Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 8 класса на 2012-2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009), предусматривает обучение в объеме 2 часов в неделю, 72 часов в год. На основании приказа департамента образования № 675 от 2.07.07 в программу интегрировано, включены темы модуля «Живая природа Новосибирской области» в объеме -3 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№ 80 им. В.П. Кузнецова Купинского района
Новосибирской области.
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей Протокол № ___ от « » _________ 2012 г. Руководитель: ________ /Толстая Т.А../ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/Шмырова О.В./ «_____» «__________ » 2010 г «_____» «__________ » 2012 г | Утверждено: Директор школы: _________ /Анищенко Л.А. / «_____» «_______» 2012 г
|
Рабочая учебная программа основного общего образования по
биологии
(наименование учебного предмета/курса)
8 «А», «Б» класс
(степень образования/класс)
2012- 2013
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования 2009 г под редакцией В .В Пасечник_________________________
(наименование программы)
Программу составил _Набока Л.И._______________________________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Купино, 2012
Рабочая программа по биологии 8 класса на 2012-2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009), предусматривает обучение в объеме 2 часов в неделю, 72 часов в год. На основании приказа департамента образования № 675 от 2.07.07 в программу интегрировано, включены темы модуля «Живая природа Новосибирской области» в объеме -3 часа.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы НСО; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии научных центров г. Новосибирска и НСО, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе НСО, собственному здоровью и здоровью других людей;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний распространенных на территории г. Новосибирска и НСО, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен:
знать
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь распознавать органы человека на таблицах, рисунках, составлять схемы, таблицы, анализирующие работу органов
находить:
- в учебниках, биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о организме человека; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации НСО;
объяснять:
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды НСО; иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды НСО, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах НСО, собственных поступков на живые организмы и экосистемы НСО;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде НСО;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.В. Колесов Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – 11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2010.-332, [4] с.: ил.
рабочей тетради:
Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- М.: Дрофа, 2011.-121, [7] с.: ил.
а также методических пособий для учителя:
Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология Человек 8 класс М.:Дрофа,2003г
дополнительной литературы для учителя:
- Контрольных и проверочных работ по биологии 6-8 классы Т.С. Сухова М.:Дрофа,2007г
- Тесты. Биология 6-11 классы Т.С. Сухова М.: Дрофа, 2007г
- А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Итоговая аттестация 9 класс. Методическое пособие для подготовки. – Ростов-на - Дону: Изд-во «Легион», 2007.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Мультимедиа поддержка курса «Биология. Человек»
- ЦОРы
- Интернет-ресурсы
Распределение учебных часов по темам:
1.Введение -2 ч
2.Происхождение человека -3ч
3.Строение и функции организма – 59ч
4.Индивидуальное развитие организма -8ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, темы уроков | Планируемые результаты обучения | Количество часов | Д/З | Повторение | Контрольные мероприятия (практ/р, лаб/р, к/р, | Дата | |
Общеучебные умения и навыки | Специальные знания (знать/понимать) Специальные умения (уметь) | |||||||
1. | Введение (2 часа) Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; - работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 1 ч. | §1 | 03.09 | ||
2. | Становление наук о человеке | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; - работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 1ч. | §2 | §1-7 класс | 04.09 | |
3. | Происхождение человека (3 часа) Систематическое положение человека | - сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой. -классифицировать по нескольким признакам; | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. | 1ч. | §3 | §50-7 класс | 11.09 | |
4. | Историческое прошлое людей | Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | Сравнивать человека на различных этапах антропогенеза и делать вывод на основе сравнения. | 1ч. | §4 | §52-7 класс | 13.09 | |
5. | Расы человека | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Определять принадлежность человека к разным расам Доказывать единство и происхождение рас | 1ч. | §5 | §47-7 класс | 18.09 | |
6. | Строение и функции организма (59 часов) Общий обзор организма (1 час) Общий обзор организма человека | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | 1ч. | §6 | §2,3-6 класс | Лабораторная работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» | 20.09 |
7. | Клеточное строение организма. Ткани (3 часа) Клеточное строение организма
| — ставить цели самообразовательной деятельности; — планировать и проводить наблюдения за объектом; - диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Характеризовать внешнюю среду организма и внутреннюю. Давать определение понятию фермент. Называть:
Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процесса обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | 1ч. | §7 | §4-6 класс | 25.09 | |
8. | Ткани: Эпителиальная, соединительная, мышечная | — планировать и проводить наблюдения за объектом; - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам — планировать и проводить наблюдения за объектом; - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам | Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы. | 1ч. | §8 | §43-7 класс | Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей» | 27.09 |
9. | Нервная ткань | — планировать и проводить наблюдения за объектом; - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам — планировать и проводить наблюдения за объектом; - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам | Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы. | 1ч. | §8 | §37-7 класс | 02.10 | |
10. | Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час) Рефлекторная регуляция (самонаблюдение) | -сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой, -выделять главное, существенное; - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам | Давать определения понятиям: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть:
Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | 1ч. | §9 | 04.10 | ||
11. | Опорно-двигательная система (8 часов) Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное; | Называть:
Распознавать на таблицах составные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь:
| 1ч. | §10 | 09.10 | ||
12. | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей (самонаблюдение) | -Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | 1ч. | §11,12 | §4 | 11.10 | |
13. | Соединение костей | -Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | 1ч. | §12 | §8 | Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей» | 16.10 |
14. | Строение мышц. Обзор мышц человека. | -Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | 1ч. | §13 | §8,9 | 18.10 | |
15. | Работа скелетных мышц и их регуляция. | -выделять главное, существенное; -проводить самонаблюдения | Раскрывать сущ-ность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять резуль-таты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. | 1ч. | §14 | §11,12 | Практическая работа №1 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» | 23.10 |
16. | Осанка. Предупреждение плоскостопия.
| -Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями | Использовать приобретенные знания и умения для:
соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | 1ч. | §15 | §10,11,12 | 25.10 | |
17. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; -придерживаться определенного стиля при выступлении | Использовать приобретенные знания и умения для:
Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | 1ч. | §16 | 30.10 | ||
18. | Обобщающий урок по темам «Строение организма» и «Опорно-двигательная система» | Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся | 1ч. | Тест | 01.11 | ||
19. | Внутренняя среда организма (3 часа) Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы — владеть навыком аналитического чтения; — владеть различными видами изложения текста; | Называть признаки биологических объектов:
Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | 1ч. | § 17 | Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» | 13.11 | |
20. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | -Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. -выделять главное, существенное; | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитет. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекцион-ных и простудных заболеваний. | 1ч. | § 18 | 15.11 | ||
21. | Иммунология на службе здоровья. | -Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. -выделять главное, существенное; | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови. | 1ч. | § 19 | 20.11 | ||
22. | Кровеносная и лимфатическая система человека (6 часов) Транспортные системы организма | -выделять главное, существенное; | Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа. Называть:
Распознавать и описывать на таблицах:
Характеризовать:
Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | 1ч. | § 20 | § 41-7 класс | 22.11 | |
23. | Круги кровообращения. | -выделять главное, существенное; | Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах:
Характеризовать:
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. | 1ч. | § 21 | 27.11 | ||
24. | Строение и работа сердца. | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Называть:
Распознавать и описывать на таблицах:
Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | 1ч. | § 22 | 29.11 | ||
25. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | — планировать и проводить наблюдения за объектом; | Характеризовать сущность биологических процессов:
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 1ч. | § 23 | Практическая работа №2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» Практическая работа №3 «Измерение кровяного давления» | 04.12 | |
26. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Сердечно–сосудистые заболевания жителей Новосибирской области. Живая природа | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы). Использовать приобретенные знания для:
Находить в тексе учебника полезную информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | 1ч. | § 24 | § 14,16 | 06.12 | |
27. | Первая помощь при кровотечениях. | диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Характеризовать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них | 1ч. | § 25 | § 39-7 класс | Лабораторная работа №5 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | 11.12 |
28. | Дыхательная система (5 часов) Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей | — ставить цели самообразовательной деятельности; выделять главное, существенное; | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | 1ч. | § 26 | § 21 | 13.12 | |
29. | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | — планировать и проводить наблюдения за объектом; — владеть различными видами изложения текста; -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Характеризовать:
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь межу строением и функциями органов дыхания. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 1ч. | § 27 | 18.12 | ||
30. | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | — планировать и проводить наблюдения за объектом; — владеть различными видами изложения текста; -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Характеризовать:
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь межу строением и функциями органов дыхания. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 1ч. | § 28 | 20.12 | ||
31. | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Загазованность окружающей среды и болезни органов дыхания среди жителей Новосибирска и области. Живая природа | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья. | 1ч. | § 29 | § 40-7 класс | Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания» | 25.12 |
32. | Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание». | -проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках, значения биологических терминов; в различных источниках. | Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованим к уровню подготовки обучающихся | 1ч. | Тест | 27.12 | ||
33. | Пищеварительная система (6 часов) Питание и пищеварение | — ставить цели самообразовательной деятельности; | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья. | 1ч. | § 30 | Комбинированный | 15.01 | |
34. | Пищеварение в ротовой полости | -сравнивать объекты, факты, явления; —планировать и проводить наблюдения за объектом; | Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:
Описывать и объяснять результаты опытов. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 1ч. | § 31 | 17.01 | ||
35. | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Описывать и объяснять результаты опытов. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения | 1ч. | § 32 | Лабораторная работа №6 «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал» | 22.01 | |
36. | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. | диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Описывать и объяснять результаты опытов. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения | 1ч. | § 33 | 24.01 | ||
37. | Регуляция пищеварения. | - выделять главное, существенное; | Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. | 1ч. | § 34 | 29.01 | ||
38. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | находить информацию о биологических объектах в различных источниках | Использовать приобретенные знания для:
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения текстовой контрольной работы. | 1ч. | § 35 | Стр.33-35-7 класс; стр. 244-245 | Практическая работа №5 «Измерение массы и роста своего организма» | 31.01 |
39. | Обмен веществ и энергии (3 часа) Обмен веществ и энергии -основное свойство всех живых существ. | — ставить цели самообразовательной деятельности; | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать:
| 1ч. | § 36 | § 30 | 05.02 | |
40. | Витамины. | -проводить самостоятельный поиск биологической информации | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. | 1ч. | § 37 | § 26,36,28 | 07.02 | |
41. | Энерготраты и пищевой рацион человека с учетом проживания в Новосибирской области. Живая природа | -находить информацию о биологических объектах в различных источниках | Давать определение понятиям: Энергетическая ёмкость пищи Характеризовать энерготраты человека и пищевой рацион. Обосновывать нормы и режим питания. Использовать приобретенные знания для составления пищевого рациона в зависимости от энерготраты. | 1ч. | § 38 | § 36-7 класс | Практическая работа №6 «Определение норм рационального питания» | 12.02 |
42. | Покровные органы. Теплорегуляция (3часа) Кожа -наружный орган. | — ставить цели самообразовательной деятельности; | Называть особенности строения кожи человека. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | 1ч. | § 39 | § 37,19 | 14.02 | |
43. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи (Самонаблюдение) | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; — владеть навыком аналитического чтения; — составлять сложный и тезисный планы; | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Использовать приобретенные знания для:
| 1ч. | § 40 | § 29 | 19.02 | |
44. | Терморегуляция организма. Закаливание | диалектически анализировать учебный или любой другой материал; — владеть навыком аналитического чтения; — составлять сложный и тезисный планы; | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Использовать приобретенные знания для:
| 1ч. | § 41 | § 42-7 класс | 21.02 | |
45. | Выделительная система (2 часа) Выделение | — ставить цели самообразовательной деятельности | Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Использовать приобретенные знания для:
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Находить в тексе учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий контрольной работы. | 1ч. | § 42 | 26.02 | ||
46. | Обобщающий урок по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» | Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся | 1ч. | Тест | 20.02 | |||
47. | Нервная система человека (5 часов) Значение нервной системы. | -сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой, -выделять главное, существенное | Давать определение понятию рефлекс. Называть:
Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека, основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. Сопоставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систем. | 1ч. | § 43 | § 8,9-7 класс | 05.03 | |
48. | Строение нервной системы. Спинной мозг | -сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой, -выделять главное, существенное | Давать определение понятию рефлекс. Называть:
Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека, основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. Сопоставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систем | 1ч. | § 44 | § 43 | 07.03 | |
49 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой, -проводить наблюдения. | Называть:
Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма. | 1ч. | § 45 | 12.03 | ||
50. | Функции переднего мозга | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой, -проводить наблюдения. | Называть:
Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма. | 1ч. | § 46 | § 44 | Лабораторная работа №7 «Изучение строения головного мозга человека» | 14.03 |
51. | Соматический и автономный отделы нервной системы | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой | Называть:
Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать:
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | 1ч. | § 47 | 19.03 | ||
52. | Анализаторы (6 часов) Анализаторы. | — ставить цели самообразовательной деятельности; | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть:
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | 1ч. | § 48 | § 44-7 класс | 21.03 | |
53. | Зрительный анализатор. | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам; | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | 1ч. | § 49 | Практическая работа №7 «Изучение измерения размера зрачка» | 2.04 | |
54. | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; проводить самонаблюдения | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать:
Использовать приобретенные знания для:
| 1ч. | § 50 | 7класс стр.231-233 | 4.04 | |
55. | Слуховой анализатор. | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам; | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать:
Использовать приобретенные знания для:
| 1ч. | § 51 | 9.04 | ||
56. | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении. | Называть особенности строения органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы. | 1ч. | § 52 | 11.04 | ||
57. | Обобщающий урок по темам: «Нервная система. Анализаторы» | Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся | 1ч. | Тест | 16.04 | |||
58. | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | — ставить цели самообразовательной деятельности; | Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать:
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | 1ч. | § 53 | 18.04 | ||
59. | Врожденные и приобретенные программы поведения. | -проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках, значения биологических терминов; в различных источниках | Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать:
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | 1ч. | § 54 | Срт.277 | 23.04 | |
60 | Сон и сновидение. | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для:
| 1ч. | § 55 | § 46,48 | 25.04 | |
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для:
| 1ч. | § 56 | 30.04 | ||
62. | Воля, эмоции, внимание. | находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для:
| 1ч. | § 57 | 2.05 | ||
63. | Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа) Роль эндокринной регуляции | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении | Называть:
Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | 1ч. | § 58 | 7.05 | ||
64. | Функции желез внутренней секреции | Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | 1ч. | § 59 | 14.05 | ||
65. | Индивидуальное развитие организма (8 часов) Жизненные циклы Размножение.
| — ставить цели самообразовательной деятельности; | Давать определение понятию размножение. Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Распознавать и описывать на таблицах:
Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 1ч. | § 60 | § 49-7 класс | 16.05 | |
66. | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении | Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | 1ч. | § 61 | 21.05 | ||
67. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении | Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | 1ч. | § 62 | 23.05 | ||
68. | Развитие ребенка после рождения. Становление личности.
| — владеть навыком аналитического чтения; — составлять сложный и тезисный планы | Характеризовать основные этапы развития человека после рождения; роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения гигиенических требований к режиму жизни будущей матери; рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде. Называть психологические особенности личности. | 1ч. | § 63 | 28.05 | ||
69 | Интересы, склонности, способности. | — владеть навыком аналитического чтения; — составлять сложный и тезисный планы | Характеризовать основные этапы развития человека после рождения; роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения гигиенических требований к режиму жизни будущей матери; рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде. Называть психологические особенности личности. | 1ч. | § 64 | 30.05 | ||
70. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ | Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). | 1ч. | Практическая работа №8 «Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье» | 4.06 | |||
71-72. | Обобщающий урок по темам: «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Железы внутренней секреции Индивидуальное развитие организма» | Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся | 2ч. | Тест | 6.06 10.06 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса
Рабочая программа по биологии 6 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса
Рабочая программа по биологии 7 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 9 класса
Рабочая программа по биологии 9 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего ...
Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку
УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...
Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 7 класса по английскому языку
УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 7 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, ...
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности «Занимательная биология» 7 класс
Рабочая учебная программаосновного общего образования, реализующая ФГОС ОООвнеурочной деятельности«Занимательная биология»7 класс...
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательная ботаника" 6 класс
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности"Занимательная ботаника" 6 класс...