План-конспект урока "Половое размножение покрытосеменных растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии в 6 классе
«Половое размножение
покрытосеменных растений»
Учитель биологии: Куулар Долаана Балдыновна
Саглы – 2018
Урок биологии в 6 классе
Тема урока: Половое размножение покрытосеменных растений
Цель урока: познакомить детей с процессами опыления, оплодотворения и образования плодов и семян.
Обучающие задачи:
1. Продолжить формирование понятия — размножение;
2. Cформировать и закрепить знания учащихся об опылении и оплодотворении.
3. Выяснить, какие существуют виды опыления.
4. Уточнить признаки, по которым растения следует отнести к насекомоопыляемым или ветроопыляемым.
5. Выяснить, почему оплодотворение цветковых растений называют двойным.
6. Определить, из каких частей цветка образуется плод и семя.
Развивающие задачи: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.
Воспитывающие задачи: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.
Планируемые результаты обучения:
Личностные -формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета, формирование ценностно-смысловых установок по отношению к растительному миру, осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны;
Метапредметные- умение находить нужную информации из текста учебника ;
Предметные -раскрыть особенности полового размножения растений , строения цветка как органа полового размножения, образования половых клеток, сущность процессов опыления и оплодотворения, совершенствовать умения узнавать органы цветковых растений.
Ключевые понятия темы:
- покрытосеменное растение, опыление (самоопыление, перекрестное опыление);
- двойное оплодотворение, эндосперм, гаплоидный и диплоидный набор хромосом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие
Методы: словесно-наглядные
частично-поисковые
Оборудование:
- проектор, презентация «Половое размножение цветковых растений», модели цветка, раздаточный материал: карточки с вопросами и рисунками.
- учебное пособие, Биология 6класс, Многообразие покрытосеменных растений. ООО «Дрофа», 2014
- текст учебника;
- рабочая тетрадь на печатной основе.
Структура урока
Время | Ход урока | Демонстрации | Примечание | |
I | 1 мин | Организационный момент | Раздать карточки | |
II | 4 мин | Проверка домашнего задания | Выполнение заданий | Карточки с заданиями |
III | 2 мин | Мотивационный момент. Постановка цели | Ответить на вопрос | Определить тему урока, целей и задач урока |
IV | 10 мин | Изучение новой темы | Работа с учебником, видеоролик, групповая работа | Опорные схемы, запись в тетрадях |
V | 15 мин | Закрепление знаний учащихся выполнение тестовой работы | Выполнение теста | Карточки с заданиями |
VI | 1 мин | Домашнее задание | параграф 24, выучить основные понятия, творческое задание по выбору: подобрать стихи, загадки о растениях; составить кроссворд на тему «Половое размножение». | |
VII | 2 мин | Подведение итогов урока, оценивание знаний, рефлексия
|
Ход урока
1.Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы будем путешествовать. Но в путешествие с нами отправятся только те ребята, у которых хорошее настроение. Итак, улыбнитесь, ребята, друг другу. Мы совершим путешествие в необычный красивый город «Цветочный»! В этом городе каждая остановка имеет свое название и задание. Все вы любите бабочек? (Ответы учащихся). Представьте, что все мы преобразились в красивых бабочек-исследователей. И отправимся в путешествие в виде 5 отрядов бабочек.
Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.
2.Проверка домашнего задания
1.О каком важнейшем свойстве живых организмов вы изучили на предыдущих уроках? (Ответы учащихся: размножение)
2.Что такое размножение? (Ответы: увеличение числа особей; воспроизведение себе подобных).
3.А теперь я даю вам задание под номером 1: вы должны составить схему из предложенных слов.
Слова: бесполое, гаметы, вегетативное, сперматозоиды, размножение, половое, спорообразование, яйцеклетки.
Размножение
бесполое половое
спорообразование вегетативное гаметы
сперматозоиды яйцеклетки
4.Что такое цветок? (Ответы: генеративный орган растения; видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения).
- Итак, начнем путешествие на красивый город. И первая наша остановка называется «Цветок».
Задание под номером 2: Поиграем в игру биологическое лото «Подбери пару», которая проверяет ваши знания по теме «Цветок». Так как вы бабочки любите красивых цветов, то я проверю, насколько хорошо вы знаете строение цветка. На выполнение задания даю всего 1 минуту. (Выполнение заданий)
А – лепесток Б – тычинка В – пестик Г – цветоножка Д – чашелистик Е- цветоложе
А | Б | В | Г | Д | Е |
Вопрос: назовите главных частей цветка?
Ответы: главными частями цветка являются: пестик и тычинка.
- Молодцы, хорошо справились с заданиями. Я вижу, что вы хорошо запомнили предыдущие темы. Поэтому приступаем к изучению новой, очень большой темы.
3. Мотивационный момент. Постановка цели
- Внимание! Перед вами находятся три предмета, связанные с темой нашего урока.
- Как вы думаете, как они связаны с темой нашего урока? (Ответы учащихся) (Цветок - орган полового размножения цветкового размножения, семя с плодами - результат данного процесса).
– А теперь, предположите, как называется наша тема? (Ответы учащихся)
- Молодцы, ребята! Итак, тема нашего урока: «Половое размножение покрытосеменных растений». Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- Скажите, пожалуйста, какая цель нашего урока, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся). Да, правильно, но я бы хотела уточнить, изучить особенности полового размножения у покрытосеменных растений, изучить сущность процессов опыления и оплодотворения.
4. Изучение новой темы
Постановка проблемного вопроса. В конце урока, побывав в красивом городе «Цветочный», мы должны ответить на проблемный вопрос «Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?»
- А теперь посмотрим небольшой видеоролик. Задания каждому отряду бабочек: после просмотра видеоролика и с помощью учебника будете отвечать на поставленные вопросы. Так, что будьте внимательными.
(Просмотр видеоролика).
- Вы просмотрели видеоролик, у вас на партах лежат карточки с заданиями. Вы должны подготовиться в течение 5 минут.
- А теперь из остановки «Цветок» переходим на остановку «Словарная».
Задание для первого отряда бабочек (карточка синего цвета – стр.117-118):
- Какие два процесса должны произойти, чтобы из цветка развился плод с семенами?
- Что такое опыление?
- Что такое оплодотворение?
- Что такое самоопыление?
- Молодцы, бабочки! Таким образом, мы узнали определения основных терминов нашего урока.
Из остановки «Словарная» отправляемся в остановку «Опыление». Так как вы бабочки, то этот процесс является самым главным для вас.
Задание для второго отряда бабочек (карточка красного цвета – стр.129-131):
- Какими способами опыляются растения? (составьте схему, приведите примеры).
Опыление растений
самоопыление перекрестное опыление
- На какие две группы подразделяются растения? (составьте схему)
Растения
насекомоопыляемые ветроопыляемые
- Какими признаками обладает насекомоопыляемые растения (слайд)? Приведите примеры (стр.135)
- Какими признаками обладают ветроопыляемые растения? Приведите примеры (стр.136)
- С какой целью проводят искусственное опыление?
Таким образом, мы узнали из второго отряда бабочек, как происходит опыление растений, и какими должны быть насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Вот в чем заключается польза бабочек, запомнили.
3 отряд бабочек. Остановка «Гаметы» (карточка синего цвета – стр.118).
Задание:
- Как называются мужские половые клетки у цветковых растений?
- Как называются женские половые клетки у цветковых растений?
- Из чего развиваются мужские половые клетки у цветковых растений?
- Где развиваются яйцеклетки у цветковых растений?
Таким образом, из выступления третьего отряда бабочек мы узнали про половых клеток цветковых растений.
4 отряд бабочек. Остановка «Оплодотворение» (карточка красного цвета – стр.131-133)
Задания: Как происходит процесс двойного оплодотворения у цветковых растений? Какой ученый, и в каком году открыл данный процесс?
Вывод: Из выступления 4 отряда бабочек мы узнали, как протекает процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. Составим схему данного процесса.
5 отряд бабочек. Остановка «Плоды и семена» (карточка красного цвета – стр.133-134)
Задания:
- Как образуется зародыш растения?
- Из чего развивается семя? Из чего состоит семя?
- Из чего развивается плод?
- Из чего образуется околоплодник? И какую функцию выполняет? (Выступление отряда)
Вывод: мы узнали из выступления пятого отряда бабочек о том, где образуются плоды и семена.
- Итак, все отряды бабочек выступили. Мы побывали и ввернулись с красивого города «Цветочный», узнали очень многого, о половом размножении покрытосеменных растений. А теперь вернемся поставленному вопросу и ответим «Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?»
Ответы учащихся: у цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота, а второй спермий сливается с крупной центральной клеткой, и в результате образуется эндосперм. Этот процесс открыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей Гаврилович Навашин и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.
- Физкультминутка.
- Вижу, что вы немного устали, поэтому давайте разомнемся, а заодно и поиграем.
Я вам прочитаю стихотворение, а вы будете выполнять действия.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
- Закрепление знаний учащихся
- А теперь проверим, насколько хорошо вы запомнили изученную тему. Для этого вы должны индивидуально ответить на тестовые задания. Даю 3 минуту для выполнения.
Тестовые задания
- 1) После оплодотворения яйцеклетки с одним из спермиев образуется:
- а) Эндосперм б) Зигота в) Зародыш г) Завязь
- 2) Органом полового размножения у цветковых растений является:
- а) Корень б) Лист в) Цветок г) Стебель
- 3) Яйцеклетка у цветковых растений созревает:
- а) В пыльнике б) В завязи пестика в) На рыльце пестика г) В столбике пестика
- 4) Спермий у цветковых растений созревает:
- а) В пыльнике б) В завязи пестика в) На рыльце пестика г) В столбике пестика
- 5) После оплодотворения центральной клетки с одним из спермиев образуется:
- а) Эндосперм б) Зигота в) Зародыш г) Завязь
- - А теперь обменяемся тетрадями и проверим насколько вы хорошо выполнили.
ОТВЕТЫ : Зигота 2. Цветок 3.В завязи пестика 4.В пыльнике 5.Эндосперм
Критерии проверки: «5» - все ответы верны, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - более двух ошибок.
7.Домашнее задание: параграф учебника №24 прочитать, выучить основные понятия, ответить на вопросы к параграфу; творческое задание по выбору: подобрать стихи, загадки о растениях; составить кроссворд на тему «Половое размножение».
8. Подведение итогов урока, оценивание знаний, рефлексия
- Пришла пора, ребята, подвести итоги сегодняшнего урока.
- Молодцы, ребята! Сегодня вы все плодотворно потрудились. Капитаны отрядов очень хорошо поработали, я оцениваю их работу на оценку - отлично. (Выставление оценок с комментариями)
- А теперь давайте сопоставим цели урока и результат, которого вы достигли. Прошу вас, ребята, проанализировать свою работу на уроке.
Свои высказывания вы можете начать следующими словами:
- Я узнал (а) ...;
- У меня получилось ...
- Было непросто …
- Я себя чувствую …
- Как вы видите из слайда, произрастают очень красивые цветы. Скоро наступит, какой сезон года? И после таяния снега мы можем видеть красивых цветов. Цветы – они тоже живые организмы. Почему мы можем так говорить? Да, правильно, они тоже, как и мы, питаются, растут, размножаются и умирают. 2017 год, был объявлен, каким годом? Правильно. Поэтому мы должны беречь, охранять нашу красивую природу.
А теперь оцените ваше отношение к уроку: вы же бабочки, поэтому бабочки, каких цветов выбирают? Если у вас хорошее настроение, если урок вам понравился, то выберите ярко окрашенные цветки, а если плохое настроение, что вы устали, то поднимите белые, невзрачные цветки.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)
Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология Живой ор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-357759-1386608365.jpg)
конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений
конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений, учебник Пасечника...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-435603-1481656880.jpg)
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55793.jpg)
Презентация к уроку биологии в 6 классе "Половое размножение покрытосеменных растений"
Данная презентация используется при проведении урока биологии в 6 классе по программе Пасечника. Тема урока "Половое размножение покрытосеменных растений". Эта тема сложная для понимания учащимися 6 к...
"Вегетативное размножение покрытосеменных растений"
Урок разработан по проблемной технологии. Используются приемы личностных учебных действий: мотивация, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, обмен информацией, выводы, рефлексия. Зак...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181533-1358422412.jpg)
Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные
Данный конспект урока помогает сформировать умение анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; выявить черты усложнения ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/08/picture-797960-1620472230.jpg)
Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".
Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....