План-конспект урока "Рост и развитие растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок изучения учебного материала "Рост и развитие растений" с использованием разнообразных образовательных компонентов, включение учеников в разнообразные формы работы. Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_rost_i_razvitie_rasteniy.docx | 261.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока изучения учебного материала «Рост и развитие растений»
Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.
проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф
Цель урока: формирование понятия о росте и развитии растений; зависимости роста и развития от условий среды обитания.
Задачи урока:
- Изучить особенности биологических процессов «роста» и «развития» растений;
- Определить взаимосвязь между процессами роста и развития растений;
- Классифицировать группы экологических факторов природы и их влияние на растения, механизм влияния через «периодичность»;
- Рассмотреть зависимость роста и развития растений от условий среды обитания;
- Сформировать экологическую грамотность, воспитать бережное отношение к среде обитания растений;
- Использование закономерностей, условий, периодичности протекания процессов жизнедеятельности в практической деятельности.
Использование компонентов УУД:
-умение самостоятельно определять и формулировать учебную проблемы;
- умение организовать и поддерживать учебное взаимодействие на уроке;
-использование навыков самостоятельного поиска информации, работы по заданному алгоритму, сверять результаты, исправлять ошибки; получать информацию из различных источников;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;
-переход от одной формы восприятия к другой, использование разнообразных форм работы;
-понимание биологического процесса «рост» и «развитие»;
-умение определять зависимость биологических процессов;
-умение находить факторы, определяющие нормальный рост и развитие растения;
-выявлять причинно-следственные связи биологических процессов и условий места обитания;
-осмысление и усвоение биологических понятий;
-воспитание бережного отношения к растениям, среде обитания растений;
-использование знаний на практике;
Предполагаемый результат:
Высокая продуктивность урока, активное вовлечение учащихся в решение учебной проблемы, закрепление умений и навыков работы с информацией, прочное усвоение материала; использование знаний на практике (выращивание сельскохозяйственных культур на участке).
Оборудование: интерактивный комплект «Promethean Planet», интерактивные пособия (схемы, мультимедиа и т.д), ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
- Подготовительный этап. Готовность учителя к уроку (наличие плана урока, подготовить пособия к работе), проверить наличие учебных пособий учеников и их подготовленность к уроку.
- Учебный этап.
1 образовательный компонент Изображение семени в разрезе | Актуализация знаний учащихся по особенностям строения семени, определение составных частей. Понимание и осознание учениками, что жизнь цветкового растения начинается с образования семени, в котором находится зародыш – будущее растение с запасом эндосперма для питания зародыша растения при прорастании. ? с какой целью в семени растения закладывается зародыш растения. ? какова основная функция запаса питательных веществ, какой процесс он обеспечивает на этапе прорастания растения. | |||||
Результат: закрепление материала «Семя, его строение и значение». | ||||||
2 образовательный компонент Интерактивное пособие Или видеофайл Интернет-ресурса по теме | Концентрация внимания учащихся, постановка проблемы урока с использованием пособия. Последовательное открытие ячеек с изображением. Понимание учениками событий, происходящих с растением, определение биологических процессов, определение цели урока. ? определите название растения. ? какие изменения наблюдаем у растения. ? как называются наблюдаемые биологические процессы. ? каким результатам приводят процессы «роста» и «развитие» растения. ? какие изменения наблюдаются при росте и развитии растения. ? сформулируйте определение «рост» и «развитие» растения. Краткая оценка участия каждого в определении проблемы и постановке цели урока | |||||
Результат: определение и осознание цели урока; изучены новые термины. Усвоение учащимися биологического процесса «рост» и «развитие» растения и их особенностей; закрепление навыков работы с тетрадью, выполнена запись определений в тетради. Закрепление названия растения. Положительный эмоционально-психологический настрой учащихся на работу, осознание своего вклада в общий результат. | ||||||
3 образовательный компонент Видеофайл ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс или видеофайл Интернет-ресурса по теме https://www.youtube.com/watch?v=1uA6peSmN-I | Постановка проблемы для учащихся: «В каком направлении происходит рост растения, каким образом он осуществляется?». Поисковая задача, с использованием материала в учебнике (стр.97). Определение последовательности процессов. Анализ и формулировка вывода о взаимосвязи процессов. ? могут ли биологические процессы «рост» и «развитие» растения существовать отдельно по отдельности. Оказать помощь в работе ученикам, ответить на вопросы учеников. | |||||
Результат: отработка навыков самостоятельной работы с материалом, знания изменении размеров растения за счет роста корня и роста побегов; понимание, что эти процессы взаимосвязаны. Формулирование и запись вывода «увеличение размеров и массы растения приводит к изменению свойств самого растения». Вовлечь учащихся в обсуждение. Уверенность в работе учащимися при оказании дозированной помощи или консультации. | ||||||
4 образовательный компонент Учебный комплект учащегося | Закрепление изученного материала. Выполнение задания в «рабочей тетради» ученика № 2. Взаимопроверка правильности выполнения, исправление допущенных ошибок, комментарии о качестве работы. ? какие знания учащихся поверяет задание № 2 | |||||
Результат: закрепление изученного материала; отработка навыков работы в паре; умение грамотно объяснить цель работы и дать оценку выполненной работе. | ||||||
5 образовательный компонент Схемы и таблицы ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс Или подготовленные файлы Презентация Microsoft Office PowerPoint | Объяснение с использованием пособий о зависимости растений от условий среды обитания. Концентрация внимания на схемах и таблицах пособия. Активизация мыслительных процессов учащихся путем объяснения, показа и вопросов, корректировать размышления о сути наблюдаемых явлениях, поощрять рассказы из опыта учащихся. Подвести учащихся к выводу о зависимости роста и развития растения от условий среды обитания. Выделить основные группы экологических факторов, влияющих на растения. Ответить на вопросы учеников, помочь учащимся в работе. ? какое внутреннее свойство приобрели растения. ? какие ритмы в растительном мире распространены. ? определите процессы, характерные для каждого ритма, найдите ответы в учебнике (стр 98) и запишите в тетрадь. Сравните свои ответы с ответами в таблице. ? как сказываются суточные и сезонные ритмы на жизни растений. ? как можно использовать знания о ритмах растений в практике выращивания растений на участке. ? объясните, что вы наблюдаете, что происходит с растением, с чем это связано. ? почему в одном случае рост и развитие происходит интенсивно, а в другом – растение находится в угнетенном состоянии ? какие вы узнали группы экологических факторов, влияющих на растения. ? каковы возможные последствия влияния этих групп факторов на жизнь растения. Приведите примеры из своего опыта. ? почему надо не только бережно относиться к растениям, но и охранять среду, в которой они произрастают. | |||||
Результат: закрепить навыки работы с текстографическим материалом. Сформировать понятия «суточные» и «сезонные» ритмы растений. Изучены новые термины «абиотические», «биотические» и «антропогенные» факторы. Умение учащимися использовать изученные термины в ответах на вопросы. Осознание важности защиты растений и среды обитания растений. Закреплены навыки общения и межличностного взаимодействия с учителем и с одноклассниками. | ||||||
6 образовательный компонент Интерактивное пособие Одним из механизмов увеличения размеров растения является деление…. В зонах роста. Качественные изменения в строении растения и его частей называют…. Рост и развитие растений зависит от условий …обитания. Фотосинтез, дыхание растения относятся к ….ритмам, а листопад к …ритмам. Для сохранения растений и среды их обитания, необходимо уменьшить неразумное воздействие….. факторов. Справка: 1.суточные; 2.среда; 3.клеток; 4.антропогенного; 5.сезонные; 6.развитие. | Закрепление изученного материала. Прочитать текст, вставить пропущенные слова из справки. Одним из механизмов увеличения размеров растения является деление 3 (клеток) в зонах роста. Качественные изменения в строении растения и его частей называют 4 (развитием). Рост и развитие растений зависит от условий 2 (среды) обитания. Фотосинтез, дыхание растения относятся к 1 (суточным) ритмам, а листопад к 5 (сезонным) ритмам. Для сохранения растений и среды их обитания, необходимо уменьшить неразумное воздействие 4 (антропогенного) фактора. | |||||
Результат: закреплены изученные новые биологические термины. |
- Завершающий этап.
Подведение итогов урока, анализ работы класса. Выслушать мнение учащихся, что они узнали из урока, как могут пригодиться знания в работе на участке дачи, огорода.
Ссылки на видеосюжеты Интернет-ресурса:
https://www.youtube.com/watch?v=lS1WDC22aLM
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..." Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения
Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....
План-конспект урока английского языка "Развитие кинематографа в США и Россиии"
План-конспект урока: « Развитие кинематографа в США и России»...
План-конспект урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР
План-конспект комбинированного урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР....
План-конспект урока "Половое размножение покрытосеменных растений"
Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....
План-конспект и презинтация урока "Дыхание растений"
План-конспект урока с презинтацией для 6 класса по учебнику В.И. Сивоглазову, А. А Плешакову. Тема: "Дыхание растений"...
План конспект урока Мхи - высщие споровые растения
Данный маткриал урока раскрывает основные хараткреистики данных высших споровых ратсений - отмечает основные признаки и приспосоюления их к жизни на суше. А также подчеркиваетзначение данных растений ...