Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательная ботаника" 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Свиридова Анастасия Викторовна

Рабочая учебная программа основного общего образования,

реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности

"Занимательная ботаника"

6 класс


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_zanimatelnaya_biologia.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33" ГОРОДА СМОЛЕНСКА

"Рассмотрено"

Руководитель кафедры или МО

___________________________

Протокол №_____

от "___" _______2021 г.

"Согласовано"

Заместитель  директора  МБОУ

"СШ № 33"________________

"Принято"

Решением педагогического совета

Протокол № 1

от "   " августа 2021 г.

"Утверждаю"

Директор МБОУ "СШ № 33"

______________________

Приказ №____

от "_____ " ________ 2021 г.

Рабочая учебная программа основного общего образования,

реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности

"Занимательная ботаника"

6 класс

                                                         

2021 - 2022  учебный год

Структура рабочей образовательной программы  

внеурочной деятельности "Занимательная ботаника"

в 6 классе, реализующая ФГОС ООО

I.  Пояснительная записка

II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности "Занимательная ботаника"

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

IV. Календарно-тематическое планирование

I. Пояснительная записка

Классы

Количество часов в неделю

Общее кол-во часов в год

6

1

34

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации досуга учащихся. 

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальных особенностей ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Программа внеурочной  деятельности  разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Основная цель: всестороннее развитие познавательного интереса и организация досуга учащихся 6 классов; повышение качества биологического образования, углубление и расширение знаний и умений по биологии, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой.

Задачи:

  • образовательная: расширение кругозора, повышение интереса к предмету "биология", популяризация интеллектуального творчества; формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ними;
  • развивающая: развитие логического мышления; умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; пропагандирование культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения; формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
  • воспитательная: формирование научного мировоззрения, развитие навыков коллективной и самостоятельной индивидуальной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы.

Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;
  • добровольное привлечение к процессу деятельности;
  • чередование коллективной и индивидуальной работы;
  • свободный выбор вида деятельности;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.         

Метапредметные связи

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской,  практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические (экскурсии, лабораторные и практические работы). Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы  имеет отличительные особенности:

  • практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • в содержании деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что  содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: практические работы, экскурсия, беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад,  выступление и т.д.  Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Место данного курса в учебном плане

Программа  рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время. В результате освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная ботаника»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и  литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности

"Занимательная ботаника"

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами;
  • признание права каждого на собственное мнение;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение учащихся к своим поступкам,
  • осознание ответственности за последствия;
  • умение слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • умение работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
  • умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных  коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих знаний и умений:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений грибов и лишайников) и процессов, характерных для живых организмов;
  • выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;
  • приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;
  • установление взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • осуществление классификации биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в жизни человека, значения растительного разнообразия;
  • сравнение биологических объектов и процессов;
  • умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений растений  к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
  1. В эстетической сфере:
  • развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Содержание программы внеурочной деятельности

Введение (1 час)

        Вводное занятие. Инструктаж.

Клеточное строение растений (2 часа)

        Увеличительные приборы. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов. Строение клеток кожицы чешуи лука.

Морфология и анатомия растений (6 часов)

        Сезонные изменения в жизни растений. Изучение строения органов цветкового растения. Конкурс "Моделирование органов цветковых растений". Карточные игры. 

Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов)

        Минеральное питание растений, передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ по растению. Воздушное питание растений - фотосинтез. Условия протекания фотосинтеза, его глобальное значение. Дыхание и обмен веществ у растений. Вегетативное размножение растений. Решение биологических задач.

Многообразие растений (7 часов)

        Низшие растения. Биологические особенности водорослей. Мхи, папоротники, хвощи и плауны Смоленской области. Их использование. Общая характеристика голосеменных растений. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Общая характеристика покрытосеменных растений. Особенности строения органов двудольных и однодольных растений. Игра"Двадцать вопросов".

Экология растений. Флористическое деление суши (3 часа)

        Жизненные формы растений. Экологические группы растений по отношению к влаге, свету. Приспособления растений к различной среде обитания. Флористическое деление суши.

Растения, грибы и человек (9 часов)

        Круглый стол "Легенды о цветах"        . Важнейшие сельскохозяйственные культуры и их значение для человека. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. Редкие и охраняемые виды растений Смоленской области, меры по их охране. Лекарственные растения Смоленской области и их использование. Декоративные растения и их выращивание. Эти удивительные растения и грибы. Викторина.

III. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Планируемые результаты учащихся

        Учащиеся узнают и вспомнят:

  • особенности строения органов цветкового растения, клеточное строение растений, части растительной клетки, ткани;
  • основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание,
  • испарение воды, передвижение веществ;
  • способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и
  • развитие растений;
  • взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность
  • растений к совместному обитанию;
  • элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе;
  • главные признаки классов и семейств цветковых растений,
  • основные виды местных сельскохозяйственных, декоративных и лекарственных растений;
  • признаки усложнения строения растений изученных групп;
  • значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • редкие и исчезающие виды растений местной флоры;
  • мероприятия по охране и рациональному использованию растений.

        Учащиеся научатся:

  • распознавать органы цветкового растения;
  • определять растения с помощью определителя;
  • применять знания по биологии для выращивания сельскохозяйственных и декоративных культур;
  • проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений;
  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы.


IV. Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата

Введение (1 час)

Вводное занятие. Инструктаж

1

1 неделя сентября

Клеточное строение растений (2 часа)

Увеличительные приборы. Работа с микроскопом

1

2 неделя сентября

Приготовление временных препаратов. Строение клеток кожицы чешуи лука

1

3 неделя сентября

Морфология и анатомия растений (6 часов)

Сезонные изменения в жизни растений

1

4 неделя сентября

Изучение органов цветкового растения

1

1 неделя октября

Изучение органов цветкового растения

1

2 неделя октября

Конкурс "Моделирование органов цветковых растений "

1

3 неделя октября

Конкурс "Моделирование органов цветковых растений "

4 неделя октября

Карточные игры

1

2 неделя ноября

Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов)

Минеральное питание растений. Опыт "Корневое давление"

1

3 неделя ноября

Воздушное питание растений - фотосинтез

1

4 неделя ноября

Дыхание растений

1

1 неделя декабря

Вегетативное размножение растений

1

2 неделя декабря

Решение проблемных задач

1

3 неделя декабря

Многообразие растений (7 часов)

Многообразие водорослей

1

4 неделя декабря

Мхи и папоротники Смоленской области

1

2 неделя января

Особенности строения хвощей и плаунов. Их использование в практической деятельности человека

1

3 неделя января

Голосеменные растения Смоленской области. Их  строение и значение

1

4 неделя января

Покрытосеменные растения

1

1 неделя февраля

Двудольные и однодольные растения

1

2 неделя февраля

Игра "Двадцать вопросов"

1

3 неделя февраля

Экология растений. Флористическое деление суши  (3 часа)

Жизненные формы растений

1

4 неделя февраля

Приспособления растений к различной среде обитания

1

1 неделя марта

Флористическое деление суши

1

2 неделя марта

Растения и человек (9 часов)

Круглый стол "Легенды о цветах"

1

3 неделя марта

Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур

1

1 неделя апреля

Редкие и охраняемые виды растений Смоленской области

1

2 неделя апреля

Эти удивительные растения

1

3 неделя апреля

Викторина

1

4 неделя апреля

Лекарственные растения

1

1 неделя мая

Азбука лекарственных растений Смоленской области

1

2 неделя мая

Декоративные растения и особенности их выращивания

3 неделя мая

Подведение итогов

1

4 неделя мая

Резервное время (1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса

Рабочая программа по биологии 6  класса на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса

Рабочая программа по биологии 7  класса  на 2012 -2013 учебный год   составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 7 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 7 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, ...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...

Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности «Занимательная биология» 7 класс

Рабочая учебная программаосновного общего образования, реализующая ФГОС ОООвнеурочной деятельности«Занимательная биология»7 класс...