Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma7-8_vida3.docx | 82.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток»
Рабочая
коррекционно-развивающая программа по русскому языку
для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта
Составлено на основе программы коррекционо-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта под редакцией И.М. Бгажноковой.
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
по русскому языку Егорова Е.И.
Принято
методическим объединением
«Северо-Восток»
Протокол №1 от 2011 г.
Москва, 2011
Пояснительная записка
Актуальность работы
В настоящее время на коррекционно-развивающие занятия по русскому языку обращаются родители, чьи дети обучаются в школах VIII вида с нарушением интеллекта, в основном 4-6 классы. Коррекционно-развивающие занятия в условиях ЦПМСС особо актуальны, т.к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предмету. Требования по русскому языку постоянно растут, вместе с тем стремительно увеличивается число детей, знания, умения и навыки которых не соответствуют этим требованиям. Детям, имеющим отклонения в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения языку детей с различными нарушениями. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы по русскому языку, которая будет отвечать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой проблемой.
Цель работы – коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта умеренной степени в условиях ЦПМСС направлена на овладения этими учащимися знаний, умений и навыков по первому базовому уровню, с учетом возможностей ребенка, носит коммуникативную направленность.
Задачи.
Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы, взаимосвязаны и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Обучающие и коррекционно-развивающие:
1. Продолжать работу над развитием фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
2. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
3.Продолжить формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании,
- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесным указанием педагога,
- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
4. Продолжать формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
5.Формирование учебной мотивации, интереса к родному языку.
6. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
7.Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика и его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного в начальной школе, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
8. Формирование соответствующих возрасту, возможностей и развитию общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки и др.)
Воспитывающие:
-Формирование социально-нравственного поведения учащихся:
* осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.),
* осознание необходимости самоконтроля.
- Эстетическое и экологическое воспитание.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ученика. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ребенка;
* онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических особенностей учеников, характера имеющихся нарушений, развитие моторных возможностей (кинетических и кинестетических) как онтогенетически наиболее ранних базовых составляющих психического развития;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с различными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
* принцип деятельностного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
* принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
*принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
* каждое последующее занятие включает в себя задачи предшествующего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
* диагностическая,
* коррекционно-развивающая,
* консультативная,
* информационно - просветительская.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
*словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: упражнения, творческие задания, списывание, диктант, перфокарта и др.
Методы по степени активности познавательной деятельности:
- репродуктивные,
- проблемно-поисковые.
Методы организации деятельности и опыта поведения:
- поручение,
- упражнение,
- приучение,
- оценивание,
- создание воспитывающей ситуации.
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4 – 6 классов, имеющих интеллектуальные нарушения умеренной степени, составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы. Русский язык / Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, авторы-составители: А.К. Аксенова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлева и др., 3-е издание, исправленное - М.: Просвещение, 2011; 5 – 9 классы. Русский язык / Под редакцией И.М. Бгажноковой, авторы-составители: А.К.Аксенова, А.П. Антропов, И.М. Бгажнокова и др., 4-е издание, исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 2010. ; «Коррекционно- развивающее обучение: Начальные классы/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова, С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная Пресса, 2004.; Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа/ составитель Е.С. Савинов, 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты нового поколения). – Программа коррекционной работы, стр. 164 -172.
Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.
Методологическую основу Рабочей программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с нарушением интеллекта, ЗПР, ЗРР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно- развивающего обучения детей , имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, ЗРР, социально-педагогической запущенностью. Руководствовались следующими положениями:
- положениями Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта в организации всех форм психической жизни;
- принципом единства законов развития нормального и аномального ребенка (Т.А.Власова, Л.С. Выготский, Г.М.Дульнов и др.);
- представлениями об уровневой организации психики (Л.М. Беккер,Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, о.С. Никольская);
- положениями коррекционно-развивающего обучения практической направленности (С.Г. Шевченко, И.М. Бгажнокова, Е.А.Стребелева и др.);
- о нарушении в развитии процессов восприятия (К.И. Версесоцкая, Р.Я.Журавлева, М.В.Зверева и др.);
- о нарушении в развитии процессов мышления (Г.М. Дульнев, Ю.Т. Матасов, Б.И. Пинский т.А. Процко и др.);
- о нарушении в развитии процессов памяти ( И.В.Беляева, А.В. Григонис, Л.В.Занков В.А. Сумарокова и др.);
- о нарушении в развитии процессов речи ( А.Г. Ермилова, Р.К. Луцкина, В.Г.Петрова, В.А.Турский, В.И. Лубовский и др.)
«Необходимым условием адекватного речевого и интеллектуального развития и успешности всего обучения является понимание речи, - В.И.Лубовский. У детей с первичным нарушением интеллекта четко проявляется нарушение импрессивной речи, хотя и в собственной речи отличается недоразвитие всех ее сторон».
На занятиях коррекционно-развивающего обучения русскому языку учащихся, имеющих отклонения в развитии, развитию речи необходимо уделять особое внимание. Решение этой основной задачи осложняется своеобразием самой речевой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе (Б.Г. Ананьев, Д.Н.Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.В.Занков, Т.С. Ладыженская, М.В. Львов, Л.К. Назаров и др.) Поэтому в реализации Рабочей программы лежит коммуникативная направленность.
Формы проведения занятий:
- индивидуальные занятия (для детей с интеллектуальным нарушением умеренной степени);
- групповые занятия (для детей с ЗПР, ЗРР, ОВЗ - ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогической запущенностью) по 2 - 4 ученика.
Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.
Продолжительность и регулярность занятий:
Рабочая коррекционно- развивающая программа по русскому для учащихся с нарушение интеллекта умеренной степени в условиях ЦПМСС рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут с 3 – 5 минутной релаксацией, физминутками.
Дети с различными нарушениями развития должны выполнять доступные им по интеллектуальным возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации, предлагаемые в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала по предмету в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий, интерес к родному русскому языку.
Предполагаемый результат
Основные знания, умения и навыки учащихся 4 класс
Дети с ЗПР, ЗРР, ОВР, с социально - педагогической запущенностью к концу начального обучения должны уметь:
- списывать с печатного текста 5-6 предложений (55-60 слов);
- писать под диктовку текст в 70 -80 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
- писать изложение небольшого текста, давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, школе;
- восстанавливать деформированные предложения, составлять предложения из заданных слов;
- различать и называть согласные и гласные звуки, гласные ударные и безударные, дифференцировать согласные, соотносить количество букв и звуков в слове;
- делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
- различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения, уметь их характеризовать, используя памятки;
- разбирать слова по составу, ясные по структуре, используя памятки;
- различать предложение и слово, предложения по интонации;
- выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом и двусоставном предложении;
- устанавливать связь между словами в предложении, находить в простом предложении однородные члены;
- работать с учебником, пользоваться словарем, памятками, образцами, таблицами.
Дети с интеллектуальными нарушениями умеренной степени должны уметь:
- списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (25-30 слов);
- различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, дифференцировать согласные;
- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- с помощью вопросов различать и подбирать слова различных категорий (название предметов, действий и признаков);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста (о чем идет речь), озаглавливать текст.
Таким образом, в данном календарно-тематическом планировании представлена определенная последовательность коррекционно-развивающих занятий, направленная на активизацию и формирование основных знаний, умений и навыков по русскому языку.
Примерное календарно – тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для учащихся 4 класса, имеющих интеллектуальные нарушения умеренной степени
36 часов
Предполагаемый результат
Основные знание, умения и навыки 5 класс
Дети с ЗПР, ЗРР, ОВР, с социально - педагогической запущенностью к концу обучения должны знать и уметь:
- знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры;
- разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, предложения с двумя главными членами) синтаксически;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка;
- находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе;
- находить в предложениях смысловые отрезки ,которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
- определять тему и основную мысль текста, составлять и записывать тексты на заданную тему (описывать предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине);
- пользоваться словарями.
Дети с интеллектуальными нарушениями умеренной степени должны уметь:
- списывать текст целыми словами, структурно-сложные слова – по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (30 - 40слов);
- объяснять исправленную орфографическую ошибку;
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя;
- различать распространенные и нераспространенные предложения;
- выделять из предложения словосочетания;
- различать предложения с однородными членами предложения, ставить знаки препинания при интонации перечисления;
- выполнять разбор слова по составу;
- различать части речи (имя существительное: собственное, нарицательное, одушевленное, неодушевленное, число, род);
имя прилагательное: род, согласование с именами существительными;
глагол: время) по вопросам, с опорой на таблицу;
- правильно записывать свой домашний адрес.
Примерное календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для учащихся 5 класса, имеющие нарушение интеллекта умеренной степени 36 часов
|
Предполагаемые результаты
Основные знания, умения и навыки учащихся 6 класс
Дети с ЗПР, ЗРР, ОВР, с социально-педагогической запущенностью к концу обучения должны уметь:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи;
- выполнять синтаксический разбор предложений с двумя главными членами;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
- уметь грамотно отвечать на вопросы по пройденному материалу;
- сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания;
описывать помещение, пейзаж; составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.
Дети с интеллектуальными нарушениями умеренной степени к концу обучения должны уметь:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова по слогам. Соблюдать красную строку при списывании текста;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
(4о – 45 слов);
- подбирать однокоренные слова;
- правильно писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками;
- различать приставки и предлоги, раздельное написание предлогов;
- доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
- знать падежи , падежные вопросы , предлоги, изменять имена существительные по падежам, понятие о начальной форме имени существительного;
- понятие о склонении имени прилагательного;
- делить текст на предложения;
- восстанавливать текст по предварительно выписанным опорным словосочетаниям, с помощью учителя.
Примерное календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для учащихся 6 класса, имеющих нарушения умеренной степени 36 часов
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Коррекционная направленность | Оборудование | Количество часов, месяц |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Выявление навыка чтения, понимания, умения передать содержание прочит. Выявление состояния каллиграфических, орфографических навыков, учебной мотивации, индивидуальных способностей и возможностей ученика. Формирование орфографической зоркости, умения исправить ошибку, применить правило. Развитие усидчивости, внимание, каллиграфич. навыка. Формирование положительных личностных качеств. Развитие самоконтроля, внимания, умения различать части речи по их значению, по вопросам. Формирование познавательной активности, зрительного и слухового восприятия, понимания, развитие речевых навыков, навыков каллиграфич. письма. Формирование умения увидеть орфограмму, применить нужное правило, правильно записать слово. Развивать умения различать части слова, находить корень в цепочке однокоренных слов, правильно писать приставки. Формирование положительной учебной мотивации. Формирование навыка грамотного письма: правильно выбери знак Ъ или Ь Развитие речи, пополнение словарного запаса, Развитие индивид. положительных качеств. Развитие и совершенствование навыка грамотного письма, Формирование пространственных и временных понятий. Запомнить падежи и вопросы к ним. Формирование каллиграф. навыка, развитие мыслительных способностей, памяти, развитие связной речи. Развитие самостоятельности, самоконтроля, внимания, активной познавательной деятельности. Формирование устойчивых знаний, умение выделить в тексте имя существительное, назвать его признаки, повторение падежей с вопросами, запоминание. Формирование самостоятельности, самоконтроля, положительных личностных качеств. Формирование Внимания, орфографической зоркости, умение работать с опорными таблицами, памятками. Развитие связной осмысленной, последовательной речи в описании, использование прилагательных для образности картины описания. Формирование орфографических навыков. Развитие познавательной активности, внимания, интереса к занятиям. Формировать навык в различении частей речи по их значению, вопросам. Развивать речь, обогащать словарь. Развитие самоконтроля, внимания. | Школьная доска, цветные мелки, магнитная доска, буквы, фломастеры, карандаши, альбомный лист, письм. принадлежности, учебник. Опорные таблицы, словарь, памятки. Дидактический материал, раздаточные карточки с печатным текстом, опорные таблицы. Опорные схемы, картины по развитию речи «Осень». Опорные таблицы, памятки. Опорные таблицы, памятки, магнитная доска, буквы. Магнитная доска, буквы Ъ- Ь знаки, опорные таблицы. Образцы печатных объявлений. Таблица «Склонение имен существительных», инд. памятки, картины «Времена года». Опорные таблицы. Деформированный печатный текст, словарь.
Опорные таблицы, памятки. Схемы, опорные таблицы. Картины зимних пейзажей. Опорные таблицы, памятки, сборник упражнений, словарь, компьютерный диск «Фраза». Опорные таблицы по теме «Глагол», памятки, печатные опорные слова, сборник упражнений, словарь. | сентябрь 4 часа 1 – 4 октябрь 1 час 5 – 8 3 часа ноябрь
1 час 9 - 12
1 час 1 час 1 час декабрь 1 час 13 – 16
1 час 1 час 1 час январь 3 часа 17 - 19 февраль 1 час 20 – 24 3 часа 1 час март 4 часа 25 - 28 апрель 4 часа 29 -32
май 2 часа 33- 36 1 час 1 час |
Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития, усвоения изучаемого материала по русскому языку:
- Наблюдение в ходе занятия.
- Наблюдение родителей в ходе выполнения домашних заданий на закрепление изученного материала.
- Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, самостоятельные задания с использованием компьютера, дидактические карточки и др.).
- Диагностические работы ( диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый).
Материально-техническая база:
- школьная доска, цветные мелки;
- магнитная доска, буквы гласные ( красные), согласные (синие);
- компьютер для учителя, обучающая программа-тренажер по русскому языку (4 – 6 классы ) «Фраза»;
- учебник, сборник упражнений, печатные рабочие тетради к учебникам;
- словари, справочники;
- тетради, ручки, цветные карандаши, фломастеры;
- таблицы настенные, таблицы раздаточные;
- памятки, перфокарты;
- лента букв, алфавит;
- словарь в картинках;
- словарь печатных словарных слов;
- таблицы по развитию речи и др.
Библиография
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе). ГРИФ. МО. РФ
2. Бгажнокова И.М. Коррекционо-развивающее обучение детей с нарушением интеллекта.
3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений в 4-х томах.
4. Гонеев. А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М. Академия. 2002г.
5. Дробинская. А.О. Понять, чтобы помочь.- М. Школьная пресса. 2005г.
6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М. Академия, 2002 г.
7. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учебное пособие для работы с учащимися 4-7 кл. специальных (коррекционных) учреждений. В 4ч. – М.: «Владос», 2003 г.
8. Костенко Ю.А. Дети с ЗПР: особенности речи, чтения, письма. – М. 2005 г.
9. Кумарина. Коррекционная педагогика в начальном обучении. - М. Академия. 2001 г.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Авторы программ: Аксенова А.К., Т.Н. Бугаева и др. Под редакцией кандидата психологических наук Бгажноковой И.М. – М.: «Просвещение», 2011г.
11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Авторы программ: Аксенова А.К., Антропов А.П. Бгажнокова И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2010 г.
12. Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа (1-4кл.) под редакцией Шевченко С.Г., 2004 г.
13.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – «Владос», 2001 г.
14. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М.: Школьная пресса, 2006 г.
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..1-5 стр.
II. Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для учащихся 4-6 классов, имеющих нарушения умеренной степени:
1. Предполагаемый результат 4 класс……………………………………………………………..6 стр.
2. Планирование 4 класс…………………………………………………………7-15 стр.
3. Предполагаемый результат 5 класс……………………………………………………………16 стр.
4. Планирование 5 класс………………………………………………………17-24 стр.
5. Предполагаемый результат 6 класс……………………………………………………………25 стр.
6. Планирование 6 класс………………………………………………………26-30 стр.
III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания
динамики развития…………………………………………………………………………………………......31 стр.
IV. Материально-техническая база………………………………………………………………………31 стр.
V. Библиография……………………………………………………………………………………………………32 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 - 9 классов, под ред. Быстровой.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА», С. ВЫСОКИНИЧИЖУКОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ РАССМОТРЕНО Руководите...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5-х классов
Рабочая программа по русскому языку для 5- х классов. УМК А. Д.Шмелёва...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8-х классов
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8-х классов УМК А.Д.Шмелёва...
Рабочая программа кружка «Волшебный мир Оригами» для учащихся (5-10 классов) с нарушением интеллекта
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней...
Программа по русскому языку для учащихся 5-6 классов (ФГОС) по учебнику Бабайцевой
Программа по русскому языку для учащихся 5-6 классов (ФГОС) по учебнику Бабайцевой...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса (с нарушением интеллекта).
Рабочая программа рассчитана на работу со школьниками, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с легкими интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа сос...