Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды
методическая разработка по теме
Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды. Турнир знатоков включает в себя три конкурса:
- блиц - викторина;
- экологическая мельница;
- аукцион.
и игры и викторины со зрителями.
Все конкурсы связаны с миром окружающей нас природы. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_znatokov.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПГТ. САНЧУРСК КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Экологическая
мельница»
между командой детей
и командой родителей
Составитель:
Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории
Михеева Анна Николаевна
Что такое экология и почему это столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо.
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», и пересесть из него просто некуда.
Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.
А сейчас я вас всех приглашаю в нашу творческую мастерскую.
Дорогие друзья! Ещё раз всем - добрый день! Вы только что побывали в нашей творческой мастерской, где ребята реализуют свои мысли, идеи, фантазии, связанные с природой, в поделках, своего рода произведениях прикладного искусства. Создавать их могут действительно только те, кто не равнодушен к окружающей нас среде, кто замечает и видит красоты природы, кто хочет сберечь их для будущих поколений. Ведь не случайно наша мастерская называется «Природа и творчество»!
Первый ребенок: Есть просто храм, есть храм науки.
А есть природы храм, с лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Второй ребенок: Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
С. Смирнов.
Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами в очередной раз проведем конкурсную игру. А если точнее - турнир знатоков природы. Ведь вам нечего бояться, правда? А чтобы было интереснее, мы попросим вашими соперниками стать пап и мам, то есть ваших родителей. Согласны? Итак, мы приглашаем желающих померяться силами и поделиться знаниями.
Я с удовольствием представляю взрослых участников команды: …… и команду ребят:…… В составе жюри у нас будут сегодня:……
Команды набраны. Можно приступать к делу. Наш турнир знатоков включает в себя три больших конкурса:
1. блиц-викторину;
2. экологическую мельницу;
3. аукцион.
- Объявляю первый конкурс.
Блиц-викторина
Сейчас я каждой команде буду зачитывать вопросы. Ваша задача - за 1 минуту дать как можно больше ответов на предложенные вопросы. Времени на обсуждение нет. Ответ должен следовать сразу за моим вопросом. Тот, кто знает ответ, быстро произносит, тем самым давая очко команде. Начну, конечно, с команды родителей. Жюри ведет подсчет данных ответа. Внимание. Вопросы для 1 команды:
- Где ухо у кузнечика? (на ноге)
- Самая высокая трава? (бамбук)
- Кто на себе свой домик носит? (улитка, черепаха)
- Комнатное лекарственное растение, живущее по поверьям 100 лет? (алоэ)
- Кого называют кораблем пустыни? (верблюда)
- Самая крупная птица в Европе? (лебедь)
- Самый быстрый зверь из породы кошачьих? (гепард)
- Как спят африканские слоны? (стоя)
- Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед? (колибри)
- Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
- У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
- Какой цветок может избавить туристов от комаров? (надо бросить в костер ромашку)
- Кто дает потомство, лишь став седым? (одуванчик)
Перехожу к другой команде. Внимание.
Вопросы для 2 команды:
- У кого усы длиннее ног? (у таракана)
- Назовите цветок, ставший символом 8 Марта? (мимоза)
- Можно ли поймать ящерицу за хвост? (нет, потому что ящерица отрывает себе хвост, вскоре хвост вырастает вновь)
- Кто из животных самый горластый? (крокодил)
- Самое любимое растение кошек? (валериана)
- У кого из птиц самое большое гнездо? (у орла)
- Какие птицы могут преследовать автомобиль? (страусы)
- Плоская морская рыба с глазами на одной стороне туловища? (камбала)
- Какая птица может ходить под водой? (оляпка)
- Кто родился с бородой? (козел)
- Кто такой лесной петух? (глухарь)
- Какое растение может заменить кофе? (одуванчик)
- След какого хищного зверя похож с человеческим? (медведь)
- А сейчас приглашаю команды к конкурсу «Экологическая мельница». В этом конкурсе вы будете меряться силами и делиться знаниями. Вы видите импровизированную мельницу с пятью крыльями, на которых нарисованы задания нашим игрокам.
Начнем с интеллектуального. Он не так сложен, как вы могли подумать. Команды просто быстро отвечают «да» или «нет» на наши вопросы. За правильный ответ - Балл.
Правда ли что...
- ... крокодилы могут взбираться на деревья? (да, молодые крокодилы хорошо лазят по деревьям, часто отдыхают на ветвях)
- ... змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (правда, гадюка, обитающая в центре Америки, способна прыгать в высоту до метра, нападая на свою жертву)
- ... стрижи даже спят на лету? (правда, на закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле)
- ... голубые растут только Китае? (нет, голубых роз в природе не существует)
- ... зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (правда, зеленый картофель содержит большое количество сильных ядов-саланинов, которые особенно вредны для детей; эти яды не разрушаются даже при варке и тушении)
- ... на зебрах водятся полосатые блохи? (нет, блохи на зебрах не маскируются)
- ... орхидеи используются для приготовления мороженного? (отчасти, правда, ароматические вещества для некоторых видов ванильного мороженного приготовляют из обладающей лечебным эффектом шелухи семян орхидеи, ванилия планифолия)
- ... бабочки живут всего один день? (нет, некоторые из них
живут много месяцев, перезимовывая или улетая в далекие теплые края)
Раз вы такие замечательные интеллектуалы, вы наверное, такие же опытные флористы. Сейчас мы это проверим. Следующий наш конкурс «Весенний букет». Вам предстоит с помощью весеннего леса собрать букет, который вполне мог бы украсить вашу комнату или ваш кабинет. Попробуйте проявить свою фантазию, творчество. К вашим услугам вазы, веточки деревьев, различные сухие травы, искусственные цветы. В вашем распоряжении 5 минут, чтобы собрать букет и придумать название. Приступайте. Команды собирают букеты, а мы поиграем со зрителями.
Я надеюсь, что в этом зале собрались люди, очарованные природой и не равнодушные к ее судьбе.
- Перед вами «черный ящик». В этом ящике находится овощ, который врачи рекомендуют для остроты зрения. (Морковь)
- В этом ящике находится предмет, являющийся символом «Пасхи». (Яйцо)
- Какое растение шагает по стене? (Плющ)
- Кто в России считается выдающимся художником-маринистом? (И. К. Айвазовский)
- Перед вами «черный ящик». В этом ящике находится комнатное растение, которое колется. (Кактус)
Жюри подводит итоги.
Художественный конкурс
В этом конкурсе у вас есть возможность продемонстрировать свои знания в области живописи. Этот конкурс для вас не сложный, так как мы с вами постоянно ищем красивые рисунки для наших работ, то вы запоминаете автора (показ произведений). За правильный ответ 5 баллов.
- «Незаконченный рисунок».
Один знаменитый художник решил нарисовать символ наступившего года. Он нарисовал половину рисунка и тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным, А сейчас представьте, что вы мастера-художники и попробуйте проникнуть в замысел художника и завершить его работу. И ваша задача - дорисовать вторую половину рисунка, хотя неизвестно, какую половину рисунка нарисовал художник.
Давайте представим, что обе наши команды - это мастера-художники и будут они дорисовывать символ наступившего года. Их задача состоит в том, чтобы дорисовать вторую половину животного, предположив, какую часть необходимо дорисовать.
Оцениваться в этом конкурсе должно, конечно, и совпадение рисунка, и качество исполнения -5 минут. Максимальная оценка 3 балла.
Игра со зрителями:
- «Абстрактная живопись».
Каждый, кто хоть немного знаком с живописью, знает, что есть картины-портреты, картины-пейзажы, картины-натюрморты. А еще есть абстрактная живопись. На картинах, выполненных в этом стиле, ничего нельзя понять. И только табличка под картиной дает пояснение, что же здесь изображено. Попробуйте стать художником-абстракционистом и нарисуйте такую картину, под которой можно было бы прикрепить одну из этих табличек: «Съеденный бутерброд с колбасой», «Муха, придавленная кучей горячего асфальта», «Избушка на курьих ножках после прямого попадания артиллерийского снаряда», «Белка, не выглядывающая из дупла в старой сосне», «Соль и сахар, вперемешку рассыпанные по столу».
Спортивный конкурс.
- Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажек. Это бывает даже
тогда, когда урны бывают рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведем сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем. Игра в «мусорбол» начинается. (Каждая команда бросает в урну «мусор», за каждое попадание в цель-1 балл.)
- Какой только воды не бывает на свете? Есть вода морская, речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, газированная и минеральная, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть и вода веселая, солнечная, пресная, привозная, местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная, проточная, чистая, грязная. Ну, в общем разная. Да, вода бывает очень, очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот какая она разная. И поэтому мы называем ее волшебной. Какой же спортивный конкурс без водных упражнений? Вам необходимо перелить из трехлитровой банки в полуторалитровую бутылку воду так, чтобы как можно меньше ее расплескать(30 сек.). Жюри подводит итоги.
- Заключительный конкурс знатоков пройдет в форме аукциона, на котором я буду продавать вам вопросы. Но вначале я попрошу уважаемое жюри сказать, сколько очков имеется на счету команд. (Жюри сообщает) Спасибо!
Теперь, имея определенное количество очков, будете торговаться со мной за вопросы. Я буду объявлять начальную цену в очках за каждый из них. Вы, если хотите купить его, предлагаете больше. Выкупает такоманда, которая дает за вопрос больше очков. А за правильный ответ количество очков увеличивается; но, если вы не ответите, жюри вычтет у вас то количество очков, за которое купили вопрос.
Итак, на кону вопрос, связанный с флорой нашего края, в частности, с цветами. Я прошу за этот вопрос 3 очка. Кто даст больше? (Идет торг) Вопрос выкупила команда родителей. Вот он: «Это очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое осветило его желтым лучиком.
А когда цветок постареет, то становится седым». (Одуванчик)
Ответ правильный, вы получаете за него 4 очка.
На кону 2-й вопрос, связанный с фауной нашего края, в частности, с животным миром. Я прошу за этот вопрос 2 очка. Кто даст больше? (Идет торг.) вопрос выкупила команда ребят. Вот он: «Этого зверька знают все, но его прежнее имя векша почти забыто». (Белка)
На кону 3-й вопрос, связанный с жизнью птиц. Я прошу за этот вопрос 3 очка. Кто даст больше? (Идет торг.) Вопрос выкупила команда.... Вот он: «Птица, истребляющая грызунов?» (Сова) Вы получаете за него 6 очков.
Аукцион завершен. Попрошу жюри сделать сообщения, какое количество очков имеют команды.
Таким образом, победителем турнира стала команда.... Каждого из них я объявляю знатоком природы и вручаю памятную медаль. Молодцы! Молодцы и другая команда. Вы отстали от лидеров лишь на ... очков.
Благодарю вас ребята за участие в турнире, а вас болельщики за поддержку игроков. Среди вас тоже немало знатоков. Не печальтесь, в другой раз на ринг выйдете вы. А сейчас я вас всех приглашаю в художественный салон.
Художественный салон
Добро пожаловать в художественный салон нашего объединения. Здесь вы еще раз найдете подтверждение тому, насколько богат и разнообразен мир окружающей нас природы. Сколько неповторимых оттенков красок и причудливых форм создано в растительном мире! В поле, в лесу - везде, куда ни глянь - благодатный природный материал, превращающийся в умелых руках в красивые поделки, радующие глаз. Бери то, что не повредит живому миру, фантазируй, создавай все, что твоей душе угодно. Природа - поистине неисчерпаемая кладовая для творчества. Загляните в наш «художественный салон» и убедитесь в этом. Приглашаю в художественный салон. Экскурсовод показывает поделки из природного материала, рассказывает, что из чего и каким образом сделано, знакомит с книгами, которые помогут ребятам овладеть этим искусством. Г. X. Андерсен написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и на работе, весной и в лютый холод цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.
Викторина для зрителей
- Какую птицу называют вещей? (ворона)
- У какой птицы язык покрыт шипами? (пингвина, чтобы удержать во рту скользкую рыбу)
- Какой цветок зацветает весной самым первым? (подснежник)
- Какие цветы носят «человеческие» имена? (роза, василек, иван-да-марья, лилия)
- Какие насекомые «одомашнены» человеком? (пчела, тутовый шелкопряд)
- Могут ли змеи плавать? (все змеи хорошо плавают)
- Кто в хлебе родится, а есть не годится? (василек)
- Эта птица «однофамилица» известного русского писателя, (гоголь)
- Какую кашу не варят? (кашку, название)
- Название какого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия? (ирис)
- Лучше или хуже нас видит кошка? (днем в 4 раза хуже человека, ночью в 5 раз острее)
- Сколько лет могут жить черепахи? (примерно 400 лет)
- Почему кошка тщательно вылизывает себя языком? (чтобы не пахнуть при охоте на мышей)
- Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу? (на лапках ух под ноготками есть присоски)
- Какой цветок является символом Шотландии? (чертополох)
Реквизит и технические средства, необходимые
для проведения вечера
- Фонограммы с музыкой, которые послужат музыкальным сопровождением.
- Бутафория импровизированной мельницы.
- интеллектуальный
- флористический
- художественный
- спортивный
- для флористического конкурса - вазы, веточки деревьев, различные сухоцветы, искусственные цветы.
- для художественного конкурса - 2 картины разных художников.
- для спортивного конкурса - 2 урны, бумага-мусор, 2 трехлитровые банки, 2 полуторалитровые бутылки.
- Для зрителей - черный ящик, морковь, кактус, яйцо.
- Призы для участников и зрителей.
- Выставка книг.
Литература
- Панфилова Н. И., Садовникова В. В. «35 суббот плюс каникулы». Сценарии школьных праздников - М. Новая школа, 2001 г.
- Ю. Капустина «Вечера для старшеклассников в школе». Ярославль «Академия Холдинг» 2003 г.
- «Праздник в подарок». Ярославль «Академия развития», 2003 г.
- С. Афанасьев, С. Каморин «300 творческих конкурсов». Кострома «Эврика - М», 1999 г.
- В. Ф. Смирнов, А.Н. Чирва М. «Новая школа» «Путешествие в страну тайн», «Познавательные игры в семье», 1993 г.
- Журнал «Читаем, учимся, играем» 5-99; 1-2002 г. Издание «Либерия-Бабинформ».
- «Дидактические игры». Йошкар-Ола 1999 г. Методическое пособие для учителей. Издательство «МИО».
- «Экологические спектакли» 2003 г. Минск И. ООО «Красико-Принт».
- Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников». Издательство «Астрель» ГИППВ-2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Правовое колесо"
Я работаю в старшей школе. Считаю, что правовое воспитание школьников – одно из ведущих направлений работы классного руководителя. Только юридически грамотные люди, знающие права и обязанности, могут ...
Методическая разработка открытого урока английского языка в 9 «Б» классе «Проблемы окружающей среды» «Environmental Problems»
Цели урока:Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;Осуществить метапредметные связи (биология, география);Создать код экологических правил;Развивать коммуникативные навыки;Продолжи...
Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков информатики"
Интеллектуально-познавательная игра по информатике «Турнир знатоков информатики» представляет собой внеклассное мероприятие, где в игровой форме студенты повторяют, систематизируют теоретический матер...
Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"
Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....
Всемирный день охраны окружающей среды
Дистанционное мероприятие.5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды....
Методическая разработка факультативного занятия . Занятие 1: "Неметаллы и их роль в окружающей среде"
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и не...
Эко-квест, посвященный Всемирному Дню Охраны Окружающей Среды
Разработка мероприятия к Всемирному Дню охраны окружающей среды в виде квест-игры, состоящей из нескольких блоков, в том числе групповая работа "по станциям"...