конспект урока биологии "Здоровье человека-показатель качества окружающей среды среды"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок окружающей среды и устойчивого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchei_sredy_i_ustoichivogo_razvitiya.docx | 9.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающей среды и устойчивого развития
« ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА – ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Разработала : учитель биологии Аммосова С.В.
Задачи:
- показать роль здоровья в жизни человека;
- раскрыть понятия здоровья, здорового образа жизни;
- сформировать культуру здорового образа жизни.
Вопросы сохранения здоровья людей занимают одно из центральных мест в
деятельности ООН по достижению «Целей Тысячелетия в области Развития» программы, принятой всеми странами мира и всеми ведущими организациями развития в мире до
2015 г.
Вопросы для обсуждения:
∙ Что такое здоровье человека?
∙ Каковы основные факторы риска здоровью?
∙ Как оценить риск здоровью в собственном доме?
∙ Что такое образ жизни и как сделать его «здоровым»?
∙ Каковы основные признаки «здорового» города?
Пословицы: ( составить из слов пословицы)
- Здоровье- дороже денег
- Здоров будешь-всего добудешь
- Крепок телом- богат делом
- Болен лечись, а здоров берегись
- В здоровом теле – здоровый дух
В первую очередь человек обращает внимание на то, что у него «болит».
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.
Однако, помимо физических недугов, здоровый человек способен справляться со
сложными обстоятельствами своей жизни, сохранять хорошее настроение, успешно учиться
С первых шагов жизни наше сознание начинает оценивать риск здоровью. С возрастом
накапливаются знания, и мы представляем, что «полезно» и что «вредно» для нашего
Определение риска здоровью позволяет принять правильные решения, направленные
на сохранение собственного здоровья, оздоровление окружающей среды городов, жилых
помещений, офисов и др.
Во второй половине XX в. были определены четыре основные группы факторов риска
здоровью, и ВОЗ установлены ориентировочные цифры удельного веса отдельных групп
факторов, влияющих на здоровье: образ жизни – 50%; наследственность – 20%; окружающая среда – 20%; организация здравоохранения – 10%.
Понятие «оценка риска здоровью» является достаточно новым. А вот слово «гигиена»
знакомо практически каждому человеку. Оно происходит от греческого слова hygieinos, что переводится как «целебный, приносящий здоровье».
Гигиена изучает влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Ее задача
– предупредить болезнь, создать благоприятные условия для жизни и работы людей. Гигиена санитарно-гигиенические нормы, которые сохранения здоровья.
Умение оценивать риск здоровью в собственном доме позволит каждому из нас
научиться находить пути улучшения качества окружающей среды.
Основные источники химического загрязнения жилых помещений
50% – строительные материалы (фенол, формальдегид, стирол, содержащиеся в
смоле древесно-стружечных плит, мастиках, шпатлевках, облицовочном пластике и др.);
20% – загрязнители атмосферного воздуха;
15% – антропотоксины;
10% – бытовые процессы;
5% – неучтенные источники.
Химическое загрязнение воздушной среды, помимо постороннего запаха, может
вызвать головную боль, повышенную утомляемость, жжение в глазах, носоглотке, снижение иммунитета, аллергические реакции и др.
Приобретение качественных строительных материалов для ремонта, а также мебели,
ежедневная борьба с пылью, влажная уборка, регулярное проветривание помещений,
озеленение своего дома должно быть непременным правилом для всех!
Биологические факторы риска внутрижилищной среды
Плесневые грибы – 94% квартир.
Дрожжи – 44% квартир.
Клещи бытовой пыли (постельные принадлежности – 29%, паласы – 26%, подушки и
кресла– 19%) – 50% квартир.
Микроорганизмы и биоаэрозоли выделяют неспецифические летучие органические
соединения, специфические микробиальные органические летучие соединения, аллергены в виде спор, специфические микотоксины, токсины клеточных стенок.
Среди причин возникновения и распространения грибкового поражения жилых зданий
по частоте встречаемости Роспотребнадзором указывается нарушение герметичности швов и промерзание стен (50,6%), залив (затопление) квартир (20,5%), нарушение технологии отделочных работ при ремонте (19,9%), нарушение гидроизоляции крыши и фундамента (8,9%).
Физическое загрязнение жилых помещений
В каждом доме, в офисах количество техники растет с невероятной быстротой. Во
многих помещениях происходит загрязнение окружающей среды электрическими
и магнитными переменными полями (ЭМП).
Особенно активно в настоящее время используются компьютеры и мобильные
телефоны (МТ). Возрастает интенсивность использования беспроводного доступа в
Интернет.
Опросы, проведенные среди студентов СЗГМУ им. И.И. Мечникова, показывают, что
за 10 лет существенно возросла интенсивность использования студентами мобильных
телефонов (МТ):
В 2002 г. только 60,6% имели МТ, в 2011 г. – 100%.
В 2011г. 27,6 % пользуются двумя и более МТ; 86,2% начали использовать МТ до 17
лет.
В 2002 г. 71,2% имели стаж использования МТ менее 1 года, в 2011г. – 62,0% – 6 и
более лет.
В 2002 г. – 3,9%, в 2011 – 15,6% разговаривают более часа в день.
У 80 % ночью телефон находится в непосредственной близости от головы.
39,5% используют 3G-интернет с телефона.
Установлено влияние сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения мобильных телефонов
на головной мозг, вестибулярный анализатор, сетчатку глаза, температуру кожи головы и
барабанную перепонку.
Международное агентство по изучению рака (МАИР) в мае 2011 г. при рассмотрении
ЭМП радиочастотного диапазона как фактора риска развития онкологических заболеваний
отнес ЭМП, создаваемые аппаратами сотовой связи, к категории «2b» – потенциальных
канцерогенов по рискам развития глиом (опухолей головного мозга) у пользователей при
длительной эксплуатации мобильных телефонов (более 10 лет).
Рекомендации по снижению воздействия электромагнитных полей
ЭМП компьютера
∙ Экранировать ЭМП компьютера.
∙ Оптимизировать электрические сети.
∙ Эффективно заземлять все элементы компьютерного комплекса.
∙ Оптимизировать размещение рабочих мест в помещении.
Беспроводные интерфейсы
∙ Включать только на время доступа в сеть.
∙ Располагать на максимальном от себя удалении.
∙ Обеспечивать им наиболее благоприятные условия приема.
∙ Использовать только в случае крайней необходимости.
Мобильные телефоны
∙ Не использовать для длительных разговоров.
∙ Держать на максимальном от себя удалении во всех режимах работы.
∙ Отключать на время сна.
∙ Использовать только для разговоров.
Наибольший вклад в сохранение и улучшение здоровья человека вносит здоровый
образ жизни.
Проведение анкет для учащихся и родителей
Оформление плаката « Штурвал здорового образа жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему Всемирное наследие и окружающая среда.
Цель урока - 1 развитие навыков устной речи на основе прочитанного, расширение лексического запаса учащихся, совершенствование навыков аудирования: 2 создать условия для развитя знаний и понимания охр...
План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".
План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....
Благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.
Работа выполнена ввиде статьи, содержащей обощенные сведения о деятельности учащихся по благоуствойству пришкольной территории....
Проект по обществознанию : "Качество окружающей природной среды - право и обязанность!"
В современном мире проблемы связанные с окружающей средой стали все более актуальными. Почему возникают данные проблемы? Причины этому, деятельность человека, которая иногда несет за собой непоправимы...
Проект по обществознанию на тему «Качество окружающей природной среды - право и обязанность!»
Данный проект призван помочь в просвещении граждан о их правах и обязанностях в сфере - Право. Воспитывать правильно гражданскую позицию и помочь в сохранении качества окружающей среды и обеспеч...
План-конспект урока на тему: «Человек и окружающая среда»
Ты посмотри,Как любит нас Природа,А мы не замечаемЭтой красоты....
Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды
Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....