Рабочая программа внеурочных занятий «Практическое обществознание» Для обучающихся 9-х классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа внеурочных занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnyh_zanyatiy_prakticheskoe_obshchestvoznanie_9_kl.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕСОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 2 «СПЕКТР»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
_____________Евтеева И.Г.
«_______» ________________________2023г.
Рабочая программа внеурочных занятий
«Практическое обществознание»
Для обучающихся 9-х классов
Срок реализации программы 2023-2024 год
Программа составлена
учителем истории и обществознания
Кирьяновой Еленой Викторовной
Бердск-2023
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями от 5.07.2017 г.);
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 7.07.2015 г);
- Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 07.06.2017 №506);
В соответствии Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение, оздоровление и воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
В программе уделяется внимание детям с ОВЗ. Применяются следующие формы работы: дифференцированный подход, индивидуальные занятия, различные виды письменных работ. Это помогает учащимся усваивать программный материал и чувствовать себя в классе комфортно.
Актуальность:
Данный курс предназначен для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку учащихся 9-х классов к ОГЭ.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
1. Особенности ОГЭ по обществознанию.
2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
3. Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать:
- Биосоциальную сущность человека.
- Основные этапы и факторы социализации личности.
- Место и роль человека в системе общественных отношений.
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы.
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.
- Основные социальные институты и процессы.
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
- Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека).
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретённые знания и умения для:
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Срок реализации: 1 год.
Количество часов: 32 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у учащихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми.
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы.
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение.
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№ | ТЕМА | Количество часов | ВСЕГО | |
теория | практика | |||
1 | Входной контроль | 2 | 1 | 3 |
2 | Раздел 1. Общество и человек | 3 | 2+ 1 (П/к) | 6 |
3 | Раздел 2. Человек, личность | 1 | 3 | 4 |
4 | Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества | 2 | 3 | 5 |
5 | Раздел 4. Социальные отношения | 2 | 2 | 4 |
6 | Раздел 5. Политика | 1 | 2 | 3 |
7 | Раздел 6. Право | 1 | 1 | 2 |
8 | Раздел 7. Культура | 1 | 1 | 2 |
9 | Итоговое занятие | - | 1(И/к) | 1 |
10 | итого | 13 | 21 | 32 |
Содержание учебного материала
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Входной контроль | 1 | ||
2 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ | 1 | ||
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию | 1 | ||
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | 1 | ||
5 | Понятие «общество», взаимосвязь общества и природы | 1 | ||
6 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное) Глобальные проблемы человечества | 1 | ||
7 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1 | 1 | ||
8 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 1 | 1 | ||
9 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2 | 1 | ||
10 | Деятельность человека, её основные виды | 1 | ||
11 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1, часть 2 | 1 | ||
12 | Решение заданий по теме «Человек» часть 2 | 1 | ||
13 | Тестирование по теме «Человек» | 1 | ||
14 | Экономика, её роль в жизни общества | 1 | ||
15 | Рыночная экономика | 1 | ||
16 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1, часть 2 | 1 | ||
17 | Решение заданий части 2 по теме «Экономика» | 1 | ||
18 | Тестирование по теме «Экономика» | 1 | ||
19 | Социальная структура. Социальные отношения | 1 | ||
20 | Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака | 1 | ||
21 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1, часть 2 | 1 | ||
22 | Решение заданий части 2 по теме «Социальная сфера» | 1 | ||
23 | Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления | 1 | ||
24 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1. Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 1 | 1 | ||
25 | Решение заданий части 2 по теме «Политика» | 2 | ||
26 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Практический тренинг по содержательной линии «Право» часть 1. | 1 | ||
27 | Тестирование по теме «Право» | 1 | ||
28 | Понятие «культура». Духовная жизнь общества | 1 | ||
29 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1, 2 | 2 | ||
30 | Итоговый контроль | 1 | ||
15 | ИТОГО | 32 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К окончанию года обучения учащиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака;
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания.
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
- овладение навыками компьютерных технологий;
- решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- Обществознание. 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010-2013.
- Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2013.
- Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2010.
- Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание: выполнение заданий части С. – М.: Айрис-пресс, 2011.
- Обществознание. Тесты: 11 класс: варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2011.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дополнительная литература для учащихся:
- Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
- Дыдко, С.П. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С.Н. Дыдко. - М.: АСТ: Астрель ПолиграфИздат, 2010.
- Иоффе, А.Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова. - М.: АСТ: Хорвест: Астрель, 2006.
- Сазонова, Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
- Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О.А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Лопухов, А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А.М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
- Чернышева, О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин. - М.: Легион, 2009.
Литература для учителя:
- Боголюбов, Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
- Лазебникова, А.Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А.Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
- Мавлютова, Е.А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е.А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е.Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
- Суворова, Н.Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н.Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.
Электронные учебники:
- Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н.С. Кочетов [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. -(В помощь учащимся). - 1 электрон, опт. диск (СО-ЯОМ).
- Обществознание. Сетевая версия «Учитель +15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н.А. Скобелина. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).
- Обществознание. Курс лекций: учеб, пособие / А.Ю. Ларин, О.Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- Обществознание 8-9 http://www.bookomania.ru/knigi/staren-koe/5004-obschestvoznanie-8-9-klass-kravchenko.html
- Обществознание Боголюбов Л.Н. Обществознание http://bukoteka.ru/item/146827
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов
Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности«Белая ладья»для обучающихся 5 класса...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Обществознание для обучающихся с ЗПР 5-9 класс
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 А класса ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Инженерное метро» для обучающихся 10-11 классов
Социально-экономическое развитие общества определяет задачи образования. Ценность личности – «образование и развитие личности через всю жизнь», которая входит в приоритетные задачи -...