Конспект урока природоведения "Общие признаки рыб. Внешнее строение, среда обитания, водоёмы."
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Общие признаки рыб. Внешнее строение, среда обитания, водоёмы.
Цели урока: Познакомить с представителями позвоночных животных. Задачи:
Образовательная: Дать общее представление о внешнем строении рыб, выявить общие признаки, учить определять по признакам принадлежность конкретных животных к группе: «Рыбы». Коррекционно-развивающие: Развивать познавательную активность учащихся через организацию игровой ситуации на уроке. Корригировать зрительное восприятие и внимание в процессе работы над заданиями. Развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к предмету.
Формирование БУД: Личностные: внутренняя позиция обучающегося; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия требованиям данной задачи и задачной области; Познавательные: выделять существенную информацию из текста; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить сообщение в устной форме; строить рассуждение в форме простых суждений об объекте наблюдения; владеть рядом общих приемов в решении задач. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Планируемы предметные результаты: Умение определять по признакам принадлежность конкретных животных к группе: «Рыбы».
Оборудование: Учебники, рабочие тетради, картинки рыб, схемы, загадки, перфокарты, презентация, проектор.
Ход урока.
I.Организационный момент
- Приём класса.
- Организация внимания.
Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса:
Все готовы?
II. Проверка знаний учащихся
Проверка домашнего задания: «Насекомые». А.) Пересказ текста связным рассказом (1-2 ученика).
Б.)Карточки.
Насекомые.
Вредители растений Санитары природы Домашние насекомые
1.--------------------------- 1.--------------------------- 1.-----------------------------
2.--------------------------- 2.---------------------------- 2.----------------------------
3.--------------------------- 3.---------------------------- 3.--------------------
III. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
1. Актуализация знаний учащихся о рыбах
Коррекционная игра «Найди лишнее животное».
Задание: - Прочитайте слова и скажите, кто лишний и почему?
-Каким одним словом назвать эти живые существа?
Слова: щука, сом, кот, окунь
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с представителями позвоночных животных.
- Будем изучать внешнее строение рыб, их среду обитания.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1.Знакомство с рыбами.
а) Рассказ учителя.
Рыбы – это обитатели водоемов. Без воды рыбы погибнут, так как они не приспособлены к жизни без воды. Вода - это их стихия, это их дом. Рыбы живут как в водоемах, созданных природой: океанах, морях, реках, озерах, так и в водоемах, созданных руками человека: прудах, водохранилищах. Вода в водоемах разная на вкус.
- Как вы думаете, какая на вкус морская вода? (соленая)
- Какая на вкус вода рек и озер, соленая или несоленая? (несоленая)
- Как по-другому называют несоленую воду? (?)
Несоленую воду называют пресной (акцент голосом), поэтому и водоёмы с несолёной водой называют … какими водоёмами? (пресноводными). Правильно, такие водоёмы называют пресноводными.
б) Словарная работа.
Пресноводный водоём – это водоём с несолёной водой.
Минутка релаксации
- Закройте глаза, положите голову на руки, расслабьтесь и представьте, что вы не на уроке, а на берегу моря. Что у нас сейчас не поздняя осень, а жаркое лето. Вы лежите, а морской ветерок обдувает ваше тело, чайки кружат, слышны их голоса. И так хорошо, тепло…
в.) Работа с учебником стр. 66 рис. 116 «Строение рабы», схема. Рассказ учителя по схеме учебника.
Чтобы рыбе хорошо плавалось в воде, ей нужна хорошо развитая мускулатура, а мышцам нужно к чему-то крепиться, поэтому помимо хребтовых костей у рыбы еще множество мелких косточек, к которым крепятся спинные мышцы. «Противостоять» сопротивлению самой же воды. Рыба водится как в морях так и в обычных реках, все мы знаем, что есть такое понятие, как – течение. Иногда оно может быть настолько сильным, что откинуть может куда подальше. Костный скелет, в свою очередь, выполняет функцию прочного каркаса, который помогает рыбе «противостоять» сопротивлению воды.
Тело обтекаемое, приплюснуто с боков, что позволяет преодолеть сопротивление водных потоков. Состоит из головы, туловища и хвоста.
Голова. В верхней части расположены глаза, средней – ноздри, а нижней – рот.
Покров. Тонкий, пронизан кожными железами, выделяющими слизь. Такая смазка необходима для лучшего скольжения в воде. Защищен чешуйчатым покрытием.
Жаберные крышки. Прикрывают жаберные щели.
У рыб различают парные и непарные плавники. Парные представлены передними (грудными) и задними (брюшными). Основная функция парных плавников— направление движения рыбы в вертикальной плоскости. Сохраняют равновесие непарные плавники - спинной, анальный и хвостовой.
г.) Работа с перфокартами в тетрадях.
д.) Презентация «Разнообразие рыб».
V.Закрепление новых знаний.
- Работа с муляжом рыбы. А) Показать голову, туловище, хвост. Б) Показать и назвать все плавники. Их значение. В) Показать боковую линию. Её значение.
- Самостоятельная работа по перфокартам. Индивидуальная работа. Беседа по вопросам. А) На какие части разделено тело рыбы? Б) Чем покрыто тело рыбы снаружи? В) Как окрашены рыбы? Г) С помощью чего рыбы ориентируются в воде? Д) Какое значение имеет скелет рыбы и из каких костей он состоит?
- Обобщение.
VI.Домашнее задание. Стр.66-67, 1 вариант – пересказ, 2 вариант – чтение, ответы на вопросы.
Задание для самоконтроля: 1. Понаблюдать за движением рыб в аквариуме. 2. Обратить внимание, какие плавники помогают рыбе плыть вперёд, а какие – поворачивать в стороны.
- Итоги урока. Выставление оценок.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока с использованием ЭОР "Внешнее строение листа" для 6 класса
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с перечнем используемых ЭОР.Учащиеся знакомятся с с различными признаками классификации листьев....
Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
Познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих ...
Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.
Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...
Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".
Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....
Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"
Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...
Урок по естествознанию 8 класс «Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение».
laquo;Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение»....
Урок биологии Тема: «Общие признаки и внешнее строение млекопитающих».
Цель : познакомить учащихся с понятием «млекопитающие», с разнообразием млекопитающих животных. создать условия для поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся с использованием ИКТ....
- Мне нравится (1)