Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта
рабочая программа (5 класс) по теме

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma7-8_vida3.docx82.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Департамент образования города Москвы  

                                      Северо-Восточное окружное управление образования

                            Центр психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток»

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                               

                                                                                                                 

                                                                   Рабочая

          коррекционно-развивающая программа по русскому языку

                 для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта

        Составлено на основе программы коррекционо-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта под редакцией  И.М. Бгажноковой.

                                                                                            Составитель программы:

                                                                                 педагог дополнительного образования

                                                                                 по русскому языку   Егорова Е.И.

Принято

методическим объединением

«Северо-Восток»

Протокол №1 от       2011 г.                                                    

                                                                                                             Москва, 2011

                                                                Пояснительная записка

     Актуальность работы

     В настоящее время на коррекционно-развивающие занятия по русскому языку обращаются родители, чьи дети обучаются в школах VIII вида с нарушением интеллекта, в основном 4-6 классы.  Коррекционно-развивающие занятия в условиях ЦПМСС особо актуальны, т.к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предмету. Требования по русскому языку постоянно растут, вместе с тем стремительно увеличивается число детей, знания, умения и навыки которых не соответствуют этим требованиям. Детям, имеющим отклонения в развитии,  к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения языку детей с различными нарушениями.         Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы по русскому языку, которая будет отвечать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой проблемой.

Цель работы – коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта умеренной степени  в условиях ЦПМСС направлена на овладения этими  учащимися знаний, умений и навыков по первому  базовому уровню, с учетом возможностей ребенка, носит коммуникативную направленность.

Задачи.

  Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы, взаимосвязаны и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:

Обучающие и коррекционно-развивающие:

 1. Продолжать работу над развитием фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.

2. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

3.Продолжить формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании,

- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесным указанием педагога,

- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

4. Продолжать формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.

5.Формирование учебной мотивации, интереса к родному языку.

6. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

7.Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика и его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного в начальной школе, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

8. Формирование соответствующих возрасту, возможностей  и развитию общеинтеллектуальных  умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки и др.)

Воспитывающие:

-Формирование социально-нравственного поведения учащихся:

* осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.),

* осознание необходимости самоконтроля.

- Эстетическое и экологическое воспитание.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

*  принцип соблюдения интересов ученика. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ребенка;

* онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических  особенностей учеников, характера  имеющихся нарушений, развитие моторных возможностей (кинетических и кинестетических) как онтогенетически  наиболее ранних базовых составляющих психического развития;

 *  принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с различными возможностями здоровья,  нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие  и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

* принцип деятельностного  подхода предусматривает  формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений;

* принцип развивающей направленности обучения;

* принцип наглядности  и занимательности обучения;

* принцип  доступности обучения;

*принцип игровой деятельности, использование  дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

* каждое последующее занятие включает в себя задачи предшествующего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

* диагностическая,

* коррекционно-развивающая,

* консультативная,

* информационно - просветительская.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

*словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

* практические методы: упражнения, творческие задания, списывание, диктант, перфокарта и др.

Методы по степени активности познавательной деятельности:

  1. репродуктивные,
  2. проблемно-поисковые.

Методы организации деятельности и опыта поведения:

  1. поручение,
  2. упражнение,
  3. приучение,
  4. оценивание,
  5. создание воспитывающей ситуации.

       

   

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся   4 – 6 классов, имеющих интеллектуальные нарушения умеренной степени,  составлена на основе  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:      0 – 4 классы. Русский язык  / Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, авторы-составители: А.К. Аксенова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлева и др., 3-е издание, исправленное -  М.: Просвещение, 2011;    5 – 9 классы. Русский язык /  Под редакцией И.М. Бгажноковой, авторы-составители:  А.К.Аксенова, А.П. Антропов, И.М. Бгажнокова и др.,  4-е издание, исправленное и дополненное  – М.: Просвещение, 2010. ;                                                                    «Коррекционно- развивающее обучение: Начальные классы/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова, С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная Пресса, 2004.;   Примерной  основной  образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа/ составитель Е.С. Савинов,  3-е издание. – М.: Просвещение, 2011.-  (Стандарты нового поколения). – Программа коррекционной работы, стр. 164 -172.                  

    Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование  активной самостоятельной  позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.

   Методологическую основу Рабочей программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое  развитие ребенка с нарушением интеллекта,  ЗПР, ЗРР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой,  Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др.  и практической значимости коррекционно- развивающего обучения детей , имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, ЗРР, социально-педагогической запущенностью. Руководствовались следующими положениями:

  1. положениями Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта в организации всех форм психической жизни;
  2. принципом единства законов развития нормального и аномального ребенка (Т.А.Власова, Л.С. Выготский, Г.М.Дульнов и др.);
  3. представлениями об уровневой организации психики (Л.М. Беккер,Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, о.С. Никольская);
  4. положениями коррекционно-развивающего обучения практической направленности  (С.Г. Шевченко, И.М. Бгажнокова, Е.А.Стребелева и др.);
  5. о нарушении в развитии  процессов восприятия  (К.И. Версесоцкая, Р.Я.Журавлева, М.В.Зверева и др.);
  6.  о нарушении  в развитии процессов  мышления (Г.М. Дульнев, Ю.Т. Матасов, Б.И. Пинский т.А. Процко и др.);
  7.  о нарушении в развитии процессов памяти ( И.В.Беляева, А.В. Григонис, Л.В.Занков В.А. Сумарокова и др.);
  8. о нарушении в развитии процессов речи ( А.Г. Ермилова, Р.К. Луцкина, В.Г.Петрова, В.А.Турский, В.И. Лубовский  и др.)

   «Необходимым условием адекватного речевого и интеллектуального развития  и успешности всего обучения является понимание речи, -    В.И.Лубовский. У детей с первичным нарушением интеллекта четко проявляется нарушение импрессивной речи, хотя и в собственной речи отличается недоразвитие всех ее сторон».

   На занятиях  коррекционно-развивающего обучения русскому языку учащихся,  имеющих отклонения в развитии, развитию речи необходимо уделять особое внимание. Решение этой основной задачи осложняется своеобразием самой речевой деятельности,  ее особой спецификой в учебном процессе  (Б.Г. Ананьев, Д.Н.Богоявленский, С.Ф. Жуйков,  Л.В.Занков, Т.С. Ладыженская, М.В. Львов,  Л.К. Назаров и др.)   Поэтому в реализации Рабочей программы лежит коммуникативная направленность.

Формы проведения занятий:

  1. индивидуальные занятия (для детей с интеллектуальным нарушением умеренной степени);
  2. групповые занятия (для детей с ЗПР, ЗРР,  ОВЗ - ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогической запущенностью) по 2 - 4 ученика.

Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.

Продолжительность и регулярность занятий:                                                                            

    Рабочая коррекционно- развивающая программа по русскому для учащихся с нарушение интеллекта умеренной степени  в условиях  ЦПМСС рассчитана на 36 часов.                              Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут  с 3 – 5   минутной релаксацией, физминутками.

   Дети с различными нарушениями развития должны выполнять доступные им по интеллектуальным возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации, предлагаемые в ходе различных моментов занятия.

  Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала по предмету в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий, интерес к  родному русскому языку.

                                         

                                                    Предполагаемый результат

                     Основные знания, умения и навыки учащихся    4 класс

Дети с ЗПР, ЗРР, ОВР,  с социально - педагогической запущенностью к концу начального обучения должны уметь:

  1. списывать с печатного текста 5-6 предложений (55-60 слов);
  2. писать под диктовку текст в 70 -80 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
  3. писать изложение небольшого текста, давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, школе;
  4. восстанавливать деформированные предложения,  составлять предложения из заданных слов;
  5. различать и называть согласные и гласные звуки,  гласные ударные и безударные, дифференцировать согласные, соотносить количество букв и звуков в слове;
  6. делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
  7. различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения, уметь их характеризовать, используя памятки;
  8. разбирать слова по составу, ясные по структуре, используя памятки;
  9. различать предложение и слово, предложения по интонации;
  10. выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом и двусоставном предложении;
  11.  устанавливать связь между словами в предложении, находить в простом предложении однородные члены;
  12. работать с учебником, пользоваться словарем, памятками, образцами, таблицами.

Дети с  интеллектуальными нарушениями умеренной степени должны уметь:

  1. списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим  проговариванием;
  2. писать под диктовку текст, включающий слова  с изученными орфограммами (25-30 слов);
  3. различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, дифференцировать согласные;
  4. делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  5. с помощью вопросов различать и подбирать слова различных категорий  (название предметов, действий и признаков);
  6. составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  7. делить текст на предложения;
  8. выделять тему текста (о чем идет речь), озаглавливать текст.

     Таким образом, в данном  календарно-тематическом планировании представлена определенная последовательность коррекционно-развивающих занятий, направленная на активизацию и формирование основных знаний, умений и навыков по русскому языку.

Примерное календарно – тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий  по русскому языку для учащихся    4 класса, имеющих интеллектуальные нарушения умеренной степени  

                                                                                                                                   36 часов

№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

Коррекционная направленность

Оборудование

Количество

  часов,       месяц

1.  

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

       

34.

35.

36.

 Первичная

 диагностика. 

Выявление знаний, умений и навыков. Диагностическая

работа № 1.

Диагностический диктант.

Работа над ошибками.

Повторение, закрепление  изученного.

Повторение, закрепление изученного  

в 3 классе.

Звуки и буквы.

Предложение.

Предложения

по цели

высказывания.

Слог. Деление

слов на слоги.

Перенос части

слова на письме.

Словарные

 слова на букву Э.

Общее понятие

о членах

предложения.

Главные члены предложения:

подлежащее и сказуемое.

Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Развитие речи. Временные понятия: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Звонкие и глухие согласные на конце слов. Обозначение их на письме буквами. Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова.

Ударные и безударные гласные слоги. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

Проверочные слова. Проверка безударных гласных в двусложных словах.

Разделительный мягкий знак.

Сопоставление мягкого знака разделит.  и мягкого знака – показателя мягкости согласных.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Перенос слов с удвоенными согласными.

Слова, обозначающие предметы.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, названий населенных пунктов.

Промежуточная  диагностика.

Слова, обозначающие действия предметов.

Слова, обозначающие признаки предметов.

Предлоги.

Правописание предлогов.

Корень слова.

Однокоренные

слова.

Распознавание проверяемых  и

проверочных слов.

Проверка безударных гласных в корне

слова.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне  слова.

Закрепление изученного материала.

«Веселая грамматика».

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Связь слов в предложении.

Разбор предложения по членам предлож.

Обобщение знаний о звуках и буквах, делении слов на слоги.

Ударение.

Алфавит.

Закрепление

правописания слов с безударными гласными и парными согласными

в корне слова.

Развитие речи.

Составление текста по

сюжетным картинкам

«Весна пришла».

Закрепление

изученного.

Слова, обозначающие предмет.

Слова, обозначающие признак предмета.

Слова, обозначающие действия предмета.

Итоговая диагностическая

работа.

Итоговое

занятие.

 Беседа.

Проверка техники чтения,

понимание прочитанного, пересказ. Списывание печатного

текста с заданием: определить

 звукобуквенный состав слова, поставить ударение, разделить слова на слоги и пр.  

Сочетание ЧК-ЧН. Алфавит.

Ударение в двусложных и трехсложных словах. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных  на письме буквами и, е, ё, ю, я и ь. Картинный словарный диктант. Упражнение в списывании деформированного текста.

Правописание  жи-ши, ча-ща, чу – щу.

Знаки препинания в конце предложения.  Развитие речи. Списывание предложений с доски, выбрав и поставив нужный знак.

   

Словарный диктант. Каллиграфическая минутка: прописывание слов на букву Э. Объяснительный диктант.

Словарные слова

в загадках.

Работа у доски: запись предложений, нахождение в них основы, графическое  подчеркивание, составление схем.

Запись слов с мягким знаком на конце и в середине.  Дидактическая игра «Запиши мягкий знак».

 Работа с деформированным текстом. Определение темы текста, озаглавливание текста.

Комментированное письмо.

Работа с памяткой: парный согласный на конце и в середине слова, способ проверки, упражнения по образцу. Использование  дидактич. и занимательного материала.

Составление предложений по

картине «Городской

транспорт».

Упражнения на выделение ударной гласной.

Словарная работа.

Правила переноса слов. Списывание текста с графич. обозначением безударной гласной.

Работа по образцу, опорной таблице:

«Подбери проверочное слово».

Словарь в загадках:

мягкий  знак на конце и в середине слова, перенос этих слов.  Работа с учебником, по опорной  таблице:

запись слов с разделит. Ь. деление их  на слоги. Комментиров.

письмо, списывание.

 Составление предложений по теме «Моя семья», «Мои друзья».

Упражнения в написании слов с удвоенными согласными, перенос этих слов.

Слуховой диктант.

Составление диалога «Дорога в школу».

Упражнения в правописании слов с разделительным мягким знаком.

Фонетический разбор слов типа: кольцо, семья.

Работа со словами, обозначающими живые и неживые предметы.

Работа с текстом.

Списывание, графическое обозначение слов, обозначающих предметы.

Упражнения в правописании заглавной буквы в именах собственных,

дидиактические игры, занимат. задания, комментированное письмо.

Развитие речи.

«Зимние забавы».

Проверочный диктант с грамматическим заданием.

Упражнения в правописании

слов

 с безударной гласной.

Дидактич.

задания.

Списывание

текста: найти слова,

обозначающие предметы,

слова, обознач.

действия по вопросам: что делать? что сделать?

Словарь слов

 по теме «Мебель».

Дидактические

игры, упражн.на изуч.орфограммы.

Определение признаков предмета по вопросам какой?, какая?,

какое?, какие?

Выделение из предложения

 слов по вопросам.

Работа с деформирован.

текстом: распространение

предложений словами-признаками.

Словарная работа:

подбор слов противоположн.

по значению, использовать

слова

различных

категорий.

Упр. в

раздельном написании предлогов  в, на,

с, за, до, без,

около, перед со

словами.

Развитие речи.

«Мой дом.

адрес»,

Работа в

тетради.

Каллиграфич.

минутки.

Словарная

работа.

Составление цепочки

однокор.

слов.

Упр-ния в

подборе и проверки безуд.

гласных в корне

слова.

Дидактич.игры,

занимат.

материал, комментиров.

письмо, объяснит.

диктант.

Развитие речи.

Составление рассказа по

картине «Зима».

Словарный

диктант.

Упражнения в проверке парных

звонких и

глухих согл.

в корне слова.

Работа с учебником.

Дидактич. игры,, занимат. задания.

Зрительный диктант.

Работа по закреплению

изученных

орфограмм, проводится

 в виде игрового занимательного

материала:

загадки, ребусы,

кроссворды и т.п.

Списывание  печатного

текста, работа по содержанию,

пересказ. Разбор предложений, установление

связи слов в предл.

по  вопросам, подчеркивание главных членов предложения.

Фонетический разбор слов.

Деление слов на слоги, постановка ударения.

Заучивание алфавита, его применение в жизни.Упр. в записи словарных слов в алфавитном порядке.

Выполнение упражнений под контролем учителя.

Рассматривание картинок, выявление основных

признаков весны,

озаглавливание, составление предложения, запись его комментир.,

составление

текста из отдельных

предложений, прочитывание, проверка.

Контрольное списывание, словарный диктант.

Контрольный диктант с грамматическим

заданием.

Работа над ошибками.

Рекомендации на лето.

Проверка состояния

связной речи, мыслительных

операций,

памяти,  внимания,

учебной мотивации, знание правил,

орфографич., каллиграфич. навыков.

Формирование социально-нравственного поведения на занятиях,

правил общения.

Восполнение пробелов.

Развивать

умение делить слова на слоги, выделять ударный слог, давать характеристику согласным и гласным звукам. Формировать самоконтроль, внимание, зрительное и слуховое восприятие, каллиграфич. навыки.

Формировать навык письма

слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные. Учить

составлению предложений разных по цели высказывания  по тематической картине  «Осень» (устно), записывать эти предложения с нужным в конце знаком (точка, !, ? знаки).  

Формирование временных понятий

(времена года).

Развивать

умение делить слова на слоги. Правильно переносить

слова с одной строчки на другую.

 Формирование

умения найти главные слова в предложении, правильно задать вопросы, запоминать название главных членов предложения, подлежащее подчеркивать одной чертой, сказуемое двумя.

Формирование написание слов с мягким знаком

на конце и в середине слова.

Развитие внимания, запоминания, речи,

обогащение словарного запаса, познавательной активности.

Развитие

умения проверять парный согласный на конце и в середине слова, уметь находить и поверять орфограмму.

Формирование коммуникат. навыков, обогащение словаря.

Наблюдение за одинаковым написанием ударной

гласной в группе слов-

«родствен-

ников»,

учить умению работать с таблицей, подбирать проверочные слова, изменяя форму слова, графич. обозначению орфограмм, обогащать

словарь и пр.

Формирование

познават. активности,

каллиграф. навыков,

развивать

умение слышать, правильно произносить и записывать слова с разделит.Ь перед гласными е, ё, и, ю,я.,

правильно переносить эти слова, сопоставлять слова с мягким знаком – показателем мягкости согл.

Развитие коммуникат. способностей, самоконтроля, внимания, памяти, речевых навыков.

Закреплять правописание слов с разделит. Ь, формировать умение по памятке, ленте букв выполнять фонетический разбор слов.

Различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Развитие познават. активности,

интеллекта.

Формирование умение распознавать,

слышать, запоминать, записывать имена собственные.

Развитие коммуникат. способностей, речи, познават. активности, самостоятельности и др.

Учить умению записывать текст под диктовку,

уметь проверять написанное, развитие самоконтроля.

Учить умению

распознавать на слух,  по вопросу,

находить слова -предметы, слова-действия в тексте, понимать их

значение. Формировать

коммуникат.

навыки.

Формирование

умения

 различать

слова-признаки

по вопросам,

формировать

понятия цвет,

 форма,

 величина,

материал,

вкус и пр., угадывание

предмета по его признакам.

Обогащение словаря.

Обогащать словарный

запас, формиров. каллиграф.

навыков, учить умению

 различать

предлоги и

 писать их раздельно.

Запоминание

дом. адреса, правильная

запись имен собств.

Формирование умения

 составлять цепочку однокор.

слов, одинак.

написание корней, графич. их выделение.

Развивать умение

правильно записывать

слова с безуд. гласной.

Развитие внимании я, памяти при заучивании

Правила,

орфогр. зоркости, самоконтроля.

Развивать речевые навыки, навыки каллигр. письма.

Формирование

самоконтроля,

внимания,орфогр.

зоркости,

развивать умение

находить

проверочное слово, объяснять

орфогр. с опорой

на таблицу, заучить правило.

Развивать

речевую  активность, прививать

интерес к языку.

Формирование коммуникат.

навыков,

развитие логич. мышления, внимания,

самостоят.,

 памяти, положит. мотивации,

интереса к предмету.

Учить умению

отмечать главное в тексте, устанавливать

связи слов в предложениях,

находить подлежащее

и сказуемое.

Развитие

внимания, орфограф.

зоркости, самоконтроля.

Закрепление полученных навыков,

Развитие познавательных способностей, памяти.

Развитие устной и письменной речи.

Формирование

мыслит. деятельности, умение записывать свои мысли правильно.

Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа с использованием опорных

таблиц,

памяток.

Школьная

доска, письменные принадлежн.,  цветные карандаши,

тексты для проверки

техники чтения.

Лента букв,

 веер согласных и гласных  букв, цветные карандаши.

Таблица «Пиши правильно».

«Сборник упражнений по рус.языку . 2 класс» Т.В. Шкляровой.

Картинный словарь.

Школьная

доска, цветные карандаши,

картина

«Осень»,

календарь, письменные принадлежности.

Словарь печатных слов, картинный словарь.

«Сборник упражнений по рус.языку Т.В. Шкляровой», письм.

принадлежности.

Школьная

 доска,  цветные мелки, письм. принадл.

Таблица «Главные

 члены предложения».

Школьная доска, цветные мелки, календарь, циферблат, часы:

электронные,

механические.

Раздаточные таблицы «Правописание

парных звонких и глухих согласных»,

памятки, письм. принадл.,картина

«Городской транспорт».

Школьная доска, цветн. мелки,

школьн. принадл.,

цветные карандаши,

опорные таблицы, «Сборник упр. по

рус. языку 2 класс» Т.В.Шклярова и др.

Учебник, школьная

доска, письм. принадл.,

таблица

«Пиши правильно»,

опорные таблицы,

картина по развитию речи

«Семья».

Школьная доска.,цветн. мелки, письм. принадл., опорные таблицы и др.

Памятки, опорные таблицы, предметы школьника,

картины по развитию речи

«Домашние и дикие животные»,

«Школа».

Дидактический раздаточный материал,

картины по развитию речи

«На горке», магнитная

доска и др.

Школьная

 доска, цветн. мелки, печатные раздаточные тексты, карточки со словами, обознач.

предметы, действия, опорные таблицы.

Школьная

доска, цветн. мелки, опорные таблицы,

раздаточные карточки, картинный словарь и пр.

Магнатная

доска, буквы,

школьн. принадл.,

раздаточный

материал,

опорные таблицы,

памятки,

картины по развитию речи.

Дидактич. раздаточный материал,

опорные таблицы, памятки, магнитн. доска, буквы.

Плакаты, опорные

таблицы,

памятки,

раздаточный

материал,

рисунки, магнитная

доска, буквы

 и др.

Раздаточный

дидактич. материал,

опорные таблицы,

школьн. принадл.

Письм. принадл., «Сборник упр. по

 рус. яз. 2 класс»

Т.В. Шкляровой.,

памятки, опорные таблицы.

Серия сюжетных картинов

«Весна пришла».

«Сборник

упражнений

рус. яз. 2 класс

Т.В. Шкляровой, опорные таблицы, памятки.

сентябрь

   4 часа

  1- 4

  октябрь

   1 час

   5- 8

    1 час

    1 час

    1 час

ноябрь

  1 час

   9 -12

1 час

2 часа

декабрь

1 час

13-17

  1 час

   1 час

  1 час

   1 час

январь

  18-20

2 часа

   1 час

февраль

   1 час

    21-24

   3 часа

   март

  1 час

   25-28

   1 час

  2 часа

   апрель

   1 час

    29-32

   

   

    1 час

    1 час

   

   1 час

   май

   

    4 часа

    33-36

                                     

                                                      Предполагаемый результат

                           Основные знание, умения и навыки                   5 класс

Дети с ЗПР, ЗРР, ОВР, с социально - педагогической запущенностью к концу обучения должны  знать и уметь:

  1. знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры;
  2. разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, предложения  с двумя главными членами) синтаксически;
  3. соблюдать произносительные нормы литературного языка;
  4. находить в словах изученные орфограммы;  находить орфографические ошибки и исправлять их;
  5. правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе;
  6. находить в предложениях смысловые отрезки ,которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания  и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
  7. определять тему и основную мысль текста,  составлять и записывать тексты на заданную тему  (описывать предметы, животных по наблюдениям, опыту,  по картине);
  8. пользоваться словарями.

Дети с интеллектуальными нарушениями умеренной степени должны уметь:

  1. списывать текст целыми словами, структурно-сложные слова – по слогам;
  2. писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (30 - 40слов);
  3. объяснять исправленную орфографическую ошибку;
  4. пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя;
  5. различать распространенные и нераспространенные предложения;
  6. выделять из предложения словосочетания;
  7. различать предложения с однородными членами предложения, ставить знаки препинания при интонации перечисления;
  8. выполнять разбор слова по составу;
  9. различать части речи (имя существительное: собственное, нарицательное, одушевленное,  неодушевленное, число, род);

имя прилагательное: род,  согласование с именами существительными;

глагол: время) по вопросам, с опорой на таблицу;

  1. правильно записывать свой домашний адрес.

   Примерное календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для учащихся  5 класса, имеющие нарушение  интеллекта умеренной степени                    36 часов                                                                                                                    

№п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Коррекционная направленность

Оборудование

Количество

 часов, месяц

   1.

   

    2.

    3.

    4.

    5.

   

   6.

7.

   8.

   9.

10.

  11.

   12.

   

   13.

  14.

 

 

  15.

   

16.

 

 17.

  18.

  19.

  20.

   21.

   22.

   

23.

   

24.

 

   25.

   26.

   27.

   

    28.

   

   

    29.

   

 30.

 31.

   

   

  32.

 

 33.

34.

 

  35.

   

 

  36.

Первичная

диагностика

Диагностическая работа №1.

Диагностический диктант.

Работа над ошибками.

Закрепление изученного.

Корень. Однокоренные слова. Ударение.

Деление слов на слоги.

Правила переноса слов.

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делать?

Большая буква в именах собственных.

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными.

Развитие речи.

Составление устного рассказа «Мой город».

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударной гласной в корне слова.

Предложения по цели высказывания.

Упражнения в построении предложений.

Главные и второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении.

Словосочетание.

Обобщение знаний о предложении.

Корень слова. Однокоренные слова.

Правописание корня в однокоренных словах.

Значимые части слова: корень,

Приставка, суффикс, окончание.

Разбор слов по составу.

Обобщение знаний о составе слова.

Правописание  парных звонких и глухи согласных в корне слова.

Закрепление изученных орфограмм.

Разбор слов по составу.

Промежуточная диагностика.

Правописание безударных гласных в корне слова. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.

Непроизносимая согласная в корне слова.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Значимые части слова. Приставка.

Правописание приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Понятия о частях речи.

Распознавание частей речи.

Имя существительное. Род имен существительных.

Родовые окончания имен существительных.

Три склонения имен существительных.

Изменение имен существительных по числам.

Падежи и падежные окончания имен существительных.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Закрепление знаний об имени существительном.

Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.

Изменение прилагательных по родам и числам.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Понятие о глаголе.

Роль глагола в предложении.

Глаголы противоположные по смыслу.

Изменение глаголов по числам. Времена глаголов.

Правописание НЕ с глаголами.

Итоговая диагностическая

работа.

Итоговое занятие.

Работа над ошибками.

«Занимательная грамматика».

Беседа.

Чтение печатного текста, пересказ прочитанного.

Списывание с печатного текста.

Письмо под диктовку.

Алфавит.

Правописание ЧК, ЧН, ЖИ-ШИ, ЧА-, ЩА, ЧУ- ЩУ.

Словарь.

Упражнения в составлении цепочки однокоренных слов. Дидактич.

задания по закреплению правил переноса слов, правописания корней в сорвах с безударной гласной.

Каллиграфич. минутка, словарь в загадках, работа с учебником, упражнения на определение слов разной категории.

Развитие речи «Мой адрес».

Дифференциация согласных.

Фонетический разбор слов.

Дидактич. упражнения в подборе проверочных слов на парные согласные на конце и в середине слова.

Словарь в картинках.

Знакомство с орфографич. словарем.

Упражнения в выделении ударной и безударной гласной в корне слова, требующей проверки.

Словарь: запиши слово, проверь его написание по словарю.

Списывание с заданием: поставь нужный знак в конце предложения.

Упражнения в синтаксическом разборе предложений, выделение основы предложения, графическое подчеркивание, выделение словосочетания, обозначение главного и зависимого слова.

Составление и запись предложений.

Работа с деформированным текстом.

Упражнения, дидактические задания на закрепление

орфограммы.

Словарная работа.

Самостоятельное выполнение упр.

Знакомство с частями слова, образованием новых слов.

Запоминание графического обозначение каждой части слова, упражнения  разборе слов по составу. Развитие речи. «Зима».

Составление поздравительной открытки « С новым годом!»

Упражнения на закрепление изученных орфограмм с использованием дидактич. заданий.

Контрольное списывание.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Словарь на тему «Школа».

Каллиграфич. минутка.

Упражнения в закреплении орфограммы: дидактич. игры, загадки, списывание с заданием,

самостоят. работа.

Знакомство со словами, в которых звук не слышим, но  букву пишем.

Упражнения у правописании  этих слов, умение подобрать проверочное слово.

 Проговаривание,

списывание, заучивание.

Словарная работа.

Составление цепочки однокоренных слов, разбор их по составу. Правописание приставок.

Запоминание графических обозначений при выделении частей слова. Упражнения в различении приставок и предлогов.

Введение в словарь уч-ся понятий: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Упражнения в различении их по вопросам.

Введение понятия «род», упражнения в определении рода имен существительных. изменение сущ. по числам. Дидактич.

задания.

Развитие речи.

Устный рассказ

«Весна пришла. Признаки весны».

Фонетический разбор слов.

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Упражнения в правописании Ь знака после шипящих в сущ. ж.р.

Упражнения, дидактич. задания в определении рода, числа, падежа имени сущ. с помощью учителя.

Словарь признаков:

цвет, вкус, размер,

качество и пр.

Упражнения в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе. Выделение главного слова в сочетании- существительного.

Синтаксический

разбор предложений.

Учить умению различать части речи, находить глаголы в устной и письменной речи.

Упражнения, дидактические задания на правописание НЕ с глаголами. Закрепление изученных орфограмм.

Контрольный диктант.

Выполнить работу над ошибками по  плану. Вспомнить изученные правила.

Закрепление полученных знаний в форме занимательных заданий.

Рекомендации на лето.

Проверка состояния школьно-значимых функций, учебной мотивации.

Формировать умение работы

над ошибками, развитие орфографич.

зоркости, внимания и пр.

Формирование орфографич. зоркости, умения составл.

цепочку однокор. слов,выделять корень, писать корень в однокоренных

словах одиноково.

Формирование

каллиграф, орфограф.

Навыков.

Развитие речевых навыков, обогащение

словарного запаса, временные понятия.

Формирование навыка грамотн.

письма,

дифференциация

парных звонк. и

глухих согласных.

Развитие

самоконтроля, внимания.

Развитие речи.

Формирование зрительного и слухового восприятия, постановка ударения.

Развитие навыка

проверки безуд.

гласной в корне слова, выделение корня в словах.

Формирование

речевых навыков, развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления, понимания, обогащение словаря.

Развитие орфографич.

зоркости,

умение узнать орфограмму, применить правило, правильно записать слово.

Учить выполнять синтаксический

разбор предложений, находить основу предложения.

Развивать речь, обогащать словарный запас.

Развитие образного мышления, внимания.

Формирование учебной мотивации, самоконтроля.

Развитие речи, обогащение словаря.

Формирование

орфографич. зоркости, учебной мотивации,

навыка каллиграф. письма; умение выделить корень.

Формирование

временных понятий;

учить умению выделять в словах их части, составлять цепочки однокоренных слов. Временные понятия.

Закрепление полученных

навыков.

 

Формирование

самостоятельности, внимания, самоконтроля.

Закрепление орфографического навыка, зоркости, внимания,

самоконтроля, каллиграфич. навыка и пр.

Развитие умения различать орфограммы,

запоминать правила,

списывать без ошибок;

формировать

самоконтроль.

Закреплять

умения

различать части слова,

выполнять разбор слов по составу под контролем учителя;

различать приставки и предлоги, правильно записывать их.

Развитие орфографич. зоркости, внимания,

обогащение словаря,

умения различать части речи по вопросам.

Формировать навыки грамотного письма, учить умению различать части речи по вопросам.

Формировать понятие « род»,

«число», различать сущ. по родам, изменять по числам, падежам.

Обогащение словаря.

Формирование и закрепление  навыка грамотного письма, самоконтроля, определять род,  и число имен сущ.;

обогащать словарь,

работать самостоятельно.

Формирование умения различать части речи по вопросам, изменять имена прилагательные по родам, числам.

Развивать умения различать части речи по  значению  и по вопросам, изменять глаголы по временам, числам, формировать самостоятельность при выполнении заданий, самоконтроль, внимание и пр.

Самостоятельная

 работа.

Формирование самоконтроля, внимания.

Формирование

устойчивых знаний,

исправление пробелов,

развитие интереса к предмету, мыслительной деятельности и пр.

Школьная доска, письм. принадл., цветные мелки, карандаши, тексты для проверки навыка чтения.

Опорные таблицы, памятки, сигнальные карточки,

схема работы над ошибками.

Школьная доска, цветн. мелки,

магнитн. доска, буквы, опорные таблицы,

веер с гласными буквами, письм.принадл.

Магнитная доска, буквы, письм. принад.,

Таблица»Пиши правильно», памятки, опорные таблицы.

Школьная доска,магнитная доска, буквы,

письм. принадл.,

таблица по развитию речи «Город», опорные таблицы и пр.

Письм. принадл., школьная доска, картинный словарь,  учебник,

«Школьный орфографич. словарь», опорные таблицы.

Школьная доска,

«Сборник упражнений по рус. яз. 3 класс»

Т.В.Шкляровой.

Школьная доска, цветные мелки, школьные принадл., памятки, опорные таблицы.

Опорные таблицы,  

компьютерный диск «Фраза»,

школьная доска, магнитная доска, буквы.

Опорные таблицы,

школьная доска, цветные мелки,

фломастеры, альбомный лист и др.

Дидактический материал,

памятки, опорные таблицы,

компьютерный диск  «Фраза»,

магнитная доска, гласные буквы и др.

Опорные таблицы, памятки,

орфографич.

словарь,

цветные карандаши и др.

Магнитная доска, буквы,

письм. принадл.,

компьютерный диск «Фраза»,

фломастеры, альбомный лист

и др.

 Опорные таблицы.

Опорные таблицы,  раздаточные

карточки,

картины по развитию речи, словарь,

компьютерный

диск «Фраза»,

сборники упражнений и др.

Школьная доска, цветн. мелки, опорные таблицы, памятки, картинный словарь, письм. принадл. и др.

Опорные таблицы, памятки,

компьютерный диск «Фраза», сборники упражнений, словарь и др.

Опорные таблицы, раздаточный дидактический материал,

ребусы, загадки, кроссворды.

   сентябрь

      4 часа

       1 – 4

     октябрь

        1 час

        5 - 8

        1 час

     1 час

       1 час

    ноябрь

      9 – 12

        1 час

     1 час

   

     

      1 час

      1 час

   

   декабрь

       

        1 час

       

       13 - 17

   

        2 часа

       

       

       

     1 час

       

      1 час

     январь

        3 часа

       18 – 20

    февраль

       2 часа

      21 – 24

     

       2 часа

     

     март

       1 час

     25 – 29

      3 часа

     

    апрель

         

       1 час

     30 – 32

      3 часа

     май      

    2 часа

   33 - 36

     

      1 час

       

      1 час

                                          Предполагаемые результаты

             Основные знания, умения и навыки учащихся       6 класс

Дети с ЗПР, ЗРР, ОВР, с  социально-педагогической запущенностью  к концу обучения должны уметь:

  1. производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи;
  2.  выполнять синтаксический разбор предложений с двумя главными членами;
  3. с  помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
  4. находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
  5. уметь грамотно  отвечать на вопросы по пройденному материалу;
  6. сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания;

описывать  помещение, пейзаж; составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.

Дети с  интеллектуальными нарушениями умеренной степени  к концу обучения должны уметь:

  1. списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова по слогам. Соблюдать красную строку при списывании текста;
  2. писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами

(4о – 45 слов);

  1. подбирать однокоренные слова;
  2. правильно писать слова с разделительными  Ь  и Ъ  знаками;
  3. различать приставки и предлоги, раздельное написание предлогов;
  4. доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
  5. знать падежи , падежные вопросы , предлоги, изменять имена существительные по падежам, понятие о начальной форме имени существительного;
  6. понятие о склонении имени прилагательного;
  7. делить текст на предложения;
  8.  восстанавливать текст по предварительно выписанным опорным словосочетаниям, с помощью учителя.

 

Примерное календарно - тематическое планирование  коррекционно-развивающих занятий по русскому языку  для учащихся 6 класса,            имеющих нарушения умеренной степени                                      36 часов

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Коррекционная направленность

Оборудование

Количество часов, месяц

1.

 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33. 34.

35.

36.

Выявление навыка чтения, понимания, умения передать содержание прочит.

Выявление  состояния

каллиграфических, орфографических навыков, учебной мотивации, индивидуальных способностей  и возможностей ученика.

Формирование

орфографической зоркости, умения исправить ошибку, применить правило.

Развитие усидчивости, внимание, каллиграфич. навыка.

Формирование положительных личностных качеств.

Развитие самоконтроля, внимания, умения различать части речи по их значению, по вопросам.

Формирование познавательной активности, зрительного и слухового восприятия, понимания,

развитие речевых навыков, навыков каллиграфич. письма.

Формирование умения увидеть орфограмму, применить нужное правило, правильно записать слово.

Развивать умения различать части слова, находить корень в цепочке однокоренных слов, правильно писать приставки.

Формирование положительной учебной мотивации.

Формирование навыка грамотного письма: правильно выбери знак Ъ или Ь

Развитие речи, пополнение словарного запаса,

Развитие индивид. положительных качеств.

Развитие и совершенствование навыка грамотного письма,

Формирование пространственных и временных понятий.

Запомнить падежи и вопросы к ним.

Формирование

каллиграф. навыка,

развитие мыслительных способностей, памяти, развитие связной речи.

 Развитие самостоятельности, самоконтроля, внимания, активной познавательной деятельности.

Формирование устойчивых знаний, умение выделить в тексте имя существительное, назвать его признаки, повторение падежей с вопросами, запоминание.

Формирование самостоятельности, самоконтроля, положительных личностных качеств.

Формирование

Внимания, орфографической зоркости, умение работать с опорными таблицами, памятками.

Развитие связной осмысленной, последовательной речи в описании, использование прилагательных для образности картины описания.

Формирование орфографических навыков.

Развитие познавательной активности,

внимания, интереса к занятиям.  

Формировать навык в различении частей речи по их значению, вопросам.

Развивать речь, обогащать словарь.

Развитие самоконтроля, внимания.

Школьная доска, цветные мелки,

магнитная доска,

 буквы,

фломастеры,

карандаши,

альбомный лист,

письм. принадлежности,

учебник.

Опорные таблицы,

словарь,

памятки.

Дидактический материал, раздаточные карточки с печатным текстом,

опорные таблицы.

Опорные схемы,

картины по развитию речи

«Осень».

Опорные таблицы, памятки.

Опорные таблицы, памятки, магнитная доска, буквы.

Магнитная доска, буквы Ъ- Ь

знаки, опорные таблицы. Образцы печатных объявлений.

Таблица

«Склонение имен существительных», инд. памятки,

картины «Времена года».

Опорные таблицы. Деформированный печатный текст, словарь.

 

Опорные таблицы, памятки.

Схемы, опорные таблицы.

Картины зимних пейзажей.

Опорные таблицы, памятки, сборник упражнений, словарь, компьютерный диск «Фраза».

Опорные таблицы по теме «Глагол», памятки, печатные

опорные слова, сборник упражнений, словарь.

сентябрь

   4 часа

     1 – 4

октябрь

     1 час

    5 – 8

  3 часа

  ноябрь

 

    1 час

    9 - 12

     

    1 час

    1 час

   1 час

 декабрь

   1 час

   13 – 16

   

   1 час

    1 час

   1 час

   январь

    3 часа

   17 - 19

февраль

    1 час

 20 – 24

    3 часа

     1 час

   март

    4 часа

   25 - 28

  апрель

    4 часа

   29 -32

 

     май

    2 часа

    33- 36

    1 час

    1 час

Способы оценки качества усвоения материала  в целях прослеживания динамики развития, усвоения изучаемого материала по русскому языку:

  1. Наблюдение в ходе занятия.
  2.  Наблюдение родителей в ходе выполнения домашних заданий на закрепление изученного материала.
  3. Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного  печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, самостоятельные задания с использованием компьютера, дидактические карточки и др.).
  4.  Диагностические работы ( диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый).

Материально-техническая база:

  1. школьная доска, цветные мелки;
  2. магнитная доска, буквы гласные ( красные), согласные (синие);
  3. компьютер для учителя, обучающая программа-тренажер по русскому языку                     (4 – 6 классы ) «Фраза»;
  4. учебник, сборник упражнений,  печатные рабочие тетради к учебникам;
  5. словари, справочники;
  6. тетради, ручки, цветные карандаши, фломастеры;
  7. таблицы настенные, таблицы раздаточные;
  8. памятки, перфокарты;
  9. лента букв, алфавит;
  10. словарь в картинках;
  11. словарь печатных словарных слов;
  12.  таблицы по развитию речи и др.

                                                               Библиография

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе). ГРИФ. МО. РФ

2. Бгажнокова И.М. Коррекционо-развивающее обучение детей с нарушением интеллекта.

 3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений в 4-х томах.

4. Гонеев. А.Д.  Основы коррекционной педагогики.-  М. Академия. 2002г.

5. Дробинская. А.О. Понять, чтобы помочь.-  М. Школьная пресса. 2005г.

 6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М. Академия, 2002 г.

7. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учебное пособие для работы с учащимися 4-7 кл. специальных (коррекционных) учреждений. В 4ч. – М.: «Владос», 2003 г.

8. Костенко Ю.А. Дети с ЗПР: особенности речи, чтения, письма. – М. 2005 г.

9. Кумарина. Коррекционная педагогика  в  начальном обучении. -  М. Академия. 2001 г.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида      0-4                                 классы. Авторы программ: Аксенова А.К., Т.Н. Бугаева и др. Под редакцией кандидата психологических  наук Бгажноковой И.М. – М.:  «Просвещение», 2011г.

11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII  вида   5-9 классы. Авторы программ: Аксенова А.К., Антропов А.П. Бгажнокова И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2010 г.

12. Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа (1-4кл.) под редакцией Шевченко С.Г., 2004 г.

13.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – «Владос», 2001 г.

14. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М.: Школьная пресса, 2006 г.

                                                           Содержание

I. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..1-5 стр.

II. Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий   по русскому языку для учащихся 4-6 классов, имеющих нарушения умеренной степени:

1. Предполагаемый результат     4 класс……………………………………………………………..6 стр.  

2. Планирование                              4 класс…………………………………………………………7-15 стр.

3. Предполагаемый результат      5 класс……………………………………………………………16 стр.

4. Планирование                               5 класс………………………………………………………17-24 стр.

5. Предполагаемый результат       6 класс……………………………………………………………25 стр.

6. Планирование                                6 класс………………………………………………………26-30 стр.

III. Способы  оценки качества  усвоения материала в целях прослеживания

динамики развития…………………………………………………………………………………………......31 стр.

IV. Материально-техническая база………………………………………………………………………31 стр.

V. Библиография……………………………………………………………………………………………………32 стр.

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 - 9 классов, под ред. Быстровой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА», С. ВЫСОКИНИЧИЖУКОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ  РАССМОТРЕНО       Руководите...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5-х классов

Рабочая программа по русскому языку для 5- х классов. УМК А. Д.Шмелёва...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8-х классов

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8-х классов УМК А.Д.Шмелёва...

Рабочая программа кружка «Волшебный мир Оригами» для учащихся (5-10 классов) с нарушением интеллекта

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней...

Программа по русскому языку для учащихся 5-6 классов (ФГОС) по учебнику Бабайцевой

Программа по русскому языку для учащихся 5-6 классов (ФГОС) по учебнику Бабайцевой...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса (с нарушением интеллекта).

Рабочая программа рассчитана на работу со школьниками, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с легкими интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа сос...