Программа внеурочной деятельности "Решение биологических задач" ( 9 класс)
рабочая программа по биологии (9 класс)

Тюленева Елена Александровна
  • На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_tochka.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020-2021 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2020
  • примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,

 предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории               Курской области и    реализующих программы общего образования № 1026 от 03.09.2013 г.;

  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г.  «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
  • методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
  • письмо Министерства образования и науки РФ  № 08-1786 от 28.10.2020 г. «О рабочих программах  учебных предметов»;
  • основная образовательная  программа основного  (начального) общего образования ОКОУ Клюквинская школа-интернат  на  2023 – 2024 гг
  •        Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
  • На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».
  • Основные идеи курса:
  • — единство материального мира;
  • — внутри- и межпредметная интеграция;
  • — взаимосвязь науки и практики;
  • — взаимосвязь человека и окружающей среды.

    В 9 классе, прежде всего,  необходимо систематизировать знания,  полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.

    Ссылаясь на вышеуказанныи курс в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной  итоговой аттестации выпускников  9 класса по биологии,  состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как  наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи  организмов и окружающей среды», был составлен данный  программа внеурочной деятельности «Линия жизни»

     

     Программа внеурочной деятельности «Решение биологических задач» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии  как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Форма внеурочной деятельности- общественно-полезная практика.

Программа внеурочной деятельности «Линия жизни» предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

      Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

     Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

      Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

     Программа внеурочной деятельности «Линия жизни» рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).

        Задачи курса:

   1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

   2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

   3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

   4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Особенности строения бактериальной клетки;
  • Особенности строения тканей  растений и  животных;
  • Особенности строения вегетативных  и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории;
  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов – 34ч.

1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и  изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Лабораторная работа №1 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука.»

3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.  Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Лабораторная работа №2 «Изучение строения плесневых грибов», Лабораторная работа № 3»Фототропизм у растений», Лабораторная работа № 4 «Изучение одноклеточных животных», №5 «Влияние кислотности почвы на видовой состав растений.»

4. Человек и его здоровье (16 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.  Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания  (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).  Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. .  Лабораторная работа № 6 «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов».

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Лабораторная работа №7 « Методы измерения абиотических факторов в окружающей среде».

6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ  (2 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • Самоопределение.
  • Смыслообразование.
  • Самооценка и личностное самосовершенствование.
  • Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
  • Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации:
  • Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметные:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи;
  • осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
  • организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
  • работать с различными источниками информации.
  • устанавливать  взаимосвязи здоровья и образа жизни;  воздействие природных и социальных факторов на организм человека;  влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
  • систематизировать  основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;

Учебно-тематическое планирование  

п/п

Наименование

раздела

ЦОР и ЭОР

Количество

часов

(всего)

Из них (количество часов)

Количество часов  с учетом работы воспитательной программы

Лабораторные,

практические

работы

Проверочные

работы

1

Биология как наука. Методы познания.

1http://www.e-osnova.ru/- Журнал «Биология. Все для учителя!»  

http://digital.1september.ru – Общероссийский проект «Школа цифрового века».

3. http://school-collection.edu.ru  - Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 4. http://www.electroniclibrary21.ru  - Электронная  библиотека 21 века. 

5. http://www.ege.edu.ru  - Официальный информационный портал ЕГЭ.

6. http://www.zavuch.ru  - Сайт для учителей.

 7. http://ecosystema.ru  -

1

1

2

Признаки живых организмов

4

1

1

3

Система, многообразие и эволюция живой природы

7

4

1

1

4

Человек и его здоровье

16

1

1

5

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

1

3

6

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

2

1

3

ИТОГО:

34

7

2

10

Календарно – тематическое планирование

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

1.

1.

1.

Биология как наука.   

2.

2.

1.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства. Лабораторная работа №1 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука.»

3.

2.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

4.

3.

Ткани, органы, системы органов

5.

4.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3.

6

1.

Царство Бактерии.

7

2.

Царство Грибы  Лабораторная работа №2 «Изучение строения плесневых грибов».

8

3

Роль лишайников в природе, жизни человека.

9

4.

Царство Растения .  Лабораторная работа № 3»Фототропизм у растений».

10

5.

Царство Животные.  

 Лабораторная работа № 4 «Изучение одноклеточных животных».

11

6.

Учение об эволюции органического мира.

12

7.

Биологическое разнообразие. Лабораторная работа №5 «Влияние кислотности почвы на видовой состав растений».

4.

13

1.

Сходство человека с животными и отличие от них.

14

2.

. Нервная система. 

15

3.

Железы внутренней секреции. Гормоны.

16

4.

 Система пищеварения.  Лабораторная работа № 6 «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов».

17

5.

Дыхание.

18

6.

Внутренняя среда организма. Иммунитет.

19

7.

Транспорт веществ.

20

8.

Обмен веществ. Витамины. 

21

9

 Система выделения. 

22

10

Покровы тела и их функции.

23

11

Наследственные болезни. 

24

12

Опора и движение.

25

13

Органы чувств.  

26

14

Психология и поведение человека. Сон, его значение

27

15

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

28

16

Приемы оказания первой доврачебной помощи .

5.

29

1.

 Лабораторная работа №7 « Методы измерения абиотических факторов в окружающей среде».

30

2.

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

31

3.

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

32.

4.

Биосфера – глобальная экосистема.

Решение тестов «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

6

33

1.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.

34

2.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

Учебно-методический комплекс

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. –

М.: Дрофа, 2022.-432 с.

2. ОГЭ 2022. Биология: тренировочные задания – М.: Эксмо, .

3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2022.

4. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая

биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2022. – 286 с.

6. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2020.-158

с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники

1. «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2019г.

2. «Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2019 г.

3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2020

4. «Введение в основы общей биологии» 9 кл.

Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ

7. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители:

В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2022.

8. ГИА-2020. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2020.

9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2022/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2022..

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Разработка авторской программы внеурочной деятельности в 7 классе: «Решение задач повышенной сложности по алгебре»

В программе содержится пояснительная записка и календарно тематическое планирование внеурочной деятельности по алгебре, 34ч....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Биологический десант"

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся среднего звена "Биологический десант"...

Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс

 Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...