Разработка (презентация) урока биологии 5 класс по теме "Почвенная среда обитания"
презентация к уроку по биологии (5 класс)

Олейник Марина Петровна

Презентация к уроку биологии 5 класс -  новый ФГОС 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока . Олейник Марина Петровна учитель биологии МБОУ СОШ № 22 г. Приморско-Ахтарск Понятие о среде обитания. Особенности почвенной среды обитания организмов.

Слайд 2

Цель урока . Сформировать понятие о средах обитания, особенностях почвенной среды и приспособленностях к ней её обитателей

Слайд 3

Теоретический материал. . Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. Важнейшие факторы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Можно сюда добавить кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. Каково же влияние каждого из них на живые организмы? Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям: - свет - температура - наличие кислорода - влажность(наличие воды). Среда обитания – это часть природы, которая окружает живой организм и оказывает на него влияние. Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная

Слайд 4

Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни » . Среда обитания Характеристика условий обитания Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде Представители (2-4) царства растений и животных почвенная

Слайд 5

Почвенная среда обитания Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ — минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества — остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной ). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки, приспособленные к рытью звери. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Обитатели почвы находят в ней необходимые для них условия: воздух, воду, пищу, минеральные соли. В почве меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает. Поэтому, населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их обоняние и осязание Рис. Обитатели почвы: 1 — простейшие; 2 — дождевые черви; 3 — проволочники; 4 — мелкие членистоногие (клещи, коллемболы , лжескорпионы); 5 — грибы; 6 — нематоды; 7 — личинки насекомых

Слайд 6

Особенности почвенной среды 1. Свет : недостаточно (не проникает) 2. Температура : колебания небольшие 3. Кислород : мало 4. Влажность (наличие воды ) : достаточно (иногда недостаточно)

Слайд 7

Приспособленность к почвенной среде 1. округлая , червеобразная форма тела 2. способность к изменению толщины тела 3. роющие конечности 4. маленькие глаза или вовсе нет органа зрения 5. хорошо развито обоняние и осязание

Слайд 8

Проверка правильности заполнения таблицы «Характеристика сред жизни » . Среда обитания Характеристика условий обитания Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде Представители (2-4) царства растений и животных почвенная 1. Свет : недостаточно (не проникает) 2. Температура : колебания небольшие 3. Кислород : мало 4. Влажность (наличие воды) : достаточно (иногда недостаточно) 1. округлая, червеобразная форма тела 2. способность к изменению толщины тела 3. роющие конечности 4. маленькие глаза или вовсе нет органа зрения 5. хорошо развито обоняние и осязание Крот Дождевой червь Корни растений Грибницы грибов

Слайд 9

Задания на проверку усвоения нового материала . Тест «Кто в почве живет» (выполняется индивидуально, взаимопроверка по эталону ответа) 1. Какое утверждение о почве НЕВЕРНО ? а) почва покрывает сушу слоем от 2 мм до 2 см б) почва – это особая среда обитания в) в порах почвы находится вода, но нет воздуха г) почва – это верхний плодородный слой суши, образованный минеральными и органическими частицами 2 . Какие приспособления к почвенному образу жизни характерны для крота? а) тело, покрытое слизью, длинные конечности, хороший слух б) роющие конечности, хорошее зрение, длинная шерсть в) роющие конечности, обтекаемое тело, короткая шерсть, слабо развитое зрение г) длинное тело, покрытое слизью, состоящее из колец и способное сокращаться, отсутствие органов зрения 3 . Плодородие — это особое свойство а )почвенной среды б) водной среды в) наземно-воздушной среды 4. Какое из почвенных животных способствует повышению почвенного плодородия? а) мышь б) дождевой червь в) крот г) медведка 5 . Соотнесите животных с характером их связи с почвенной средой обитания. Ответы впишите в таблицу . ЖИВОТНЫЕ СВЯЗЬ С ПОЧВЕННОЙ СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ А .саранча 1) постоянные обитатели почвы Б .кроты 2) проводят в почве часть жизни В .барсуки Г .медведки Д .дождевые черви А Б В Г Д

Слайд 10

Проверь себя 1. Какое утверждение о почве НЕВЕРНО ? г ) почва – это верхний плодородный слой суши, образованный минеральными и органическими частицами 2 . Какие приспособления к почвенному образу жизни характерны для крота? в ) роющие конечности, обтекаемое тело, короткая шерсть, слабо развитое зрение 3 . Плодородие — это особое свойство а) почвенной среды 4. Какое из почвенных животных способствует повышению почвенного плодородия? б) дождевой червь 5 . Соотнесите животных с характером их связи с почвенной средой обитания. Ответы впишите в таблицу. ЖИВОТНЫЕ СВЯЗЬ С ПОЧВЕННОЙ СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ А.саранча 1) постоянные обитатели почвы Б.кроты 2) проводят в почве часть жизни В.барсуки Г. медведки Д .дождевые черви А Б В Г Д 1 2 1 2 2

Слайд 11

Домашнее задание (задания на проверку сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучения) . Ответить устно на вопросы: Какие среды обитания живых организмов вы знаете ? 2. Что такое почва? 3 . Какие свойства характерны для почвенной среды обитания ? 4. Назови животных, которые обитают в почвенной среде обитания.

Слайд 12

Биологические термины и понятия урока . Среда обитания Почвенная среда обитания

Слайд 13

Использованная литература и интернет ресурсы . Ссылки на полезную и интересную информацию https:// interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/vvedenie/sredy-obitaniya-organizmov https:// uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/133364-konspekt-uroka-tri-sredy-obitaniya-organizmov-5-klass.html 2. https ://resh.edu.ru/subject/lesson/5943/main/160375 / 2. https :// videouroki.net/video/04-sredy-obitaniya-zhivyh-organizmov.html 3. https :// tepka.ru/biologiya_5/4.html 4. https ://resh.edu.ru/subject/lesson/459 /- (время 10:30 –почвенная среда обитания) 3. https:// nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/10/15/konspekt-uroka-po-biologii-sredy-obitaniya-zhivyh-organizmov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл

Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках.  Результативность урока выражается...

Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".

При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения....

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Презентация к уроку биологии в 5 классе на тему "Среда обитания"

Презентация к уроку биологии в 5 классе на тему "Среда обитания"...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...