Рабочая программа внеурочных занятий по функциональной грамотности Модуль «Естественнонаучная грамотность», 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы естественнонаучной
грамотности» в 6 классах составлена в соответствии:
• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
•программа курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9 классы)
(авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г.
Афанасьева, А.А. Гилев).
Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа с.Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
Ответственный за УВР Директор МБОУ «СОШ c.Большая
_____________/Клименко Е.С./ Ольшанка Калининского района
30 августа 2022 г. Саратовской области»
_____________/Юсифова. П.А/
Приказ № 133 от 02 cентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочных занятий по функциональной грамотности
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
6 класс
Срок реализации рабочей программы 1 год
Составитель учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
Баранова Вера Анатольевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 30 августа 2022 г.
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы естественнонаучной
грамотности» в 6 классах составлена в соответствии:
• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
•программа курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9 классы)
(авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г.
Афанасьева, А.А. Гилев).
Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него сле-
дующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
-демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования;
-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы
(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 6 классов как уровня оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания.
Программа нацелена на развитие:
•способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
• способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений; формулирования, основанных на
научных доказательствах, выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса внеурочной деятельности
Метапредметные и предметные результаты:
6 класс (уровень понимания и применения)
-распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте
- интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного
содержания .
Личностные:
объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс
Строение живых организмов (12 часов).
Химический состав клетки. Строение растительной и животной клеток.
Деление клетки. Ткани растений и животных. Органы цветковых растений.
Органы и системы органов животных. Организм как единое целое.
Жизнедеятельность организмов (18 часов).
Питание и пищеварение. Дыхание. Транспорт веществ в организме.
Выделение. Обмен веществ и энергии. Скелет-опора организма. Движение.
Координация и регуляция. Бесполое размножение. Половое размножение
животных. Половое размножение растений. Рост и развитие животных.
Организм и среда (4 часа).
Среда обитания. Экологические факторы. Природные сообщества.
Основные виды деятельности обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью
вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и
реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
Тематическое планирование – 6 класс (34 часа)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Строение живых организмов | 12 | 4 | 8 | Составление схем, таблиц, диаграмм. Задания, направленные на развитие внимания. Работа с текстом. |
2 | Жизнедеятельность организмов | 18 | 5 | 13 | Задания, направленные на развитие внимания. Работа с текстом. Работа с таблицей. Составление кластера. Тестирование. |
3 | Организм и среда | 4 | 1 | 3 | Задания, направленные на Развитие мировоззрения. Тестирование. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы занятия | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
1-2 | Химический состав клеток. Составление схемы. | 8.09 15.09 | ||
3-4 | Составление таблицы «Строение растительной и животной клеток». Составление схемы «Клетка-город». | 22.09 29.09 | ||
5 | Деление клетки. Задания, направленные на развитие внимания. | 06.10 | ||
6-7 | Составление таблиц «Ткани растений и животных». | 13.10 20.10 | ||
8-10 | Органы цветковых растений. Составление диаграмм. Задания, направленные на развитие мировоззрения. | 27.10 10.11 17.11 | ||
11 | Органы и системы органов животных. Работа с текстом. | 24.11 | ||
12 | Типы заданий на грамотность. | 01.12 | ||
13-14 | Питание и пищеварение. Задания, направленные на развитие внимания. | 08.12 15.12 | ||
15 | Дыхание. Работа с текстом. | 22.12 | ||
16 | Транспорт веществ в организме. Работа с текстом. | 12.01 | ||
17-18 | Выделение. Работа с таблицей. | 19.01 26.01 | ||
19-20 | Обмен веществ и энергии. Кластер. | 02.02 09.02 | ||
21-23 | Скелет – опора организма. Типы задач на грамотность. | 16.02 02.03 09.03 | ||
24 | Движение. Работа с текстом. | 16.03 | ||
25 | Координация и регуляция. Работа с текстом. | 23.03 | ||
26 | Бесполое размножение. Типы задач на грамотность. | 06.04 | ||
27 | Половое размножение животных. Работа с таблицей. | 16.04 |
28-29 | Половое размножение растений. Работа с таблицей. | 20.04 27.04 | ||
30 | Тестирование. | 04.05 | ||
31 | Среда обитания. Составление цепей питания. | 11.05 | ||
32-33 | Экологические факторы. Задания, направленные на развитие мировоззрения. | 18.05 | ||
34 | Тестирование. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепци...
Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности по функциональной грамотности для 5 класса
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...
Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...
Рабочая программа внеурочных занятий «Практическое обществознание» Для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочных занятий...