Программа элективного курса "Лингвостилистический анализ текста"
рабочая программа (10 класс) по теме

Гудыма Светлана Анатольевна

Программа элективного курса " Лингвостилистический анализ текста" предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 века. Предлагаемый курс  поможет обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся . Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса под редакцией О. М.  Янютиной, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ        ЗАПИСКА

Программа курса « Лингвостилистический анализ текста» предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 веков. Предлагаемый курс поможет обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся.  Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса под редакцией  О. М. Янютиной  из расчета 1 час в неделю. 34 часа в год.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ лингвостилистического анализа текста художественного произведения. В процессе преподавания русского языка и литературы приобретает большое значение лингвостилистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых факторов.

Основные задачи курса

- изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств,

-выявление и  объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении,

Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема-идея-материал действительности- языковой материал- сюжет- композиция- естественный ряд-образ автора.

Основные приемы лингвостилистического анализа текста являются:

- семантико-стилистический анализ,

-сопоставительно-стилистический анализ,

-лингвостилистический эксперимент.

- лингвистический комментарий.

Данные приемы связаны между собой и выступают в различных комбинациях. Главным в данном анализе- исследовать текст как языковое целое.

Основные аспекты курса:

-  лингвостилистический аспект, который помимо углубления и расширения знаний, умений , навыков помогает учащимся свободно владеть всеми видами речевой деятельности,

-коммуникативный аспект,  который способствует повышению культуры устной и письменной речи учащихся,

- нравственный аспект, который помогает формированию самосознания, духовного здоровья учащихся, воспитанию культурного, образованного человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (10 класс 34 часа)

Введение-2 часа

Понятие лингвостилистического анализа текста. Лингвистическая и стилистическая составляющие текста.

Поэзия 19 века-22 часа.

А. С. Грибоедов – 1 час -«Горе от ума»

А. С. Пушкин -5 часов- « Я вас любил», «Пора, мой друг, пора!», «Зимнее утро», «Туча», «Я памятник себе воздвиг»

А. А. Дельвиг- 2 часа: «Вдохновение», «Сон».

Е. А. Баратынский- 2 часа: «Весна», «Весна, весна, как воздух чист!»

А. Н. Апухтин- 1 час: «Опять в моей душе тревоги и мечты»

М. Ю. Лермонтов- 5 часов: «Парус», На севере диком..», «Прощай, немытая Россия», «К***», «Смерть Поэта».

А. А. Фет-2 часа: « Учись у них- у дуба, у березы», «Ласточки пропали»

А. Н. Майков-2 часа: «Дума», «Осенние листья по ветру кружат»

Н. А. Некрасов-1 час: « Пророк»

А. В. Кольцов- 1 час: «Где вы, дни мои..»

Проза 19 века-10 часов

 А. С. Пушкин-2 часа: «Повести Белкина», «Капитанская дочка»

Н. В. Гоголь- 1 час: «Вий»

И. С. Тургенев-1 час: «Стихотворения в прозе»

В. Ф. Одоевский- 1 час: «4338-й год. Петербургские письма»

А. Ф. Писемский-1 час: « Питершик»

М. Е. Салтыков- Щедрин-1 час: « Господа Головлевы»

Л. Н. Толстой- 2 часа: рассказы 50-х годов, «Война и мир»

А. П. Чехов – 1 час: «Устрицы»  

РАССМОТРЕНО                                       СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ                                                      на заседании ШМО                           заместитель директора по                                директор школы             словесников                                        учебно-воспитательной                        _______Наймушина Н. Е.  протокол №____от_____2012_г          работе                                                        «_____»______2012__г. Руководитель ШМО                          «_____»______2012__г.          

_________Гудыма С. А.                   ________ Кузнецова З. И.

                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                   ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

                     С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

                                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА

             «ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

                                                       ДЛЯ  10   КЛАССА

               

       

                УЧИТЕЛЬ  :      ГУДЫМА СВЕТЛАНА  АНАТОЛЬЕВНА

                                              2012 год

Литература для учителя.

1.Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: книга для учителя.-М.: Прсвещение,2002.

2. Геймбух Е. Ю. Языковая личность и характер.// Рявш.-№1.-1999.

3. Горшков А. И.  Русская словесность. 10-11 классы.- М.: Дрофа,2000.

4. Грязнова А. Т. Лингвостилистический анализ стихотворения// Рявш.-№1.-2001.- Лингвостилистический анализ повести// Рявш.-№2.- 1999.

5. Гулак А. Т. О стилистике романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»// Рявш.- №3.- 1999.-Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»// Рявш.- №4.- 1998.

6.Нарушевич А. Г. Мотив превращения и языковые средства его воплощения в повести Н. В. Гоголя «Вий» // Рявш.- №3.- 2001.

7. Основина Г. А. О взаимодействии заглавия и текста// Рявш.-№4.- 20004.

8. Серебрянная И. Б. Поэтический язык А. С. Пушкина в зеркале русской критики// Рявш.- №3.- 1999.

9. Степанов А. В. Модальная рама Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы»// Рявш.- №6.-2000.

Литература для учащихся.

1.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.- М.: Просвещение,2002.

2 Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика.- М.: Просвещение,1978.

3. Горшков А. И. Русская словесность.10-11 классы- М.: Дрофа, 2000.

4. Золотова Г. А. Русский язык. От системы к тексту.10 класс.-М .:  Дрофа , 2002.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка .- М.: Просвещение, 1983.

6. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка 10-11 классы.- М.: Дрофа, 1998.

7.  Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста.-М.: Прсвещение,2002.

         « Согласовано»

Зам.директора по УВР

__________________

«____»______2012___г

                         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                    занятий  курса «Лингвостилистический анализ текста»  10 класс

Классы : 10                                                                                                                                                          Учитель:    ГУДЫМА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА                                                                                                   Количество часов: в году- 34, в неделю- 1  час                                                                                            Планирование составлено на основе рабочей программы  курса по русскому языку « Лингвостилистический анализ текста для 10 класса»  учителя.

Дополнительная литература: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.- М.: Просвещение,2002.;  Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика.- М.: Просвещение,1978.;  Горшков А. И. Русская словесность.10-11 классы- М.: Дрофа, 2000.;  Золотова Г. А. Русский язык. От системы к тексту.10 класс.-М .:  Дрофа , 2002.;   Кожина М. Н. Стилистика русского языка .- М.: Просвещение, 1983.;  Солганик Г. Я. Стилистика русского языка 10-11 классы.- М.: Дрофа, 1998.;  Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста.-М.: Прсвещение,2002.

№  заня

тий

Тема занятия

Кол-во часов

 по

разделу и теме

Дата

Кор-

Рек-

Тиро-

вка даты

Введение

2

1

Понятие лингвостилистического анализа текста. Сущность лингвистического анализа

1

2

Сущность стилистического анализа текста

1

Поэзия 19 века

22

3

« Горе от ума». Сопоставление языковой личности и характеров героев. Соединение различных пластов языка в речи героев.

1

4

 А . С. Пушкин « Я вас  любил».  Поэтизмы традиционной стихотворной лексики.

1

5

 « Пора, мой друг, пора». Словесные ряды в стихотворении, Многозначность языковых средств

1

6

« Зимнее утро». Языковые трудности и отступления

1

7

 « Туча». Особенности структуры стихотворения

1

8

« Я памятник».  Особенности лексики стихотворения

1

9

« Вдохновение»,  лексико-фонетические архаизмы.

1

10

 « Сон». Фольклорная стилизация, принцип параллелизма

1

11

Е. А. Баратынский. «Весна», Своеобразие лексического состава стихотворения

1

12

«Весна! Весна!Как воздух чист» , своеобразие жанра песнопение

1

13

А. Н. Апухтин, «Опять в моей душе», двуплановость звукового воплощения образа, диалогичность стихотворения

1

14

 М. Ю. Лермонтов. «Парус»,  топы и фигуры в стихотворении

1

15

 «На севере диком», поэтические перифразы, оригинальность строф

1

16

« Прощай, немытая Россия», лексико-фонетические  архаизмы.

1

17

 «К***», лексические особенность речи

1

18

« Смерть Поэта»,Роль эмоционально-экспрессивной окрашенности слова

1

19

А. А. Фет. «Учись у них», язык как средство воспитания чувства художественного слова

1

20

«Ласточки пропали», Ритмико-мелодическая и интонационная структура произведения

1

21

А. Н. Майков, «Дума», живопись поэтического слова

1

22

 «Осенние листья», последовательная реализация противопоставления в стихотворении

1

23

 Н. А. Некрасов, «Пророк», Употребление архаизмов в стихотворении

1

24

А. В. Кольцов, «Где вы, дни мои», музыкальная экспрессивность, ритмическая организация в стихотворении

1

 Проза 19 века

10

25

26

А. С. Пушкин, «Повести Белкина», деление слов, бытовой и литературный стили, характеристика языковой личности

«Капитанская дочка»,своеобразие стилистической организации произведения

1

1

27

 Н. В. Гоголь, «Вий», мотив превращений и языковые средства его воплощения

1

28

 И. С. Тургенев, «Стих-я в прозе», контекст, текст и проблемы экспрессивности»

1

29

В. Ф. Одоевский, «Петербургские письма», своеобразие жанра

1

30

31

 А. Ф. Писемский, «Питерщик», языковое своеобразие

Л. Н. Толстой, рассказы 50-х, стилистико-речевые краски юного воина

1

1

32

«Война и мир», Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе

1

33

34

М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы», модальная рама писателя

А. П. Чехов, «Устрицы», взаимодействие заглавия и текста

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс

Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)

Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет спос...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...