Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательная ботаника" 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая учебная программа основного общего образования,
реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности
"Занимательная ботаника"
6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_zanimatelnaya_biologia.docx | 43.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33" ГОРОДА СМОЛЕНСКА
"Рассмотрено" Руководитель кафедры или МО ___________________________ Протокол №_____ от "___" _______2021 г. "Согласовано" Заместитель директора МБОУ "СШ № 33"________________ | "Принято" Решением педагогического совета Протокол № 1 от " " августа 2021 г. | "Утверждаю" Директор МБОУ "СШ № 33" ______________________ Приказ №____ от "_____ " ________ 2021 г. |
Рабочая учебная программа основного общего образования,
реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности
"Занимательная ботаника"
6 класс
2021 - 2022 учебный год
Структура рабочей образовательной программы
внеурочной деятельности "Занимательная ботаника"
в 6 классе, реализующая ФГОС ООО
I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности "Занимательная ботаника"
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
IV. Календарно-тематическое планирование
I. Пояснительная записка
Классы | Количество часов в неделю | Общее кол-во часов в год |
6 | 1 | 34 |
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальных особенностей ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Основная цель: всестороннее развитие познавательного интереса и организация досуга учащихся 6 классов; повышение качества биологического образования, углубление и расширение знаний и умений по биологии, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой.
Задачи:
- образовательная: расширение кругозора, повышение интереса к предмету "биология", популяризация интеллектуального творчества; формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ними;
- развивающая: развитие логического мышления; умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; пропагандирование культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения; формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
- воспитательная: формирование научного мировоззрения, развитие навыков коллективной и самостоятельной индивидуальной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Метапредметные связи
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические (экскурсии, лабораторные и практические работы). Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:
- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- в содержании деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: практические работы, экскурсия, беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время. В результате освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная ботаника» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности
"Занимательная ботаника"
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам,
- осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.;
- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- умение работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
- умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников.
Познавательные УУД:
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- умение слушать и вступать в диалог;
- овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих знаний и умений:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений грибов и лишайников) и процессов, характерных для живых организмов;
- выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;
- приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;
- установление взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- осуществление классификации биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в жизни человека, значения растительного разнообразия;
- сравнение биологических объектов и процессов;
- умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений растений к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
- В эстетической сфере:
- развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Содержание программы внеурочной деятельности
Введение (1 час)
Вводное занятие. Инструктаж.
Клеточное строение растений (2 часа)
Увеличительные приборы. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов. Строение клеток кожицы чешуи лука.
Морфология и анатомия растений (6 часов)
Сезонные изменения в жизни растений. Изучение строения органов цветкового растения. Конкурс "Моделирование органов цветковых растений". Карточные игры.
Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов)
Минеральное питание растений, передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ по растению. Воздушное питание растений - фотосинтез. Условия протекания фотосинтеза, его глобальное значение. Дыхание и обмен веществ у растений. Вегетативное размножение растений. Решение биологических задач.
Многообразие растений (7 часов)
Низшие растения. Биологические особенности водорослей. Мхи, папоротники, хвощи и плауны Смоленской области. Их использование. Общая характеристика голосеменных растений. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Общая характеристика покрытосеменных растений. Особенности строения органов двудольных и однодольных растений. Игра"Двадцать вопросов".
Экология растений. Флористическое деление суши (3 часа)
Жизненные формы растений. Экологические группы растений по отношению к влаге, свету. Приспособления растений к различной среде обитания. Флористическое деление суши.
Растения, грибы и человек (9 часов)
Круглый стол "Легенды о цветах" . Важнейшие сельскохозяйственные культуры и их значение для человека. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. Редкие и охраняемые виды растений Смоленской области, меры по их охране. Лекарственные растения Смоленской области и их использование. Декоративные растения и их выращивание. Эти удивительные растения и грибы. Викторина.
III. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты учащихся
Учащиеся узнают и вспомнят:
- особенности строения органов цветкового растения, клеточное строение растений, части растительной клетки, ткани;
- основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание,
- испарение воды, передвижение веществ;
- способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и
- развитие растений;
- взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность
- растений к совместному обитанию;
- элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе;
- главные признаки классов и семейств цветковых растений,
- основные виды местных сельскохозяйственных, декоративных и лекарственных растений;
- признаки усложнения строения растений изученных групп;
- значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
- редкие и исчезающие виды растений местной флоры;
- мероприятия по охране и рациональному использованию растений.
Учащиеся научатся:
- распознавать органы цветкового растения;
- определять растения с помощью определителя;
- применять знания по биологии для выращивания сельскохозяйственных и декоративных культур;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений;
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Введение (1 час) | |||
Вводное занятие. Инструктаж | 1 | 1 неделя сентября | |
Клеточное строение растений (2 часа) | |||
Увеличительные приборы. Работа с микроскопом | 1 | 2 неделя сентября | |
Приготовление временных препаратов. Строение клеток кожицы чешуи лука | 1 | 3 неделя сентября | |
Морфология и анатомия растений (6 часов) | |||
Сезонные изменения в жизни растений | 1 | 4 неделя сентября | |
Изучение органов цветкового растения | 1 | 1 неделя октября | |
Изучение органов цветкового растения | 1 | 2 неделя октября | |
Конкурс "Моделирование органов цветковых растений " | 1 | 3 неделя октября | |
Конкурс "Моделирование органов цветковых растений " | 4 неделя октября | ||
Карточные игры | 1 | 2 неделя ноября | |
Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов) | |||
Минеральное питание растений. Опыт "Корневое давление" | 1 | 3 неделя ноября | |
Воздушное питание растений - фотосинтез | 1 | 4 неделя ноября | |
Дыхание растений | 1 | 1 неделя декабря | |
Вегетативное размножение растений | 1 | 2 неделя декабря | |
Решение проблемных задач | 1 | 3 неделя декабря | |
Многообразие растений (7 часов) | |||
Многообразие водорослей | 1 | 4 неделя декабря | |
Мхи и папоротники Смоленской области | 1 | 2 неделя января | |
Особенности строения хвощей и плаунов. Их использование в практической деятельности человека | 1 | 3 неделя января | |
Голосеменные растения Смоленской области. Их строение и значение | 1 | 4 неделя января | |
Покрытосеменные растения | 1 | 1 неделя февраля | |
Двудольные и однодольные растения | 1 | 2 неделя февраля | |
Игра "Двадцать вопросов" | 1 | 3 неделя февраля | |
Экология растений. Флористическое деление суши (3 часа) | |||
Жизненные формы растений | 1 | 4 неделя февраля | |
Приспособления растений к различной среде обитания | 1 | 1 неделя марта | |
Флористическое деление суши | 1 | 2 неделя марта | |
Растения и человек (9 часов) | |||
Круглый стол "Легенды о цветах" | 1 | 3 неделя марта | |
Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур | 1 | 1 неделя апреля | |
Редкие и охраняемые виды растений Смоленской области | 1 | 2 неделя апреля | |
Эти удивительные растения | 1 | 3 неделя апреля | |
Викторина | 1 | 4 неделя апреля | |
Лекарственные растения | 1 | 1 неделя мая | |
Азбука лекарственных растений Смоленской области | 1 | 2 неделя мая | |
Декоративные растения и особенности их выращивания | 3 неделя мая | ||
Подведение итогов | 1 | 4 неделя мая | |
Резервное время (1 час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса
Рабочая программа по биологии 6 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса
Рабочая программа по биологии 7 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...
Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку
УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...
Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 7 класса по английскому языку
УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 7 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, ...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности «Занимательная биология» 7 класс
Рабочая учебная программаосновного общего образования, реализующая ФГОС ОООвнеурочной деятельности«Занимательная биология»7 класс...
Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности "Занимательное естествознание" 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности, 5 класс...