Конспект урока биологии 5 класс "Наземно-воздушная среда"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Конспект урока биологии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_nazemno-vozdushnaya_sreda_zhizni_5_klass.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема урока: «Наземно-воздушная среда жизни»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока: Обучающие:
-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
-познакомить учащихся с наземно-воздушной средой обитания организмов;
-выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;
-определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Развивающие:
-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи, развивать воображение учащихся;
-развивать поисково-информационные умения; работать с конспектом урока.
Воспитательные:
-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Планируемые результаты:
Предметные: называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде; выделять характерные черты организмов,обитающих в разных условиях наземно-воздушной среды, описывать приспособления.
Метапредметные:
Познавательные: уметь работать с учебником и преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливают причинно-следственные связи между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.
Регулятивные: умеют ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, вступают в диалог, аргументируют свою точку зрения, приводят примеры
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации, карточки, учебник
ХОД УРОКА
- Организационная часть
- Актуализация опорных знаний
- Игра «Найди лишний» – на доске задание, найдите лишнее, и объясняем почему (слайд 1)
Змея, акула, окунь, карась, сом
Ромашка, ряска, рак, краб, медуза
Карп, осьминог, дельфин, олень, морской конек
- Ответы в устной форме
- Что объединяет все оставшиеся организмы?
-Какие особенности водной среды?
-Как приспособились к жизни в воде различные организмы?
Мотивация
Чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите на СЛАЙД, и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех этих животных?»( слайд 2)
Тема урока: Наземно-воздушная среда
Поставим цели урока: изучить факторы среды и приспособления животных и растений
- изучение нового
Наземно-воздушной средой обитания называют такую биологическую среду обитания, которая находится:
- на поверхности земли;
- в нижних слоях атмосферы.
Все организмы обитающие в наземно-воздушной среде окружены воздухом.
Из чего же состоит воздух в наземно-воздушной среде. ( запись в тетрадь)
Воздух (на доске)
Кислород Азот Углекислый газ Водяной пар
Дыхание в составе белков испол.зел.растения
Громадные потоки воздуха различной температуры и влажности перемещаются горизонтально. Как вы думаете, а вертикально потоки воздуха могут перемещаться? (ответы-предположения детей) (Движение воздуха по вертикали происходит вследствие того, что теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
Откройте учебник страница 108 и найдите, как же называется быстрое перемещение воздуха?
Ветер- быстрое перемещение воздуха по горизонтали над земной и водной поверхностью ( запись в тетрадь)
Когда дует ветер, мы говорим :«Погода сегодня ветреная»
Что такое погода? Найдите определение на странице 109.
Сочетание температуры и влажности воздуха, облачность, осадки, направление ветра называют погодой.
Как называется специалист, который изучает и предсказывает погоду (метеоролог, гидрометеоролог, метеоролог-синоптик, климатолог) Для чего люди изучают и пытаются предсказать погоду? (слайд 3)
Что такое климат?
Характерные для определенной местности многолетние сезонные изменения погоды называют климатом.
В Бурятии климат резко континентальный.
Вспомните, какая плотность у воды, Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. У деревьев , кустарников и трав с прямостоячими стеблями хорошо развиты опорные ткани. Высокие прямостоячие растения имеют мощную опорную древесину. (слайд 4)
Что же служит опорой тела большинства животных? (Скелет) (слайд5)
У жуков, бабочек, мух, пауков и раков скелетом является прочный наружный покров тела. У ящериц, птиц и зверей скелет внутренний, состоящий из множества соединенных между собой костей.
Низкая плотность воздуха облегчает передвижение в нем. Как передвигаются животные по суши? (бегают, ползают, прыгают, лазают) в воздухе? (летают)
(Работа на карточках в группах)
Первая группа выбирает бегающих животных, вторая-летающих, третья -ползающих
ФИЗМИНУТКА
Давление воздуха. Давление воздушной оболочки на земную поверхность называют атмосферным.(запись в тетрадь) Оно часто изменяется в зависимости от места и времени.
Прочитайте ПЕРВЫЙ обзац страница учебника 110 и выполните задание.
Этологи (ученые наблюдающие за поведение животных) поднялись в Гималайские горы на высоту свыше 3000м, чтобы понаблюдать за поведением тибетской газели. Вдруг, почувствовали учащение сердцебиения и одышку. Почему этологи почувствовали ухудшение самочувствия?
(Ответ:Высоко в горах воздух разряжен и в нем понижено содержание кислорода)
В ГИМАЛАЯХ обитают яки, горные козлы, тибетские газели.
Световой режим. Основным источником света на Земле является лучистая энергия солнца. Освещенность земной поверхности зависит от высоты расположения солнца над горизонтом или угла падения солнечных лучей , длины дня, погодных условий.
Наибольшее значение солнечный свет имеет для жизни растений.
Растения (НА ДОСКЕ)
Светолюбивые тенелюбивые теневыносливые
В учебнике стр 110 найти определения
Животные
Дневные Ночные
В учебнике на странице 111 найти примеры и выписать на доске
Дневные куры, воробьи ,суслики, муравьи, стрекозы, пчелы
Ночные: слизни, ночные бабочки, совы, кабаны, летучие мыши
Тепловой режим На нашей планете основным источником тепла является солнечное излучение. Поглощая тепло ,тела нагреваются, а отдавая его согревают воздух. Температура воздуха может быстро меняться на больших пространствах. Определенный тепловой режим является важным условием существования организмов. Тепловой режим сравнительно постоянен только в тропических зонах земли. В других местах температура воздуха в наземно-воздушной среде сильно меняется по сезонам года и в течение суток. Особенно быстро температура воздуха меняется по сезонам года в пустыне и в районах, находящихся вдали от морей и океанов.
Наземные растения и животные проявляют разную потребность в тепле в разные периоды.
Пр понижение температуры рост и развитие растений замедляется и приостанавливается, многие животные становятся менее активны.
Как же растения и животные защищаются от вредного воздействия неблагоприятных температур.
В зонах с холодным климатом многие деревья и кустарники осенью сбрасывают листву.
В северных районах с низкими температурами воздуха выживают низкорослые и стелящиеся растения. карликовая береза, можжевельник, ели, кедровник )
В зонах тропических и субтропических пустынь с высокими температурами воздуха у растений листья небольшие или вообще отсутствуют, у некоторых растений белое опушение, которое предохраняет от перегрева.
Как вы думаете, а тепловой режим оказывает влияние на животных?
В Арктике насекомые имеют темную окраску ,которая способствует усиленному поглощению солнечного тепла. Насекомые ,подвергающиеся длительному воздействию солнечных света, часто имеет светлую окраску отражающие солнечные лучи.
А как люди приспособились к разным температурам?
.Закрепление знаний: дополните предложения
Животные, чтобы пережить холода______________________
Растения пустынь имеют _____________________________
Факторы наземно-воздушной среды ________________
- Завершение урока, рефлексия
На уроке я узнал….
Меня удивило….
Мне было интересно….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока биологии "Здоровье человека-показатель качества окружающей среды среды"
Урок окружающей среды и устойчивого развития...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
Конспект урока биологии в 11 классе Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам
Урок разработан для учащихся 11 класса по теме «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам», глава 6 «Жизнь в сообществах. Основы экологии», раздел 3 «Взаимод...
Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".
Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....
План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".
Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...
План-конспект урока биологии в 5 классе " Приспособленность животных к среде обитания"
План-конспект урока биологии в 5 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Приспособленность животных к среде обитания...
План-конспект урока биологии в 5 классе: "Среды жизни на планете Земля"
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания....