План-конспект урока "Рост и развитие растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Яндышев Геннадий Иляевич

Урок изучения учебного материала "Рост и развитие растений" с использованием разнообразных образовательных компонентов, включение учеников в разнообразные формы работы.  Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_rost_i_razvitie_rasteniy.docx261.62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока изучения учебного материала «Рост и развитие растений»

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.

проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф

Цель урока: формирование понятия о росте и развитии растений; зависимости роста и развития от условий среды обитания.

Задачи урока:

  1. Изучить особенности биологических процессов «роста» и «развития» растений;
  2. Определить взаимосвязь между процессами роста и развития растений;
  3. Классифицировать группы экологических факторов природы и их влияние на растения, механизм влияния через «периодичность»;
  4. Рассмотреть зависимость роста и развития растений от условий среды обитания;
  5. Сформировать экологическую грамотность, воспитать бережное отношение к среде обитания растений;
  6. Использование закономерностей, условий, периодичности протекания процессов жизнедеятельности в практической деятельности.

Использование компонентов УУД:

-умение самостоятельно определять и формулировать учебную проблемы;

- умение организовать и поддерживать учебное взаимодействие на уроке;

-использование навыков самостоятельного поиска информации, работы по заданному алгоритму, сверять результаты, исправлять ошибки; получать информацию из различных источников;

- умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;

-переход от одной формы восприятия к другой, использование разнообразных форм работы;

-понимание биологического процесса «рост» и «развитие»;

-умение определять зависимость биологических процессов;

-умение находить факторы, определяющие нормальный рост и развитие растения;

-выявлять причинно-следственные связи биологических процессов и условий места обитания;

-осмысление и усвоение биологических понятий;

-воспитание бережного отношения к растениям, среде обитания растений;

-использование знаний на практике;

Предполагаемый результат:

Высокая продуктивность урока, активное вовлечение учащихся в решение учебной проблемы, закрепление умений и навыков работы с информацией, прочное усвоение материала; использование знаний на практике (выращивание сельскохозяйственных культур на участке).

Оборудование: интерактивный комплект «Promethean Planet», интерактивные пособия (схемы, мультимедиа и т.д), ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Подготовительный этап. Готовность учителя к уроку (наличие плана урока, подготовить пособия к работе), проверить наличие учебных пособий учеников и их подготовленность к уроку.
  2. Учебный этап.

1 образовательный компонент

Изображение семени в разрезе

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=bd1fc687ab11b319e78ef0f685f272c2&n=33&h=215&w=330

Актуализация знаний учащихся по особенностям строения семени, определение составных частей. Понимание и осознание учениками, что жизнь цветкового растения начинается с образования семени, в котором находится зародыш – будущее растение с запасом эндосперма для питания зародыша растения при прорастании.

?  с какой целью в семени растения закладывается зародыш растения.

? какова основная функция запаса питательных веществ, какой процесс он обеспечивает на этапе прорастания растения.

Результат: закрепление материала «Семя, его строение и значение».

2 образовательный компонент

Интерактивное пособие

http://present5.com/docs/semya_i_prorostok_images/semya_i_prorostok_19.jpghttp://present5.com/docs/semya_i_prorostok_images/semya_i_prorostok_19.jpghttp://present5.com/docs/semya_i_prorostok_images/semya_i_prorostok_19.jpghttp://present5.com/docs/semya_i_prorostok_images/semya_i_prorostok_19.jpghttp://st.stranamam.ru/data/cache/2016apr/20/54/19373030_48177nothumb650.jpghttp://zelenj.ru/wp-content/uploads/2016/02/455_1.jpg

Или видеофайл Интернет-ресурса по теме

https://www.youtube.com/watch?v=lS1WDC22aLM

Концентрация внимания учащихся, постановка проблемы урока с использованием пособия. Последовательное открытие ячеек с изображением. Понимание учениками событий, происходящих с растением, определение биологических процессов, определение цели урока.

? определите название растения.

? какие изменения наблюдаем у растения.

? как называются наблюдаемые биологические процессы.

? каким результатам приводят процессы «роста» и «развитие» растения.

? какие изменения наблюдаются при росте и развитии растения.

? сформулируйте определение «рост» и «развитие» растения.

Краткая оценка участия каждого в определении проблемы и постановке цели урока

Результат: определение и осознание цели урока; изучены новые термины. Усвоение учащимися биологического процесса «рост» и «развитие» растения и их особенностей; закрепление навыков работы с тетрадью, выполнена запись определений в тетради. Закрепление названия растения. Положительный эмоционально-психологический настрой учащихся на работу, осознание своего вклада в общий результат.

3 образовательный компонент

Видеофайл ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс

или видеофайл Интернет-ресурса по теме https://www.youtube.com/watch?v=1uA6peSmN-I

Постановка проблемы для учащихся: «В каком направлении происходит рост растения, каким образом он осуществляется?». Поисковая задача, с использованием материала в учебнике (стр.97). Определение последовательности процессов. Анализ и формулировка вывода о взаимосвязи процессов.

? могут ли биологические процессы «рост» и «развитие» растения существовать отдельно по отдельности.

Оказать помощь в работе ученикам, ответить на вопросы учеников.

Результат: отработка навыков самостоятельной работы с материалом, знания изменении размеров растения за счет роста корня и роста побегов; понимание, что эти процессы взаимосвязаны. Формулирование и запись вывода «увеличение размеров и массы растения приводит к изменению свойств самого растения». Вовлечь учащихся в обсуждение. Уверенность в работе учащимися при оказании дозированной помощи или консультации.

4 образовательный компонент

Учебный комплект учащегося

Закрепление изученного материала. Выполнение задания в «рабочей тетради» ученика № 2. Взаимопроверка правильности выполнения, исправление допущенных ошибок, комментарии о качестве работы.

? какие знания учащихся поверяет задание № 2

Результат: закрепление изученного материала; отработка навыков работы в паре; умение грамотно объяснить цель работы и дать оценку выполненной работе.

5 образовательный компонент

Схемы и таблицы ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс

Или подготовленные файлы Презентация Microsoft Office PowerPoint

Объяснение с использованием пособий о зависимости растений от условий среды обитания. Концентрация внимания на схемах и таблицах пособия. Активизация мыслительных процессов учащихся путем объяснения, показа и вопросов, корректировать размышления о сути наблюдаемых явлениях, поощрять рассказы из опыта учащихся. Подвести учащихся к выводу о зависимости роста и развития растения от условий среды обитания. Выделить основные группы экологических факторов, влияющих на растения. Ответить на вопросы учеников, помочь учащимся в работе.

? какое внутреннее свойство приобрели растения.

? какие ритмы в растительном мире распространены.

? определите процессы, характерные для каждого ритма, найдите ответы в учебнике (стр 98) и запишите в тетрадь. Сравните свои ответы с ответами в таблице.

? как сказываются суточные и сезонные ритмы на жизни растений.

? как можно использовать знания о ритмах растений в практике выращивания растений на участке.

? объясните, что вы наблюдаете, что происходит с растением, с чем это связано.

? почему в одном случае рост и развитие происходит интенсивно, а в другом – растение находится в угнетенном состоянии

? какие вы узнали группы экологических факторов, влияющих на растения.

? каковы возможные последствия влияния этих групп факторов на жизнь растения. Приведите примеры из своего опыта.

? почему надо не только бережно относиться к растениям, но и охранять среду, в которой они произрастают.

Результат: закрепить навыки работы с текстографическим материалом. Сформировать понятия «суточные» и «сезонные» ритмы растений. Изучены новые термины «абиотические», «биотические» и «антропогенные» факторы. Умение учащимися использовать изученные термины в ответах на вопросы. Осознание важности защиты растений и среды обитания растений. Закреплены навыки общения и межличностного взаимодействия с учителем и с одноклассниками.

6 образовательный компонент

Интерактивное пособие

Одним из механизмов увеличения размеров растения является деление…. В зонах роста. Качественные изменения в строении растения и его частей называют…. Рост и развитие растений зависит от условий …обитания. Фотосинтез, дыхание растения относятся к ….ритмам, а листопад к …ритмам. Для сохранения растений и среды их обитания, необходимо уменьшить неразумное воздействие….. факторов.

Справка:

1.суточные;

2.среда;

3.клеток;

4.антропогенного;

5.сезонные;

6.развитие.

Закрепление изученного материала. Прочитать текст, вставить пропущенные слова из справки.

Одним из механизмов увеличения размеров растения является деление 3 (клеток)  в зонах роста. Качественные изменения в строении растения и его частей называют 4 (развитием).  Рост и развитие растений зависит от условий 2 (среды) обитания. Фотосинтез, дыхание растения относятся к 1 (суточным) ритмам, а листопад к 5 (сезонным) ритмам. Для сохранения растений и среды их обитания, необходимо уменьшить неразумное воздействие 4 (антропогенного) фактора.

Результат: закреплены изученные новые биологические термины. 

  1. Завершающий этап.

Подведение итогов урока, анализ работы класса. Выслушать мнение учащихся, что они узнали из урока, как могут пригодиться знания в работе на участке дачи, огорода.

Ссылки на видеосюжеты Интернет-ресурса:

https://www.youtube.com/watch?v=lS1WDC22aLM

https://www.youtube.com/watch?v=1uA6peSmN-I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения

Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....

План-конспект урока английского языка "Развитие кинематографа в США и Россиии"

План-конспект урока: « Развитие кинематографа в США и России»...

План-конспект урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР

План-конспект комбинированного урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР....

План-конспект урока "Половое размножение покрытосеменных растений"

Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....

План-конспект и презинтация урока "Дыхание растений"

План-конспект урока с презинтацией для 6 класса по учебнику В.И. Сивоглазову,  А. А Плешакову. Тема: "Дыхание растений"...

План конспект урока Мхи - высщие споровые растения

Данный маткриал урока раскрывает основные хараткреистики данных высших споровых ратсений - отмечает основные признаки и приспосоюления их к жизни на суше. А также подчеркиваетзначение данных растений ...