Рабочая программа внеурочных занятий «Практическое обществознание» Для обучающихся 9-х классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа внеурочных занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnyh_zanyatiy_prakticheskoe_obshchestvoznanie_9_kl.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕСОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 2 «СПЕКТР»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
_____________Евтеева И.Г.
«_______» ________________________2023г.
Рабочая программа внеурочных занятий
«Практическое обществознание»
Для обучающихся 9-х классов
Срок реализации программы 2023-2024 год
Программа составлена
учителем истории и обществознания
Кирьяновой Еленой Викторовной
Бердск-2023
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями от 5.07.2017 г.);
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 7.07.2015 г);
- Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 07.06.2017 №506);
В соответствии Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение, оздоровление и воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
В программе уделяется внимание детям с ОВЗ. Применяются следующие формы работы: дифференцированный подход, индивидуальные занятия, различные виды письменных работ. Это помогает учащимся усваивать программный материал и чувствовать себя в классе комфортно.
Актуальность:
Данный курс предназначен для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку учащихся 9-х классов к ОГЭ.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
1. Особенности ОГЭ по обществознанию.
2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
3. Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать:
- Биосоциальную сущность человека.
- Основные этапы и факторы социализации личности.
- Место и роль человека в системе общественных отношений.
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы.
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.
- Основные социальные институты и процессы.
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
- Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека).
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретённые знания и умения для:
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Срок реализации: 1 год.
Количество часов: 32 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у учащихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми.
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы.
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение.
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№ | ТЕМА | Количество часов | ВСЕГО | |
теория | практика | |||
1 | Входной контроль | 2 | 1 | 3 |
2 | Раздел 1. Общество и человек | 3 | 2+ 1 (П/к) | 6 |
3 | Раздел 2. Человек, личность | 1 | 3 | 4 |
4 | Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества | 2 | 3 | 5 |
5 | Раздел 4. Социальные отношения | 2 | 2 | 4 |
6 | Раздел 5. Политика | 1 | 2 | 3 |
7 | Раздел 6. Право | 1 | 1 | 2 |
8 | Раздел 7. Культура | 1 | 1 | 2 |
9 | Итоговое занятие | - | 1(И/к) | 1 |
10 | итого | 13 | 21 | 32 |
Содержание учебного материала
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Входной контроль | 1 | ||
2 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ | 1 | ||
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию | 1 | ||
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | 1 | ||
5 | Понятие «общество», взаимосвязь общества и природы | 1 | ||
6 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное) Глобальные проблемы человечества | 1 | ||
7 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1 | 1 | ||
8 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 1 | 1 | ||
9 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2 | 1 | ||
10 | Деятельность человека, её основные виды | 1 | ||
11 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1, часть 2 | 1 | ||
12 | Решение заданий по теме «Человек» часть 2 | 1 | ||
13 | Тестирование по теме «Человек» | 1 | ||
14 | Экономика, её роль в жизни общества | 1 | ||
15 | Рыночная экономика | 1 | ||
16 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1, часть 2 | 1 | ||
17 | Решение заданий части 2 по теме «Экономика» | 1 | ||
18 | Тестирование по теме «Экономика» | 1 | ||
19 | Социальная структура. Социальные отношения | 1 | ||
20 | Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака | 1 | ||
21 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1, часть 2 | 1 | ||
22 | Решение заданий части 2 по теме «Социальная сфера» | 1 | ||
23 | Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления | 1 | ||
24 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1. Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 1 | 1 | ||
25 | Решение заданий части 2 по теме «Политика» | 2 | ||
26 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Практический тренинг по содержательной линии «Право» часть 1. | 1 | ||
27 | Тестирование по теме «Право» | 1 | ||
28 | Понятие «культура». Духовная жизнь общества | 1 | ||
29 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1, 2 | 2 | ||
30 | Итоговый контроль | 1 | ||
15 | ИТОГО | 32 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К окончанию года обучения учащиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака;
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания.
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
- овладение навыками компьютерных технологий;
- решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- Обществознание. 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010-2013.
- Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2013.
- Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2010.
- Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание: выполнение заданий части С. – М.: Айрис-пресс, 2011.
- Обществознание. Тесты: 11 класс: варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2011.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дополнительная литература для учащихся:
- Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
- Дыдко, С.П. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С.Н. Дыдко. - М.: АСТ: Астрель ПолиграфИздат, 2010.
- Иоффе, А.Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова. - М.: АСТ: Хорвест: Астрель, 2006.
- Сазонова, Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
- Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О.А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Лопухов, А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А.М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
- Чернышева, О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин. - М.: Легион, 2009.
Литература для учителя:
- Боголюбов, Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
- Лазебникова, А.Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А.Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
- Мавлютова, Е.А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е.А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е.Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
- Суворова, Н.Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н.Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.
Электронные учебники:
- Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н.С. Кочетов [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. -(В помощь учащимся). - 1 электрон, опт. диск (СО-ЯОМ).
- Обществознание. Сетевая версия «Учитель +15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н.А. Скобелина. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).
- Обществознание. Курс лекций: учеб, пособие / А.Ю. Ларин, О.Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- Обществознание 8-9 http://www.bookomania.ru/knigi/staren-koe/5004-obschestvoznanie-8-9-klass-kravchenko.html
- Обществознание Боголюбов Л.Н. Обществознание http://bukoteka.ru/item/146827
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов
Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Обществознание для обучающихся с ЗПР 5-9 класс
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающихся 8 класса 2019-2020 учебный год (учебник О.Б. Соболевой)
Рабочая программа для обучающихся 8 класса по предмету "Обществознание" составлена еа основе:Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций/( авторы- составители...
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающейся 8б класса, находящегося на индивидуальном обучении
Рабочая программапо учебному предмету «Обществознание» для обучающейся 8б класса,находящегося на индивидуальном обучении...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Инженерное метро» для обучающихся 10-11 классов
Социально-экономическое развитие общества определяет задачи образования. Ценность личности – «образование и развитие личности через всю жизнь», которая входит в приоритетные задачи -...