Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов
рабочая программа по обж (10 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе программы: ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ Н.Ф. Карельцевой, заведующей отделением помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации Бюджетного учреждения Омской области "Центра социальной помощи семье и детям".
Рабочая программа клуба ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы,
и рассчитана на один учебный час в неделю.
В соответствии с учебном планом, продолжительность учебных недель составляет 34 учебных недели и составляет 34 часа в год. Срок реализации настоящей программы один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 21» ЭМР ___________ /Ю.Н.Сащенко/ «____» сентября 2020 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 21» ___________/ Н.И. Телегин/ Приказ № ______ от _______ от «______» сентября 2020 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни»
духовно - нравственное направление
для обучающихся 10-х классов МОУ «СОШ № 21»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2020 /2021 учебный год
Составитель:
Сочнева Наталья Владимировна
Преподаватель-организатор ОБЖ
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы: ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ Н.Ф. Карельцевой, заведующей отделением помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации Бюджетного учреждения Омской области "Центра социальной помощи семье и детям" и регламентируется на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);
- СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г., 22.05.2019г.);
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Рабочая программа клуба ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы,
и рассчитана на один учебный час в неделю.
В соответствии с учебном планом, продолжительность учебных недель составляет 34 учебных недели и составляет 34 часа в год. Срок реализации настоящей программы один год.
В современном российском обществе институт семьи и брака претерпевает кризис. Резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков, что сильно дестабилизирует социальную ситуацию и ставит под угрозу воспитание духовной культуры следующих поколений.
Снижение роли семьи в формировании личности - это факт, имеющий место в нашей действительности. В современном обществе усиливается расслоение семей по уровню доходов; растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Современная тенденция такова, что всевозрастающую долю семей составляют неполные семьи. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей и разведенных женщин. Одной из социальных проблем современного общества является развод. Обозначилась тенденция к увеличению количества разводов в молодых семьях и семьях со стажем более 20 лет. В период развода семья практически перестает выполнять свои функции, особенно страдают дети.
Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям.
Для формирования позитивного опыта в этой области отношений усилий семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни, активном участии в этой деятельности учреждений, которые оказывают социальные и образовательные услуги, а также в участии общественности. Подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации человека, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью. Поэтому важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представлений о ней как социально-значимой ценности.
Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов.
Программа служит этапом ознакомления молодых людей с понятием ″семья″, ее особенностями и характеристиками, а также получения достоверной и необходимой информации о взаимоотношениях в семье, о принципах построения благополучной семьи, приобретения и формирования позитивного опыта в общении, взаимодействии с противоположным полом, развитии коммуникативной толерантности. Во время занятий участники программы не просто готовятся к будущей взрослой жизни, они проживают волнующие их ситуации уже в аудитории, принимая на себя в ролевых играх те или иные социальные роли. Функции ведущего при этом заключаются в оказании помощи во время проводимых коллизий и в расстановке этических и психологических акцентов.
Для молодежи на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношениях, половом влечении, семейных отношениях (конфликты в семье и способы их разрешения, будни и праздники семейной жизни, отношения поколений с семье, воспитание детей, ранние браки).
Цель программы: воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности.
Задачи:
- повысить уровень информированности у молодежи по вопросам построения брачно-семейных отношений и психологических особенностях будущей роли в семье;
- способствовать формированию активной и ответственной позиции по отношению к будущей семейной жизни
- способствовать формированию навыков позитивного межличностного общения, духовно-нравственному взаимоотношению полов;
- способствовать формированию у участников более реалистичного представления о семейной жизни, дав информацию о назначении семьи, ее возрастных кризисах и присутствии внутренних правил;
- расширить знания в области семейных отношений;
- обучиться умению разрешать конфликт конструктивным способом (без применения насилия);
- повысить ценность отцовства и материнства у молодых людей;
- формировать чувство ответственности за близких;
- развивать способность у участников программы видеть перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные цели;
- мотивировать участников на дальнейшую работу по саморазвитию.
- исследовать сегодняшние представления о семье у молодежи 16-ти 18-ти лет.
Личностные результаты освоения программы «Подготовка молодежи к семейной жизни» выражаются в следующем:
- приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
- приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
- приобретение твердых моральных устоев, поведения и отношения к людям;
- воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
- усвоение норм нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
регулятивные:
- ставить учебную задачу под руководством педагога;
- планировать свою деятельность под руководством педагога
- работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;
- оценивать работу сверстников;
- проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);
- определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;
- сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;
- работать в формате мысленного эксперимента;
- создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;
- редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;
познавательные:
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.);
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами (изображениями, аудио-, видеоматериалами);
- работать с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации: искать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях, библиотеках, интернете и других источниках;
- анализировать информацию из разных источников: телевидение, радио, интернет, печатной прессы, книжных изданий, учебной литературы, содержания аудиторных занятий, разговоров на бытовом уровне и т.д. в контексте позитивного или негативного её содержания по отношению к семейному образу жизни;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
коммуникативные:
- корректно излагать свою точку зрения, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- участвовать в образовательной деятельности в формате дискуссионной площадки, работы в группе;
- анализировать собственные взгляды, убеждения, установки;
- критически мыслить по отношению к воспринимаемой информации;
- сравнивать собственное мнение с мнением сверстников, педагогов, родителей.
Предметные результаты:
- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
- понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
- осознание ценности человеческой жизни.
Выпускник научится
перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия
понимать и принимать ценности:
- семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;
- основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека
Выпускник получит возможность научиться
сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры:
- личность и индивид,
- свобода и вседозволенность,
- взрослость и инфантильность,
- мужественность и женственность,
- позитивное и негативное отношение к родительству,
- навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.
- навык составления своей родословной;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы внеурочной деятельности с указанием
форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название темы/модуля | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности, формы организации учебного занятия | Основные изучаемые вопросы |
Раздел I. Половая социализация и этико-психологическая готовность к браку ″Добрачные отношения″ | 17 | Диагностические мероприятия с целью получения информации о личных особенностях участников. С целью исследования оценки юношей и девушек себя как будущих супругов и родителей используются следующие диагностические методики: - "Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции; - Анкета "Представление о брачно-семейных отношениях". | ||
1 | Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины. | 4 | Диагностика. Практическое занятие с элементами тренинга. | Что такое семья? Групповое создание коллажа на тему " Как я представляю свою будущую семейную жизнь". Особенности предбрачного периода. Упражнение " Неожиданное знакомство". Практическое задание: составление перечня качеств " настоящего " мужчины и женщины. Обсуждение полученных результатов. Опрос по теме "Качества, необходимые человеку в семье". Мини-лекция по теме "Модели выбора спутника жизни″. Подведение итогов "Как достичь семейного счастья?" |
2 | ″Ловушки″ влюбленности . | 1 | Информационная беседа. | Раскрываются такие понятия, как семья, любовь, влюбленность, симпатия, дружба. Культура их проявления. Составление списка личностных качеств будущего спутника жизни. ″Мозговой штурм″. Определить основные мотивы, причины ранних браков. |
3 | Семья моими глазами. | 1 | Семинар-практикум. | Заполнение бланка, обсуждение в группе. «Семья — как я ее понимаю» . Столкновение правил. Разыгрывание ситуации. Семейные правила. |
4 | Готовность к браку и семейной жизни. | 3 | Лекция с элементами тренинга, дискуссия. | Промежуточная диагностика " Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета "Представление о брачно-семейных отношениях". Беседа на тему " Поговорим о семье...." Групповая работа: поиск и анализ факторов, необходимых для создания здоровой семьи. Составление перечня обязанностей по дому, как для мужа, так и для жены. Обсуждение полученных результатов. |
5 | Особенности мужской и женской психологии. | 2 | Практическое занятие. | Мужественность и женственность. Упражнение "Два мира". Создание коллажа на тему ″Мужчина и женщина″. Дискуссия: ″В чём заключаются сходства и различия между мужчиной и женщиной и как при этом им быть вместе″. |
6 | Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей). | 1 | Лекция-беседа. | Профилактика рискованного поведения у молодежи. Последствия сексуального раскрепощения. |
7 | Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки | 1 | Практические занятия. | Способы сохранения репродуктивного здоровья девушки. |
8 | Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству. | 1 | Практическое занятие с элементами ролевых игр. | Становление родительского поведения. Что такое планирование семьи. Родительские обязанности. Упражнение ″Маленький ребенок″. |
9 | Правовые основы заключения брака | 2 | ролевые игры. | Алгоритм заключения брака. Проблемы молодых семей. Брачный договор, основное понятие, порядок заключения, расторжения. |
10 | Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны. | 1 | Практические занятия, с элементами дискуссии. | Практическое задание по ″плюсам″ и ″минусам″ незарегистрированных браков. |
Раздел II. Искусство быть семьей | ||||
11 | Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье. | 1 | Лекция с элементами тренинга. | Портрет семьи. Семейные роли. Разделение ролей в семье. |
12 | Супружеская совместимость. | 1 | Практическое занятие. | Психологическая совместимость. Факторы семейного благополучия. |
13 | Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни. | 1 | Лекция с элементами тренинга. | Этапы развития семьи и закономерные кризисы семьи. Кризисы семейной жизни . |
14 | Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье. | 3 | Лекция с элементами тренинга. | Конфликтные ситуации в семье. Причины конфликтов в семье. Эгоизм. Ревность. Супружеская неверность. Проигрывание конфликтных ситуаций и нахождение эффективных способов их преодоления (тренинг). Насилие в семье, ситуации домашнего насилия. Алгоритм поведения в ситуации насилия. Принципы совместной супружеской жизни. |
15 | Развод как социально-психологический феномен. | 1 | Лекция с элементами тренинга. | Развод как социально-психологический феномен. Постразводная ситуация в семье. Причины разводов. |
16 | Роль семьи в формировании личности ребёнка. | 1 | Практическое занятие. | Негативные факторы семейного воспитания. |
17 | Детско-родительские отношения. | 2 | Практическое занятие. | Проблемы ответственности в семье. Упражнение ″Забота″. Упражнение ″Принятие ответственности″. Упражнение ″Модели общения. Как мы общаемся?″ |
18 | Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений. | 3 | Практическое занятие. | Кто и как должен распределять деньги в семье?" Бюджет семьи". Тест ″Экономны ли Вы″. Планирование семейного бюджета . Выполнение творческих работ на тему " Домашний интерьер ", " Уют в моём доме ". |
19 | Роль семейных традиций | 2 | Практическое занятие с элементами дискуссии и беседы. | Для чего нужны семейные традиции? Семейные традиции и профессия. Что такое профессиональная семейная традиция. Прародители в системе семейных отношений, их влияние на внутрисемейные отношения. |
20 | Итоговое занятие. | 2 | Беседа, практическое занятие, диагностика. | Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета " Представление о брачно-семейных отношениях". |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1-4 | Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины. | 4 | ||
5 | ″Ловушки″ влюбленности . | 1 | ||
6 | Семья моими глазами. | 1 | ||
7-9 | Готовность к браку и семейной жизни. | 3 | ||
10-11 | Особенности мужской и женской психологии. | 2 | ||
12 | Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей). | 1 | ||
13 | Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки. | 1 | ||
14 | Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству. | 1 | ||
15-16 | Правовые основы заключения брака | 2 | ||
17 | Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны. | 1 | ||
18 | Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье. | 1 | ||
19 | Супружеская совместимость. | 1 | ||
20 | Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни. | 1 | ||
21-23 | Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье. | 3 | ||
24 | Развод как социально-психологический феномен. | 1 | ||
25 | Роль семьи в формировании личности ребёнка. | 1 | ||
26-27 | Детско-родительские отношения. | 2 | ||
28-30 | Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений. | 3 | ||
31-32 | Роль семейных традиций | 2 | ||
33-34 | Итоговое занятие. | 2 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интерес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов
Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...
рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб виртуальных путешественников"
Программа на 35 ч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" предназначена для учащихся 6 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "Полиглот", 7 класс
Программа внеурочной деятельности клуба «Полиглот» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и рекомендаций а...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решаем биологические задачи» по интеллектуальному направлению для обучающихся 10-11 класса
Курс «Решаем биологические задачи» является предметным по содержанию, предназначен для учеников 10 – 11 класса, желающих повысить свой уровень знаний по биологии. Д...