х годов, «Война и мир»
А. П. Чехов – 1 час: «Устрицы»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО заместитель директора по директор школы словесников учебно-воспитательной _______Наймушина Н. Е. протокол №____от_____2012_г работе «_____»______2012__г. Руководитель ШМО «_____»______2012__г.
_________Гудыма С. А. ________ Кузнецова З. И.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
ДЛЯ 10 КЛАССА
УЧИТЕЛЬ : ГУДЫМА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
2012 год
Литература для учителя.
1.Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: книга для учителя.-М.: Прсвещение,2002.
2. Геймбух Е. Ю. Языковая личность и характер.// Рявш.-№1.-1999.
3. Горшков А. И. Русская словесность. 10-11 классы.- М.: Дрофа,2000.
4. Грязнова А. Т. Лингвостилистический анализ стихотворения// Рявш.-№1.-2001.- Лингвостилистический анализ повести// Рявш.-№2.- 1999.
5. Гулак А. Т. О стилистике романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»// Рявш.- №3.- 1999.-Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»// Рявш.- №4.- 1998.
6.Нарушевич А. Г. Мотив превращения и языковые средства его воплощения в повести Н. В. Гоголя «Вий» // Рявш.- №3.- 2001.
7. Основина Г. А. О взаимодействии заглавия и текста// Рявш.-№4.- 20004.
8. Серебрянная И. Б. Поэтический язык А. С. Пушкина в зеркале русской критики// Рявш.- №3.- 1999.
9. Степанов А. В. Модальная рама Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы»// Рявш.- №6.-2000.
Литература для учащихся.
1.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.- М.: Просвещение,2002.
2 Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика.- М.: Просвещение,1978.
3. Горшков А. И. Русская словесность.10-11 классы- М.: Дрофа, 2000.
4. Золотова Г. А. Русский язык. От системы к тексту.10 класс.-М .: Дрофа , 2002.
5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка .- М.: Просвещение, 1983.
6. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка 10-11 классы.- М.: Дрофа, 1998.
7. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста.-М.: Прсвещение,2002.
« Согласовано»
Зам.директора по УВР
__________________
«____»______2012___г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий курса «Лингвостилистический анализ текста» 10 класс
Классы : 10 Учитель: ГУДЫМА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА Количество часов: в году- 34, в неделю- 1 час Планирование составлено на основе рабочей программы курса по русскому языку « Лингвостилистический анализ текста для 10 класса» учителя.
Дополнительная литература: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.- М.: Просвещение,2002.; Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика.- М.: Просвещение,1978.; Горшков А. И. Русская словесность.10-11 классы- М.: Дрофа, 2000.; Золотова Г. А. Русский язык. От системы к тексту.10 класс.-М .: Дрофа , 2002.; Кожина М. Н. Стилистика русского языка .- М.: Просвещение, 1983.; Солганик Г. Я. Стилистика русского языка 10-11 классы.- М.: Дрофа, 1998.; Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста.-М.: Прсвещение,2002.
№ заня тий | Тема занятия | Кол-во часов по разделу и теме | Дата | Кор- Рек- Тиро- вка даты |
Введение | 2 | |||
1 | Понятие лингвостилистического анализа текста. Сущность лингвистического анализа | 1 | ||
2 | Сущность стилистического анализа текста | 1 | ||
Поэзия 19 века | 22 | |||
3 | « Горе от ума». Сопоставление языковой личности и характеров героев. Соединение различных пластов языка в речи героев. | 1 | ||
4 | А . С. Пушкин « Я вас любил». Поэтизмы традиционной стихотворной лексики. | 1 | ||
5 | « Пора, мой друг, пора». Словесные ряды в стихотворении, Многозначность языковых средств | 1 | ||
6 | « Зимнее утро». Языковые трудности и отступления | 1 | ||
7 | « Туча». Особенности структуры стихотворения | 1 | ||
8 | « Я памятник». Особенности лексики стихотворения | 1 | ||
9 | « Вдохновение», лексико-фонетические архаизмы. | 1 | ||
10 | « Сон». Фольклорная стилизация, принцип параллелизма | 1 | ||
11 | Е. А. Баратынский. «Весна», Своеобразие лексического состава стихотворения | 1 | ||
12 | «Весна! Весна!Как воздух чист» , своеобразие жанра песнопение | 1 | ||
13 | А. Н. Апухтин, «Опять в моей душе», двуплановость звукового воплощения образа, диалогичность стихотворения | 1 | ||
14 | М. Ю. Лермонтов. «Парус», топы и фигуры в стихотворении | 1 | ||
15 | «На севере диком», поэтические перифразы, оригинальность строф | 1 | ||
16 | « Прощай, немытая Россия», лексико-фонетические архаизмы. | 1 | ||
17 | «К***», лексические особенность речи | 1 | ||
18 | « Смерть Поэта»,Роль эмоционально-экспрессивной окрашенности слова | 1 | ||
19 | А. А. Фет. «Учись у них», язык как средство воспитания чувства художественного слова | 1 | ||
20 | «Ласточки пропали», Ритмико-мелодическая и интонационная структура произведения | 1 | ||
21 | А. Н. Майков, «Дума», живопись поэтического слова | 1 | ||
22 | «Осенние листья», последовательная реализация противопоставления в стихотворении | 1 | ||
23 | Н. А. Некрасов, «Пророк», Употребление архаизмов в стихотворении | 1 | ||
24 | А. В. Кольцов, «Где вы, дни мои», музыкальная экспрессивность, ритмическая организация в стихотворении | 1 | ||
Проза 19 века | 10 | |||
25 26 | А. С. Пушкин, «Повести Белкина», деление слов, бытовой и литературный стили, характеристика языковой личности «Капитанская дочка»,своеобразие стилистической организации произведения | 1 1 | ||
27 | Н. В. Гоголь, «Вий», мотив превращений и языковые средства его воплощения | 1 | ||
28 | И. С. Тургенев, «Стих-я в прозе», контекст, текст и проблемы экспрессивности» | 1 | ||
29 | В. Ф. Одоевский, «Петербургские письма», своеобразие жанра | 1 | ||
30 31 | А. Ф. Писемский, «Питерщик», языковое своеобразие Л. Н. Толстой, рассказы 50-х, стилистико-речевые краски юного воина | 1 1 | ||
32 | «Война и мир», Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе | 1 | ||
33 34 | М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы», модальная рама писателя А. П. Чехов, «Устрицы», взаимодействие заглавия и текста | 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс
Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)
Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет спос...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...
Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"
Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А. МОУ «СОШ с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс
Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...