Рабочая программа внеурочных занятий «Практическое обществознание» Для обучающихся 9-х классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Рабочая программа внеурочных занятий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕСОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 2 «СПЕКТР»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

_____________Евтеева И.Г.

«_______» ________________________2023г.

Рабочая программа внеурочных занятий

«Практическое обществознание»

Для обучающихся 9-х классов

Срок реализации программы 2023-2024 год

Программа составлена

учителем истории и обществознания

Кирьяновой Еленой Викторовной

Бердск-2023

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

В соответствии Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012  дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение, оздоровление и воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В программе уделяется внимание детям с ОВЗ. Применяются следующие формы работы: дифференцированный подход, индивидуальные занятия, различные виды письменных работ. Это помогает учащимся усваивать программный материал и чувствовать себя в классе комфортно.

Актуальность:  

Данный  курс  предназначен для подготовки учащихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку учащихся 9-х  классов к ОГЭ.

Программа занятий состоит  из трёх разделов: 

1. Особенности ОГЭ по обществознанию.

2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.

3. Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы: 

- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать и понимать: 

  1. Биосоциальную сущность человека. 
  2. Основные этапы и факторы социализации личности. 
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений. 
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы. 
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов. 
  6. Основные социальные институты и процессы. 
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. 
  8. Особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. 
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. 
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека). 
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. 
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
  6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы. 
  7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. 
  8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам. 
  9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. 
  10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретённые знания и умения для:

  1. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; 
  2. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; 
  3. решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
  4. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; 
  5. предвидения возможных последствий определённых социальных действий; 
  6. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; 
  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Срок реализации: 1 год. 

Количество часов: 32 часа.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. 

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.

Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, лабораторные работы, практические занятия,  дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у учащихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми.

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы.

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение.

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

ТЕМА

Количество часов

ВСЕГО

теория

практика

1

Входной контроль

2

1

3

2

Раздел 1. Общество и человек

3

2+ 1 (П/к)

6

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

2

4

6

Раздел 5. Политика

1

2

3

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

1

2

9

Итоговое занятие

-

1(И/к)

1

10

итого

13

21

32

Содержание учебного материала

 

Тема

Теория

Практика

1.

Введение

Введение. Обществознание  как знание и как наука. Различные виды источников. Способы описания и объяснения

обществознания. Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы,

определённые в государственном

образовательном стандарте по

обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу, практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приёмы работы с различными документами. Понятие «источник по обществознанию». Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные

характеристики экзаменационной

работы по обществознанию в форме ОГЭ.

2-3

Раздел 1. Общество и человек

Раздел 2. Человек, личность

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям).

4.

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Практикум: Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

5

Раздел 4. Социальные отношения

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям).

6

Раздел 5. Политика

Политика, её роль в жизни общества. Политическая власть. Разделение властей. Государство. Формы правления. Суверенитет. Национально-государственное устройство.

Политические режимы.

Выборы, референдум. Партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Федерация, её субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Местное самоуправление.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Политика

(задание на обращение к социальным реалиям).

7

Раздел 6. Право

Понятие «право». Отрасли права. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Права ребёнка. Гражданское общество и правовое государство. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

Работа с нормативными документами –

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений.

8

Раздел 7. Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества. Искусство, его виды, место в жизни человека.

Наука в современном обществе. Образование и самообразование. Религия, её роль в обществе. Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы морали.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

9

Итоговое занятие

Тестирование.

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Входной контроль

1

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ

1

3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию

1

4

Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

1

5

Понятие «общество», взаимосвязь общества и природы

1

6

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное)

Глобальные проблемы человечества

1

7

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1

1

8

Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 1

1

9

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2

1

10

Деятельность человека, её основные виды

1

11

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1, часть 2

1

12

Решение заданий по теме «Человек» часть 2

1

13

Тестирование по теме «Человек»

1

14

Экономика, её роль в жизни общества

1

15

Рыночная экономика

1

16

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1, часть 2

1

17

Решение заданий части 2 по теме «Экономика»

1

18

Тестирование по теме «Экономика»

1

19

Социальная структура. Социальные отношения

1

20

Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака

1

21

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1, часть 2

1

22

Решение заданий части 2 по теме «Социальная сфера»

1

23

Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления

1

24

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1. Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 1

1

25

Решение заданий части 2 по теме «Политика»

2

26

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Практический тренинг по содержательной линии «Право» часть 1.

1

27

Тестирование по теме «Право»

1

28

Понятие «культура». Духовная жизнь общества

1

29

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1, 2

2

30

Итоговый контроль

1

15

ИТОГО

32

Требования к уровню подготовки обучающихся:

К окончанию года обучения учащиеся должны:

Знать:

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака;

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания.

Уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

- овладение навыками компьютерных технологий;

- решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

  1. Обществознание. 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010-2013.
  2. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. М.: АСТ: Астрель, 2011.
  5. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание: выполнение заданий части С. – М.: Айрис-пресс, 2011.
  6. Обществознание. Тесты: 11 класс: варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2011.
  7. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
  8. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Дополнительная литература для учащихся:

  • Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
  • Дыдко, С.П. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С.Н. Дыдко. - М.: АСТ: Астрель ПолиграфИздат, 2010.
  • Иоффе, А.Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова. - М.: АСТ: Хорвест: Астрель, 2006.
  • Сазонова, Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
  • Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О.А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.
  • Лопухов, А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А.М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
  • Чернышева, О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин. - М.: Легион, 2009.

Литература для учителя:

  • Боголюбов, Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
  • Лазебникова, А.Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А.Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
  • Мавлютова, Е.А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е.А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  • Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е.Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
  • Суворова, Н.Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н.Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.

Электронные учебники:

  • Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н.С. Кочетов [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. -(В помощь учащимся). - 1 электрон, опт. диск (СО-ЯОМ).
  • Обществознание. Сетевая версия «Учитель +15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н.А. Скобелина. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).
  • Обществознание. Курс лекций: учеб, пособие / А.Ю. Ларин, О.Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).

Цифровые  и электронные образовательные ресурсы:

  • Обществознание 8-9 http://www.bookomania.ru/knigi/staren-koe/5004-obschestvoznanie-8-9-klass-kravchenko.html
  • Обществознание  Боголюбов Л.Н. Обществознание http://bukoteka.ru/item/146827


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов

Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности«Белая ладья»для обучающихся 5 класса...

Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"

Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...

Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 А класса                              ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Инженерное метро» для обучающихся 10-11 классов

Социально-экономическое развитие общества определяет задачи образования. Ценность личности – «образование и развитие личности через всю жизнь», которая входит в приоритетные задачи -...