Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

 

Рабочая программа по биологии 8  класса на 2012-2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В.  Латюшина, В.М. Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009), предусматривает обучение в объеме 2 часов в неделю, 72 часов в год. На основании приказа департамента образования № 675 от 2.07.07 в программу интегрировано, включены темы модуля «Живая природа Новосибирской области» в объеме -3 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

№ 80 им. В.П. Кузнецова Купинского района

Новосибирской области.

Рассмотрено

на заседании   методического объединения учителей

 Протокол № ___  

от «         »  _________ 2012  г.

Руководитель:   ________  

  /Толстая Т.А../

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/Шмырова О.В./


        «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 2012 г







Утверждено:                

 Директор школы:

_________    /Анищенко Л.А. /


«_____» «_______» 2012  г



 

Рабочая учебная программа основного общего образования  по



биологии


(наименование учебного предмета/курса)

8 «А», «Б» класс


(степень образования/класс)





 2012-  2013


(срок реализации программы)

Составлена на основе   примерной   программы основного общего образования 2009 г  под  редакцией     В .В  Пасечник_________________________

(наименование программы)

Программу составил _Набока Л.И._______________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

                                                                 г. Купино, 2012

Рабочая программа по биологии 8  класса на 2012-2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В.  Латюшина, В.М. Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009), предусматривает обучение в объеме 2 часов в неделю, 72 часов в год. На основании приказа департамента образования № 675 от 2.07.07 в программу интегрировано, включены темы модуля «Живая природа Новосибирской области» в объеме -3 часа.

Изучение биологии в  8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы НСО; о человеке как биосоциальном существе;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии научных центров г. Новосибирска и НСО, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения  состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе НСО, собственному здоровью и здоровью других людей;
  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к  собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний распространенных на территории г. Новосибирска и НСО, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В результате изучения биологии  в 8  классе ученик должен:

знать

  1. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
  2. особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь распознавать органы человека на таблицах, рисунках, составлять схемы, таблицы, анализирующие работу органов

находить:

  1. в учебниках, биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  2. в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о организме человека; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации НСО;

объяснять:

  1. родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды НСО;  иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  1. анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды НСО, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах НСО, собственных поступков на живые организмы и экосистемы НСО;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи  при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде НСО;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все  лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – 11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2010.-332, [4] с.: ил.

рабочей тетради:

Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- М.: Дрофа, 2011.-121, [7] с.: ил.

а также методических пособий для учителя:

Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология Человек 8 класс М.:Дрофа,2003г

дополнительной литературы для учителя:

  1. Контрольных и проверочных работ по биологии 6-8 классы Т.С. Сухова М.:Дрофа,2007г
  2. Тесты. Биология 6-11 классы Т.С. Сухова М.: Дрофа, 2007г
  3. А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Итоговая аттестация 9 класс. Методическое пособие для подготовки. – Ростов-на - Дону: Изд-во «Легион», 2007.
  4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

      Мультимедиа  поддержка курса «Биология. Человек»

  1. ЦОРы
  2. Интернет-ресурсы

Распределение учебных часов по темам:

1.Введение -2 ч

2.Происхождение человека -3ч

3.Строение и функции организма –  59ч

4.Индивидуальное развитие организма -8ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название  раздела, темы уроков

Планируемые  результаты обучения

Количество часов

Д/З

Повторение

Контрольные мероприятия (практ/р, лаб/р, к/р,
и т.п.).

Дата

Общеучебные умения и навыки

Специальные

знания (знать/понимать)

Специальные

умения (уметь)

1.

Введение (2 часа)

Биосоциальная природа человека и  науки, изучающие его.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

- работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1 ч.

§1

03.09

2.

Становление наук о человеке

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

- работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1ч.

§2

§1-7 класс

04.09

3.

Происхождение человека (3 часа)

Систематическое положение человека

- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.

-классифицировать по нескольким признакам;

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

1ч.

§3

§50-7 класс

11.09




4.

Историческое прошлое людей

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

Сравнивать человека на различных этапах антропогенеза и делать вывод на основе сравнения.

1ч.

§4

§52-7 класс


13.09


5.

Расы человека

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

Определять принадлежность человека к разным расам

Доказывать единство и происхождение рас

1ч.

§5

§47-7 класс

18.09

6.

Строение и функции организма (59 часов)

Общий обзор организма (1 час)

Общий обзор организма человека

         

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть органы и системы органов человека

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

1ч.

§6

§2,3-6 класс

Лабораторная работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»

20.09




7.

Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)

 Клеточное строение организма  

       

— ставить цели самообразовательной деятельности;

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме

Характеризовать внешнюю  среду организма и

внутреннюю. Давать определение понятию фермент.

Называть:

  1. органоиды клетки;
  2. процессы жизнедеятельности клетки;
  3. роль ферментов в процессе обмена веществ.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

1ч.

§7

§4-6 класс

25.09

8.

Ткани: Эпителиальная, соединительная, мышечная

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам

Давать определения понятию: ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

1ч.

§8

§43-7 класс

Лабораторная работа №2  «Изучение микроскопического строения тканей»

27.09

9.

Нервная ткань

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

1ч.

§8

§37-7 класс

02.10

10.

 Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Рефлекторная регуляция (самонаблюдение)                                        

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам

Давать определения понятиям: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

        Называть:

  1. отделы нервной системы;
  2. принцип работы нервной системы.

Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

1ч.

§9

04.10

11.

Опорно-двигательная система (8 часов)

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное;

Называть:

  1. особенности строения скелета человека;
  2. функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах составные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

  1. между строением и функциями костей;
  2. между строением и функциями скелета.

1ч.

§10

09.10

12.

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей (самонаблюдение)

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

1ч.

§11,12

§4

11.10

13.

Соединение костей

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

1ч.

§12

§8

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей»

16.10

14.

Строение мышц. Обзор мышц человека.

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

1ч.

§13

§8,9

18.10

15.

Работа скелетных мышц и их регуляция.

-выделять главное, существенное;

-проводить

самонаблюдения

Раскрывать сущ-ность биологического процесса работы мышц.         

Описывать и объяснять резуль-таты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

1ч.

§14

§11,12

Практическая работа  №1 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»

23.10








16.

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

       

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями

Использовать приобретенные знания и умения для:

  1. Проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

1ч.

§15

§10,11,12


25.10




17.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

       


— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

-придерживаться определенного стиля при выступлении

Использовать приобретенные знания и умения для:

  1. соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки.
  2. оказания первой помощи при травмах.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

1ч.

§16



30.10

18.

 Обобщающий урок по темам «Строение организма» и «Опорно-двигательная система»

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требования к уровню подготовки  обучающихся

1ч.

Тест

01.11

19.

Внутренняя среда организма (3 часа)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

— владеть навыком аналитического чтения;

— владеть различными видами изложения текста;

Называть признаки биологических объектов:

  1. составляющие внутренней среды организма;
  2. составляющие крови (форменные элементы);
  3. составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

1ч.

§ 17

Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

13.11

20.

 Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитет.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекцион-ных и простудных заболеваний.

1ч.

§ 18


15.11

21.

Иммунология на службе здоровья.

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови.

1ч.

§ 19


20.11

22.

 Кровеносная и лимфатическая система человека (6 часов)

Транспортные системы организма

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа.

Называть:

  1. особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем;
  2. признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

  1. систему органов кровообращения;
  2. органы кровеносной системы;
  3. систему лимфообращения;
  4. органы лимфатической системы.

Характеризовать:

  1. сущность биологического процесса транспорта веществ;
  2. сущность биологического процесса – лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

1ч.

§ 20

§ 41-7 класс

22.11

23.

Круги кровообращения.

         

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки (особенности строения) биологических объектов кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

  1. систему органов кровообращения;
  2. органы кровеносной системы.

Характеризовать:

  1. сущность биологического процесса – транспорта веществ;
  2. сущность большого и малого кругов кровообращения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

1ч.

§ 21


27.11

24.

Строение и работа сердца.  

         

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

Называть:

  1. особенности строения организма человека – органы кровеносной системы;
  2. признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца, сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

  1. систему органов кровообращения;
  2. органы кровеносной системы.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

1ч.

§ 22


29.11

25.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

Характеризовать сущность биологических процессов:

  1. движение крови по сосудам
  2. регуляция жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1ч.

§ 23


Практическая работа №2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Практическая работа №3 «Измерение кровяного давления»

04.12

26.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

Сердечно–сосудистые заболевания жителей Новосибирской области. Живая природа 

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
·сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы).

Использовать приобретенные знания для:

  1. проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  2. профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  3. оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Находить в тексе учебника полезную информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

1ч.

§ 24

§ 14,16

06.12

27.

Первая помощь при кровотечениях.

диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

Характеризовать  основные типы кровотечений и правила первой помощи при них
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

1ч.

§ 25

§ 39-7 класс

Лабораторная работа №5 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

11.12

28.

 Дыхательная система (5 часов)

 Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей

— ставить цели самообразовательной деятельности;

выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

1ч.

§ 26

§ 21

13.12

29.

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

— владеть различными видами изложения текста;

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

Характеризовать:

  1. сущность биологического процесса дыхания;
  2. транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Устанавливать взаимосвязь межу строением и функциями органов дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1ч.

§ 27

18.12

30.

 Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды


         

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

— владеть различными видами изложения текста;

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

Характеризовать:

  1. сущность биологического процесса дыхания;
  2. транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Устанавливать взаимосвязь межу строением и функциями органов дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1ч.

§ 28


20.12

31.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

Загазованность окружающей среды и болезни органов дыхания среди жителей Новосибирска и области. Живая природа

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья.

1ч.

§ 29

§ 40-7 класс

Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания»

25.12

32.

Обобщающий урок по темам «Внутренняя  среда  организма», «Кровеносная  и лимфатическая системы», «Дыхание».

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках,  значения биологических терминов; в различных источниках.

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требованим к уровню подготовки  обучающихся

1ч.



Тест

27.12

33.

Пищеварительная система (6 часов)

 Питание и пищеварение

— ставить цели самообразовательной деятельности;

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья.

1ч.

§ 30

Комбинированный

15.01

34.

Пищеварение в ротовой полости  

-сравнивать объекты, факты, явления;
·-обобщать, делать резюме;

—планировать и проводить наблюдения за объектом;

Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

  1. сущность биологического процесса питания, пищеварения;
  2. роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1ч.

§ 31


17.01

35.

 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока        


-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

  1. сущность биологического процесса питания, пищеварения;
  2. роль ферментов в пищеварении.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения

1ч.

§ 32


Лабораторная работа №6 «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал»

22.01

36.

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

  1. сущность биологического процесса питания, пищеварения;
  2. роль ферментов в пищеварении.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения

1ч.

§ 33

24.01

37.

Регуляция  пищеварения.

         

- выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

1ч.

§ 34


29.01

38.

 Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Использовать приобретенные знания для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;
  2. профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);
  3. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  4. проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения текстовой контрольной работы.

1ч.

§ 35

Стр.33-35-7 класс; стр. 244-245

Практическая работа №5 «Измерение массы и роста своего организма»

31.01

39.

 Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии -основное свойство всех живых существ.     

— ставить цели самообразовательной деятельности;

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

  1. сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;
  2. обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

1ч.

§ 36

§ 30

05.02

40.

Витамины.

-проводить самостоятельный поиск биологической информации

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

1ч.

§ 37

§ 26,36,28

07.02

41.

Энерготраты  и  пищевой  рацион  человека с учетом проживания в Новосибирской области. Живая природа

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Давать определение понятиям: Энергетическая ёмкость пищи Характеризовать энерготраты человека и пищевой рацион.  Обосновывать нормы и режим питания.

Использовать приобретенные знания для составления  пищевого рациона в зависимости от энерготраты.

1ч.

§ 38

§ 36-7 класс

Практическая работа №6 «Определение норм рационального питания»

12.02

42.

Покровные органы. Теплорегуляция (3часа)

Кожа -наружный орган.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

Называть особенности строения кожи человека.

Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

1ч.

§ 39

§ 37,19

14.02

43.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи (Самонаблюдение)

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

— владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы;

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Использовать приобретенные знания для:

  1. соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);
  2. для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.          

1ч.

§ 40

§ 29

19.02

44.

Терморегуляция организма.

Закаливание

диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

— владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы;

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Использовать приобретенные знания для:

  1. соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);
  2. для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.          

1ч.

§ 41

§ 42-7 класс

21.02

45.

 Выделительная система (2 часа)

Выделение

— ставить цели самообразовательной деятельности

Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Использовать приобретенные знания для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы;
  2. профилактики вредных привычек.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Находить в тексе учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий контрольной работы.

1ч.

§ 42


26.02

46.

Обобщающий урок по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требования к уровню подготовки  обучающихся

1ч.



Тест

 20.02

47.

Нервная система человека (5 часов) Значение нервной системы.

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное

Давать определение понятию рефлекс.

Называть:

  1. особенности строения нервной системы;
  2. принцип деятельности нервной системы
  3. функции нервной системы.
  4. особенности строения спинного мозга;
  5. функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека, основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Сопоставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систем.

1ч.

§ 43

§ 8,9-7 класс

05.03

48.

Строение нервной системы. Спинной мозг

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное

Давать определение понятию рефлекс.

Называть:

  1. особенности строения нервной системы;
  2. принцип деятельности нервной системы
  3. функции нервной системы.
  4. особенности строения спинного мозга;
  5. функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека, основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Сопоставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систем

1ч.

§ 44

§ 43

07.03

49

 Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

           

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой,

-проводить наблюдения.

Называть:

  1. особенности строения головного мозга;
  2. отделы головного мозга;
  3. функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.

1ч.

§ 45


12.03

50.

Функции переднего мозга

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой,

-проводить наблюдения.

Называть:

  1. особенности строения головного мозга;
  2. отделы головного мозга;
  3. функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.

1ч.

§ 46

§ 44

Лабораторная работа №7 «Изучение строения головного мозга человека»

14.03

51.

 Соматический и автономный отделы нервной системы

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой

Называть:

  1. отделы нервной системы, их функции;
  2. подотделы вегетативной нервной системы, их функции

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать:

  1. сущность регуляции жизнедеятельности организма;
  2. роль нервной системы в организме.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

1ч.

§ 47


19.03

52.

 Анализаторы (6 часов)

Анализаторы.

           

— ставить цели самообразовательной деятельности;

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

  1. органы чувств человека;
  2. анализаторы;
  3. особенности строения органов обоняния, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

1ч.

§ 48

§ 44-7 класс

21.03

53.

Зрительный анализатор.  

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

1ч.

§ 49


Практическая работа №7 «Изучение измерения размера зрачка»

2.04

54.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.


Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

проводить

самонаблюдения

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

  1. воздействие факторов риска для здоровья;
  2. влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;
  2. профилактики вредных привычек.

1ч.

§ 50

7класс стр.231-233

4.04

55.

Слуховой анализатор.  

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

  1. воздействие факторов риска для здоровья;
  2. влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;
  2. профилактики вредных привычек.

1ч.

§ 51


9.04

56.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

Называть особенности строения  органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

1ч.

§ 52


11.04

57.

Обобщающий урок по темам: «Нервная система. Анализаторы»

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требования к уровню подготовки  обучающихся

1ч.

Тест

16.04

58.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

  1. особенности работы головного мозга;
  2. биологическое значение условных и безусловных рефлексов;
  3. сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

1ч.

§ 53


18.04

59.

Врожденные и приобретенные программы поведения.

           

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках,  значения биологических терминов; в различных источниках

Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

  1. особенности работы головного мозга;
  2. сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

1ч.

§ 54

Срт.277

23.04

60

Сон и сновидение.

           

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

  1. рациональной организации труда и отдыха;
  2. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1ч.

§ 55

§ 46,48

25.04

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

           

находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

  1. проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  2. организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

1ч.

§ 56


30.04

62.

Воля, эмоции, внимание.

находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

  1. проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  2. организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

1ч.

§ 57


2.05

63.

 Железы внутренней секреции

(эндокринная система) (2 часа)

Роль эндокринной регуляции       

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

Называть:

  1. особенности строения и работы желез эндокринной системы;
  2. железы внутренней секреции;
  3. железы внешней секреции.

Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

1ч.

§ 58

7.05

64.

Функции желез внутренней секреции

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

1ч.

§ 59


14.05

65.

Индивидуальное развитие организма (8 часов)

Жизненные циклы Размножение.

           

— ставить цели самообразовательной деятельности;

Давать определение понятию размножение.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

  1. женскую и мужскую половые системы;
  2. органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.  

1ч.

§ 60

§ 49-7 класс

16.05

66.

 Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

1ч.

§ 61


21.05

67.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

1ч.

§ 62

23.05

68.

 Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

           

— владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы

Характеризовать  основные этапы развития человека после рождения;

роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения гигиенических требований к режиму жизни будущей матери;

рациональной организации труда и отдыха;

соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Называть психологические особенности личности.

1ч.

§ 63


28.05


69

Интересы, склонности, способности.

— владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы

Характеризовать  основные этапы развития человека после рождения;

роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения гигиенических требований к режиму жизни будущей матери;

рациональной организации труда и отдыха;

соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Называть психологические особенности личности.

1ч.

§ 64

30.05

70.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

1ч.


Практическая работа №8 «Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье»

4.06

71-72.

Обобщающий урок по темам: «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Железы внутренней секреции Индивидуальное развитие организма»

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требования к уровню подготовки  обучающихся

2ч.

Тест

6.06

10.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса

Рабочая программа по биологии 6  класса на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса

Рабочая программа по биологии 7  класса  на 2012 -2013 учебный год   составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 9 класса

Рабочая программа по биологии 9  класса  на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего ...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 7 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 7 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, ...

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности «Занимательная биология» 7 класс

Рабочая учебная программаосновного общего образования, реализующая ФГОС ОООвнеурочной деятельности«Занимательная биология»7 класс...

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательная ботаника" 6 класс

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности"Занимательная ботаника" 6 класс...