Программа внеурочной деятельности "Решение биологических задач" ( 9 класс)
рабочая программа по биологии (9 класс)
- На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_tochka.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020-2021 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2020
- примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Курской области и реализующих программы общего образования № 1026 от 03.09.2013 г.;
- приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
- методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
- письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2020 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
- основная образовательная программа основного (начального) общего образования ОКОУ Клюквинская школа-интернат на 2023 – 2024 гг
- Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
- На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».
- Основные идеи курса:
- — единство материального мира;
- — внутри- и межпредметная интеграция;
- — взаимосвязь науки и практики;
- — взаимосвязь человека и окружающей среды.
В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
Ссылаясь на вышеуказанныи курс в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды», был составлен данный программа внеурочной деятельности «Линия жизни»
Программа внеурочной деятельности «Решение биологических задач» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Форма внеурочной деятельности- общественно-полезная практика.
Программа внеурочной деятельности «Линия жизни» предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Программа внеурочной деятельности «Линия жизни» рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
- Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Особенности строения бактериальной клетки;
- Особенности строения тканей растений и животных;
- Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
- Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
- Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
- определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
- распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
- распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
- характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
- изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Лабораторная работа №1 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука.»
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Лабораторная работа №2 «Изучение строения плесневых грибов», Лабораторная работа № 3»Фототропизм у растений», Лабораторная работа № 4 «Изучение одноклеточных животных», №5 «Влияние кислотности почвы на видовой состав растений.»
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. . Лабораторная работа № 6 «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов».
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Лабораторная работа №7 « Методы измерения абиотических факторов в окружающей среде».
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- Самоопределение.
- Смыслообразование.
- Самооценка и личностное самосовершенствование.
- Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
- Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации:
- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Метапредметные:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
- работать с различными источниками информации.
- устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
- систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | ЦОР и ЭОР | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | Количество часов с учетом работы воспитательной программы | |
Лабораторные, практические работы | Проверочные работы | |||||
1 | Биология как наука. Методы познания. | 1http://www.e-osnova.ru/- Журнал «Биология. Все для учителя!» 2 http://digital.1september.ru – Общероссийский проект «Школа цифрового века». 3. http://school-collection.edu.ru - Коллекция цифровых образовательных ресурсов. 4. http://www.electroniclibrary21.ru - Электронная библиотека 21 века. 5. http://www.ege.edu.ru - Официальный информационный портал ЕГЭ. 6. http://www.zavuch.ru - Сайт для учителей. 7. http://ecosystema.ru - | 1 | 1 | ||
2 | Признаки живых организмов | 4 | 1 | 1 | ||
3 | Система, многообразие и эволюция живой природы | 7 | 4 | 1 | 1 | |
4 | Человек и его здоровье | 16 | 1 | 1 | ||
5 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 4 | 1 | 3 | ||
6 | Решение демонстрационных вариантов ОГЭ | 2 | 1 | 3 | ||
ИТОГО: | 34 | 7 | 2 | 10 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
1. | |||||
1. | 1. | Биология как наука. | |||
2. | |||||
2. | 1. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства. Лабораторная работа №1 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука.» | |||
3. | 2. | Вирусы – неклеточные формы жизни. | |||
4. | 3. | Ткани, органы, системы органов | |||
5. | 4. | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | |||
3. | |||||
6 | 1. | Царство Бактерии. | |||
7 | 2. | Царство Грибы Лабораторная работа №2 «Изучение строения плесневых грибов». | |||
8 | 3 | Роль лишайников в природе, жизни человека. | |||
9 | 4. | Царство Растения . Лабораторная работа № 3»Фототропизм у растений». | |||
10 | 5. | Царство Животные. Лабораторная работа № 4 «Изучение одноклеточных животных». | |||
11 | 6. | Учение об эволюции органического мира. | |||
12 | 7. | Биологическое разнообразие. Лабораторная работа №5 «Влияние кислотности почвы на видовой состав растений». | |||
4. | |||||
13 | 1. | Сходство человека с животными и отличие от них. | |||
14 | 2. | . Нервная система. | |||
15 | 3. | Железы внутренней секреции. Гормоны. | |||
16 | 4. | Система пищеварения. Лабораторная работа № 6 «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов». | |||
17 | 5. | Дыхание. | |||
18 | 6. | Внутренняя среда организма. Иммунитет. | |||
19 | 7. | Транспорт веществ. | |||
20 | 8. | Обмен веществ. Витамины. | |||
21 | 9 | Система выделения. | |||
22 | 10 | Покровы тела и их функции. | |||
23 | 11 | Наследственные болезни. | |||
24 | 12 | Опора и движение. | |||
25 | 13 | Органы чувств. | |||
26 | 14 | Психология и поведение человека. Сон, его значение | |||
27 | 15 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | |||
28 | 16 | Приемы оказания первой доврачебной помощи . | |||
5. | |||||
29 | 1. | Лабораторная работа №7 « Методы измерения абиотических факторов в окружающей среде». | |||
30 | 2. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | |||
31 | 3. | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. | |||
32. | 4. | Биосфера – глобальная экосистема. Решение тестов «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | |||
6 | |||||
33 | 1. | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. | |||
34 | 2. | Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности |
Учебно-методический комплекс
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. –
М.: Дрофа, 2022.-432 с.
2. ОГЭ 2022. Биология: тренировочные задания – М.: Эксмо, .
3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2022.
4. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая
биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2022. – 286 с.
6. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2020.-158
с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
1. «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2019г.
2. «Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2019 г.
3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2020
4. «Введение в основы общей биологии» 9 кл.
Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ
7. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители:
В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2022.
8. ГИА-2020. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2020.
9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2022/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2022..
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Разработка авторской программы внеурочной деятельности в 7 классе: «Решение задач повышенной сложности по алгебре»
В программе содержится пояснительная записка и календарно тематическое планирование внеурочной деятельности по алгебре, 34ч....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Биологический десант"
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся среднего звена "Биологический десант"...
Рабочая программа внеурочного курса Решение задач в формате ОГЭ
Готовимся к ОГЭ - 2020...
Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...