Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательное естествознание" 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс)

Свиридова Анастасия Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnoe_estestvoznanie.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33" ГОРОДА СМОЛЕНСКА

"Рассмотрено"

Руководитель кафедры или МО

___________________________

Протокол №_____

от "___" _______2020 г.

"Согласовано"

Заместитель  директора  МБОУ

"СШ № 33"________________

"Принято"

Решением педагогического совета

Протокол № 1

от "   " августа 2020 г.

"Утверждаю"

Директор МБОУ "СШ № 33"

____________ Жойкин С.А.

Приказ №____

от "_____ " ________ 2020 г.

Рабочая учебная программа основного общего образования,

реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности

"Занимательное естествознание"

5 класс

Составитель:

Свиридова А.В.

2020 - 2021  учебный год


Структура рабочей образовательной программы

внеурочной деятельности "Занимательное естествознание" в 5 классе,

реализующей ФГОС ООО

I.  Пояснительная записка

II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности  "Занимательное естествознание"

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

IV. Календарно-тематическое планирование

I. Пояснительная записка

Классы

Количество часов в неделю

Общее кол-во часов в год

5

1

34

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации досуга учащихся. 

        Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальных особенностей ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной работы, организованной при кабинетах биологии, химии, географии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

        Программа внеурочной  деятельности  разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации

        На изучение курса внеурочной деятельности «Занимательное естествознание» предусмотрено в 5 классе – 34 часа.

        Основная цель: всестороннее развитие познавательного интереса и организация досуга учащихся 5 классов; освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием человека; повышение качества естественнонаучного образования, углубление и расширение знаний и умений по биологии, географии, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой.

        Задачи:

  • образовательная: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными естественно-научными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • развивающая: развитие логического мышления; умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; пропагандирование культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения; формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
  • воспитательная: формирование научного мировоззрения, развитие навыков коллективной и самостоятельной индивидуальной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы.

Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;
  • добровольное привлечение к процессу деятельности;
  • чередование коллективной и индивидуальной работы;
  • свободный выбор вида деятельности;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.         

Метапредметные связи

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

II. Содержание учебного материала

внеурочной деятельности "Занимательное естествознание"

Введение (2 часа)

        Вводное занятие. Инструктаж. Методы изучения природы.

Астрономия. Вселенная (2 часа)

        Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Ориентирование по звёздам.

        Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

География. Планета Земля (8 часов)

        Планета Земля. Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Приливы и отливы.

        Строение Земли (ядро, мантия, земная кора).         

        Сферы Земли. Литосфера. Почва, её образование, разнообразие, структура и свойства.  Горные породы. Разнообразие горных пород. Полезные ископаемые. Практическая работа №1 "Горные породы Смоленской области". Практическая работа №2 "Изучение состава почвы"

        Гидросфера. Воды Мирового океана.

        Вода, её агрегатные состояния, свойства воды. Природные растворы. Значение, использование воды и охрана. Практическая работа №3 "Изучение свойств воды"

        Атмосфера. Погодные явления. Атмосферное давление. Ветер.

        Состав воздуха, его свойства, значение и охрана.  

Физика и химия (4 часа)

        Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Диффузия.

         Вещества чистые и смеси. Классификация смесей по составу и агрегатному состоянию. Практическая работа №4 "Способы разделения смесей".

        Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений  природы в повседневной жизни.

        Измерение размеров макротел. Измерение времени. Измерение массы тела. Измерение температуры. Практическая работа №5 "Физические измерения твёрдых тел"

Биология. Жизнь на Земле. Живые организмы (5 часов)

        Многообразие живых организмов. Царства живой природы.

        Бактерии, вирусы, грибы, растения, животные. Лабораторная работа №1 "Строение органов цветковых растений".

Экология. Человек на Земле (9 часов)

        Факторы окружающей среды: биотические, абиотические (свет, температура, влажность). Их влияние на организм.

        Среды обитания и их особенности (наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная). Обитатели данных сред.

        Жизнь на различных материках. Природные зоны Земли (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни, тропические леса, области высотной поясности), адаптации растений и животных к ним, обитатели данных зон.

        Человек на Земле. Первые люди. Великие путешественники-первооткрыватели новых земель.

        Экологические проблемы планеты Земли (эрозия почв, загрязнение вод Мирового океана, загрязнение воздуха, парниковый эффект, озоновые дыры, вырубка лесов и т.д.)         Здоровье человека и безопасность жизни.

Природа едина (2 часа)

        Взаимосвязи живого и неживого. Круговорот веществ в природе.

        Сохранение жизни на Земле, ответственность человека за свою деятельность. Итоги внеурочных занятий "Занимательное естествознание".

III. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами;
  • признание права каждого на собственное мнение;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение учащихся к своим поступкам,
  • осознание ответственности за последствия;
  • умение слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • умение работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
  • умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных  коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

        Предметные результаты:

  • умения проводить наблюдения, измерения, эксперименты; планировать и выполнять измерения, обрабатывать и представлять результаты наблюдений, экспериментов; объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • умения применять теоретические знания по естествознанию на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
  • умение применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование убеждения в объективности научного знания.
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать связь между методами исследования;
  • развитие умения использовать знания по астрономии, химии, физике, географии, биологии, экологии, математике для решения задач по естествознанию.

        В результате реализации программы обучающийся научится:

  1. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  2. В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающийся овладеет всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  3. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации об объектах.
  4. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы, учет способностей различного ролевого поведения: лидер – подчиненный).

IV. Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата

Введение (2 часа)

Вводное занятие. Инструктаж

1

1 неделя сентября

Методы изучения природы

1

2 неделя сентября

Астрономия

Вселенная (2 часа)

Вселенная. Звезды. Созвездия

1

3 неделя сентября

Солнце. Солнечная система

1

4 неделя сентября

География

Планета Земля (8 часов)

Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли

1

1 неделя октября

Строение Земли.

1

2 неделя октября

Литосфера. Горные породы.

Практическая работа №1 "Горные породы Смоленской области"

3 неделя октября

Почва. Практическая работа №2 "Изучение состава почвы"

1

1 неделя ноября

Гидросфера

1

2 неделя ноября

Вода. Практическая работа №3 "Изучение свойств воды"

1

3 неделя ноября

Атмосфера

1

4 неделя ноября

Воздух

1

1 неделя декабря

Физика и химия (4 часа)

Физические тела и вещества. Разнообразие веществ

1

2 неделя декабря

Физические и химические явления.

1

3 неделя декабря

Чистые вещества и смеси. Практическая работа №4 "Способы разделения смесей"

1

4 неделя декабря

Практическая работа №5 "Физические измерения твёрдых тел"

1

2 неделя января

Биология

Жизнь на Земле. Живые организмы (5 часов)

Разнообразие живого

1

3 неделя января

Бактрии. Вирусы

1

4 неделя января

Растения. Лабораторная работа №1 "Строение органов цветковых растений"

1

1 неделя февраля

Грибы

1

2 неделя февраля

Животные

1

3 неделя февраля

Экология

Человек на Земле (9 часов)

Факторы окружающей среды

1

4 неделя февраля

Четыре среды обитания

1

1 неделя марта

Жизнь на разных материках.

Адаптации к различным природным зонам

2

2 неделя марта

3 неделя марта

Появления человека

1

4 неделя марта

Великие путешественники-первооткрыватели новых земель

1

2 неделя апреля

Экологические проблемы планеты Земли. Проектная деятельность

2

3 неделя апреля

4 неделя апреля

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

2 неделя мая

Природа едина

Связи живого и неживого

1

3 неделя мая

Мы в ответе за нашу природу

1

4 неделя мая

Резерв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса

Рабочая программа по биологии 6  класса на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса

Рабочая программа по биологии 7  класса  на 2012 -2013 учебный год   составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 7 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 7 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, ...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности «Занимательная биология» 7 класс

Рабочая учебная программаосновного общего образования, реализующая ФГОС ОООвнеурочной деятельности«Занимательная биология»7 класс...

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательная ботаника" 6 класс

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности"Занимательная ботаника" 6 класс...