Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8-х классов
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8-х классов УМК А.Д.Шмелёва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_b_russkiy_yazyk.docx | 55.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Заиграевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю Согласовано зам.директора Программа рассмотрена о одобрена
Директор МБОУ «Заиграевская сош» по УВР МБОУ «Заиграевская сош» на заседании педагогического совета
Бурлакова О.В. __________________ ______________________________ МБОУ «Заиграевская сош»
Приказ №_от «___»_________2016г. «___»_____________2016г. Протокол №___от «___»_______2016г.
Рабочая программа
по русскому языку
для учащихся 8-х классов
Горбачёвой Татьяны Алексеевны
1(первая) квалификационная категория
2017-2018 учебный год
Рассмотрено на заседании МО________________
Протокол №______________ «____» августа 2016 г.
Руководитель МО ___________________________
п.Заиграево
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Заиграевская сош» с учетом примерной программы основного общего образования по русскому языку и программой по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Шмелёва, Флоренской, Вентана-граф, 2015г.
Рабочая программа ориентирована на учебники «Русский язык» Шмелёв, Флоренская, Вентана –граф, 2015г.
Согласно учебному плану на изучение «Русского языка» отводится в 8 классе 105 часов в год.
Контрольных работ: контрольных диктантов – 5, контрольных изложений – 3, контрольных сочинений – 2, резервных уроков – 4.
Срок реализации рабочей программы - 2017-2018 учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
- по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
- Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
- Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
- Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
- Создание теста. Уметь видеть проявление физического и психологического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении. Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
- Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
(система ценностных отношенийобучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированным в образовательном процессе) 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
(способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов) 1) владение всеми видами речевой деятельности:
В области аудирования и чтения:
(- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разным видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-В области говорения и письма:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
В -владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применениеприобретенных знаний, умений и навыков:
- в повседневной жизни; для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
- применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразноевзаимодействие с окружающими людьми и овладение национально – культурными нормами речевого поведения:
- в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
-в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
(знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, полученные учащимися в рамках отдельного учебного предмета)
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественного стиля
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. Речь и речевое общение.
- Язык и речь. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия. Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни. Морально – этические и психологически принципы общения.3
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Освоение правил коллективного обсуждения, дискуссий в соответствии с нормами русского языка. Следование морально – этическим и психологическим принципам общения. Причины коммуникативных неудач.
РАЗДЕЛ 2. Речевая деятельность.
- Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Различение языка и речи, понимание речи как деятельности, основанной на реализации языковой системы. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
- Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Интерпретация неявно выраженной в тексте информации. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Смысловое чтение. Приемы работы с электронными библиотеками.
Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ, преобразование,оценка информации, извлеченной из различных источников. Поиск информации в Интернете.
РАЗДЕЛ 3. Текст.
- Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Композиционные элементы абзаца (зачин, основная часть, концовка)
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация, презентация.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста, преобразование текста с использованием новых форм представления информации.
РАЗДЕЛ 4. Функциональные разновидности языка.
- Стилистическая система русского литературного языка. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный (учебно – научный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально – делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия, реферат), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально – делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор; личное письмо, электронное письмо, личный дневник в Интернете).
- Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.Аудиовидеофорум, текстовый форум, социальная сеть.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
РАЗДЕЛ 5. Общие сведения о языке.
- Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Лингвистика как наука о языке. Соотношение языка и речи. Система русского литературного языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками.
Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
РАЗДЕЛ 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Устройство речевого аппарата. Изменение звуков в речевом потоке. Сильная и слабая фонетическая позиция. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Основные выразительные средства фонетики. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Смыслоразличительная роль ударения, его подвижность при формо- и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Орфоэпический словарь.
- Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение фонетико – орфоэпических знаний и умений в собственной практике.
Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.
РАЗДЕЛ 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Принципы русской графики. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']. Соотношение звука и буквы. Прописные и строчные буквы.
- Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS – сообщений.
РАЗДЕЛ 8. Морфемика (состав слова) и словообразование
1)Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Формообразующие суффиксы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Нулевой суффикс.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно– суффиксальный способы, нулевая суффиксация (бессуффиксный); сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2)Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.
Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слова. Проведение словообразовательного анализа слова.
Применение знаний и умений в области морфемики и словообразования в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.
РАЗДЕЛ 9. Лексикология и фразеология
1) Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.
Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения; исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика с точки зрения сферы ее употребления русской лексики. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
2)Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности, происхождения.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей разных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 10. Морфология
1)Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико- грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре, синтаксическому употреблению.
Междометия звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
2)Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 11. Синтаксис
1)Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).
Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
2)Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 12. Правописание: орфография и пунктуация
1)Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написание. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом неосложненном, простом осложненном, в сложном предложении (сложносочиненном и сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с различными видами связи), при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
2)Сформированность орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно – словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико – интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуры речи
и культуроведческой компетенции
РАЗДЕЛ 13. Культура речи
1)Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции и типы. Тенденция развития норм. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные). Варианты норм. Речевые ошибки. Лексическое богатство русского языка и культура речи.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, обратный грамматический словарь А.А. Зализняка, справочники по пунктуации), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
2)Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
РАЗДЕЛ 14. Язык и культура.
Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет. Изменения, происходящие в современном языке. Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
Выявление единиц языка с национально – культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Пословицы и поговорки русского народа, современный городской фольклор. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Межкультурная коммуникация. Мимика и жесты в разных культурах. Нормы информационной культуры, этики и права.
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8-м классе
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата | |
1 четверть | план | факт | ||
Гл. 1 Русский язык в современном мире | ||||
1 | Русский язык в современном мире | П.1 упр 5 | 5.09 | |
2 | Морфемный состав слова и способы словообразования | П.2 упр 11 | 6.09 | |
3. | Группы слов по происхождению и употреблению. | П.3 упр 23 | 7.09 | |
4 | Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению | П.4 упр33 | 12.09 | |
5. | Система частей речи в русском языке | П.5 упр 40 | 13.09 | |
6. | Входная (диагностическая) работа (диктант с грамматическим заданием) | Повторить правила | 14.09 | |
7. | СИНТАКСИС. Виды словосочетаний и предложений | П.6 упр 57 | 19.09 | |
8. | Интонация и порядок слов в предложении | П.7 упр 65 | 20.09 | |
9-11 | ПРАВОПИСАНИЕ. Правописание служебных слов (предлогов, союзов, частиц) | П.8 упр 79 Упр80 | 21.09 26.09 | |
12 | Правописание неопределенных и отрицательных местоимений и наречий | П.9 упр87 | 27.09 | |
13 | Правописание НЕ и НИ с различными частями речи | П.10 упр 96 | 28.09 | |
14 | Контрольный диктант | выучить словарные слова стр 73 | 3.10 | |
15 | Анализ контрольного диктанта | Упр 99 | 4.10 | |
16 | Р/Р. Текст в устной и письменной речи | П.11 упр 102 | 5.10 | |
17-18 | Р/Р. Контрольное изложение | Закончить составление плана дописать | 10.10 11.10 | |
19 | Р.Р. Выразительные средства лексики и фразеологии | П.12 упр 109 | 12.10 | |
20 | Повторение. Подготовка к итоговой аттестации | Упр 136 | 17.10 | |
21 | Резервный урок | 18.10 | ||
Гл. 2 Межкультурная коммуникация. | ||||
22. | Р.Р. Диалог культур | Гл 2. Упр 6 | 19.10 | |
Синтаксис | ||||
23. | Простые двусоставные и односоставные предложения | П.2. упр11 | 24.10 | |
24. | Определенно-личные предложения | П.3упр 16 | 25.10 | |
25. | Неопределенно-личные предложения | П.4 упр 22 | 26.10 | |
26. | Обобщенно-личные предложения | П.5 упр 31 | 7.11 | |
27. | Безличные предложения | П.6 упр 46 | 8.11 | |
28. | Назывные предложения | П.7 упр 54 | 9.11 | |
29 | Неполные предложения | П.8 упр 60 | 14.11 | |
30. | Правописание. Гласные и согласные в корне слова | П.9 упр 74 | 15.11 | |
31. | Правописание приставок | П.10 упр 88 | 16.11 | |
32 | Правописание Н и НН в различных частях речи | П.11 упр 99 | 21.11 | |
33-34 | Слитно-раздельно-дефисное написание слов различных частей речи | П.12 упр 105 Упр 109 | 22.11 23.11 | |
35 | Контрольный диктант | 28.11 | ||
36 | Анализ контрольного диктанта | 29.11 | ||
37 | Р.Р. Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностях языка | П.13 упр 113 | 30.11 | |
38 | Интервью | П.14 упр 117 | 5.12 | |
39-40 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений | П.15 упр 130 | 6.12 | |
41 | Р/Р. Контрольное сочинение | Дописать план Закончить сочинение | 7.12 12.12 | |
42. | Говорим без ошибок | Упр 138 | 13.12 | |
43 | Повторение. Подготовка к итоговой аттестации | Упр 158 | 14.12 | |
44 | Резервный урок | 19.12 | ||
Гл. 3. Роль русского языка в Российской Федерации | ||||
45. | Национальный государственный и межнациональный язык | Гл. 3 упр 4 | 20.12 | |
46. | Осложненное простое предложение | П.2 упр 11 | 21.12 | |
47-48 | Вводные конструкции | П.3 упр 15 Упр 18 | 26.12 27.12 | |
49-50 | Обращения | П.4 упр 21 Упр 25 | 28.12 11.01 | |
51 | Однородные члены предложения | П.5 упр 30 | 12.01 | |
52-53. | Однородные и неоднородные определения | П.6 упр 38 Упр 41 | 13.01 16.01 | |
54-55. | Союзы при однородных членах и знаки препинания при них | П.7 упр 44 Упр 46 | 17.01 18.01 | |
56-57 | Обобщающие слова при однородных членах | П.8 упр 50 Упр 54 | 23.01 24.01 | |
58-59. | Р/Р. Контрольное изложение | 25.01 30.01 | ||
60. | Правописание. Тире в неполном предложении | П.9 упр 61 | 1.02 | |
61 | Знаки препинания при обращении | П.10 упр 66 | 6.02 | |
62 | Знаки препинания при вводных конструкциях | П.11 упр 74 | 7.02 | |
63 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | П.12 упр 80 | 8.02 | |
64 - 65 | Знаки препинания при однородных членах с союзами | Упр 83 Упр 87 | 13.02 14.02 | |
66-67 | Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами | Упр 89 Упр 93 | 15.02 20.02 | |
68 | Р.Р. Средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка | П.13 упр 100 | 21.02 | |
69 | Официально-деловой стиль: доверенность | П.14 упр 104 | 22.02 | |
70 | Р.Р. Употребление обращений в речи | П.15 упр 111 | 27.02 | |
71 | Употребление вводных конструкций в речи | П.16 упр 118 | 28.02 | |
72 | Говорим без ошибок | Упр 125 | 1.03 | |
73 | Подготовка к итоговой аттестации | Упр 143 | 6.03 | |
74 | Резервный урок | 7.03 | ||
Гл. 4. Роль русского языка в Российской Федерации | ||||
75. | Русский язык в мире | Гл 4 п. 1 упр 6 | 13.03 | |
76. | Обособленные члены предложения. Предложения с обособленными членами | П.2 упр 11 | 14.03 | |
77 | Обособленные определения | П.3 упр 18 | 15.03 | |
78 | Обособленные приложения | П.4 упр 26 | 20.03 | |
79 | Обособленные обстоятельства | П. 5 упр 34 | 21.03 | |
80 | Ограничительно-выделительные обороты (обособленные дополнения) | П.6 упр 46 | 22.03 | |
81 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | П. 7 упр 53 | 3.04 | |
82-83 | Правописание. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями | П. 8 упр 58 Упр 62 | 4.04 5.04 | |
84-85 | Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями | Упр 69 П. 9 упр 75 | 10.04 11.04 | |
86-87 | Р/Р. Контрольное изложение | 12.04 17.04 | ||
88-89 | Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами | П.10 упр 80 Упр87 | 18.04 19.04 | |
90-91 | Знаки препинания при уточняющих, присоединительных, поясняющих членах предложения | П. 11 упр 92 Упр 95 | 24.04 25.04 | |
92 | Итоговый контрольный диктант | 26.04 | ||
93 | Анализ контрольного диктанта, комплексный анализ текста | 2.05 | ||
94 | Р.Р. Научный стиль: реферат, доклад | П.12 упр 100 | 3.05 | |
95. | Р/Р. Этичность речевого общения | П. 13 упр 103 | 10.05 | |
96 | Р.Р. Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения | П.14 упр 108 | 15.05 | |
97 | Говорим без ошибок | Упр 113 | 16.05 | |
98-100 | Повторение изученного в 8 классе | Упр 123 Упр 130 | 17.05 22.05 23.05 | |
101. | Подготовка к итоговой аттестации | Упр 132 | 24.05 | |
102. | Резервный урок | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для основной школы в рамках об...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида
Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на 2014-2015 учебный год на основе программы по русскому языку для 9 класса авторов П.М.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и др./составитель Л.М.Рыбченкова, М....
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса
Рабочая программа для учащихся 6 «В» класса МБОУ «СОШ № 113» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений . Русск...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Мос...