Рабочая программа внеурочных занятий по функциональной грамотности Модуль «Естественнонаучная грамотность», 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы естественнонаучной

грамотности» в 6 классах составлена в соответствии:

• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,

•программа курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9 классы)

(авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г.

Афанасьева, А.А. Гилев).

Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа с.Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области»

    «Согласовано»                                                                                   «Утверждаю»

Ответственный за УВР                                                    Директор  МБОУ «СОШ c.Большая

_____________/Клименко Е.С./                                      Ольшанка Калининского района

30 августа 2022 г.                                                             Саратовской области»        

                                                                                            _____________/Юсифова. П.А/

                                                                                            Приказ № 133 от 02 cентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

внеурочных занятий по функциональной грамотности

Модуль «Естественнонаучная грамотность»

6 класс

Срок реализации рабочей программы 1 год

                                           Составитель учитель химии и биологии

                                       первой квалификационной категории

                        Баранова Вера Анатольевна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 30 августа 2022 г.

2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы естественнонаучной

грамотности» в 6 классах составлена в соответствии:

• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,

•программа курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9 классы)

(авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г.

Афанасьева, А.А. Гилев).

Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него сле-

дующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

-демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования;

-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы

(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности

учащихся 6 классов как уровня оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания.

Программа нацелена на развитие:

•способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

• способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для

объяснения естественнонаучных явлений; формулирования, основанных на

научных доказательствах, выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса внеурочной деятельности

Метапредметные и предметные результаты:

6 класс (уровень понимания и применения)

-распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте

- интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного

содержания .

Личностные:

объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной

жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и

общечеловеческих ценностей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

6 класс

Строение живых организмов (12 часов).

Химический состав клетки. Строение растительной и животной клеток.

Деление клетки. Ткани растений и животных. Органы цветковых растений.

Органы и системы органов животных. Организм как единое целое.

Жизнедеятельность организмов (18 часов).

Питание и пищеварение. Дыхание. Транспорт веществ в организме.

Выделение. Обмен веществ и энергии. Скелет-опора организма. Движение.

Координация и регуляция. Бесполое размножение. Половое размножение

животных. Половое размножение растений. Рост и развитие животных.

Организм и среда (4 часа).

Среда обитания. Экологические факторы. Природные сообщества.

Основные виды деятельности обучающихся:

- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью

вопросов (беседа, дискуссия, диспут);

- выполнение практических заданий;

- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;

- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;

- проведение экспериментов и опытов.

В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях

можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и

реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

Тематическое планирование – 6 класс (34 часа)

п/п

Название раздела

Количество

часов

Основные виды деятельности

учащихся

всего

теория

практика

1

Строение живых организмов

12

4

8

Составление схем, таблиц, диаграмм. Задания, направленные на развитие внимания. Работа с текстом.

2

Жизнедеятельность организмов

18

5

13

Задания, направленные на

развитие внимания. Работа с текстом. Работа с таблицей. Составление кластера. Тестирование.

3

Организм и среда

4

1

3

Задания, направленные на

Развитие мировоззрения.

Тестирование.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы занятия

Дата (план)

Дата

 (факт)

Примечание

1-2

Химический состав клеток.

Составление схемы.

8.09

15.09

3-4

Составление таблицы «Строение растительной и животной клеток».

Составление схемы «Клетка-город».

22.09

29.09

5

Деление клетки. Задания, направленные на развитие внимания.

06.10

6-7

Составление таблиц «Ткани растений и животных».

13.10

20.10

8-10

Органы цветковых растений. Составление диаграмм. Задания, направленные на развитие мировоззрения.

27.10

10.11

17.11

11

Органы и системы органов животных. Работа с текстом.

24.11

12

Типы заданий на грамотность.

01.12

13-14

Питание и пищеварение. Задания, направленные на развитие внимания.

08.12

15.12

15

Дыхание. Работа с текстом.

22.12

16

Транспорт веществ в организме.

Работа с текстом.

12.01

17-18

Выделение. Работа с таблицей.

19.01

26.01

19-20

Обмен веществ и энергии.

Кластер.

02.02

09.02

21-23

Скелет – опора организма.

Типы задач на грамотность.

16.02

02.03

09.03

24

Движение. Работа с текстом.

    16.03

25

Координация и регуляция.

Работа с текстом.

23.03

26

Бесполое размножение. Типы

задач на грамотность.

06.04

27

Половое размножение

животных. Работа с таблицей.

16.04

28-29

Половое размножение

растений. Работа с таблицей.

20.04

27.04

30

Тестирование.

04.05

31

Среда обитания. Составление

цепей питания.

11.05

32-33

Экологические факторы.

Задания, направленные на развитие мировоззрения.

18.05

34

Тестирование.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепци...

Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...