Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности «Занимательная биология» 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Свиридова Анастасия Викторовна

Рабочая учебная программа

основного общего образования,

реализующая ФГОС ООО

внеурочной деятельности

«Занимательная биология»

7 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_biologiya._7_klass.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

«Рассмотрено»

Руководитель кафедры или МО

___________________________

Протокол №_____

от «___» _______2021 г.

«Согласовано»

Заместитель  директора  МБОУ

«СШ № 33»________________

«Принято»

Решением педагогического совета

Протокол № 1

от «      » августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ № 33»

______________________

Приказ №____

от «_____»  ________ 2021 г.

Рабочая учебная программа

основного общего образования,

реализующая ФГОС ООО

внеурочной деятельности

«Занимательная биология»

7 класс

Составитель:

Свиридова А.В.

                                                         

2021 - 2022  учебный год

Структура рабочей образовательной программы

внеурочной деятельности

«Занимательная биология» в 7 классе,

 реализующая ФГОС ООО  

I.  Пояснительная записка

II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности  «Занимательная биология»

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности  

IV. Календарно-тематическое планирование

I. Пояснительная записка

Классы

Количество часов в неделю

Общее кол-во часов в год

7

1

34

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации досуга учащихся. 

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальных особенностей ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Программа внеурочной  деятельности  разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Основная цель: всестороннее развитие познавательного интереса и организация досуга учащихся 7 классов; повышение качества биологического образования, углубление и расширение знаний и умений по биологии, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой.

Задачи:

  • образовательная: расширение кругозора, повышение интереса к предмету «биология», популяризация интеллектуального творчества; формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ними;
  • развивающая: развитие логического мышления; умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; пропагандирование культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения; формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
  • воспитательная: формирование научного мировоззрения, развитие навыков коллективной и самостоятельной индивидуальной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы.

Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;
  • добровольное привлечение к процессу деятельности;
  • чередование коллективной и индивидуальной работы;
  • свободный выбор вида деятельности;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.         

Метапредметные связи

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской,  практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические (экскурсии, практические работы). Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы  имеет отличительные особенности:

  • практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • в содержании деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что  содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: практическая работа, экскурсия, беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад,  выступление и т.д.  Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Место данного курса в учебном плане

Программа  рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время. В результате освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная биология»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и  литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности «Занимательная биология»

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами;
  • признание права каждого на собственное мнение;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение учащихся к своим поступкам,
  • осознание ответственности за последствия;
  • умение слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • умение работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
  • умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных  коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих знаний и умений:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов;
  • выделение особенностей процессов жизнедеятельности животных;
  • приведение доказательств взаимосвязи животных и окружающей среды, необходимости защиты животного мира;
  • осуществление классификации биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли животных в жизни человека;
  • сравнение биологических объектов и процессов;
  • умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений животных к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • освоение приемов ухода за домашними животными;
  1. В эстетической сфере:
  • развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Содержание программы внеурочной деятельности

Введение (3 часа)

        Вводное занятие. Инструктаж. Общие сведения о животных. Среды жизни животных: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная – приспособления к ним. Систематика и классификация животных.

Микроскопические животные (1 час)

        Увеличительные приборы. Работа с микроскопом. Лабораторная работа «Изучение строения и образа жизни эвглены зелёной и инфузории-туфельки».

Животные-гиганты (2 часа)

Виртуальная экскурсия «Гиганты моря: акулы, скаты, киты». Гиганты суши: слоны, бегемоты, медведи, жирафы, носороги.

Самые-самые (1 час)

        Рекордсмены среди животных: самые быстрые, сильные и ловкие. Сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу.

Одетые в броню (2 часа)

        Надёжные покровы животных, их значение и использование человеком. Фораминиферы, радиолярии, моллюски, черепахи, броненосцы.

Яды. Теория защиты и нападения (2 часа)

Ядовитые животные: медузы, пауки, пчёлы, рептилии, амфибии. Расположение ядовитых желёз. Оказание первой медицинской помощи при попадании яда в организм человека.

Животные-строители (1 час)

        Строители пауки и пчёлы. Строительство гнёзд у птиц и нор у млекопитающих.

Адаптации животных (3 часа)

Морфологические адаптации: покровительственная, предупреждающая окраска, маскировка, мимикрия, густой мех, оперение и др. Физиологические адаптации: накопление жира, содержание миоглобина, пахучие железы, линька, эхолокация, термолокация и др. Поведенческие (этологические) адаптации: миграции, спячка, изготовление норок, запас корма, оцепенение и др.

Животные – заботливые родители (2 часа)

        Забота о потомстве у насекомых (пчёл, термитов, клопов), рыб (тилапии, колюшки, живородки), амфибий (сумчатой лягушки, суринамской пипы, ринодермы Дарвина), рептилий, птиц и млекопитающих.

Образ жизни животных Этологическая структура популяций (2 часа)

        Одиночный образ жизни животных (божьи коровки, снежные барсы и др.) Семейные пары лебедей, попугаев, журавлей, голубей. Колонии белых гусей, грачей, сурков, пищух, рыжих муравьёв. Стаи рыб, волков, львиные прайды. Стада куланов, павианов и т.д.

Язык животных (2 часа)

Аудиоэкскурсия «Птичьи голоса». Эхолокация летучих мышей, дельфинов. Танец пчёл и муравьёв. Химический язык животных и его использование человеком.

Животные – понятливые ученики (2 часа)

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Горилла Коко. Практическая работа «Выработка условных рефлексов у домашних животных».

Домашние животные (2 часа)

        Одомашнивание животных. Использование животных человеком. Выступления учащихся на тему «Мой питомец и правила ухода за ним».

Животные в культуре и науке (2 часа)

Животные в науке. Памятники животным. Круглый стол «Животные – символы разных стран, герои песен, сказок и легенд».

Защита и охрана животных (1 час)

Красная книга. Заповедники и национальные парки.

Животные Смоленской области (4 часа)

Многообразие животных Смоленской области.        Национальный парк «Смоленское Поозерье». Экскурсия «Животный мир Смоленской области». Заключительное занятие. Подведение итогов.

III. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

        Учащиеся узнают и вспомнят:

  • основы систематики и классификации животных;
  • многообразие животного мира;
  • типы адаптаций животных к условиям обитания;
  • взаимосвязь животных и факторов неживой и живой природы;
  • приспособленность животных к совместному обитанию;
  • особенности заботы о потомстве у разных видов животных;
  • особенности образа жизни стадных, одиночных животных;
  • значение животных в  жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • редкие и исчезающие виды животных местной фауны;
  • мероприятия по охране и рациональному использованию животных.

        Учащиеся научатся:

  • применять знания по биологии для ухода за домашними животными;
  • проводить наблюдения в природе за местными видами животных;
  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы.

IV. Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата проведения

Введение (3 часа)

Введение. Что мы знаем о животных?

1

1 неделя сентября

Среды жизни животных

1

2 неделя сентября

Систематика и классификация животных

1

3  неделя сентября

Микроскопические животные (1 час)

Лабораторная работа №1 «Изучение строения и образа жизни эвглены зелёной и инфузории-туфельки»

1

4 неделя сентября

Животные-гиганты (2 часа)

Виртуальная экскурсия «Гиганты моря: акулы, скаты, киты»

1

1 неделя октября

Гиганты суши: слоны, бегемоты, медведи, жирафы, носороги

1

2 неделя октября

Самые-самые (1 час)

Самые быстрые и ловкие животные (гепард, сапсан, кенгуру и др.)

1

3 неделя октября

Одетые в броню (2 часа)

Защитные покровы простейших и моллюсков

1

4 неделя октября

Покровы броненосцев и черепах

1

2 неделя ноября

Яды. Теория защиты и нападения (2 часа)

Ядовитые животные

1

3 неделя ноября

Оказание первой помощи при попадании яда в организм человека

1

4 неделя ноября

Животные-строители (1 час)

Строительство нор и гнёзд у животных

1

1 неделя декабря

Адаптации животных (3 часа)

Морфологические адаптации (покровительственная окраска, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска)

1

2 неделя декабря

Анатомические и физиологические адаптации

1

3 неделя декабря

Поведенческие адаптации

1

4 неделя декабря

Животные – заботливые родители (2 часа)

Забота о потомстве у беспозвоночных животных

1

2 неделя января

Забота о потомстве у позвоночных животных

3 неделя января

Образ жизни животных. Этологическая структура популяций (2 часа)

Одиночный образ жизни животных

1

4 неделя января

Семьи, стада, колонии, стаи

1

1 неделя февраля

Язык животных (2 часа)

Аудиоэкскурсия «Птичьи голоса»

Эхолокация летучих мышей, дельфинов

1

2 неделя февраля

Танец пчёл и муравьёв.

Химический язык животных

1

3 неделя февраля

Животные – понятливые ученики (2 часа)

Безусловные рефлексы. Инстинкты.

1

4 неделя февраля

Обучение в мире животных. Практическая работа №1 «Выработка условных рефлексов у домашних животных»

1

1 неделя марта

Домашние животные (2 часа)

Одомашнивание животных

1

2 неделя марта

Выступления учащихся «Мой питомец и правила ухода за ним»

1

3 неделя марта

Животные в культуре и науке (2 часа)

Животные в науке. Памятники животным

1

4 неделя марта

Круглый стол «Животные – символы разных стран, герои песен, сказок и легенд»

2 неделя апреля

Защита и охрана животных (1 час)

Красная книга. Заповедники и национальные парки

1

3 неделя апреля

Животные Смоленской области (4 часа)

Многообразие животных Смоленской области

1

4 неделя апреля

Национальный парк «Смоленское Поозерье»

1

2 неделя мая

Экскурсия «Животный мир Смоленской области»

1

3 неделя мая

Заключительное занятие. Подведение итогов

1

4 неделя мая

Резерв (2 часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса

Рабочая программа по биологии 6  класса на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса

Рабочая программа по биологии 7  класса  на 2012 -2013 учебный год   составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8  класса на 2012-2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования по био...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 9 класса

Рабочая программа по биологии 9  класса  на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего ...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательная ботаника" 6 класс

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности"Занимательная ботаника" 6 класс...