План конспект урока Мхи - высщие споровые растения
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Данный маткриал урока раскрывает основные хараткреистики данных высших споровых ратсений - отмечает основные признаки и приспосоюления их к жизни на суше. А также подчеркиваетзначение данных растений в природе и жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mhi_-_vysshie_sporovye_rasteniya._stroenie_i_znachenie.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение.
Урок в 5 классе.
Предмет: биология, урок – изучение нового материала.
Форма проведения: урок - практикум.
Цель урока: Раскрыть особенности строения мхов как высших споровых растений и выяснить их роль в природе и жизни человека.
Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями организации моховидных, как высших споровых растений. Понять роль мхов в природе и в жизни человека.
- Развивать умение работать в заданном темпе, находить черты сходства и отличия в строении мхов, внимательно слушать, выделять главное, работать в парах, развивать навыки практической деятельности, логического мышления при выполнении познавательных заданий.
- Воспитание биологической культуры, любви и бережного отношения к природе родного края.
Ход урока:
- Организационный момент:
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения мхов, их значением для человека и ролью в природе. На уроке вы будите работать в группах.
II. Изучение нового материала с элементами повторения:
- Уважаемые учащиеся, перед вами небольшое растение (демонстрация гербария сфагнума), которое вы, конечно же, встречали – это мох сфагнум (2 слайд). Где вы могли видеть это растение?
- На болоте, там он образует сплошной покров, любит влажные места (3 слайд). Поэтому главного героя нашего урока я предлагаю поместить в привычные для него условия (в стакан с водой) (4 слайд). Обычно все мхи очень влаголюбивые и их жизнь непосредственно связана с водой, они в основном предпочитают умеренный холодный климат, поселяются во льдах Антарктиды, но встречаются и такие виды, устойчивые к длительному пересыханию, а другие могут жить в темных пещерах.
- Давайте теперь определим место мхов в систематике растений.
1. Наш главный герой мох сфагнум это представитель:
Отдела – (моховидные),
Подцарства – (высшие споровые растения).
2. В таблицу на столах запишите недостающие названия отделов высших споровых растений:
Споровые растения | Семенные растения | ||||
Плауновидные | Голосеменные | ||||
- Рассмотрите выданные гербарные материалы. Распределите их по отделам растений. Запишите их названия в соответствующие столбцы.
Гербарные материалы: плаун булавовидный, папоротник – орляк, хвощ полевой, мох сфагнум, сосна обыкновенная, клевер полевой. (Слайд 5).
- Перед нами сейчас стоит главный вопрос. Наличие каких признаков доказывает, что мхи относятся к высшим споровым растениям. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поделиться на группы (3 группы по 5 – 6 учащихся), вспомнить главные признаки высших растений и сообщить ваши предположения (1 мин.):
Фиксируется на доске: Мхи – высшие споровые растения.
- наличие тканей;
- наличие органов;
- образование спор (Слайд 6).
Теперь, передавая листок по цепочке, запишите, 1 и 3 группа – типы известных вам тканей растений, а 2 группа – органов растений.
Прочитайте результаты (1-2 мин.):
Ткани: покровная, основная, образовательная, механическая, проводящая.
Органы: корень, побег (стебель, лист, почка), цветок, плод, семя.(Слайд 7).
- Докажем, что мхи состоят из органов и тканей.
1. Наличие тканей.
Демонстрация опыта:
Взвешиваем на лабораторных весах помещенный в воду (в начале урока) сфагнум и сухой сфагнум.
Обсуждение результатов.
Мох сфагнум, погруженный в воду впитывает ее до 20-25 раз больше, собственной массы. Почему? С чем это связано? (Слайд 8).
Взвешивание помешенного в воду мха (см. начало урока) на лабораторных весах!
Задание для групп по карточкам:
Задание №1
Рассмотрите под микроскопом лист сфагнума. Сравните с рисунком 46 в учебнике на странице 68. Найдите клетки запасающие воду. Как они называются? К какому типу тканей относятся? Найдите клетки содержащие хлоропласты, к какому типу тканей они относятся? (при затруднении стр. 68, абз.1). (Слайд 9)
(Рассматривают, сравнивают, отвечают на вопросы в тетради).
- Весь ли сфагнум зеленый? Почему? Потому, что нижние части постепенно отмирают. Остальные ткани мхов развиты слабо.
Мхи произошли 350 млн. лет назад от первых наземных растений псилофитов – потомков прибрежных водорослей. (Слайд 10).
2. Наличие органов
Задание № 2.
Работа с инструктивной карточкой, оформление работы. (Слайд 11)
Практическая работа «Строение мхов»
Цель: Ознакомиться с несколькими видами мхов, найти черты сходства и отличия.
Материалы и оборудование:
гербарные материалы: мхи – кукушкин лен, сфагнум;
таблицы: Кукушкин лен, сфагнум.
Ход работы:
- Рассмотрите строение кукушкина льна и сфагнума, рассмотрите рисунки 45, 46 на стр. 67 - 68, прочитайте текст на стр. 66 (Листостебельные мхи) и стр. 67 – 68 (Сфагновые мхи).
- Заполните сравнительную таблицу:
Строение мхов
Признаки для сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум |
|
Вывод:
- Формирование вывода: Мхи – высшие споровые растения.
- Решение познавательных задач для определения значения мхов.
Значение в природе:
- Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить? (Слайд 12)
- Что такое торф? Как его можно использовать? Почему опасны пожары торфяников? (Слайд 13)
Видеофрагмент. Образование торфа. Мхи – источники пресной воды. (Слайд 14)
Информация:
Обычно сфагнум покрывает сплошным густым ковром всё торфяное болото. Стебельки мха растут своей верхушкой. Нижние части стебельков лишены ризоидов. Они постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода. Со временем в торфяном болоте накапливаются огромные запасы полуразложившихся частей сфагнума и других болотных растений.
*В конце восьмидесятых годов произошло невероятное. Австралийская экспедиция на острове Пасхи обнаружила при раскопках останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.!
- Нарушение целостности мохового покрова в тундре при пожарах, проезде автотранспорта, строительстве, приводит к необратимым изменениям ландшафта. На месте устойчивых форм рельефа образуются овраги, котловины, возникают оползни. С чем это связано? (Моховой покров защищает льдистые грунты от нагревания солнечными лучами). (Слайд 15)
В связи с осушением болот в некоторых районах, произошло изменение климата. Чем это можно объяснить?
Значение для человека:
Рубрика. Спросим у специалиста. Видеофрагмент. Значение мхов для человека
(с 8′ 45″ - 9′ 30″) http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/raznoobrazie-rastenij/mhi. (Слайд 16)
III.Закрепление.
Найдите ошибки в очерках:
- Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах. (Слайд 17)
- Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах. (Слайд 18)
IV. Итог урока. Оценки за ответы в группах, выборочная проверка выполнения практической работы (4 – 5 учащихся).
V. Домашнее задание. п. 14. стр. 65 - 66 до размножения мхов, стр.68 -69. (Слайд 19)
Составить цепи питания, с участием обитателей болот.
*Чем мох отличается от водоросли?
Технические средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, выход в Интернет.
Методическая литература:
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М: Дрофа. 2010.
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. ЗАО «1 С», 2006г.
Интернет ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F5%E8
- http://beaplanet.ru/moh.html
- http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%9C%D1%85%D0%B8&noreask=1&lr=57&uinfo=ww-1119-wh-471-fw-894-fh-448-pd-1
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69d8-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000371-1000-4ddd-5c68-4e0046bb2fd5/148.jpg
- http://aenforum.org/index.php?showtopic=1506
- http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/raznoobrazie-rastenij/mhi
Самоанализ.
Урок биологии по теме: «Мхи – высшие растения. Строение и значение» проводиться при изучении темы: «Основные отделы Царства растений» в 6 классе по программе В.В. Пасечника.
Урок изучения нового материала с элементами повторения.
Цель урока: Раскрыть особенности строения мхов как высших споровых растений и выяснить их роль в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с особенностями организации моховидных, как высших споровых растений. Понять роль мхов в природе и в жизни человека.
2. Развивать умение работать в заданном темпе, находить черты сходства и отличия в строении мхов, внимательно слушать, выделять главное, работать в парах, развивать навыки практической деятельности, логического мышления при выполнении познавательных заданий.
3. Воспитание биологической культуры, любви и бережного отношения к природе родного края.
Урок направлен на формирование навыков практической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах – как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповая работа, работа в парах, работа с микроскопом и гербарным материалом. Коммуникативная деятельность учащихся проявлялась при работе в группах. Выработка навыков общения, уважительного отношения к мнению других при осуществлении совместной практической деятельности, решении познавательных задач
На уроке применяются интерактивные, частично–поисковые методы, которые направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитию их интереса к предмету, выработке навыков самостоятельной деятельности. Использование на уроке метапредметных форм дает возможность формировать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенций, способствует личностному совершенствованию учащихся. Важное место на уроке занимает воспитательный аспект: любовь к родной природе и бережному отношению.
Урок проводится с использованием ИКТ, что способствует реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности. В выполнение познавательных заданий включены элементы интеграции с экологией, географией, историей. Данные элементы урока и презентации могут быть использованы при организации внеклассной, внеурочной работы по учебным предметам:
- биология: анатомия мхов, типы тканей растений, использование растений в быту и промышленности; эволюция растений;
- экология: антропогенное воздействие на природу, сохранение природных ресурсов;
- география: источники пресной воды, формирование климата местности, природные ландшафты,
- история: археологические находки в болотах, ископаемые останки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения
Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....
План-конспект урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР
План-конспект комбинированного урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР....
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
План-конспект урока "Рост и развитие растений"
Урок изучения учебного материала "Рост и развитие растений" с использованием разнообразных образовательных компонентов, включение учеников в разнообразные формы работы. Учебник: Биология: 6 клас...
План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»
Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...
План-конспект урока "Половое размножение покрытосеменных растений"
Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....
План-конспект урока по ОСЖ в 5 классе "Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода"
План-конспект урока по основам социальной жизни в 5 классе, на тему "Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода"...