РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Решение сложных задач по физике» для обучающихся 9х классов
рабочая программа по физике (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Центра естественно-научной и технологической
направленностей «Точка роста»
«Решение сложных задач по физике»
для обучающихся 9х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tochka_rosta_9_klass.odt | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ Управление образования города Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
МАОУ СОШ №16 р.п. Приютово
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Центра естественно-научной и технологической
направленностей «Точка роста»
«Решение сложных задач по физике»
для обучающихся 9х классов
Пояснительная записка
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники .
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит за рамки изучения физики в школьном курсе.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Решение сложных задач по физике» предназначена для организации внеурочной деятельности «Точка роста» обучающихся 9х классов.
Срок реализации программы: 1 год. 9 класс – 68 ч.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях лаборатории центра «Точка роста», а также применять полученные знания для решения качественных, количественных и экспериментальных задач различной сложности. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Особенностью данной программы является то, что:
- она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов;
- составлена с учетом возрастных особенностей учащихся;
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н).
5. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)
- Цель и задачи
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности «Решение сложных задач по физике», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физике:
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
• формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
• формирование представления о научном методе познания;
• развитие интереса к исследовательской деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом.
• формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
• совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
• включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
• выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
• развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
- Планируемые результаты
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебноисследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом») и учебных программ по всем предметам, в том числе по физике. После изучения программы внеурочной деятельности» обучающиеся:
• систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;
• выработают индивидуальный стиль решения физических задач;
• совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности);
• научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в основной школе;
• разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете физики;
• определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих предметных результатов:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих метапредметных результатов:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД.
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 5 | 4 | 1 |
2 | Механика | 18 | 13 | 5 |
3 | Законы сохранения | 11 | 9 | 2 |
4 | Работа энергия | 8 | 3 | 5 |
Световые явления | 8 | 6 | 2 | |
5 | Электромагнитные явления | 13 | 8 | 5 |
Тепловые явления | 5 | 5 | 0 | |
ИТОГО | 68 | 48 | 20 |
- Содержание программы
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (5ч)
Теория-4ч. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях. Абсолютная и относительная погрешность прямых измерений. Повторение: плотность, давление, энергия и работа, молекулярная физика.
Практика-1 ч. Измерение физических величин и вычисление погрешности.
ТЕМА 2. ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ (19 ч)
Теория-16ч. Движение тела под действием силы тяжести. Баллистика. Абсолютно упругий удар.. Определение пространственной скорости звезд. Вращательное движение твердого тела. Условия равновесия твердого тела. Образование Солнечной системы и планет. Средства современной связи. Системы астронавигации (GPS и Глонасс). Физика и военная техника.
Решение задач повышенной сложности.
Практика-19ч. Исследование зависимости дальности полета от угла к горизонту. Эксперименты на равноускоренное движение. Экспериментальное доказательство закона сохранения импульса. Эксперименты на вращение твердого тела
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 9 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по Физике. К учебным комплектам С.В. Громова, Н.А. Родиной (М.: Просвещение); А.В. Пёрышкина (М.: Дрофа) 7 класс. / Полянский С.Е. – М.: «ВАКО», 2004, 304 с.
Сборник задач по физике 7 – 9-й кл: к учебникам А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 кл», «Физика. 8 кл», «Физика. 9 кл»:. / А.В. Пёрышкин; сост.Г.А,Лонцова.–12-е изд., М.: ЭКЗАМЕН, 2014. – 270, (2)с. – (Учебно-методический комплект).
Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7 – 8 кл. сред. шк. / В.И. Лукашик – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.: ил.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Физика в школе. Электронные уроки и тесты.-CD.М.:Просвещение, 2005.;
- Живая физика. Динамическое представление физических процессов.- CD. ;
- электронно-образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http:/school-collection.edu.ru);
- каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).
ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ «ТОЧКА РОСТА»
- Набор по закреплению изучаемых тем по физике основного общего образования. (Цифровая лаборатория по физике (ученическая)) – 4шт.
№ | Наименование | Количество в одном наборе |
Беспроводной мультидатчик | 1 | |
Датчик температуры исследуемой среды | 1 | |
Датчик абсолютного давления | 1 | |
Датчик магнитного поля | 1 | |
Датчик электрического напряжения | 1 | |
Датчик силы тока | 1 | |
Датчик ускорения | 1 | |
Датчик расстояния | 1 | |
Датчик усилия | 1 | |
USB осциллограф (2 канала) | 1 |
- Конструктор для проведения экспериментов - 4 шт
№ | Наименование | Количество в одном наборе |
тип 1 с ключом | 1 | |
тип 1 с конденсатором | 1 | |
тип 1 с катушкой индуктивности | 1 | |
тип 1 с лампой накаливания | 1 | |
тип 1 с переменным резистором | 1 | |
тип 1 с полупроводниковым диодом | 1 | |
тип 1 с резистором номиналом 360 Ом | 2 | |
тип 1 с резистором номиналом 1000 Ом | 2 | |
тип 1 со светодиодом | 1 | |
тип 2 с трансформатором | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5-9 классы с использованием оборудования образовательного центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"
Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов автора: Сивоглазов В. И. Биология. Рабочие про...
Рабочая программа по химии 8-9 классы с использованием оборудования образовательного центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"
Рабочая программа курса химии для основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В ней также учитываются основные иде...
Программа внеурочной деятельности «Развитие естественно-научной грамотности»
Программа внеурочной деятельности «Развитие естественно-научной грамотности» , 6 класс...
Образовательный Центр естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа
Образовательный Центр естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», созданный на базе МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа в 2021 году — это с...
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в дни осенних каникул на базе Центра естественно-научного и технологического направленностей «Точка роста»
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в дни осенних каникул на базе Центра естественно-научного и технологи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Физика для начинающих» для обучающихся 7х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Физика для начинающих»для обучающихся 7х классов...
«Образовательная и внеурочная деятельность Центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста»
В 2021 году школа вошла в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».В рамках данного проекта в том же 2021 году в школе был создан и откр...