Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры по истории 10 класс
методическая разработка (10 класс)

Терентьева Елена Моисеевна

Интеллектуально- познавательная игра "От Кремля до Рейхстага"  - - повторение,обобщение,  систематизация   исторических фактов и событий Великой Отечественной войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

Терентьева Елена Моисеевна

ГБОУ школы №335

Пушкинский район, Санкт-Петербурга

2021 г.

Интеллектуально-познавательная игра

(урок повторения и обобщения по теме: Великая Отечественная война, 10 класс)

«От Кремля до Рейхстага»

Место проведения: учебный кабинет

Цели урока:

Образовательные: 

- повторить, систематизировать  и обобщить исторические факты и события Великой Отечественной войны;

- оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю России;

- определить историческое значение, дать оценку «Великой Отечественной войне» .

Развивающие:

- развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившим событиям;

- продолжить формирование умений работы с дополнительным материалом;

- продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: 

- продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала;

- продолжить развивать чувства толерантности;

- продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе;

           - способствовать воспитанию ответственности (в ходе современной деятельности) и уважения к историческому прошлому своей страны (на примере защитников Родины).

Оборудование: ПК, презентация, мультимедийный проектор, листы оценивания для команд,  раздаточный дидактический материал, видеофрагменты, караоке.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

комментарии

Организационный момент

  

Вступительное слово учителя фрагменты хроники начала Великой отечественной войны:

- События Великой Отечественной войны все более отдаляются во времени. Однако миллионы людей не перестают задумываться над причинами, породившими эту войну, ее итогами и уроками. Великая Отечественная война - одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Много трудностей и лишений пришлось испытать советскому народу и его Вооруженным Силам. Но четырехлетняя ожесточенная борьба с захватчиками увенчалась нашей полной победой над, казалось бы, непобедимой фашистской военной машиной. Опыт и уроки этой войны имеют большое значение для ныне живущего поколения. Урок минувшей войны состоит и в том, что побеждает не та сторона, которая первой нанесла удар и достигла решающих успехов в самом начале военных действий, а та, у которой больше моральных и материальных сил, которая умело использует их и способна превратить потенциальную возможность победы в реальную действительность. Наша победа не была исторически предопределена. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, ее народа и армии.
Ни одно государство антигитлеровской коалиции не осуществило такой мобилизации людских и материальных ресурсов, как Советский Союз в годы войны, никто не перенес таких испытаний, какие выпали на долю советского народа и его Вооруженных Сил.

«Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия»

У. Черчилль,

премьер-министр Англии

                           

Слайды 1-5

Слайд 6

Объяснение хода игры. Как и в любой игре у нас 4 команды. Давайте поприветствуем друг друга. Названия   команды получат в ходе игры.
Сейчас я объясню ход игры. Каждая команда за правильный ответ и правильно выполненное задание получает определенное количество  баллов.  У той команды, у которой в конце игры будет большее количество баллов  - выигрывает, получает отличные оценки.  Понятны условия?    Готовы?  Тогда начинаем!

 

Ход игры

1 конкурс ВИКТОРИНА – РАЗМИНКА

(1балл за правильный ответ)

1. Назовите хронологические рамки оборонительного этапа Московской битвы.(30 сентября 1941 г. – 4 декабря 1941г.)

2. Назовите девиз защитников столицы-Москвы. («Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» политрук Василий Клочков, у разъезда Дубосекова)

3. Как называлась немецкая операция по захвату Москвы?(«Тайфун»)

4. Какое событие произошло 7 ноября 1941 г. на Красной площади в Москве? (военный парад в честь 24 годовщины Октябрьской революции)

5. Назовите хронологические рамки периода контрнаступления советских войск под Москвой. (5-6 декабря 1941 г. – 10 января 1942 г.)

6. Какую продукцию в мирное и в военное время выпускала московская фабрика «Рот-Фронт»? (в мирное время – кондитерские изделия - шоколадные конфеты, в военное время – пищевые концентраты)

7. Когда  и кем в Москве и ее пригородах было введено осадное положение? (20 октября 1941 г., решением ГКО)

8. Оборона столицы была возложена на командующего Западным Фронтом генерала армии…..?  (Г.К. Жуков)

9. Как звали летчика, младшего лейтенанта, совершившего первый в истории авиации ночной таран в московском небе? ( Виктор Талалихин)

10. В годы Великой Отечественной войны сложились десятки вариантов этой песни. Героиня могла быть медсестрой, связисткой, партизанкой, но звали ее только этим именем. Каким? («Катюша»- песня на слова М.Исаковского)

11. Назовите геометрическую фигуру на петлицах высших офицеров Красной армии в беспогонную эпоху, в битве за Москву. ( ромб)

12.Медаль Героя Советского Союза «Золотая звезда»- высшая степень отличия. Сколько человек за время Великой Отечественной войны были награждены? (11 тыс. человек)

Слайд 7,8

Второй тур

Самые грамотные

Учитель зачитывает письмо солдата войны к семье. Делает акцент на грамотность.

  1. …к…упанты
  2. Фаши………кий самолет
  3. Арти……ерийско-м…н…метная установка
  4. Вое…..ые оп…рации
  5. Во…начальник
  6. Д…в…рсанты
  7. Барбаро….а
  8. «Н.. шагу назад!»
  9. Д…п…ртация
  10. Пр…в…нтивный удар

Слайды 9-10

Третий тур 

Конкурс «Эрудиты»

      Исторические задачи

   1. Во время Великой Отечественной Войны немцы довольно быстро стали блестяще подделывать советские документы (паспорта, военные билеты и т.п.), которые использовались их разведчиками. Однако вскоре наша контрразведка обнаружила одно  отличие, которое оставалось одним из крупнейших военных секретов на протяжении всей войны и помогло выявить множество шпионов. В чем ошиблись педантичные немцы?

2. Великая Отечественная война. Перед наступлением одному из подразделений необходимо было выяснить расположение огневых точек противника. Красноармейцы использовали для этого мишень, по которой гитлеровцы не могли не стрелять, но попасть в нее было невероятно сложно. Что это была за мишень?

3. Ф конце 1942 года на специальном заседании Государственного  комитета обороны, посвященным развертыванию работ по созданию атомной бомбы, Сталин предложил возглавить проект академику Иоффе. Тот осмелился отказаться в пользу более молодого Игоря Курчатова. «Я такого академика не знаю», - сказал Сталин. Однако Иоффе продолжал настаивать на своем, и Сталин с ним согласился, но с одним условием. Какое условие выдвинул Сталин?

4. Отступая в 1944 году, немцы следовали тактике «выжженной земли» и уничтожали все за собой. Однако в директиве от 9 апреля 1944 г. командир из 17-ой армии указал объекты, которые не должны были быть подвергнуты разрушению. Их сохранение, по его мысли, должно было задержать продвижение советских войск. Назовите эти объекты.

Слайды 11- 23

Физкультминутка

Четвертый тур Анализ текста, содержащий фактические ошибки и ложные утверждения.

3 декабря 1943 года. 6 часов 15 минут. Сейчас Штирлиц спит, но через полчаса он проснется и полетит в Тегеран, где вот уже вторую неделю тянется встреча «Большой тройки». Чистый воздух южных предгорий Памира; звезда Героя Советского Союза и высокое звание Генералиссимуса делали особенно упрямым и несговорчивым.  Сталин превратился в державного горца, настойчиво требовавшего скорейшего открытия второго фронта. Союзники же пытались оттянуть вторжение в Европу, ссылаясь на то, что сопротивление немцев в Африке требует больших сил. К 1 декабря переговоры окончательно  зашли в тупик; все ждали Штирлица, который обещал вылететь только 3 декабря.

           6 часов 45 минут.  Веки Штирлица дрогнули, и по привычке, еще не успев окончательно проснуться, он поднялся с кровати. Его мутный взгляд скользнул по полу, холодившему ступни, журнальному столику,  где лежали недочитанные вчерашние номера «Дейли Мейл» и «Фелькишер Беобахтер», и остановился на заснеженном парке, искрившемся в лучах восходящего солнца. После поражения армии Геринга под Курском Штирлиц особенно любил разглядывать этот парк, чем-то напоминавший любимый Санкт-Петербург.  «Исаакий, Эрмитаж, Донской монастырь, - вздохнул Штирлиц, - скорее бы домой!».  От нахлынувших воспоминаний его отвлекла Кэт. Она не смыкала глаз всю ночь и только к утру закончила работу с шифровкой. Центр сообщал, что Рузвельт слишком настойчиво предлагал открыть второй фронт на Балканах, хотя и согласился признать довоенные приобретения СССР и даже обещал склонить к их признанию польское правительство, обосновавшееся в США.

             «Мерседес» Штирлица, несшийся к аэродрому, неожиданно вильнул вправо и зарылся в снег.   Гвоздь, брошенный каким-то мальчишкой, пробил покрышку, и одно из колес моментально превратилось в обод, обмотанный рваной резиной. Но об этом Штирлиц узнает позже, а сейчас он безвольно уткнулся в руль своего автомобиля.

       Спустя несколько минут тяжелый «Мессершмитт-262» оторвался от земли и взял курс на Тегеран. Впрочем, «Большая тройка» разъехалась, так и не повидав Штирлица


слайд 24

раздаточный материал

Пятый тур

Музыкальный конкурс

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен, частушек... И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою...

Частушки на военную тему

1. Распроклятая Германия

    Затеяла войну.

    Взяли милого, хорошего,

    Оставили одну.

            2. Налетели вражьи птицы

    На советские границы,

    Им от наших от ворот

    Показали поворот

             3. Черна туча, черна туча

     Громом с неба ахнула.

    Милый мой на фронт ушел,

    Я хожу заплакана.

             4. Оставайтесь, дорогие,

    Не грустите обо мне.

    Мы, ленинградцы, все такие

    Побеждаем на войне.

 5. Я миленка – гармониста

    Собирала тщательно.

    Пусть нечистого фашиста

    Бьет он основательно.

6. Гитлер злится, Гитлер злится,

    Очень он ругается.

    Приказал Россию взять,

    Да не получается.

7. «Русиш, русиш, вам капут»,-

    Немцы так кричали,

    А когда мы победили,

    В ноги нам упали.

8. Сидит Гитлер за столом,

    Лопает картошки,

    Гитлярята под столом

    Подбирают крошки.

             9. Сидит Гитлер на заборе,

    Плетет лапти языком,

    Чтобы вшивая команда

    Не ходила босиком.

           10. Гитлер вздумал угоститься –

    Чаю тульского напиться,

    Зря, дурак, позарился –

    Кипятком ошпарился.

           11. Стой, кудрявая рябина,

     Стой и не шатайся,

     Ты с победою меня,

     Милка, дожидайся!

           12. Милые залеточки,

    Где ваши походочки,

    Вы глаза свои утрите,

    Нас с победой скоро ждите.

13. В деревню немцы ворвались,

    От радости взбесилися.

    Поросят всех, кур поели,

    Чтоб вы подавилися!

14. Наши воины в Берлине

    Празднуют победу,

    Все ликуют и поют,

    Честь солдату отдают.

Слайд 25

Шестой тур

Послание потомкам

Послание потомкам

 «И помнит мир спасенный»

Слайды

26-32

Подведение итогов игры

Подсчет баллов в оценочных листах каждой команды. Объявляется победитель и призеры, соответственно оценки.

Рефлексия

Команды дают оценку работы своей и других команд, выражают личное отношение к содержанию урока и его результатам

Слайд 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды

Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды.  Турнир знатоков включает в себя три  конкурса:блиц - викторина; экологическая мельница;аукцион.и игры и викторины со зрителям...

Методическая разработка урока-ролевой игры в 6 классе "Home. Sweet Home"

Данный урок был  проведен на городском методическом объединении молодых учителей иностранного языка четыре года назад.Отзывы были замечательными,поэтому и предлагаю данную разработку ко всеобщему...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Правовое колесо"

Я работаю в старшей школе. Считаю, что правовое воспитание школьников – одно из ведущих направлений работы классного руководителя. Только юридически грамотные люди, знающие права и обязанности, могут ...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков информатики"

Интеллектуально-познавательная игра по информатике «Турнир знатоков информатики» представляет собой внеклассное мероприятие, где в игровой форме студенты повторяют, систематизируют теоретический матер...

Методическая разработка в форме игры в 6 классе по теме "Причастие"

Игра "Морской бой" Цель и задачи: систематизировать знания о причастии, формировать умение определять грамматические признаки причастия, графически выделять причастный оборот....

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....