Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» для обучающихся 11-х классов
рабочая программа по психологии (11 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» для обучающихся 11-х классов разработана на основе программ занятий, по подготовке обучающихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
имени Кугультинова Давида Никитича
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 17» им. Кугультинова Д.Н. ___________Тимашова Т.Г. «____»____________2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 17» им. КугультиноваД.Н.____________Эрднеева Р.Ш. «___»_________ 2022 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление: социальное
«Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»
11 класс
Срок реализации: 1 год
Составила: педагог-психолог Эльдяева Юлия Анатольевна.
2022 -2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» для обучающихся 11-х классов разработана на основе программ занятий, по подготовке обучающихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.
Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке обучающихся 11-х классов к ЕГЭ с элементами психологического тренинга.
Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Внеурочная деятельность предназначена для обучающихся 11 классов. Он может входить в школьный компонент учебного плана школы. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Программа рассчитана на учеников 11 класса и состоит из 33 занятий, которые могут проводиться 1 раз в неделю.
Цель: оказание комплексной психологической помощи обучающимся 11 класса при сдаче ЕГЭ.
Задачи:
1. Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ.
2. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.
3. Отработка навыков поведения на экзамене.
4. Развитие уверенности в себе.
5. Освоение приемов самодиагностики своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ, способов самораскрытия и активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.
6. Обучение учащихся способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей
7. Развитие коммуникативной компетентности.
8. Формирование психологической установки на самопознание и самореализацию.
9. Обучение учащихся способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции.
10. Развитие навыков самоконтроля.
11. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
12. Обучение приемам эффективного запоминания.
13. Обучение методам работы с текстом.
Структура курса
Внеурочная деятельность «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» состоит из трех разделов.
В первом разделе части - «Выпускник и ЕГЭ» - дается Ссведения о процедуре и правилах Единого государственного экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников.
Второй раздел - «Сдаем ЕГЭ» - знакомит с отработкой навыков поведения на экзамене, учебных навыков, развитие коммуникативной компетенции.
Третий раздел - «Я и ЕГЭ» - направлен на выявление, какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться, развитие уверенности в себе, навыков самоконтроля, стрессоустойчивости).
Общая характеристика внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»
Единый государственный экзамен - это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ
Одной из задач, которые ставятся перед российским образованием, является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках концепции модернизации образования. Несмотря на уже давний срок внедрения ЕГЭ, вопросы методического сопровождения предметной подготовки к экзамену достаточно хорошо освещены, а вот психологический компонент все еще мало разработан. В процессе подготовки к ЕГЭ у выпускников возникают трудности психологического характера, что связано с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с повышенным уровнем тревоги учащихся на экзамене, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции, а так же с тем, что каждый год меняются требования к процедуре проведения экзамена ЕГЭ. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени.
Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьными педагогами-психологами:
• просвещение;
• мониторинг изменений;
• занятия с элементами тренинга.
Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ. В наши дни большое внимание уделяется вопросам подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для выпускников:
- познавательные - связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
- личностные - обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
- процессуальные - связанные с самой процедурой ЕГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Место внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» в учебном плане.
В учебном плане на изучение внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» отводится в 11 классе - 1 час в неделю. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено 33 часа в год.
Последовательность изучения тем внеурочной деятиельности и количества часов по каждой из них состоит из:
- Выпускник и ЕГЭ - 3 ч.
- Сдаем ЕГЭ - 11 ч.
- Я и ЕГЭ - 19 ч.
Содержание элективного курса «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»
Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры, релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга, арт-терапия, мозговой штурм.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний к разделу «Я и ЕГЭ»:
Реферат, презентация:
- Особенности юношеского возраста.
- Психологический климат в группе.
- Самопознание.
- Стресс.
- Коммуникация.
- Имидж.
- Поведение и установки.
- Межличностное общение.
Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу: «Формула успеха сдачи ЕГЭ»
- Рекомендации учащимся перед сдачей ЕГЭ.
- Советы и рекомендации родителям перед сдачей ЕГЭ учащимися.
- Презентация: «Психологическая подготовка 11-классников к ЕГЭ», «Как справиться со стрессом перед экзаменом».
- Психологическое исследование: «Мой класс и ЕГЭ», «Как сдают ЕГЭ в разных странах».
- Составление программы психологического тренинга позитивного общения.
Выпускник и ЕГЭ. (3 ч). Работа с учащимися 11 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен.
Сдаем ЕГЭ. (11 ч). Наши правила. Как лучше подготовиться к занятиям. Поведение на экзамене. Память и приёмы запоминания (часть 1). Память и приёмы запоминания (часть 2). Методы работы с текстами. Что такое ЕГЭ? (часть 1). Что такое ЕГЭ? (часть 2). Индивидуальный способ деятельности. Мой учебный стиль. Практические задания по темам.
Я и ЕГЭ. (19 ч). Как справляться со стрессом. Уверенность на экзамене. Моя ответственность на экзамене. Идем на ЕГЭ. Психологические особенности публичного выступления. Как преодолеть страх перед экзаменом. Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ (самодиагностика, лекция). «Как быть готовым к ЕГЭ?». Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ (арт-терапия, “мозговой штурм”). Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ЕГЭ (самодиагностика). Духовные ценности современной цивилизации. Обучение приемам релаксации. Способы снятия нервно-психического напряжения. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания. Эмоции и поведение (1 часть). Эмоции и поведение (2 часть). Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Развитие уверенности в себе. Защита творческих работ. Завершающее занятие. Прощание.
Форма проведения:
Занятия проходят в виде уроков, включающих: диагностические методики, теоретические сведения по основам психологии и профессиоведения; профориентационные игры и психотехнические упражнения, элементы тренинга.
Структура занятий:
- Вступление (установление контакта с подростками, беседа)
- Диагностический блок (проведение диагностики, анализ и интерпретация
- Информационный блок (теоретическая информация, интерпретация результатов, рекомендации)
- Психологический практикум (игры, упражнения)
Расширение знаний о себе, своих возможностях, особенностях, достоинствах и недостатках способствует развитию потребности в самосовершенствовании, помогает сузить поле профессионального поиска, что приведет к снижению чувства тревожности и неопределенности, повышению самооценки и уверенности подростка.
Результаты освоения элективного курса «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»и система их оценки
На занятиях учащиеся научаются и узнают как:
- перестать бояться ЕГЭ (далее - экзамены), стать более уверенными;
- контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
- развить установку на успешную сдачу экзаменов;
- преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
- и, наконец, сможете стать психологически более сильным.
Ожидаемые результаты: Сформированность понятия «Я-концепции личности». Высокий уровень мотивации на самопознание и самореализацию, на дальнейшее самосовершенствование.
Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир.
Сформированность у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на организм и психику человека. Самостоятельное снятие психического напряжения. Сформированность навыков регулирования своего настроения. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется система - зачтено - не зачтено.
Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»
№ п/п | Название темы занятия | Количество часов |
Раздел 1. «Выпускник и ЕГЭ» - 3 ч. | ||
1 | Работа с учащимися 11 классов Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». | 1 |
2 | Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь» | 1 |
3 | Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен | 1 |
Раздел 2. «Сдаем и ЕГЭ» - 11 ч. | ||
4 | Наши правила. | 1 |
5 | Как лучше подготовиться к занятиям | 1 |
6 | Поведение на экзамене | 1 |
7 | Память и приёмы запоминания (часть 1) | 1 |
8 | Память и приёмы запоминания (часть 2) | 1 |
9 | Методы работы с текстами | 1 |
10 | Что такое ЕГЭ? (часть 1) | 1 |
11 | Что такое ЕГЭ? (часть 2) | 1 |
12 | Индивидуальный способ деятельности | 1 |
13 | Мой учебный стиль. | 1 |
14 | Практические задания по темам. | 1 |
Раздел 3. «Я и ЕГЭ» - 19 ч. | ||
15 | Как справляться со стрессом | 1 |
16 | Уверенность на экзамене | 1 |
17 | Моя ответственность на экзамене | 1 |
18 | Идем на ЕГЭ. | 1 |
19 | Психологические особенности публичного выступления | 1 |
20 | Как преодолеть страх перед экзаменом | 1 |
21 | Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ (самодиагностика, лекция) | 1 |
22 | “Как быть готовым к ЕГЭ?”. Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ (арт-терапия, “мозговой штурм”) | 1 |
23 | Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ЕГЭ (самодиагностика) | 1 |
24 | Духовные ценности современной цивилизации. | 1 |
25 | Обучение приемам релаксации | 1 |
26 | Способы снятия нервно-психического напряжения | 1 |
27 | Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания | 1 |
28 | Эмоции и поведение (1 часть) | 1 |
29 | Эмоции и поведение (2 часть) | 1 |
30 | Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Работа над ошибками | 1 |
31 | Развитие уверенности в себе | 1 |
32 | Защита творческих работ. | 1 |
33 | Завершающее занятие. Прощание. | 1 |
Итого 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
Рабочая программа внеурочной деятельности 2015-2016 уч.года по английскому языку в 5 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе "Разговорный английский"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» ФГОС ООО, 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ» В 9 КЛАССЕ
Элективный курс «Практикум по решению разноуровневых задач математики. Подготовка к ОГЭ» рассчитан на 34 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 9 класса.Разделяется на два отдельных...