Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Наземно-воздушная среда обитания"
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Хребтова Татьяна Викторовна

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Наземно-воздушная среда обитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nazemno-vozdushnaya_sreda_obitaniya_3.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе.

Тема урока: «Наземно-воздушная среда обитания»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: изучить приспособления растений и животных к разнообразным условиям наземно-воздушной среды обитания.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся с наземно-воздушной средой обитания организмов;

- выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;

Развивающие:

- учить систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать поисково-информационные умения, работать с конспектом урока.

Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создании ситуации успеха;

- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Планируемые результаты:

Предметные: называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде обитания; выделять характерные черты организмов, обитающих в разных условиях наземно-воздушной среды, описывать приспособления.

Метапредметные:

Познавательные: уметь работать с учебником и преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.

Регулятивные: умеют ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, умеют организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, вступают в диалог, аргументируют свою точку зрения, приводят примеры.

Ход урока

  1. Организационная часть.

- Доброе утро, ребята. Меня зовут Хребтова Татьяна Викторовна и сегодня я проведу у вас урок биологии.

- Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество со мной и друг с другом. А вы готовы?

- Хорошо. Тогда начнем.

2. Актуализация знаний.

Игра «Четвертый лишний»

  1. Акула, медуза, тигр, карась
  2. Ромашка, водоросли, рак, сом
  3. Окунь, осьминог, дельфин, ласточка

- Что объединяет живые организмы, которые остались? (водная среда обитания)

- Каковы особенности водной среды обитания? (кислород в растворенном виде, света мало, высокая плотность, перепады температур незначительные)

- Как приспособились животные к водной среде обитания (обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью, органы дыхания – жабры, плавники)

- Как приспособились растения к водной среде обитания? (дышат всей поверхностью тела, в тканях камеры с воздухом)

3. Мотивация

- Что общего между выделенными организмами?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Кто готов сформулировать тему урока? (Наземно-воздушная среда обитания)

- Какие цели мы перед собой поставим сегодня на уроке? (изучить условия наземно-воздушной среды обитания и выяснить приспособления организмов к данной среде обитания).

4. Изучение нового материала.

- Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, я попрошу вас заполнить таблицу с утверждениями, которая находится в ваших рабочих листах. Ваша задача, прочитать утверждение и в столбике «До» поставить знак «+», если вы согласны с данным утверждением и знак «-« - если не согласны с утверждением. Что бы принять решение, учитывайте свои знания и убеждения.

До

Утверждение

После

Основным источником тепла и света на нашей планете является Солнце.

Строение и жизнедеятельность растений и животных зависит от условий их обитания.

Иголки кактуса и хвойных растений – это видоизмененные листья.

В наземно-воздушной среде много света и воды.

Наибольшее влияние на живые организмы оказывают температура и влажность.

- Отложите листы с утверждениями, мы к ним вернемся в конце урока.

- А сейчас обратите внимание на растения, которые стоят у меня на столе. В конце урока я задам вам вопрос, касающийся этих растений. Поэтому ваша задача внимательно слушать и запоминать весь материал.

- Ребята, а почему эта среда называется наземно-воздушной? (организмы обитают на земле и в воздухе)

- Обратите внимание на данный слайд. Что изображено? (Абиотические факторы)

- Давайте вместе с вами дадим характеристику наземно-воздушной среде обитания, используя следующий план.

План – конспект «Характеристика наземно-воздушной среды обитания»:

  1. Свет – много
  2. Температура – непостоянная, большие колебания
  3. Кислород – много
  4. Вода, влажность – мало
  5. Ветер - есть

- Все эти факторы влияют на живые организмы. А как вы думаете, какие факторы оказывают наиболее сильное влияние? (температура и влажность)

- И сейчас перед нами стоит задача? (выяснить как же живые организмы приспособились к изменяющимся факторам наземно-воздушной среды обитания)

- Ребята, сейчас я попрошу вас встать и подойти ко мне. Возьмите каждый по одному листочку, который находится у меня в руках. Прочитайте то, что написано на них. Ваша задача, перемещаясь и общаясь между собой создать группы. Принцип создания групп вы должны определить сами, используя ваши листочки.

- Поднимите руки вверх, кто образовал группу с растениями. Как называется наука, которая изучает растения? (ботаника). Вы у нас будете ученые-ботаники, и ваша задача изучить приспособления растений к наземно-воздушной среде.

- Поднимите руки вверх, кто образовал группу с животными. Как называется наука, которая изучает животных? (зоология). Вы у нас будете ученые-зоологи и ваша задача изучить приспособления животных к наземно-воздушной среде.

- Поднимите руки вверх, кто образовал группу с птицами. Как называется наука, которая изучает птиц? (орнитология). Вы у нас будете ученые-орнитологи, и ваша задача изучить приспособления птиц к наземно-воздушной среде.

- Поднимите руки вверх, кто образовал группу с насекомыми. Как называется наука, которая изучает насекомых? (энтомология). Вы у нас будете ученые-энтомологи и ваша задача изучить приспособления насекомых к наземно-воздушной среде.

(Группы готовятся, выступают, подводим итог, оценивают себя)

  1. Закрепление.

- Ребята, обратите внимание на углы класса. За каждым углом закреплена определенная природная зона (пустыня, Арктика, тайга, смешанный лес). У вас на столах лежат конверты с изображениями животных и растений. Ваша задача рассмотреть их и найти для них ту среду обитания, к которой они приспособлены.

После выполнения возвращаются на места.

  1. Рефлексия.

- Ребята, а сейчас вернитесь к своим утверждениям, прочитайте их еще раз и поставьте отметку теперь уже в колонке «После». Сравните свои ответы. Есть разница в ответах? (Отвечают, делятся мнением)

- Ребята, мы достигли тех целей, которые ставили в начале урока?

- Ребята, а сейчас давайте вернемся к растениям, которые стоят у меня на столе. Я хочу приобрести кактус. Но проблема в том, что я не знаю, как за ним ухаживать. Подскажите мне, пожалуйста.

- Где могут пригодиться полученные сегодня знания? (Если мы хотим приобрести какое-то растение или завести питомца, мы должны знать, в каких условиях обитают эти организмы и постараться создать те же условия, что бы они себя комфортно чувствовали).  

- А сейчас, я хочу, чтобы вы себя оценили. Посчитайте свои баллы и поставьте себе оценку за урок.

Если у вас 18 – 16 баллов – «5»

                   15 – 13 баллов – «4»

                   12 – 9 баллов – «3»

- Ребята оцените свое эмоциональное состояние и настроение. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме и у вас хорошее настроение, то возьмите птицу и прикрепите рядом с орлом. Если осталось что-то неясно – ниже, рядом с голубем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...

План- конспект урока в 8 классе по теме «Окружающая среда» c применением технологии критического мышления.

План- конспект урока в 8 классе по теме: «Окружающая среда»c применением технологии критического мышления....

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....