Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» для обучающихся 11-х классов
рабочая программа по психологии (11 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»  для обучающихся  11-х классов разработана на основе программ занятий, по подготовке обучающихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

имени Кугультинова Давида Никитича

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 17» им. Кугультинова Д.Н.

___________Тимашова Т.Г.

«____»____________2022 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 17» им. КугультиноваД.Н.____________Эрднеева Р.Ш.

    «___»_________  2022 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Направление: социальное

 «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»

11 класс

Срок реализации: 1 год

Составила: педагог-психолог Эльдяева Юлия Анатольевна.

2022 -2023 учебный год

 Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»  для обучающихся  11-х классов разработана на основе программ занятий, по подготовке обучающихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.

Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке обучающихся 11-х классов к ЕГЭ с элементами психологического тренинга.

Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Внеурочная деятельность предназначена для обучающихся 11 классов. Он может входить в школьный компонент учебного плана школы. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Программа рассчитана на учеников 11 класса и состоит из 33 занятий, которые могут проводиться 1 раз в неделю.

Цель: оказание комплексной психологической помощи обучающимся 11 класса при сдаче ЕГЭ.

Задачи:

1. Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ.

2. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.

3. Отработка навыков поведения на экзамене.

4. Развитие уверенности в себе.

5. Освоение приемов самодиагностики своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ, способов самораскрытия и активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

6. Обучение учащихся способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей

7. Развитие коммуникативной компетентности.

8. Формирование психологической установки на самопознание и самореализацию.

9. Обучение учащихся способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции.

10. Развитие навыков самоконтроля.

11. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

12. Обучение приемам эффективного запоминания.

13. Обучение методам работы с текстом.

Структура курса

Внеурочная деятельность «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» состоит из трех разделов.

В первом разделе части - «Выпускник и ЕГЭ» - дается  Ссведения о процедуре и правилах Единого государственного экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников.

Второй раздел - «Сдаем ЕГЭ» - знакомит с отработкой навыков поведения на экзамене, учебных навыков, развитие коммуникативной компетенции.

Третий раздел - «Я и ЕГЭ» - направлен на выявление, какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться, развитие уверенности в себе, навыков самоконтроля, стрессоустойчивости).

Общая характеристика внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»

Единый государственный экзамен - это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ

Одной из задач, которые ставятся перед российским образованием, является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках концепции модернизации образования. Несмотря на уже давний срок внедрения ЕГЭ, вопросы методического сопровождения предметной подготовки к экзамену достаточно хорошо освещены, а вот психологический компонент все еще мало разработан. В процессе подготовки к ЕГЭ у выпускников возникают трудности психологического характера, что связано с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с повышенным уровнем тревоги учащихся на экзамене, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции, а так же с тем, что каждый год меняются требования к процедуре проведения экзамена ЕГЭ. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени.

Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьными педагогами-психологами:

•          просвещение;

•          мониторинг изменений;

•          занятия с элементами тренинга.

Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ. В наши дни большое внимание уделяется вопросам подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для выпускников:

- познавательные - связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;

- личностные - обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;

- процессуальные - связанные с самой процедурой ЕГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.

Место внеурочной деятельности  «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» в учебном плане.

В учебном плане на изучение внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» отводится в 11 классе - 1 час в неделю. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено  33 часа в год.

Последовательность изучения тем внеурочной деятиельности и количества часов по каждой из них состоит из:

  1. Выпускник и ЕГЭ - 3 ч.
  2. Сдаем ЕГЭ - 11 ч.
  3. Я и ЕГЭ - 19 ч.

Содержание элективного курса «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»

Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры, релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга, арт-терапия, мозговой штурм.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний к разделу «Я и ЕГЭ»:

Реферат, презентация:

  1. Особенности юношеского возраста.
  2. Психологический климат в группе.
  3. Самопознание.
  4. Стресс.
  5. Коммуникация.
  6. Имидж.
  7. Поведение и установки.
  8. Межличностное общение.

Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу: «Формула успеха сдачи ЕГЭ»

  1. Рекомендации учащимся перед сдачей ЕГЭ.
  2. Советы и рекомендации родителям перед сдачей ЕГЭ учащимися.
  3. Презентация: «Психологическая подготовка 11-классников к ЕГЭ», «Как справиться со стрессом перед экзаменом».
  4. Психологическое исследование: «Мой класс и ЕГЭ», «Как сдают ЕГЭ в разных странах».
  5. Составление программы психологического тренинга позитивного общения.

Выпускник и ЕГЭ. (3 ч). Работа с учащимися 11 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен.

Сдаем ЕГЭ. (11 ч). Наши правила. Как лучше подготовиться к занятиям. Поведение на экзамене. Память и приёмы запоминания (часть 1). Память и приёмы запоминания (часть 2). Методы работы с текстами. Что такое ЕГЭ? (часть 1). Что такое ЕГЭ? (часть 2). Индивидуальный способ деятельности. Мой учебный стиль. Практические задания по темам.

Я и ЕГЭ. (19 ч). Как справляться со стрессом. Уверенность на экзамене. Моя ответственность на экзамене. Идем на ЕГЭ. Психологические особенности публичного выступления. Как преодолеть страх перед экзаменом. Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ (самодиагностика, лекция). «Как быть готовым к ЕГЭ?». Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ (арт-терапия, “мозговой штурм”). Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ЕГЭ (самодиагностика). Духовные ценности современной цивилизации. Обучение приемам релаксации. Способы снятия нервно-психического напряжения. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания. Эмоции и поведение (1 часть). Эмоции и поведение (2 часть). Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Развитие уверенности в себе. Защита творческих работ. Завершающее занятие. Прощание.

Форма проведения:

Занятия проходят в виде уроков, включающих:  диагностические методики, теоретические сведения по основам психологии и профессиоведения; профориентационные  игры и психотехнические  упражнения, элементы тренинга.

Структура занятий:

- Вступление (установление контакта с подростками, беседа)

- Диагностический блок (проведение диагностики, анализ и интерпретация

- Информационный блок (теоретическая информация, интерпретация результатов, рекомендации)

- Психологический практикум (игры, упражнения)

Расширение знаний о себе, своих возможностях, особенностях, достоинствах и недостатках способствует развитию потребности в самосовершенствовании, помогает сузить поле профессионального поиска, что приведет к снижению чувства тревожности и неопределенности, повышению самооценки и уверенности подростка.

Результаты освоения элективного курса «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»и система их оценки

На занятиях учащиеся научаются и узнают как:

  • перестать бояться ЕГЭ (далее - экзамены), стать более уверенными;
  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
  • развить установку на успешную сдачу экзаменов;
  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
  • и, наконец, сможете стать психологически более сильным.

Ожидаемые результаты: Сформированность понятия «Я-концепции личности». Высокий уровень мотивации на самопознание и самореализацию, на дальнейшее самосовершенствование.

Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир.

Сформированность у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на организм и психику человека. Самостоятельное снятие психического напряжения. Сформированность  навыков регулирования своего настроения. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.

Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется система - зачтено - не зачтено.

 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»

п/п

Название темы занятия

Количество часов

Раздел 1. «Выпускник и ЕГЭ» - 3 ч.

1

Работа с учащимися 11 классов

Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ».

1

2

Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь»

1

3

Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен

1

Раздел 2. «Сдаем и ЕГЭ» - 11 ч.

4

Наши правила.

1

5

Как лучше подготовиться к занятиям

1

6

Поведение на экзамене

1

7

Память и приёмы запоминания (часть 1)

1

8

Память и приёмы запоминания (часть 2)

1

9

Методы работы с текстами

1

10

Что такое ЕГЭ? (часть 1)

1

11

Что такое ЕГЭ? (часть 2)

1

12

Индивидуальный способ деятельности

1

13

Мой учебный стиль.

1

14

Практические задания по темам.

1

Раздел 3. «Я и ЕГЭ» - 19 ч.

15

Как справляться со стрессом

1

16

Уверенность на экзамене

1

17

Моя ответственность на экзамене

1

18

Идем на ЕГЭ.

1

19

Психологические особенности публичного выступления

1

20

Как преодолеть страх перед экзаменом

1

21

Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ (самодиагностика, лекция)

1

22

“Как быть готовым к ЕГЭ?”. Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ (арт-терапия, “мозговой штурм”)

1

23

Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ЕГЭ (самодиагностика)

1

24

Духовные ценности современной цивилизации.

1

25

Обучение приемам релаксации

1

26

Способы снятия нервно-психического напряжения

1

27

Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания

1

28

Эмоции и поведение (1 часть)

1

29

Эмоции и поведение (2 часть)

1

30

Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Работа над ошибками

1

31

Развитие уверенности в себе

1

32

Защита творческих работ.

1

33

Завершающее занятие. Прощание.

1

Итого 33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 2015-2016 уч.года по английскому языку в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе "Разговорный английский"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» ФГОС ООО, 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ» В 9 КЛАССЕ

Элективный курс «Практикум по решению разноуровневых задач математики. Подготовка к ОГЭ» рассчитан на 34 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 9 класса.Разделяется на два отдельных...