конспект урока биологии "Здоровье человека-показатель качества окружающей среды среды"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок окружающей среды и устойчивого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchei_sredy_i_ustoichivogo_razvitiya.docx9.45 КБ

Предварительный просмотр:

              Урок окружающей среды и устойчивого развития

        « ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА – ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА
                                       ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

 Разработала : учитель биологии Аммосова С.В.

Задачи:

  • показать роль здоровья в жизни человека;
  • раскрыть понятия здоровья, здорового образа жизни;
  • сформировать культуру здорового образа жизни.


Вопросы сохранения здоровья людей занимают одно из центральных мест в
деятельности ООН по достижению «Целей Тысячелетия в области Развития»  программы, принятой всеми странами мира и всеми ведущими организациями развития в мире до

2015 г.
Вопросы для обсуждения:
 Что такое здоровье человека?
 Каковы основные факторы риска здоровью?
 Как оценить риск здоровью в собственном доме?
 Что такое образ жизни и как сделать его «здоровым»?
 Каковы основные признаки «здорового» города?

 Пословицы: ( составить из слов пословицы)

  1. Здоровье- дороже денег
  2. Здоров будешь-всего добудешь
  3. Крепок телом- богат делом
  4. Болен лечись, а здоров берегись
  5.  В здоровом теле – здоровый дух


 В первую очередь человек обращает внимание на то, что у него «болит».
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.
Однако, помимо физических недугов, здоровый человек способен справляться со
сложными обстоятельствами своей жизни, сохранять хорошее настроение, успешно учиться
С первых шагов жизни наше сознание начинает оценивать риск здоровью. С возрастом
накапливаются знания, и мы представляем, что «полезно» и что «вредно» для нашего
Определение риска здоровью позволяет принять правильные решения, направленные
на сохранение собственного здоровья, оздоровление окружающей среды городов, жилых
помещений, офисов и др.
Во второй половине XX в. были определены четыре основные группы факторов риска
здоровью, и ВОЗ установлены ориентировочные цифры удельного веса отдельных групп
факторов, влияющих на здоровье: образ жизни – 50%; наследственность – 20%; окружающая среда – 20%; организация здравоохранения – 10%.
Понятие «оценка риска здоровью» является достаточно новым. А вот слово «гигиена»
знакомо практически каждому человеку. Оно происходит от греческого слова hygieinos, что переводится как «целебный, приносящий здоровье».
Гигиена изучает влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Ее задача
– предупредить болезнь, создать благоприятные условия для жизни и работы людей. Гигиена санитарно-гигиенические нормы, которые  сохранения здоровья.

Умение оценивать риск здоровью в собственном доме позволит каждому из нас
научиться находить пути улучшения качества окружающей среды.
Основные источники химического загрязнения жилых помещений
50% – строительные материалы (фенол, формальдегид, стирол, содержащиеся в
смоле древесно-стружечных плит, мастиках, шпатлевках, облицовочном пластике и др.);
20% – загрязнители атмосферного воздуха;
15% – антропотоксины;
10% – бытовые процессы;
5% – неучтенные источники.
Химическое загрязнение воздушной среды, помимо постороннего запаха, может
вызвать головную боль, повышенную утомляемость, жжение в глазах, носоглотке, снижение иммунитета, аллергические реакции и др.
Приобретение качественных строительных материалов для ремонта, а также мебели,
ежедневная борьба с пылью, влажная уборка, регулярное проветривание помещений,
озеленение своего дома должно быть непременным правилом для всех!
Биологические факторы риска внутрижилищной среды
Плесневые грибы – 94% квартир.
Дрожжи – 44% квартир.
Клещи бытовой пыли (постельные принадлежности – 29%, паласы – 26%, подушки и
кресла– 19%) – 50% квартир.
Микроорганизмы и биоаэрозоли выделяют неспецифические летучие органические
соединения, специфические микробиальные органические летучие соединения, аллергены в виде спор, специфические микотоксины, токсины клеточных стенок.
Среди причин возникновения и распространения грибкового поражения жилых зданий
по частоте встречаемости Роспотребнадзором указывается нарушение герметичности швов и промерзание стен (50,6%), залив (затопление) квартир (20,5%), нарушение технологии отделочных работ при ремонте (19,9%), нарушение гидроизоляции крыши и фундамента (8,9%).
Физическое загрязнение жилых помещений
В каждом доме, в офисах количество техники растет с невероятной быстротой. Во
многих помещениях происходит загрязнение окружающей среды электрическими
и магнитными переменными полями (ЭМП).
Особенно активно в настоящее время используются компьютеры и мобильные
телефоны (МТ). Возрастает интенсивность использования беспроводного доступа в
Интернет.

Опросы, проведенные среди студентов СЗГМУ им. И.И. Мечникова, показывают, что
за 10 лет существенно возросла интенсивность использования студентами мобильных
телефонов (МТ):
В 2002 г. только 60,6% имели МТ, в 2011 г. – 100%.
В 2011г. 27,6 % пользуются двумя и более МТ; 86,2% начали использовать МТ до 17
лет.
В 2002 г. 71,2% имели стаж использования МТ менее 1 года, в 2011г. – 62,0% – 6 и
более лет.
В 2002 г. – 3,9%, в 2011 – 15,6% разговаривают более часа в день.
У 80 % ночью телефон находится в непосредственной близости от головы.
39,5% используют 3G-интернет с телефона.
Установлено влияние сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения мобильных телефонов
на головной мозг, вестибулярный анализатор, сетчатку глаза, температуру кожи головы и
барабанную перепонку.
Международное агентство по изучению рака (МАИР) в мае 2011 г. при рассмотрении
ЭМП радиочастотного диапазона как фактора риска развития онкологических заболеваний
отнес ЭМП, создаваемые аппаратами сотовой связи, к категории «2b» – потенциальных
канцерогенов по рискам развития глиом (опухолей головного мозга) у пользователей при
длительной эксплуатации мобильных телефонов (более 10 лет).
Рекомендации по снижению воздействия электромагнитных полей
ЭМП компьютера
 Экранировать ЭМП компьютера.
 Оптимизировать электрические сети.
 Эффективно заземлять все элементы компьютерного комплекса.
 Оптимизировать размещение рабочих мест в помещении.
Беспроводные интерфейсы
 Включать только на время доступа в сеть.
 Располагать на максимальном от себя удалении.
 Обеспечивать им наиболее благоприятные условия приема.
 Использовать только в случае крайней необходимости.
Мобильные телефоны
 Не использовать для длительных разговоров.
 Держать на максимальном от себя удалении во всех режимах работы.
 Отключать на время сна.
 Использовать только для разговоров.
Наибольший вклад в сохранение и улучшение здоровья человека вносит здоровый
образ жизни.

Проведение анкет для учащихся и родителей

  Оформление плаката « Штурвал здорового образа жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему Всемирное наследие и окружающая среда.

Цель урока - 1 развитие навыков устной речи на основе прочитанного, расширение лексического запаса учащихся, совершенствование навыков аудирования: 2 создать условия для развитя знаний и понимания охр...

План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".

План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....

Благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.

Работа выполнена ввиде статьи, содержащей обощенные сведения о деятельности  учащихся по благоуствойству пришкольной территории....

Проект по обществознанию : "Качество окружающей природной среды - право и обязанность!"

В современном мире проблемы связанные с окружающей средой стали все более актуальными. Почему возникают данные проблемы? Причины этому, деятельность человека, которая иногда несет за собой непоправимы...

Проект по обществознанию на тему «Качество окружающей природной среды - право и обязанность!»

Данный проект призван помочь в просвещении граждан о их правах и обязанностях в  сфере - Право. Воспитывать правильно гражданскую позицию и помочь в сохранении качества окружающей среды и обеспеч...

План-конспект урока на тему: «Человек и окружающая среда»

Ты посмотри,Как любит нас Природа,А мы не замечаемЭтой красоты....

Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды

Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....