Виды, типы и формы занятий с детьми
методическая разработка по теме
Методическая разработка - Виды, типы и формы занятий с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_tipy_i_formy_zanyatiy_s_detmi.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Росинка»
практическое руководство
для начинающих педагогов в системе
дополнительного образования
Сост. Засорина С.А.
г. Гороховец 2009
Сост. Засорина С.А., методист ЦДТ «Росинка»
Виды, типы и формы занятий с детьми
В предлагаемом пособии приводятся примеры нестандартных форм проведения занятий.
Практическое руководство предназначено для начинающих педагогов, работающих в системе дополнительного образования.
- ЦДТ Росинка», 2009
Нестандартное занятие.
Предисловие
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и развивать играя.
Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития ребенка.
Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по - новому.
Положительные эмоции хочется переживать снова и снова не только взрослому, но и ребенку, а на положительном эмоциональном поле очень хорошо работает процесс запоминания. Все это, несомненно, повышает воспитательный и качественный аспекты обучения.
В использовании нестандартного занятия необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного занятия в традиционном занятии: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками дат, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.
Весь этот арсенал можно использовать для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И воспитанник проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства и различия событий. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.
- Занятие - викторина
Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, сведений. Вопросы могут быть розданы студийцам заранее или содержаться в тайне.
Вариант: дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.
- Комбинированное занятие
Фазы комбинированного занятия:
- Организационно – психологический момент – улыбка, шутка, игровое начало, бодрость.
- Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы.
- Педагог организует познавательную деятельность и активность обучающихся в связи с использованием нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения педагог обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до занятия, метод графической записи, звуковой, моторной, визуальный, осязательный ряд. Дискуссия. Стимулирование поиска воспитанниками опережающих идей и решений и т.д.
- Позволяет обсудить главные, основные. Наиболее интересные линии и направления изученного - опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого воспитанника выступить со своим мнением, пониманием, подходом.
- Педагог подбирается к домашнему заданию в течение всего занятия, увлекает, заинтересовывает обучающихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для обучающихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.
- Занятие – поиск
Требует серьезной предварительной подготовки, привычки обучающихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренное занятие.
Этапы занятия:
- 1 этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступает педагог и воспитанник.
- 2 этап. Проблематизация. Педагог и студийцы ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
- 3 этап. Педагог знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
- 4 этап. Микрогрупповой. Индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
- 5 этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.
4. Занятие – экскурсия.
Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города, улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа свидетелей эпохи. Занятие проводится в актовом зале, заполненном заинтересованными зрителями.
5. Занятие – экспедиция.
В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Студийцы могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.
6. Стихотворно-музыкальное занятие.
Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим.
- Конкурс знаний, умений и творчества.
Это не простое занятие – это итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры «дистанция». Продолжается эта олимпиада несколько дней для младшего, среднего и старшего возраста отдельно. Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений Центра: вернисажи, соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать обо всем сделанном в Центре в течение года). В Центре во всех кабинетах и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждая студия создает несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все студии в форме досуговой деятельности - викторин, кроссвордов, творческих заданий. В конце подводятся итоги, участники награждаются, и проходит большой концерт для родителей.
8. Интегрированные занятия.
Проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведения серии занятий в рамках целой темы. Ведут занятия 2-3 педагога. 60-80% время занятий отводится творчеству студийцев. Если речь идет об интегрированных гуманитарных занятиях, то есть используются различные способы воздействия на учащегося : видео- художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
- занятия – фантазия.
- Дети садятся в кружок, педагог начинает. А затем дети продолжают придумывать сказку на любую (познавательную) тему.
- Дети получают краски и листы. На которых они изображают в картинках свое будущее. Свои пожелания, свое отношение к людям.
- Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.
- Занятие- сказка.
Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.
- занятие- спектакль( инсценировка)
Студийцы играют на занятиях поиск решений, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-поэтические постановки.
- занятие – игра.
Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством.
Например:
- составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.
- Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме.
- занятие – поход
В студии моделируются станции преодоления, группа делится на подгруппы, движение осуществляется со станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки, решения.
- занятие – суд
Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена дидактическим судом, судом нравственным, судом истории, судом здравого смысла. Все суды работают в культуре познавательного театра. Здесь есть место для ролевых и проблемных игр.
11. .занятия самостоятельного поиска знаний
Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений.
Например:
- растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.
- У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.
Во всех случаях мы рассматривает не только поиска занятий, но и их активного применения.
12. занятия творчества
13.Занятия художественного чтения
Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с педагогом форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно чтение текста будет организованно чтением по цепочке, но в конце занятия важно, чтобы несколько судей – искусствоведов из числа студийцев поделились своими впечатлениями.
14. Интегративно – понятийное занятие
В ходе занятия студийцы делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от педагога или специального жюри, составленного из студийцев. Занятие проводят все педагоги, студии которых включены в тему занятий.
Упражнение 1
Проводится викторина, задания которой составлены из понятий, названий, процессов, предметов, явлений, дат, имен. Принципов, изучаемых по разным студиям. Отвечают в письменном виде на скорость и качество ответов всей команды, ответы зачитываются, оглашается их оценка.
Упражнение 2
Каждой группе выдаются прямые и перевернутые кроссворды, включающие в себя необходимы понятия.
Прямые кроссворды – клеточки пустые, и их надо заполнить, решив кроссворд;
Перевернутые кроссворды - кроссворд уже решен, все клеточки заполнены. Нужно ко всем словам из клеточек дать определения.
Упражнение 3
Каждой группе дается задания из 5 понятий, и группа должна, используя эти слова, определить для себя жанр, написать сочинение, тракт .стихотворение, отчет, приказ, докладную или аналитическую записку, проект закона и т.д. Выполненная работа передается в следующую группу по часовой стрелке для анализа и оценки.
15. занятие без правил как форма
Педагог предлагает детям начинать занятие таким образом: пусть каждый делает, что хочет. Темы нет, целей нет, задач нет, форм нет, запрещено только орать, бить, ломать. В конце занятия, или на другое занятие педагог предлагает подвести итог занятия по схеме:
- Какая польза была от занятия;
- Чему научились;
- Что возьмете с собой на другие занятия, от чего откажетесь.
Использованная литература:
В.М. Лизинский. О методической работе в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии....
Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе....
Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».
При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...
презентация "Виды деятельности и формы занятий с обучающимися при реализации программы воспитания и социализации по ФГОС".
ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности ш...
ФГОС Виды деятельности и формы занятий с обучающими
ФГОС Виды деятельности и формы занятий с обучающими...
Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР
Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...