УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Новак Светлана Владимировна

Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, формирует у школьников экологическое сознание , понимание роли человека в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

                                 УРОК БИОЛОГИИ  11 класс

Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Цель занятия: раскрыть понятия «экология», сформировать у учащихся представления об экологии как науке,  углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание , понимание роли человека в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о задачах экологии, среде обитания организмов и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: словесный, беседа, практический.

Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация занятия , тестовые задания, информационные карты, задания для самостоятельной работы, гербарий растений.

 

План урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление знаний учащихся

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

- взаимные приветствия педагога и учащихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности учащихся.

ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.

Учитель:

Что такое дом?

(слайд 1)

Куда вы возвращаетесь после школы? Дом – это здание, где мы живём. Это там, где наши родители. Это место, куда хочется прийти. Что вы считаете своим домом, когда уезжаете в чужой город? В чужую страну? Что считают своим домом космонавты, улетая в космос? Общий дом для всех людей на земле – планета Земля.(слайд2)

Где ты живёшь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Серёжа ответил:

Живу я в квартире,

Номер её 324,

Дом на Садовой

Этого мало –

Город мне свой назови для начала,

Город Москва на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке,

Тянутся к лесу сады и поля,

Очень красивая наша Земля!

Понял, дружище, вот он, твой дом,

Светлый, красивый, большой!

- Один ли человек вправе считать планету Земля своим домом? Кто наши соседи по планете?

Дом должен быть чистым, тёплым, уютным, светлым. Так ли это на самом деле?

- Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?

Леса горят, реки и озёра загрязняются, исчезают навсегда растения и животные.Угроза жизни не только растениям и животным, но и самому человеку. От всех нас, людей , требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым, уютным и тем самым обеспечив существование человеку и всему живому. Поэтому сейчас большое внимание уделяется самой «домашней», самой жизненной, самой близкой каждому науке, науке о доме, нашем общем доме – планете Земля».

- Назовите эту науку.

- Что изучает эта наука?

Верно, наука экология, изучает взаимодействие живых организмов и среды обитания, влияние деятельности человека на природу; последствие этой деятельности, учит общению человека с природой, пониманию необходимости ее защиты и охраны.

Цель нашего урока – раскрыть понятия «экология», какова роль экологии в настоящее время, почему её необходимо изучать, углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях их влияния  на живые организмы.

III - Изучение новой темы

1. Учитель:

Современное определение экологии звучит следующим образом:

ЭКОЛОГИЯ -- НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ МЕЖДУ СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ; О СВЯЗЯХ В НАДОРГАНИЗМЕННЫХ СИСТЕМАХ, О СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭТИХ СИСТЕМ. (слайд3)

-Запишите определение науки.

Экология – это наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между человеком и природой. Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука) , дословно «наука о местообитании». Термин «экология» ввёл в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина, Э.Геккель в 1866 году.(слайд4)

Если же говорить проще, то экология изучает отношения организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество разнообразных связей. Организмы же благодаря этим связям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы_ (популяции, биоценозы, экосистемы - о них  речь пойдет на последующих уроках.  Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи.

2. Сообщение уч-ся:«Развитие экологии, как науки. Роль экологии в современном обществе.»

Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками- химией, физикой, географией, математикой, геологией, почвоведением.

Предметом экологии является совокупность связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того в область её изучения входят: отдельные виды организмов, популяции и биосфера в целом..

Основной частью экологии является общая экология, в её составе выделяют следующие разделы:

- аутэкология - изучает взаимоотношения отдельной особи (представителей вида) с окружающей ее (их) средой; определяет пределы устойчивости и предпочтения вида по отношению к различным экологическим факторам;

- популяционная экология (демоэкология )-- изучает популяции отдельных видов, взаимоотношения популяций с окружающей их средой, изучает демографию и ряд других характеристик популяций в свете их отношений с окружающей средой;

- синэкология – изучает взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой. (слайд 5)

С точки зрения фактора времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную.

На стыке экология и других научных дисциплин (медицины, педагогики, юриспруденции, химии, технологии, агрономии) рождаются новые научные направления: инженерная экология, геоэкология экология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, космическая экология. В широком смысле слова экология выходит за рамки чисто биологической отрасли знаний.

В экологии выделяют экологию различных систематических групп (экология грибов, экология растений, экология млекопитающий и т.д.), сред жизни (суши, почвы, моря и т.п)

Особо следует отметить такой раздел как социальная экология - то есть экология человеческого сообщества, изучающая взаимоотношение социума и Природы.

В последнее время стало ясно, что нельзя организовывать природопользование и охрану природы, не применяя экологических методов и не используя экологические знания. Только знание о взаимосвязи природных объектов, об устойчивости природных систем может определить возможные механизмы взаимодействия с ними. Этим и объясняется справедливый всеобщий интерес к экологии, как науке о взаимосвязях живых организмов и окружающей их среды.

3. Среда обитания.

- Что называется средой обитания?

(слайд6)

- Какие среды обитания вы знаете?

(слайд7)

Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды мы будем рассматривать как экологические факторы. Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействие разнообразных экологических факторов.

3 . Экологические факторы

(слайд8)

Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами. В современной экологии выделяют три группы факторов

(слайд 9)

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим абиотические факторы. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?

4 . Свет в жизни организмов.

Из физики мы знаем, что из, поступающей на Землю солнечной энергии до 19% света рассеивается в атмосфере (парами и пылью, молекулами газов), около 34% отражается от атмосферы (от облаков) в космическое пространство и только 47% солнечной энергии достигает биосферы.

Ионизирующее излучение почти полностью задерживается верхними слоями атмосферы. Доля ультрафиолетовых лучей составляет около 1%. Остальное количество поступающей на землю лучистой энергии распределяется практически поровну на видимую и инфракрасную части спектра. Экологическое значение невидимых лучей изучено еще слабо. Известно, что воздействие ионизирующего излучения связано с радиоактивностью; особенно выражено в последние десятилетия в связи с техногенными загрязнениями и катастрофами и проявляется на клеточном уровне (мутагенный эффект), влияет на обмен веществ.

Ультрафиолетовые лучи в умеренных дозах стимулируют рост и размножение клеток, способствуют синтезу биологически активных веществ, витаминов, антибиотиков и тем самым повышают устойчивость к болезням. УФ с длиной волн 300-320 нм способствуют выработке витамина D, регулирующего обмен витаминами С и Р. Этим обеспечивается нормальное развитие скелета. Наиболее велико влияние этих витаминов на растущее поколение. Многие звери по утрам выносят из нор своих детенышей на солнце (барсуки, лисы, волки). У птиц – “солнечное купание”. Передозировка УФ вредна, особенно для деления клеток, поэтому используют УФ для дезинфекции помещений. Как защита от излишних доз УФ, при длине волны 320–330 нм в коже человека и других млекопитающих образуется пигмент меланин (загар).

Инфракрасное излучение (ИК) воспринимается всеми организмами как тепло. Воздействуя на тепловые центры нервной системы животных, эти лучи регулируют окислительные процессы и двигательные реакции в отношении источников тепла.

Только на свету идет процесс фотосинтеза растений. Фотосинтез растений, обеспечивающий планету главным биологическим ресурсом – органическим веществом.

По отношению к свету растения и животные делятся на группы:

(cлайд10)

  • Гелиофиты -  виды открытых мест (дуб монгольский, сосна могильная, береза белая, кустистые лишайники, овсяница овечья, клевер ползучий, подсолнечник и др.), в сухих местах обычно образуют разреженный и невысокий покров. При интенсивности до 13,5%, свет оказывает стимулирующее действие на рост растений, при большей – действует угнетающе. У гелиофитов высоки траты на дыхание. Характерные признаки: листья плотные, кожистые, иногда блестящие с толстой кутикулой, хвоя утолщенная, укороченные побеги, опушение, на листьях и побегов сизый восковой налет – все это защищает лист от перегрева и интенсивного испарения. Обычны темно-зеленый цвет листьев, для трав – розеточные формы.
  • Сциофиты (теневые) – не выносят сильного освещения, растут под пологом леса при сильном затенении (лесное разнотравье, папоротники, мхи, плауны, кислица, хвощи, подрост хвойных), при выставлении на простор жизненность их резко ухудшается. Представлены в основном лесными травами. Характерные признаки: нежные тонкие листья с тонкой кутикулой, обычно матовые, неопушенные, более светлого цвета, чем у растений открытых мест, побеги вытянутые. Устьиц на единицу площади меньше.
  • Факультативные гелиофиты (теневыносливые) занимают промежуточное положение между двумя группами. Легко переносят небольшое затенение. Эффективно используют боковое освещение (рассеянное), для листьев характерно мозаичное расположение. Это большинство лесных растений (клены, липы, лианы, многие травы, кустарнички).

Из животных различают:

  • Дневные животные, преимущественно  ведущие дневной образ жизни.(слайд11)
  • Ночные животные – совы, некоторые грызуны. Ночью ночные животные, с другой стороны, только выходят. У многих из этих животных есть особенно развитый смысл видения, которое помогает им видеть в темноте, и у них часто есть превосходное слушание. Есть многие причины для животного, чтобы быть ночными; ночью много животных пустыни, например, активны, потому что это более прохладно, и их норма водной потери уменьшена в результате. Два известных ночных животных - летучие мыши и совы.
  • Сумеречные животные, предпочитающие сумерки другому времени дня.  Когда животное, как говорят, является сумеречным, это активно в течение часов сумерек на рассвете и сумрака. Слово "сумеречный" получено из латинского слова, что означает "сумерки". Много животных используют в своих интересах сумерки, чтобы питаться, искать воду, и участвовать в других поведениях, потому что они знают, что хищники не столь активны в сумерках. Видимость является также стимулирующей на рассвете и сумрак, облегчающий для животных скрыться от потенциальных угроз. Кролики и кошки, хомяки, ушастые ежи, крысы и мыши  являются  сумеречными.

Учитель: Ребята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге – светлоокрашенные.

Учащиеся. Черный цвет поглощает тепло, а гадюки нагревают тело на солнце, поэтому за полярным кругом гадюки темноокрашенные.

 Учитель: Верно ребята. Вы знаете, что рептилии холоднокровные и темноокрашенные быстро нагреваются и становятся более активными. Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено.

5. . Температура в жизни организмов (слайд12)

Тепло один из наиболее важных факторов, определяющих существование развитие и распространение организмов по Земному шару. При этом важно не только количество тепла, но и распределение его в течение суток, вегетационного сезона, года. Приход тепла к разным участкам планеты, естественно, неодинаков, с удалением от экватора не только снижается поступление его, но и увеличивается амплитуда сезонных и суточных колебаний.

Температурные пределы, в которых может протекать жизнь, составляет всего 300°, от -200°С до +100°С, но для большинства организмов и физиологических процессов этот диапазон еще уже – от 39° в море (-3,3 – +35,6°С) до 125° на суше (-70 – +55°С). Нормальное строение и работа белка осуществляются при 0-+50°С. Значение температуры заключается в том, что она изменяет скорость протекания физико-химических реакций в клетках, а это отражается на росте, развитии, размножении, поведении и во многом определяет географическое распространение растений и животных.

По отношению к температуре все организмы делятся на криофилы (холодолюбивые) и термофилы (теплолюбивые).

Криофилы не выносят высоких температур и могут сохранять активность клеток при -8-10°С (бактерии, грибы, моллюски, членистоногие, черви и др.). Они населяют холодные и умеренные зоны земных полушарий. ПРИМЕР. В условиях Крайнего Севера, в Якутии деревья и кустарники не вымерзают при – 70°С. “Рекордсмен” – лиственница даурская. За полярным кругом при такой же температуре выживают лишайники, некоторые виды водорослей, ногохвостки, в Антарктиде – пингвины. Семена и споры многих растений, нематоды, коловратки переносят замораживание до температуры близкой к абсолютному нулю (271°С). Животные больших глубин переносят температуры около 0°С.

Термофилы приспособились к условиям высоких температур, обитают преимущественно в тропических районах Земли. Среди них также преобладают беспозвоночные (моллюски, членистоногие, черви и др.), многие из которых живут только в тропиках. ПРИМЕР. Пресмыкающиеся, некоторые виды жуков, бабочек выдерживают температуру до 45–50°С. В пустыне Палестины максимальная активность у кузнечиков наблюдается при 40-градусной жаре. В горячих источниках Калифорнии при температуре 52°С обитает рыба – пятнистый ципринодон, а на Камчатке при 75–80°С живут сине-зеленые водоросли. Верблюжья колючка, кактусы переносят нагревание воздуха до 70°С.

Как же происходит адаптация растений к различным неблагоприятным температурам?

Они приспосабливаются с помощью анатомо-морфологических и физиологических механизмов. К анатомо-морфологическим адаптациям растений к холоду относится:

маленький рост при сохранении больших размеров репродуктивных органов. (ива полярная, березка арктическая, многочисленные арктические растения).

Формирование укороченных побегов(у лиственницы, ивы).Ива чукотская и дуб монгольский адаптируются при помощи неопадения отмерших листьев с крон. Береза шерстистая, лапчатка земляниколистная, прострелы, лиственница курильская опушают побеги и листья.

При высоких температурах растения утолщают покровную ткань, и образует восковой налет на листьях - это уменьшает интенсивность испарение воды, образует толстый слой кутикулы, имеют толстый слой пробкового слоя для изоляции камбия от перегрева, листья принимают вертикальную ориентацию и имеют войлочное опушение. В холодных районах растут, в основном многолетники, в жарких – много однолетников.

И наконец, физиологические (биохимические) адаптации к ним относится:

снижение интенсивности транспирации, уменьшающее теплоотдачу;

накопление в клетках сахаров и других веществ, увеличивающих концентрацию клеточного сока; накопление в клетках антоцианов, обеспечивающих в холодное время сезона красный цвет и оттенки фотосинтезирующего аппарата (побеги шиповника ветрениц и тополя);

выделение веществ, зачерняющих поверхность вокруг стволов .

Учитель: -  Какую роль играет вода в жизни живых организмов. Для этого посмотрим небольшой видеоролик о значении воды для живых организмов. (Видеоролик “Значение воды в жизни организмов” 1мин.).

В видеоролике вы увидели, какое значение вода играет в жизни живых организмов.

6. Влага в жизни организмов. (слайд13)

Вода – основа клеток, тканей, растительных и животных соков. Только при наличии воды в организме протекают процессы фотосинтеза, терморегуляции, обменных процессов. Наиболее высоко содержание воды в периоды активной жизнедеятельности и в молодом возрасте.

Но и в состоянии покоя растения не теряют влагу полностью. В сухих лишайниках содержится до 5–7% воды, в зерновках злаков – 12–14%. Независимо от климата и почвенных условий в течение года всегда можно выделить такие периоды в развитии растений, за исключением  растений влажных тропиков, когда они испытывают дефицит влаги. При остальных благоприятных условиях он сильно сказывается на росте и развитии растений, обусловливает их низкорослость и бесплодие.

В процессе эволюции у растений и животных выработался многочисленные сложные приспособления, позволяющие поддерживать водный баланс и обеспечивать экономное расходование воды. Растения пустынь и степей приспособились к острому дефициту влаги, болотные и влажно-тропические растения – к избытку, а лесным видам необходима высокая влажность воздуха и умеренная влажность почв. Как и в отношении остальных факторов, эти приспособления-адаптации группируются в анатомо-морфологические, физиологические и поведенческие. Источниками влаги для растений служат запасы ее в почве и атмосфере (осадки, туманы, конденсаты), для наземных животных – вода в водоемах, водяные пары в атмосфере и сочная пища. Влажный воздух обладает хорошей теплопроводностью. При высокой влажности в холодном воздухе у гомотермных животных усиливаются процессы метаболизма, а у пойкилотермных животных и растений они замедляются. В сухом воздухе при низкой температуре охлаждение происходит медленнее, а в сухом и жарком воздухе активизируются процессы терморегуляции, усиливается испарение с поверхности. Во влажном и жарком воздухе испарения с поверхности резко падает и высока вероятность нагрева организма до температуры воздуха (перегрев). Наиболее благоприятные условия складываются в диапазоне температур 17–23°С и в диапазоне относительной влажности воздуха 85–100%.

Существуют экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.

 (слайд 14,15)

По отношению к водному режиму экотопа (экотоп – совокупность факторов местообитания) растения делятся на влаголюбивые (гигрофиты), сухолюбивые (ксерофиты) и умеренно влаголюбивые (мезофиты).

  • Гигрофиты (калужницы, болотные осоки, злаки, папоротник оноклея чувствительная, белозор, росянка, недотрога обыкновенная, все бальзамины, аир, белокрыльник, рдесты, рогоз, сфагны, рис, кислица) обитают в очень влажных местах и обладают низкой засухоустойчивостью. У них всегда открыты устьица и процесс транспирации регулируется слабо. Устьца располагаются с обеих сторон, немногочисленны. Листья крупные тонкие. Потеря 15-20% запаса воды для них невосполнима. Они растут или в глубокой тени по пологом влажного леса (теневые гигрофиты) или на открытом месте на переувлажненных или покрытых водой почвах (световые гигрофиты). Для них характерны толстые слаборазветвленные корни с минимальным количеством сосущих корней. В органах обилие воздушных полостей (аэренхима) для аэрации тканей.
  • Мезофиты – способны непродолжительно переносить незначительные почвенную и атмосферную засухи. К ним относятся луговые и многие лесные травы (лиственные и хвойные деревья лесов умеренной полосы, многие кустарники, большинство сельскохозяйственных культур).Устьица расположены на нижней стороне листьев. Листья большие с умеренно развитыми тканями. Благодаря регулированию устьичной транспирации, характеризуются большой пластичностью по отношению к условиям увлажнения. Могут расти вместе с гигрофитами и с ксерофитами, приобретая черты близкие той или другой группе. Для них типичны хорошо развитые корневые системы смешанного типа, с густой сетью сосущих корней.
  • Ксерофиты – растения сухого и жаркого климата и местообитаний – пустынь, степей, саванн, в лесной зоне – растения сухих сосняков и широколиственных лесов на крутых южных склонах. Они не выносят переувлажнения, но хорошо приспособились к длительным засухам. Для них характерны два способа преодоления засухи: активное регулирование водного баланса и способность выносить сильное иссушение тканей. У ксерофитов очень мощные корневые системы – по массе в 9-10 раз превышают надземные органы.
  • Виды с наиболее выраженными перечисленными свойствами представлены склерофитами (от греч. «склеро» – твердый, жесткий; саксаул, чертополох, полыни, ковыли, молочаи). Устьиц много, но они при недостатке воды закрываются. Растения могут полностью терять все листья и до 15% воды. В клетках склерофитов преобладает связанная вода. Растения наших мест обитания.

-  Другая большая группа ксерофитов – суккуленты (от лат. «суккулентус» - сочный, жирный), растут в жарком сухом климате там, где проходят кратковременные, но сильные обильные ливни. Во время дождей накапливают в листьях (алоэ, агавы, молодило) или стеблях (молочаи, кактус опунция) большие запасы воды, а потом медленно ее расходуют. Устьиц мало, они мелкие, в углублениях, и открываются только ночью.

  • В северных широтах и высоко в горах аналоги ксерофитам – психрофиты (влажные и холодные места – мхи, багульник болотный, андромеда) и криофиты (сухие и холодные места – лишайники, вересковые кустарнички, брусника). Они испытывают недостаток влаги из-за физиологической недоступности почвенной влаги, обусловленной низкими температурами почв.
  • Тропофиты – в жарких районах с чередованием засушливого и влажного сезонов (баобабы в Африке), растения сбрасывают листву и пребывают в состоянии глубокого покоя летом.
  • Эуксерофиты – растения степей с розеточной формой листьев (кошачья лапка) и сильным опушением листьев. В сухих дубняках в верхней части южных склонов это характерно для полыни побегоносной . Стипоксерофиты – тоже растения степных экосистем («стипо» – степь), узколистные, дерновинные злаки (вейники, типчаки, тонконог, мискантус), из с/х культур – кукуруза. Они слабо транспирируют, в сухую погоду листья сворачиваются в трубочку. Растения наших мест обитания.
  • Эфемеры (весенние и осенние) – однолетние растения (незабудка песчаная, вероника весенняя, маки альпийские, в Приморье на горе Ольховая – офелия), и эфемероиды – многолетние растения (крокусы, тюльпаны, прострелы), тоже обитатели засушливых местообитаний. Они избегают летних засух в связи с особенностями жизненных циклов. В короткие сроки – за 15-30 дней, растения успевают пройти весь жизненный цикл и уйти на покой до следующей весны.  Эфемерами могут быть и животные – в Приморье бабочки-поденки, в Африке рыбы, обитающие в небольшие водоемах – африканские нотобранхи.

Среди животных тоже можно выделить три экологических группы, но из-за подвижного образа жизни они выражены неявно.

 (слайд 16)

  • Гигрофилы – не могут накапливать и долго удерживать в тканях запасы воды – многие членистоногие: мокрицы, ногохвостки, комары, белоножки (гнус), а также наземные моллюски и амфибии. Нуждаются в постоянно высокой влажности воздуха.
  • Мезофиллы – животные, обитающие в условиях умеренной влажности. Их большинство, как среди насекомых, так и среди млекопитающих.
  • Ксерофилы – сухолюбы и термофилы одновременно, не переносят высокую влажность воздуха. У них хорошо развиты механизмы водообмена и функции удержания воды в теле. У пресмыкающихся отсутствуют кожные железы, из тела выделяется мочевая кислота, а не мочевина (для растворения мочевины нужно больше воды). У черепахи вода запасается в мочевом пузыре, грызуны воду получают с пищей. Верблюд, тушканчики, курдючные овцы воду получает в результате окисления жиров, при котором образуется метаболическая вода.

5. Толерантность. Лимитирующие факторы.

- Самостоятельная работа с учебником.

- Найдите ответ на вопрос: Что такое толерантность?

- Что такое кривая толерантности?

- Лимитирующие факторы (рассказ учителя):

Большинство экологических факторов постоянно изменяются во времени и пространстве, причём эта изменчивость может быть регулярной, периодической (например, смена суточной освещённости, сезонные изменения температуры, приливы и отливы, уменьшение количества кислорода при подъёме в гору и др.) или нерегулярной (изменения погоды, наводнения, лесной пожар)

Ограничивающий или лимитирующий, фактор- фактор, сильнее всего влияющий на популяцию (организм)

(Слайд  17)

Впервые на существование ограничивающих или лимитирующих, факторов обратил внимание немецкий химик Юстус Либих .

Правило Либиха или закон минимума Либиха

(Слайд  18)

6.Адаптация организмов

- Объясните, что означает термин адаптация?

- Приведите примеры разнообразных приспособлений (адаптаций) живых  организмов к влиянию различных экологических факторов:

1).Смена времен года, наступление светлого и темного времени суток или прилива и отлива.

2).Диапауза (состояние физиологического покоя) у насекомых, сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), изменение густоты меха у млекопитающих.

3). Миграции ( у перелетных птиц, северных оленей).

4).Анабиоз – временная и обратимая остановка жизненных процессов.

- Запишите определение понятие адаптация в информационную карту.

IV Закрепление знаний учащихся

1. Приведите примеры негативного воздействия абиотических факторов в условиях нашей местности.

2.Викторина

III   Домашнее задание.

1. параграф №74,76, вопросы, термины.

2.Выполнить задание. Вставьте в текст пропущенные слова.

Отношение к низким температурам характеризуются: ……………….. – длительно переносят низкие положительные температуры – от +1 до +10°С. Они выходцы из тропиков – хлопчатник, рис, баклажаны. …………………… – не гибнут при температуре от -1 до -7°С, хорошо переносят низкие температуры ниже 25°С. Все древесно-кустарниковые виды умеренных зон. ……………………. – переносят кратковременное образование льда между клетках, после оттаивания продолжают жить.

Отношение к высоким температурам характеризуется: ……………………………….. – растения солнечных сухих местообитаний, способные переносить кратковременное (до получаса) повышение температуры до +60°С без повреждения тканей. Самые выносливые – лишайники. ……………………… – низшие растения, живущие в термальных источниках (сине-зеленые водоросли, бактерии) стой до +90°С.

3.Творческое задание: Влияние биотических факторов на организмы 

                                    Викторина

  1. К какому фактору среды относится влажность воздуха (абиотический фактор);
  2. Считается ли свет ограничивающим фактором для растений в океане на глубине 6000 метров? (да);
  3. Правильно ли звучит закон ограничивающего фактора – из всех факторов, действующий на организм, наиболее важен тот, значение которого  больше всего отклоняет от оптимального. (да);
  4. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора? (полностью никогда);
  5. Является ли температура ограничивающим фактором для растений в пустыне летом? (нет);
  6. Хищничество относится к абиотическому или биотическому фактору? (абиотическому);
  7. Для скворца зимой, можно ли считать пищу ограничивающим фактором? (да);
  8. Из перечисленных  видов растений выберите наименее устойчивый к вытаптыванию – ландыш майский, плаун булавовидный; (плаун булавовидный);
  9. Является ли соленость воды ограничивающим фактором для речной обыкновенной щуки в черном море? (да);
  10. К какому фактору, можно отнести вырубку леса? (антропогенный фактор);
  11. Из перечисленных видов растений выберите наиболее устойчивый к вытаптыванию: подорожник большой и одуванчик лекарственный; (подорожник большой);
  12. Для кабана зимой в северной тайге, какой фактор будет ограничивающим высота снежного покрова или температура? (высота снежного покрова);
  13. Можно ли отнести давление воздуха к биотическому фактору? (нет, относится к абиотическому);
  14. Правильно ли звучит закон оптимума – любой экологический фактор имеет определенные приделы отрицательного влияния на живые организмы.  (Нет. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определеннее пределы положительного влияния на живые организмы);
  15. Как называют условия близкие к критическим точкам и особенно тяжелы для выживания? (Такие условия называются экстремальными);
  16. Может ли глубина снежного покрова является ограничивающим фактором в распространении оленей? (да);
  17. Какое из перечисленных веществ с наибольшей вероятности будет лимитировать рост пшеницы на поле кислород или ионы калия? (ионы калия).

Список литературы:

Жигарева И.А. Пономарева О.Н. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ.

Видеофильмы скачены с сайта http://tana.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания организмов и ее факторы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ФАКТОРЫ»(раздел ...

Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему  "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Экология.Среда обитания организмов и ее факторы.

Экология -это раздел биологии, занимающейся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или сообществ с окружающим миром или средой.Наука о взаимоотношениях организмов между собой и...

Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"

Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Проверочная работа для 5 класс по теме Почвенная среда обитания организмов

Проверочная работа для 5 класс по теме Почвенная среда обитания организмов...