Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов
рабочая программа по обж (10 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе программы: ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ Н.Ф. Карельцевой, заведующей отделением помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации Бюджетного учреждения Омской области "Центра социальной помощи семье и детям".
Рабочая программа клуба ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы,
и рассчитана на один учебный час в неделю.
В соответствии с учебном планом, продолжительность учебных недель составляет 34 учебных недели и составляет 34 часа в год. Срок реализации настоящей программы один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 21» ЭМР ___________ /Ю.Н.Сащенко/ «____» сентября 2020 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 21» ___________/ Н.И. Телегин/ Приказ № ______ от _______ от «______» сентября 2020 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни»
духовно - нравственное направление
для обучающихся 10-х классов МОУ «СОШ № 21»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2020 /2021 учебный год
Составитель:
Сочнева Наталья Владимировна
Преподаватель-организатор ОБЖ
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы: ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ Н.Ф. Карельцевой, заведующей отделением помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации Бюджетного учреждения Омской области "Центра социальной помощи семье и детям" и регламентируется на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);
- СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г., 22.05.2019г.);
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Рабочая программа клуба ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы,
и рассчитана на один учебный час в неделю.
В соответствии с учебном планом, продолжительность учебных недель составляет 34 учебных недели и составляет 34 часа в год. Срок реализации настоящей программы один год.
В современном российском обществе институт семьи и брака претерпевает кризис. Резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков, что сильно дестабилизирует социальную ситуацию и ставит под угрозу воспитание духовной культуры следующих поколений.
Снижение роли семьи в формировании личности - это факт, имеющий место в нашей действительности. В современном обществе усиливается расслоение семей по уровню доходов; растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Современная тенденция такова, что всевозрастающую долю семей составляют неполные семьи. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей и разведенных женщин. Одной из социальных проблем современного общества является развод. Обозначилась тенденция к увеличению количества разводов в молодых семьях и семьях со стажем более 20 лет. В период развода семья практически перестает выполнять свои функции, особенно страдают дети.
Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям.
Для формирования позитивного опыта в этой области отношений усилий семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни, активном участии в этой деятельности учреждений, которые оказывают социальные и образовательные услуги, а также в участии общественности. Подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации человека, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью. Поэтому важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представлений о ней как социально-значимой ценности.
Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов.
Программа служит этапом ознакомления молодых людей с понятием ″семья″, ее особенностями и характеристиками, а также получения достоверной и необходимой информации о взаимоотношениях в семье, о принципах построения благополучной семьи, приобретения и формирования позитивного опыта в общении, взаимодействии с противоположным полом, развитии коммуникативной толерантности. Во время занятий участники программы не просто готовятся к будущей взрослой жизни, они проживают волнующие их ситуации уже в аудитории, принимая на себя в ролевых играх те или иные социальные роли. Функции ведущего при этом заключаются в оказании помощи во время проводимых коллизий и в расстановке этических и психологических акцентов.
Для молодежи на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношениях, половом влечении, семейных отношениях (конфликты в семье и способы их разрешения, будни и праздники семейной жизни, отношения поколений с семье, воспитание детей, ранние браки).
Цель программы: воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности.
Задачи:
- повысить уровень информированности у молодежи по вопросам построения брачно-семейных отношений и психологических особенностях будущей роли в семье;
- способствовать формированию активной и ответственной позиции по отношению к будущей семейной жизни
- способствовать формированию навыков позитивного межличностного общения, духовно-нравственному взаимоотношению полов;
- способствовать формированию у участников более реалистичного представления о семейной жизни, дав информацию о назначении семьи, ее возрастных кризисах и присутствии внутренних правил;
- расширить знания в области семейных отношений;
- обучиться умению разрешать конфликт конструктивным способом (без применения насилия);
- повысить ценность отцовства и материнства у молодых людей;
- формировать чувство ответственности за близких;
- развивать способность у участников программы видеть перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные цели;
- мотивировать участников на дальнейшую работу по саморазвитию.
- исследовать сегодняшние представления о семье у молодежи 16-ти 18-ти лет.
Личностные результаты освоения программы «Подготовка молодежи к семейной жизни» выражаются в следующем:
- приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
- приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
- приобретение твердых моральных устоев, поведения и отношения к людям;
- воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
- усвоение норм нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
регулятивные:
- ставить учебную задачу под руководством педагога;
- планировать свою деятельность под руководством педагога
- работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;
- оценивать работу сверстников;
- проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);
- определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;
- сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;
- работать в формате мысленного эксперимента;
- создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;
- редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;
познавательные:
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.);
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами (изображениями, аудио-, видеоматериалами);
- работать с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации: искать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях, библиотеках, интернете и других источниках;
- анализировать информацию из разных источников: телевидение, радио, интернет, печатной прессы, книжных изданий, учебной литературы, содержания аудиторных занятий, разговоров на бытовом уровне и т.д. в контексте позитивного или негативного её содержания по отношению к семейному образу жизни;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
коммуникативные:
- корректно излагать свою точку зрения, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- участвовать в образовательной деятельности в формате дискуссионной площадки, работы в группе;
- анализировать собственные взгляды, убеждения, установки;
- критически мыслить по отношению к воспринимаемой информации;
- сравнивать собственное мнение с мнением сверстников, педагогов, родителей.
Предметные результаты:
- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
- понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
- осознание ценности человеческой жизни.
Выпускник научится
перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия
понимать и принимать ценности:
- семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;
- основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека
Выпускник получит возможность научиться
сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры:
- личность и индивид,
- свобода и вседозволенность,
- взрослость и инфантильность,
- мужественность и женственность,
- позитивное и негативное отношение к родительству,
- навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.
- навык составления своей родословной;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы внеурочной деятельности с указанием
форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название темы/модуля | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности, формы организации учебного занятия | Основные изучаемые вопросы |
Раздел I. Половая социализация и этико-психологическая готовность к браку ″Добрачные отношения″ | 17 | Диагностические мероприятия с целью получения информации о личных особенностях участников. С целью исследования оценки юношей и девушек себя как будущих супругов и родителей используются следующие диагностические методики: - "Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции; - Анкета "Представление о брачно-семейных отношениях". | ||
1 | Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины. | 4 | Диагностика. Практическое занятие с элементами тренинга. | Что такое семья? Групповое создание коллажа на тему " Как я представляю свою будущую семейную жизнь". Особенности предбрачного периода. Упражнение " Неожиданное знакомство". Практическое задание: составление перечня качеств " настоящего " мужчины и женщины. Обсуждение полученных результатов. Опрос по теме "Качества, необходимые человеку в семье". Мини-лекция по теме "Модели выбора спутника жизни″. Подведение итогов "Как достичь семейного счастья?" |
2 | ″Ловушки″ влюбленности . | 1 | Информационная беседа. | Раскрываются такие понятия, как семья, любовь, влюбленность, симпатия, дружба. Культура их проявления. Составление списка личностных качеств будущего спутника жизни. ″Мозговой штурм″. Определить основные мотивы, причины ранних браков. |
3 | Семья моими глазами. | 1 | Семинар-практикум. | Заполнение бланка, обсуждение в группе. «Семья — как я ее понимаю» . Столкновение правил. Разыгрывание ситуации. Семейные правила. |
4 | Готовность к браку и семейной жизни. | 3 | Лекция с элементами тренинга, дискуссия. | Промежуточная диагностика " Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета "Представление о брачно-семейных отношениях". Беседа на тему " Поговорим о семье...." Групповая работа: поиск и анализ факторов, необходимых для создания здоровой семьи. Составление перечня обязанностей по дому, как для мужа, так и для жены. Обсуждение полученных результатов. |
5 | Особенности мужской и женской психологии. | 2 | Практическое занятие. | Мужественность и женственность. Упражнение "Два мира". Создание коллажа на тему ″Мужчина и женщина″. Дискуссия: ″В чём заключаются сходства и различия между мужчиной и женщиной и как при этом им быть вместе″. |
6 | Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей). | 1 | Лекция-беседа. | Профилактика рискованного поведения у молодежи. Последствия сексуального раскрепощения. |
7 | Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки | 1 | Практические занятия. | Способы сохранения репродуктивного здоровья девушки. |
8 | Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству. | 1 | Практическое занятие с элементами ролевых игр. | Становление родительского поведения. Что такое планирование семьи. Родительские обязанности. Упражнение ″Маленький ребенок″. |
9 | Правовые основы заключения брака | 2 | ролевые игры. | Алгоритм заключения брака. Проблемы молодых семей. Брачный договор, основное понятие, порядок заключения, расторжения. |
10 | Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны. | 1 | Практические занятия, с элементами дискуссии. | Практическое задание по ″плюсам″ и ″минусам″ незарегистрированных браков. |
Раздел II. Искусство быть семьей | ||||
11 | Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье. | 1 | Лекция с элементами тренинга. | Портрет семьи. Семейные роли. Разделение ролей в семье. |
12 | Супружеская совместимость. | 1 | Практическое занятие. | Психологическая совместимость. Факторы семейного благополучия. |
13 | Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни. | 1 | Лекция с элементами тренинга. | Этапы развития семьи и закономерные кризисы семьи. Кризисы семейной жизни . |
14 | Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье. | 3 | Лекция с элементами тренинга. | Конфликтные ситуации в семье. Причины конфликтов в семье. Эгоизм. Ревность. Супружеская неверность. Проигрывание конфликтных ситуаций и нахождение эффективных способов их преодоления (тренинг). Насилие в семье, ситуации домашнего насилия. Алгоритм поведения в ситуации насилия. Принципы совместной супружеской жизни. |
15 | Развод как социально-психологический феномен. | 1 | Лекция с элементами тренинга. | Развод как социально-психологический феномен. Постразводная ситуация в семье. Причины разводов. |
16 | Роль семьи в формировании личности ребёнка. | 1 | Практическое занятие. | Негативные факторы семейного воспитания. |
17 | Детско-родительские отношения. | 2 | Практическое занятие. | Проблемы ответственности в семье. Упражнение ″Забота″. Упражнение ″Принятие ответственности″. Упражнение ″Модели общения. Как мы общаемся?″ |
18 | Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений. | 3 | Практическое занятие. | Кто и как должен распределять деньги в семье?" Бюджет семьи". Тест ″Экономны ли Вы″. Планирование семейного бюджета . Выполнение творческих работ на тему " Домашний интерьер ", " Уют в моём доме ". |
19 | Роль семейных традиций | 2 | Практическое занятие с элементами дискуссии и беседы. | Для чего нужны семейные традиции? Семейные традиции и профессия. Что такое профессиональная семейная традиция. Прародители в системе семейных отношений, их влияние на внутрисемейные отношения. |
20 | Итоговое занятие. | 2 | Беседа, практическое занятие, диагностика. | Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета " Представление о брачно-семейных отношениях". |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1-4 | Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины. | 4 | ||
5 | ″Ловушки″ влюбленности . | 1 | ||
6 | Семья моими глазами. | 1 | ||
7-9 | Готовность к браку и семейной жизни. | 3 | ||
10-11 | Особенности мужской и женской психологии. | 2 | ||
12 | Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей). | 1 | ||
13 | Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки. | 1 | ||
14 | Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству. | 1 | ||
15-16 | Правовые основы заключения брака | 2 | ||
17 | Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны. | 1 | ||
18 | Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье. | 1 | ||
19 | Супружеская совместимость. | 1 | ||
20 | Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни. | 1 | ||
21-23 | Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье. | 3 | ||
24 | Развод как социально-психологический феномен. | 1 | ||
25 | Роль семьи в формировании личности ребёнка. | 1 | ||
26-27 | Детско-родительские отношения. | 2 | ||
28-30 | Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений. | 3 | ||
31-32 | Роль семейных традиций | 2 | ||
33-34 | Итоговое занятие. | 2 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-543045-1417527566.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интерес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов
Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...
рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб виртуальных путешественников"
Программа на 35 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/05/picture-725368-1654418143.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" предназначена для учащихся 6 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-96846-1445177840.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "Полиглот", 7 класс
Программа внеурочной деятельности клуба «Полиглот» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и рекомендаций а...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-515999-1415186821.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решаем биологические задачи» по интеллектуальному направлению для обучающихся 10-11 класса
Курс «Решаем биологические задачи» является предметным по содержанию, предназначен для учеников 10 – 11 класса, желающих повысить свой уровень знаний по биологии. Д...