План-конспект урока "Половое размножение покрытосеменных растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polovoe_razmnozhenie_pokrytosemennyh_rasteniy.docx | 103.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии в 6 классе
«Половое размножение
покрытосеменных растений»
Учитель биологии: Куулар Долаана Балдыновна
Саглы – 2018
Урок биологии в 6 классе
Тема урока: Половое размножение покрытосеменных растений
Цель урока: познакомить детей с процессами опыления, оплодотворения и образования плодов и семян.
Обучающие задачи:
1. Продолжить формирование понятия — размножение;
2. Cформировать и закрепить знания учащихся об опылении и оплодотворении.
3. Выяснить, какие существуют виды опыления.
4. Уточнить признаки, по которым растения следует отнести к насекомоопыляемым или ветроопыляемым.
5. Выяснить, почему оплодотворение цветковых растений называют двойным.
6. Определить, из каких частей цветка образуется плод и семя.
Развивающие задачи: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.
Воспитывающие задачи: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.
Планируемые результаты обучения:
Личностные -формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета, формирование ценностно-смысловых установок по отношению к растительному миру, осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны;
Метапредметные- умение находить нужную информации из текста учебника ;
Предметные -раскрыть особенности полового размножения растений , строения цветка как органа полового размножения, образования половых клеток, сущность процессов опыления и оплодотворения, совершенствовать умения узнавать органы цветковых растений.
Ключевые понятия темы:
- покрытосеменное растение, опыление (самоопыление, перекрестное опыление);
- двойное оплодотворение, эндосперм, гаплоидный и диплоидный набор хромосом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие
Методы: словесно-наглядные
частично-поисковые
Оборудование:
- проектор, презентация «Половое размножение цветковых растений», модели цветка, раздаточный материал: карточки с вопросами и рисунками.
- учебное пособие, Биология 6класс, Многообразие покрытосеменных растений. ООО «Дрофа», 2014
- текст учебника;
- рабочая тетрадь на печатной основе.
Структура урока
Время | Ход урока | Демонстрации | Примечание | |
I | 1 мин | Организационный момент | Раздать карточки | |
II | 4 мин | Проверка домашнего задания | Выполнение заданий | Карточки с заданиями |
III | 2 мин | Мотивационный момент. Постановка цели | Ответить на вопрос | Определить тему урока, целей и задач урока |
IV | 10 мин | Изучение новой темы | Работа с учебником, видеоролик, групповая работа | Опорные схемы, запись в тетрадях |
V | 15 мин | Закрепление знаний учащихся выполнение тестовой работы | Выполнение теста | Карточки с заданиями |
VI | 1 мин | Домашнее задание | параграф 24, выучить основные понятия, творческое задание по выбору: подобрать стихи, загадки о растениях; составить кроссворд на тему «Половое размножение». | |
VII | 2 мин | Подведение итогов урока, оценивание знаний, рефлексия
|
Ход урока
1.Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы будем путешествовать. Но в путешествие с нами отправятся только те ребята, у которых хорошее настроение. Итак, улыбнитесь, ребята, друг другу. Мы совершим путешествие в необычный красивый город «Цветочный»! В этом городе каждая остановка имеет свое название и задание. Все вы любите бабочек? (Ответы учащихся). Представьте, что все мы преобразились в красивых бабочек-исследователей. И отправимся в путешествие в виде 5 отрядов бабочек.
Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.
2.Проверка домашнего задания
1.О каком важнейшем свойстве живых организмов вы изучили на предыдущих уроках? (Ответы учащихся: размножение)
2.Что такое размножение? (Ответы: увеличение числа особей; воспроизведение себе подобных).
3.А теперь я даю вам задание под номером 1: вы должны составить схему из предложенных слов.
Слова: бесполое, гаметы, вегетативное, сперматозоиды, размножение, половое, спорообразование, яйцеклетки.
Размножение
бесполое половое
спорообразование вегетативное гаметы
сперматозоиды яйцеклетки
4.Что такое цветок? (Ответы: генеративный орган растения; видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения).
- Итак, начнем путешествие на красивый город. И первая наша остановка называется «Цветок».
Задание под номером 2: Поиграем в игру биологическое лото «Подбери пару», которая проверяет ваши знания по теме «Цветок». Так как вы бабочки любите красивых цветов, то я проверю, насколько хорошо вы знаете строение цветка. На выполнение задания даю всего 1 минуту. (Выполнение заданий)
А – лепесток Б – тычинка В – пестик Г – цветоножка Д – чашелистик Е- цветоложе
А | Б | В | Г | Д | Е |
Вопрос: назовите главных частей цветка?
Ответы: главными частями цветка являются: пестик и тычинка.
- Молодцы, хорошо справились с заданиями. Я вижу, что вы хорошо запомнили предыдущие темы. Поэтому приступаем к изучению новой, очень большой темы.
3. Мотивационный момент. Постановка цели
- Внимание! Перед вами находятся три предмета, связанные с темой нашего урока.
- Как вы думаете, как они связаны с темой нашего урока? (Ответы учащихся) (Цветок - орган полового размножения цветкового размножения, семя с плодами - результат данного процесса).
– А теперь, предположите, как называется наша тема? (Ответы учащихся)
- Молодцы, ребята! Итак, тема нашего урока: «Половое размножение покрытосеменных растений». Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- Скажите, пожалуйста, какая цель нашего урока, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся). Да, правильно, но я бы хотела уточнить, изучить особенности полового размножения у покрытосеменных растений, изучить сущность процессов опыления и оплодотворения.
4. Изучение новой темы
Постановка проблемного вопроса. В конце урока, побывав в красивом городе «Цветочный», мы должны ответить на проблемный вопрос «Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?»
- А теперь посмотрим небольшой видеоролик. Задания каждому отряду бабочек: после просмотра видеоролика и с помощью учебника будете отвечать на поставленные вопросы. Так, что будьте внимательными.
(Просмотр видеоролика).
- Вы просмотрели видеоролик, у вас на партах лежат карточки с заданиями. Вы должны подготовиться в течение 5 минут.
- А теперь из остановки «Цветок» переходим на остановку «Словарная».
Задание для первого отряда бабочек (карточка синего цвета – стр.117-118):
- Какие два процесса должны произойти, чтобы из цветка развился плод с семенами?
- Что такое опыление?
- Что такое оплодотворение?
- Что такое самоопыление?
- Молодцы, бабочки! Таким образом, мы узнали определения основных терминов нашего урока.
Из остановки «Словарная» отправляемся в остановку «Опыление». Так как вы бабочки, то этот процесс является самым главным для вас.
Задание для второго отряда бабочек (карточка красного цвета – стр.129-131):
- Какими способами опыляются растения? (составьте схему, приведите примеры).
Опыление растений
самоопыление перекрестное опыление
- На какие две группы подразделяются растения? (составьте схему)
Растения
насекомоопыляемые ветроопыляемые
- Какими признаками обладает насекомоопыляемые растения (слайд)? Приведите примеры (стр.135)
- Какими признаками обладают ветроопыляемые растения? Приведите примеры (стр.136)
- С какой целью проводят искусственное опыление?
Таким образом, мы узнали из второго отряда бабочек, как происходит опыление растений, и какими должны быть насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Вот в чем заключается польза бабочек, запомнили.
3 отряд бабочек. Остановка «Гаметы» (карточка синего цвета – стр.118).
Задание:
- Как называются мужские половые клетки у цветковых растений?
- Как называются женские половые клетки у цветковых растений?
- Из чего развиваются мужские половые клетки у цветковых растений?
- Где развиваются яйцеклетки у цветковых растений?
Таким образом, из выступления третьего отряда бабочек мы узнали про половых клеток цветковых растений.
4 отряд бабочек. Остановка «Оплодотворение» (карточка красного цвета – стр.131-133)
Задания: Как происходит процесс двойного оплодотворения у цветковых растений? Какой ученый, и в каком году открыл данный процесс?
Вывод: Из выступления 4 отряда бабочек мы узнали, как протекает процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. Составим схему данного процесса.
5 отряд бабочек. Остановка «Плоды и семена» (карточка красного цвета – стр.133-134)
Задания:
- Как образуется зародыш растения?
- Из чего развивается семя? Из чего состоит семя?
- Из чего развивается плод?
- Из чего образуется околоплодник? И какую функцию выполняет? (Выступление отряда)
Вывод: мы узнали из выступления пятого отряда бабочек о том, где образуются плоды и семена.
- Итак, все отряды бабочек выступили. Мы побывали и ввернулись с красивого города «Цветочный», узнали очень многого, о половом размножении покрытосеменных растений. А теперь вернемся поставленному вопросу и ответим «Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?»
Ответы учащихся: у цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота, а второй спермий сливается с крупной центральной клеткой, и в результате образуется эндосперм. Этот процесс открыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей Гаврилович Навашин и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.
- Физкультминутка.
- Вижу, что вы немного устали, поэтому давайте разомнемся, а заодно и поиграем.
Я вам прочитаю стихотворение, а вы будете выполнять действия.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
- Закрепление знаний учащихся
- А теперь проверим, насколько хорошо вы запомнили изученную тему. Для этого вы должны индивидуально ответить на тестовые задания. Даю 3 минуту для выполнения.
Тестовые задания
- 1) После оплодотворения яйцеклетки с одним из спермиев образуется:
- а) Эндосперм б) Зигота в) Зародыш г) Завязь
- 2) Органом полового размножения у цветковых растений является:
- а) Корень б) Лист в) Цветок г) Стебель
- 3) Яйцеклетка у цветковых растений созревает:
- а) В пыльнике б) В завязи пестика в) На рыльце пестика г) В столбике пестика
- 4) Спермий у цветковых растений созревает:
- а) В пыльнике б) В завязи пестика в) На рыльце пестика г) В столбике пестика
- 5) После оплодотворения центральной клетки с одним из спермиев образуется:
- а) Эндосперм б) Зигота в) Зародыш г) Завязь
- - А теперь обменяемся тетрадями и проверим насколько вы хорошо выполнили.
ОТВЕТЫ : Зигота 2. Цветок 3.В завязи пестика 4.В пыльнике 5.Эндосперм
Критерии проверки: «5» - все ответы верны, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - более двух ошибок.
7.Домашнее задание: параграф учебника №24 прочитать, выучить основные понятия, ответить на вопросы к параграфу; творческое задание по выбору: подобрать стихи, загадки о растениях; составить кроссворд на тему «Половое размножение».
8. Подведение итогов урока, оценивание знаний, рефлексия
- Пришла пора, ребята, подвести итоги сегодняшнего урока.
- Молодцы, ребята! Сегодня вы все плодотворно потрудились. Капитаны отрядов очень хорошо поработали, я оцениваю их работу на оценку - отлично. (Выставление оценок с комментариями)
- А теперь давайте сопоставим цели урока и результат, которого вы достигли. Прошу вас, ребята, проанализировать свою работу на уроке.
Свои высказывания вы можете начать следующими словами:
- Я узнал (а) ...;
- У меня получилось ...
- Было непросто …
- Я себя чувствую …
- Как вы видите из слайда, произрастают очень красивые цветы. Скоро наступит, какой сезон года? И после таяния снега мы можем видеть красивых цветов. Цветы – они тоже живые организмы. Почему мы можем так говорить? Да, правильно, они тоже, как и мы, питаются, растут, размножаются и умирают. 2017 год, был объявлен, каким годом? Правильно. Поэтому мы должны беречь, охранять нашу красивую природу.
А теперь оцените ваше отношение к уроку: вы же бабочки, поэтому бабочки, каких цветов выбирают? Если у вас хорошее настроение, если урок вам понравился, то выберите ярко окрашенные цветки, а если плохое настроение, что вы устали, то поднимите белые, невзрачные цветки.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)
Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология Живой ор...
конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений
конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений, учебник Пасечника...
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
Презентация к уроку биологии в 6 классе "Половое размножение покрытосеменных растений"
Данная презентация используется при проведении урока биологии в 6 классе по программе Пасечника. Тема урока "Половое размножение покрытосеменных растений". Эта тема сложная для понимания учащимися 6 к...
"Вегетативное размножение покрытосеменных растений"
Урок разработан по проблемной технологии. Используются приемы личностных учебных действий: мотивация, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, обмен информацией, выводы, рефлексия. Зак...
Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные
Данный конспект урока помогает сформировать умение анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; выявить черты усложнения ...
Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".
Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....