План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt-uroka-sidnevoj-sv.doc | 252.5 КБ |
prilozhenie-1.doc | 24.5 КБ |
prilozhenie-2.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61»
План – конспект
урока биологии
8 класс (ФГОС)
Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Сиднева Светлана Владимировна
учитель биологии
город Новокузнецк – 2015 год
План – конспект урока по биологии
Учитель: Сиднева Светлана Владимировна
Класс: 8 класс
Тип урока: урок введения нового знания;
Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав»
Цели:
1.Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.
2. Образовательная: формирование представлений о крови как внутренней среде организма; роли и значении крови в жизнедеятельности организма человека.
Задачи: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
Учебно-методическое обеспечение: микропрепараты крови человека и лягушки; микроскопы; презентация
Этап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Планируемые результаты | Форма организа-ции урока |
Актуализация знаний. Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни. Клод Бернар | Создание «мобильных групп» по желанию учащихся. Создание проблемной ситуации. -Много ли жидкости в организме человека? -Почему говорят, что человек состоит из воды? | Предполагают, формулируют гипотезу о том, много ли жидкости в организме человека Презентуют работу группы | К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Групповая |
Совместное исследование проблемы | 1микропрепарат (кровь человека). Опорные тексты по данной теме (приложение №1). Работа с текстом и ответы на вопросы: – Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»? - Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма? – Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови? -С помощью, каких методов можно изучать внутреннюю среду организмов? -Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата? Учитель определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске. | Работают с информацией, микроскопом, | П: умение работать с источниками биологической информации; Р: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Работа в парах |
Целеполагание | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Презентация плана урока. Слайд №2 | Формулируют тему урока, Уточняют «знания и незнания» | К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний. Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Фронталь-ная |
Изучение нового материала | 1.Раздает вырезанные из цветной бумаги фигуры форменных элементов крови (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты) – формирует группы сменного состава по названию элемента крови. 2. Раздает текст (материал приложения 3). 3. Раздает инструкции к групповой работе | Характеризуют различные формы строения элементов клетки крови, изображенные на рисунках используя только прилагательные.
1 группа Изображают в виде схемы процесс свертывания крови при помощи тромбоцитов. Составляют план ответа 2группа Формулируют и записывают определение “Эритроцит – это…”, Какие условия являются неблагоприятными для эритроцитов? Изображают строение эритроцита. 3 группа Определяют форму и значение лейкоцитов. Составляют схему действия лейкоцитов в случае проникновения в кровь антител. | П: конструируют новый способ действия и формируют понятия К: проводят коллективное исследование | Групповая |
Заслушивает представителя групп с результатами работы. Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее. 4.Структурирует материал в виде схемы (кластера) | Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера). | Р: Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату; К: участвуют в обсуждении содержания материала | Групповая | |
Применение общего способа действия для решения частных задач | Предлагает выполнить задания
2. Определить виды лейкоцитов по их назначению. 3. Выполнить лабораторную работу «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки». (Работа с микроскопами и презентацией) 4. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Выполняют задание.
Выполняют задание в группах, заполняют таблицу и затем обсуждают. Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения | П: отработка операций, в которых допущены ошибки, применяют новый способ. Р: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | Работа в парах |
Рефлексия | 1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом: - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание: §14, схемы в тетради. Подготовить рассказ по темам: 1. Группы крови человека. 2. R-фактор. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | П: анализируют, контролируют и оценивают результат, К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий Л: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. | Фронталь-ная |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
“Внутренняя среда организма»
Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма. Внутренняя среда организма относительно постоянна по своему составу и химическим и физическим свойствам. Термин «внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878 г).
Состав внутренней среды:
Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.
Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость. В ней содержатся белки, жиры, фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты, лимфоциты. Состав лифы изменяется в зависимости, какую функцию ей приходится выполнять в определенный период.
Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и, наоборот, выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Состав тканевой жидкости меняется в зависимости от проницаемости кровеносных и лимфатических капилляров, от особенностей обмена веществ клеток и тканей.
Гомеостаз – постоянный состав внутренней среды.
Состав крови:
Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.
Плазма – жидкое межклеточное вещество. Форменные элементы – это клетки крови.
Плазма составляет 50-60% объема крови, она на 90% состоит из воды, на 9% – из органических веществ (белки, жиры, глюкоза, мочевина), на 0,9 % – из неорганических веществ.
К форменным элементам относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в процессе развития. «Эритрос» – красный, «китос» – клетка. Поэтому получили такое название. Цвет зависит от особого вещества гемоглобина, в состав которого входит железо (Fe – оно и придает красный цвет) и белок.
В лёгких гемоглобин способен присоединять к себе кислород и становиться оксигемоглобином, кровь, обогащенная кислородом, имеет ярко-алый цвет и называется артериальной.
В тканях это соединение распадается – кислород используют клетки организма, а гемоглобин присоединяет к себе углекислый газ и возвращается в лёгкие, кровь обогащенная СО2 имеет более темный цвет и называется венозной.
Основное значение эритроцитов – транспорт газов, их двояковогнутая форма и отсутствие ядра способствует их большему захвату. В 1 куб.мм. 4-5 млн. эритроцитов. Живут приблизительно 4 месяца. За 1сек. гибнет до 3 млн. Образуются в красном костном мозге.
Лейкоциты или белые кровяные клетки «Лейкоз» – белый. Являются ядерными клетками, непостоянной формы, способны к активному передвижению.
Количество лейкоцитов в 1 куб.мм. крови может сильно варьировать 4-8 тысяч в зависимости от состояния организма, при попадании в организм инфекции их число редко возрастает. Продолжительность жизни от 1 дня до нескольких месяцев (лимфоциты более 20 лет). Образовался в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах. Основная функция защита от болезнетворных микробов путем – фагоцитоза; выработка антител – создавая иммунитет. Количество лейкоцитов в крови в тысячу раз меньше чем эритроцитов.
Известны различные виды:
Лимфоциты – встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами. Основная функция распознавание чужеродных веществ – антигенов (бактерии, вирусы) и выработка особых химических веществ – антител (создавая иммунитет) для уничтожения антигенов.
Фагоциты (клетки пожиратели) способные к движению при помощи ложноножек, как амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают. Это явление было открыто и подробно изучено русскими учеными И.И.Мечниковым в 1863 году и названо фагоцитозом.
Тромбоциты «Тромбо» – сгусток, комок. Кровяные пластинки (обломки большой клетки), безъядерные. Формируются в красном косном мозге, продолжительность жизни 8-12 дней в 1 куб.мм. 200-400 тысяч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 8 классе "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав"
Презентация к уроку в 8 классе "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав"...
Урок анатомии. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
Задачи урока:1.Показать, что внутренняя среда организма, состоящая из крови, тканевойжидкости и лимфы, представляет собой единую систему2.Сформировать первоначальное понятие о составе крови...
Разработка поурочного материала на тему "Внутренняя среда. Значение крови её состав".
Урок. Внутренняя среда. Значение крови её состав. Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в...
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав» (методическая разработка урока биологии в 8 классе)
Урок биологии проведен в 8 классе в котором обучается 21 человек. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная. Уровень учебной мотивации средний, часть учащихся имеют не в...
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...
Урок биологии 8 класс. “Внутренняя среда. Значение крови и ее состав”.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать в ходе урока у учащихся новые понятия о внутренней среде, составе и функциях крови, продолжить развивать умения у обучающихся вы...
Внутренняя среда. Значение крови и её состав
Технологическая карта откытого урока предназначена для учителй, работающих в 8 классе. Деятельностная цельФормировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых ...