Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР
статья по музыке

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР

В основе занятий музыкальной коррекцией лежит комплексный тематический метод в сочетании с визуальными и игровыми приемами, который позволяет заинтересовать и сконцентрировать внимание детей с ЗПР на длительное время.

   Каждое занятие должно приносить ребенку удовольствие и радость, а не вызывать состояние усталости. Именно поэтому занятия проводятся в увлекательной сюжетно - игровой форме с чередованием интенсивных упражнений, требующих большой активности, со спокойными упражнениями и заданиями. Общий сюжет создает игровую ситуацию, развивает интерес и пробуждает желание играть, принимать активное участие в занятии. Игровая ситуация облегчается необходимыми атрибутами, костюмами, различными предметами, интересными персонажами, присутствующими на занятиях. при построении занятий музыкальной коррекцией следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:

психический, физический, эмоциональный стресс детей;

обеспечить взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;

учитывать возрастные особенности детей и специфику существующих отклонений в их развитии;

обеспечить соответствие образовательным и воспитательным целям музыкального развития.

   Важно отметить, что занятия по музыкальной коррекции проводятся на фоне эмоционального подъема. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой урока и его умелым проведением.

   Классы музыкальной коррекции имеют следующую структуру:

Вводная часть – это двигательная разминка, которая включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестановок и бега.

Основная часть состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкальных и ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторных навыков, развитие способности ориентироваться в пространстве, развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческие способности. Кроме того, основная часть включает упражнения, способствующие оптимизации дыхательной функции, развитию певческих навыков, коррекции пения движениями. В нем также используется игра DMI, которая способствует развитию чувства ансамбля, независимости, восприятия тембра.

Заключительная часть включает музыкально-ритмическое упражнение в зависимости от двигательной нагрузки основной части и обязательную фазу расслабления для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце урока.

   Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе занятий музыкальной коррекцией, имеют коррекционную направленность. Таким образом, в процессе прослушивания и восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимание, память, мышление, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

   В процессе певческой деятельности дети с ЗПР развивают речь, улучшают звукопроизношение, артикуляцию, развивают музыкальные и сенсорные способности, связанные с различением высоты, продолжительности, тембра (цвета) звука, его динамики (громкости).

   Предлагаемые занятия можно использовать в качестве развлечения после ознакомления с соответствующими темами. Музыкальный руководитель имеет право отбирать материал уроков выборочно, уменьшая, при необходимости, объем урока, учитывая психофизиологические особенности детей и специфику работы в дошкольном учреждении.

   Эффективность музыкально-коррекционных занятий четко прослеживается по динамике психического развития учащихся с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в себе, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой. Здесь в полной мере работает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры" Сборник упражнений для занятий с детьми на музыкальных занятиях

В сборник собраны игры, помогающие в освоении ритма, в работе над развитием дыхания, вокальных навыков, дикции, а так же упражнений, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук....

«Инновационные формы работы с одарёнными детьми».

В статье идёт речь о работе с одарёнными детьми в ОО, об использовании инновационных  форм  работы, их совершенствовании, что способствует выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. В ...

Музыкальное занятие «Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!»

Музыкальное занятие "Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!"...

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны».

Конспект музыкального занятия в старшей группе  «Музыкальные краски весны»...

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный магазин игрушек».

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный магазин игрушек»....

Учебное занятие как основная форма в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей, а именно, передача им знаний, умений и навыков по конкретному п...

Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы

Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы Задачи:Способствовать развитию двигательной ак...