Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательное естествознание" 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности, 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnoe_estestvoznanie.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33" ГОРОДА СМОЛЕНСКА
"Рассмотрено" Руководитель кафедры или МО ___________________________ Протокол №_____ от "___" _______2020 г. "Согласовано" Заместитель директора МБОУ "СШ № 33"________________ | "Принято" Решением педагогического совета Протокол № 1 от " " августа 2020 г. | "Утверждаю" Директор МБОУ "СШ № 33" ____________ Жойкин С.А. Приказ №____ от "_____ " ________ 2020 г. |
Рабочая учебная программа основного общего образования,
реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности
"Занимательное естествознание"
5 класс
Составитель:
Свиридова А.В.
2020 - 2021 учебный год
Структура рабочей образовательной программы
внеурочной деятельности "Занимательное естествознание" в 5 классе,
реализующей ФГОС ООО
I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности "Занимательное естествознание"
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
IV. Календарно-тематическое планирование
I. Пояснительная записка
Классы | Количество часов в неделю | Общее кол-во часов в год |
5 | 1 | 34 |
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальных особенностей ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной работы, организованной при кабинетах биологии, химии, географии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации
На изучение курса внеурочной деятельности «Занимательное естествознание» предусмотрено в 5 классе – 34 часа.
Основная цель: всестороннее развитие познавательного интереса и организация досуга учащихся 5 классов; освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием человека; повышение качества естественнонаучного образования, углубление и расширение знаний и умений по биологии, географии, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой.
Задачи:
- образовательная: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными естественно-научными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- развивающая: развитие логического мышления; умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; пропагандирование культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения; формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
- воспитательная: формирование научного мировоззрения, развитие навыков коллективной и самостоятельной индивидуальной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Метапредметные связи
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II. Содержание учебного материала
внеурочной деятельности "Занимательное естествознание"
Введение (2 часа)
Вводное занятие. Инструктаж. Методы изучения природы.
Астрономия. Вселенная (2 часа)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Ориентирование по звёздам.
Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
География. Планета Земля (8 часов)
Планета Земля. Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Приливы и отливы.
Строение Земли (ядро, мантия, земная кора).
Сферы Земли. Литосфера. Почва, её образование, разнообразие, структура и свойства. Горные породы. Разнообразие горных пород. Полезные ископаемые. Практическая работа №1 "Горные породы Смоленской области". Практическая работа №2 "Изучение состава почвы"
Гидросфера. Воды Мирового океана.
Вода, её агрегатные состояния, свойства воды. Природные растворы. Значение, использование воды и охрана. Практическая работа №3 "Изучение свойств воды"
Атмосфера. Погодные явления. Атмосферное давление. Ветер.
Состав воздуха, его свойства, значение и охрана.
Физика и химия (4 часа)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Диффузия.
Вещества чистые и смеси. Классификация смесей по составу и агрегатному состоянию. Практическая работа №4 "Способы разделения смесей".
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Измерение размеров макротел. Измерение времени. Измерение массы тела. Измерение температуры. Практическая работа №5 "Физические измерения твёрдых тел"
Биология. Жизнь на Земле. Живые организмы (5 часов)
Многообразие живых организмов. Царства живой природы.
Бактерии, вирусы, грибы, растения, животные. Лабораторная работа №1 "Строение органов цветковых растений".
Экология. Человек на Земле (9 часов)
Факторы окружающей среды: биотические, абиотические (свет, температура, влажность). Их влияние на организм.
Среды обитания и их особенности (наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная). Обитатели данных сред.
Жизнь на различных материках. Природные зоны Земли (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни, тропические леса, области высотной поясности), адаптации растений и животных к ним, обитатели данных зон.
Человек на Земле. Первые люди. Великие путешественники-первооткрыватели новых земель.
Экологические проблемы планеты Земли (эрозия почв, загрязнение вод Мирового океана, загрязнение воздуха, парниковый эффект, озоновые дыры, вырубка лесов и т.д.) Здоровье человека и безопасность жизни.
Природа едина (2 часа)
Взаимосвязи живого и неживого. Круговорот веществ в природе.
Сохранение жизни на Земле, ответственность человека за свою деятельность. Итоги внеурочных занятий "Занимательное естествознание".
III. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам,
- осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.;
- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- умение работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
- умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников.
Познавательные УУД:
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- умение слушать и вступать в диалог;
- овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
Предметные результаты:
- умения проводить наблюдения, измерения, эксперименты; планировать и выполнять измерения, обрабатывать и представлять результаты наблюдений, экспериментов; объяснять полученные результаты и делать выводы;
- умения применять теоретические знания по естествознанию на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
- умение применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование убеждения в объективности научного знания.
- развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать связь между методами исследования;
- развитие умения использовать знания по астрономии, химии, физике, географии, биологии, экологии, математике для решения задач по естествознанию.
В результате реализации программы обучающийся научится:
- В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающийся овладеет всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации об объектах.
- В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы, учет способностей различного ролевого поведения: лидер – подчиненный).
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Введение (2 часа) | |||
Вводное занятие. Инструктаж | 1 | 1 неделя сентября | |
Методы изучения природы | 1 | 2 неделя сентября | |
Астрономия Вселенная (2 часа) | |||
Вселенная. Звезды. Созвездия | 1 | 3 неделя сентября | |
Солнце. Солнечная система | 1 | 4 неделя сентября | |
География Планета Земля (8 часов) | |||
Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли | 1 | 1 неделя октября | |
Строение Земли. | 1 | 2 неделя октября | |
Литосфера. Горные породы. Практическая работа №1 "Горные породы Смоленской области" | 3 неделя октября | ||
Почва. Практическая работа №2 "Изучение состава почвы" | 1 | 1 неделя ноября | |
Гидросфера | 1 | 2 неделя ноября | |
Вода. Практическая работа №3 "Изучение свойств воды" | 1 | 3 неделя ноября | |
Атмосфера | 1 | 4 неделя ноября | |
Воздух | 1 | 1 неделя декабря | |
Физика и химия (4 часа) | |||
Физические тела и вещества. Разнообразие веществ | 1 | 2 неделя декабря | |
Физические и химические явления. | 1 | 3 неделя декабря | |
Чистые вещества и смеси. Практическая работа №4 "Способы разделения смесей" | 1 | 4 неделя декабря | |
Практическая работа №5 "Физические измерения твёрдых тел" | 1 | 2 неделя января | |
Биология Жизнь на Земле. Живые организмы (5 часов) | |||
Разнообразие живого | 1 | 3 неделя января | |
Бактрии. Вирусы | 1 | 4 неделя января | |
Растения. Лабораторная работа №1 "Строение органов цветковых растений" | 1 | 1 неделя февраля | |
Грибы | 1 | 2 неделя февраля | |
Животные | 1 | 3 неделя февраля | |
Экология Человек на Земле (9 часов) | |||
Факторы окружающей среды | 1 | 4 неделя февраля | |
Четыре среды обитания | 1 | 1 неделя марта | |
Жизнь на разных материках. Адаптации к различным природным зонам | 2 | 2 неделя марта | |
3 неделя марта | |||
Появления человека | 1 | 4 неделя марта | |
Великие путешественники-первооткрыватели новых земель | 1 | 2 неделя апреля | |
Экологические проблемы планеты Земли. Проектная деятельность | 2 | 3 неделя апреля | |
4 неделя апреля | |||
Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | 2 неделя мая | |
Природа едина | |||
Связи живого и неживого | 1 | 3 неделя мая | |
Мы в ответе за нашу природу | 1 | 4 неделя мая | |
Резерв | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса
Рабочая программа по биологии 6 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса
Рабочая программа по биологии 7 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...
Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку
УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...
Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 7 класса по английскому языку
УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 7 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, ...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности «Занимательная биология» 7 класс
Рабочая учебная программаосновного общего образования, реализующая ФГОС ОООвнеурочной деятельности«Занимательная биология»7 класс...
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательная ботаника" 6 класс
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности"Занимательная ботаника" 6 класс...