План-конспект урока биологии в 5 классе: "Среды жизни на планете Земля"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_tema_3_zhizn_organizmov_na_planete_zemlya.docx | 20.47 КБ |
технологическая карта урока: «Жизнь организмов на планете Земля» | 283.39 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока биологии в 5 «г» классе
Учебный предмет: Биология
Тема урока: Среды жизни на планете Земля
Учитель: Каленых Ольга Валерьевна
Место работы : МАОУ Иволгинская СОШ
Класс: 5 «г»
Тема и номер урока в теме: Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Автор УМК: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова
Пояснительная записка к уроку
Тема урока: Среды жизни на планете Земля
Урок относится к 3 разделу изучения биологии в 5 классе. С него начинается изучение темы « Жизнь организмов на планете Земля», на которую отводится 8 часов. В результате изучения материала на данном уроке дети должны сформировать основные знания о средах обитания живых организмов на Земле.
Пропедевтика данной темы осуществлялась в начальной школе в курсе «Окружающий мир», знания, полученные на уроке, будут использоваться в дальнейшем при изучении курса «Растения», «Животные», «Человек», «Основы общей биологии»
Содержательная часть урока
Цели урока:
Предметные: - показать разнообразие сред обитания на Земле, их биологическую составляющую;
-выяснить особенности приспособлений организмов в зависимости от среды обитания.
Метапредметные: - учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся;
- развивать поисково-информационные умения работы с разными источниками информации.
Личностные: - формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Задачи урока:
- дать учащимся знания о различных средах обитания организмов;
- выяснить какими особенностями приспособленности обладают организмы к своей среде обитания;
- определить уровень усвоения учащимися учебного материала по теме урока.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-определять общие для всех правила поведения;
-оценивать усваиваемое содержание (исходя из личных ценностей);
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию;
- проводить сравнение.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые предметные результаты:
Знать: разные среды обитания, их отличительные особенности, представителей разных сред.
Уметь: уметь оформлять таблицу в тетради, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом.
Оценочный лист ученика
Фамилия, имя: _______________________________________
Тема урока: __________________________________________
Цель урока: __________________________________________
- Среда обитания – это _____________________________________
- Заполните таблицу:
Водная среда | Почвенная среда | Наземно-воздушная | Организм |
Количество кислорода | |||
Вода | |||
Изменение температуры | |||
Свет |
Оценка: _________
- «Мозговой штурм»
Приспособления к водной среде: ________________________________________
Приспособления к почвенной среде: _____________________________________
Приспособления к наземно-воздушной среде: _____________________________
Приспособления организменной среде: ___________________________________
Оценка: __________
- «Создай паспорт»: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _____________
- Найди соответствие
Организмы | Среда обитания |
А) Берёза Б) Окунь В) Медведка Г) Блоха | 1) Водная 2) Наземно-воздушная 3) Почвенная 4) Живой организм |
А | Б | В | Г |
- «Пятёрочка»
Ваша ладонь Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец – мне было трудно. Средний палец – для меня было недостаточно. Безымянный палец – мне не понравилось. Мизинец – мои предложения |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды жизни на планете Земля»
Этапы урока | Содержание учебного материала | Формы и виды деятельности учителя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный этап Цель этапа: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас очередной урок биологии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей и увлекательной науки. Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте школьные принадлежности. Кто сегодня отсутствует? - Ну а теперь давайте настроимся на позитивный лад – повернитесь друг другу и улыбнитесь самой весёлой и открытой улыбкой! Это будет означать, что мы готовы сотрудничать. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей, Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку, улыбаются друг другу. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Этап мотивации учебной деятельности. Цель этапа: определить тему урока, цели урока. | - Ребята, мне нужно 4 помощника. Возьмите таблички с названиями и поднимите их (названия: вода, почва, суша, живой организм) (Прилож№1) -У остальных на столе лежат картинки животных, подумайте к кому вы подойдёте из 4 моих помощников? Почему?(Прилож.№2) - Почему же все организмы разные? - Вы верно сделали свой выбор. -Скажите, как мы сформулируем тему урока? - Какие цели урока? - У вас на столе находятся оценочные листы, вы уже знаете, как с ними работать. - Запишите тему урока. - Давайте спланируем нашу деятельность. Что мы сегодня должны узнать. - Я с вами полностью согласна, будем работать по вашему плану. | Выбирает помощников, объясняет наличие картинок, определяет правильность темы и постановку целей урока Предлагает самостоятельно разработать план действий для изучения новой темы. | Рассматривают свои картинки, выбирают к кому они подойдут, подходят. - Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в разных условиях. Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. Разрабатывают план действий: 1. Узнать что такое «среда обитания»- дать определение. 2.Какие среды бывают. 3.Как живые организмы приспособлены к ним. | Анализ объектов с целью выделения признаков (Л); Подведение под понятие; Целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К) |
3. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: Обеспечение восприятий, осмысления и первичного закрепления знаний учащимися. | -Для того чтобы дать определение «среда обитания» посмотрите слайд, вам дан набор слов, попробуйте самостоятельно составить верное определение из предложенных слов. (Прилож.№3) Записываем в лист определение. Проверяем. Оцениваем свой ответ. Делаем вывод (Прилож.№4) - Вспомните начало урока, сколько сред жизни мы знаем? - Сейчас наша с вами задача выяснить характеристики каждой из них, для этого будем работать с учебником стр. 75 С помощью учебника нужно заполнить таблицу в оценочном листе, 1-й вариант характеризует водную среду, 2-й вариант почвенную. - А теперь 1-й вариант выступает в роли учителя, и рассказывает: чем характеризуется водная среда. - 2-й вариант- учителя, помогают заполнить графу «Почва» - Давайте вместе заполним Графы «Наземно-воздушная», «Организм» - Обменяйтесь листами, оцените работу соседа по парте - И так мы выяснили, какие существуют среды обитания, и какими особенностями они обладают. - А в какой среде обитает звездочёт, шоколадный хирург? Почему так мнения разбежались? Хорошо, а если я покажу, как выглядит это животное? Это название рыбы. (Прилож.№6) - Мы подошли к третьему пункту нашего плана. Нам нужно выяснить какими приспособлениями должны обладать организмы в разных средах жизни. Приём «Мозговой штурм» - Назовите известные вам приспособления к водной среде. Работаем в оценочном листе. - К почвенной - К наземно-воздушной - Организменной -Заполняем таблицу - Молодцы, оцените свой ответ. | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Предлагает самим составить правильное определение. Даёт в первую очередь возможность ответить слабым учащимся. Задание среднего уровня сложности. Контролирует выполнение самостоятельной работы. Исправляет возможные ошибки Подводит итог работы. Задаёт вопрос, выслушивает предположения. Показывает, как выглядит животное. Выслушивает ответы, корректирует ошибки, параллельно рассказывает о разных животных и их приспособлениях. | Выдвигают версии проблемы. Вступают в диалог. Составляют определение «Среда обитания», записывают определение. Оценивают свою работу. - Мы знаем 4 среды обитания. Заполняют таблицу с помощью текста учебника. Дают информацию одноклассникам Заполняют графу «Водная среда» Заполняют графу «Почва» Заполняют таблицу. Оценивают работу соседа. Высказывают предположения о возможных местах обитания незнакомого животного. Просматривают слайды с различными животными, определяют их приспособленность к среде обитания. По очереди обмениваются информацией, заполняют таблицу, слушают рассказ учителя. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей (Л); Подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснования; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции коммуникации; учет разных мнений (К) |
Физкультминутка | - Давайте немного отдохнём. | Офтальмологическая гимнастика, дыхательная гимнастика | Выполняют предложенные упражнения | |
4.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цели этапа: Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию. | Приём «Создай паспорт» - Я предлагаю вам создать «паспорт» для любой понравившейся вам среды обитания. В паспорте должны быть основные характеристики среды, животные и растения, обитающие в ней, приспособления к среде у данных организмов. Запишите в оценочный лист. - Молодцы, ребята с заданием вы справились. | Предлагает с помощью полученных знаний на уроке создать «паспорт» среды. Корректирует ошибки. | Готовят ответ, используя информацию, полученную на уроке. Устно проговаривают выполненное задание. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; Подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений (К) Оценивание усвоенного содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
5. Этап включения в систему знаний и повторения. | Приём «Найди соответствие» - Ребята, а теперь вы должны разместить предложенные организмы по их адресам проживания. Задание 5 в листе (Прилож.№7) | Предлагает учащимся выполнить работу на соответствие организм-среда обитания. | Выполняют работу письменно на оценочном листе, проверяют, оценивают | |
6. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель этапа: Осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Приём «Пятёрочка» - Ребята, обрисуёте контур своей ладони, и впишите свое мнение по поводу урока. Большой палец – для меня важно и интересно было … Указательный палец – мне было трудно… Средний палец – для меня было недостаточно… Безымянный палец – мне не понравилось… Мизинец – мои предложения… (Прилож.№8) | Выясняет уровень усвоения материала, учитывает пожелания, причину неусвоения материала. | Обрисовывают ладонь, вписывают своё мнение, совместно с учителем подводят итог урока. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
7. Этап Контроля или аттестации учебных достижений | - Подведите свои итоги по вашему личному оценочному листу, если все задания вы выполнили правильно – ваша оценка «5», если есть 1-2 ошибки «4», если ошибок больше 2, то ваша оценка «3». | Организация подведения итога урока, достижения цели урока. Оценивает работу каждого ученика на уроке. | Анализируют свою работу, выявляют ошибки, оценивают себя, определяют личностный уровень усвоения материала. | |
8. Домашнее задание. | - Сегодня вы самостоятельно выбираете для себя домашнее задание: читаете &17, отвечаете на вопросы в учебнике, придумываете вопросы по теме для одноклассников, пишите сочинение по теме «Среда обитания», рисуете рисунок или предлагаете что-то свое. Оцениваться ваша работа будет по уровню сложности. | Предлагает выбрать по желанию тип домашнего задания, уточняет уровень сложности и шкалу оценивания. | Записывают в дневник задания, задают вопросы по выполнению. |
Приложения к уроку
№ 1
ВОДА | СУША | ПОЧВА | ОРГАНИЗМ |
Приложение №2
Приложение №3
Природы, часть, на, оказывающая, живые организмы, воздействие.
Приложение №4
Среда обитания - это часть природы, оказывающая воздействие на живые организмы.
Приложение №5
Водная среда | Почвенная среда | Наземно-воздушная | Организм |
Количество кислорода | |||
Вода | |||
Изменение температуры | |||
Свет |
Приложение №6
Рыба Звездочёт, Шоколадный хирург
Приложение №7
«Найди соответствие»
Организмы | Среда обитания |
А) Берёза Б) Окунь В) Медведка Г) Блоха | 1) Водная 2) Наземно-воздушная 3) Почвенная 4) Живой организм |
А | Б | В | Г |
Приложение №8
«Пятёрочка»
Ваша ладонь |
Используемые на уроке электронные образовательные ресурсы
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма проявления информации | Гиперссылка на ресурсы обеспечивающий доступ к ЭОР |
Три среды обитания | Иллюстрация | jpg | |
Приспособления для плавания у животных | Иллюстрация | Мультимедия в формате flash | |
Жук- плавунец | Видеофрагмент | wmv | |
Медведка | Иллюстрация | jpg | |
Крот | Иллюстрация | jpg | |
Почвенные клещи | Иллюстрация | htm | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90db-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm |
Особенности организации нематод | Видеофрагмент | htm | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000799-1000-4ddd-2457-3c00475d4eff/index.htm |
Кто из какой среды | Иллюстрация | htm | http://5klass.net/prirodovedenie-5-klass/Sreda-obitanija/022-22.html |
Рыба-клоун | Иллюстрация | htm | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dbc64131-387e-4a61-a5e0-7bb4764889f5/antennar.htm |
Глисты | Иллюстрация | ||
Раффлезия | Иллюстрация | http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=111975, http://www.liveinternet.ru/users/kumushki/post187126066/, http://blogs.privet.ru/community/cats_flowers?year=2011&month=4&day=26 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Среды жизни на планете Земля » Каленых Ольга Валерьевна МАОУ ИСОШ
Цели урока: Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
План урока 1. Узнать что такое «Среда обитания» 2. Какие среды бывают 3. Как живые организмы приспособлены к ним
Составьте правильно определение Природы, часть, на, оказывающая, живые организмы, воздействие.
Проверьте своё определение Среда обитания - это часть природы, оказывающая воздействие на живые организмы.
Самостоятельная работа Стр.75 учебника 1-й вариант – Водная среда 2-й вариант – Почвенная среда
Почвенная среда
Водная среда обитания
Наземно-воздушная среда
Организменная среда
Рыба хирург Звездочёт
Наземно-воздушная Обилие воздуха Много света Большие колебания температуры Большие колебания влажности
Характеристика организменной среды обитания Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ. 2. Обилие пищи. 3. Защита от внешних врагов. 4.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов. 5. Активное сопротивление организма хозяина.
Почвенная Нет света Мало кислорода Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток
Водная среда Мало света Мало кислорода Нет резких перепадов температуры Наличие минеральных солей
Мозговой штурм «Мозговой штурм» Приспособления к водной среде: ________________________________________ Приспособления к почвенной среде: _____________________________________ Приспособления к наземно-воздушной среде: _____________________________ Приспособления организменной среде: ___________________________________ Оценка: __________
Итоги по оценочному листу «5» если все задания выполнены правильно «4» 1-2 ошибки «3» более 2-х ошибок
Создай паспорт «Создай паспорт»: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка _____________
Итог урока
Домашнее задание Сегодня вы самостоятельно выбираете для себя домашнее задание: читаете &17, отвечаете на вопросы в учебнике, придумываете вопросы по теме для одноклассников, пишите сочинение по теме «Среда обитания», рисуете рисунок или предлагаете что-то свое. Оцениваться ваша работа будет по уровню сложности.
Список интернет-ресурсов Интернет-ресурсы 1. глисты http :// worm - s . ru / pics 1. htm 2. блоха http :// slovarionline . ru / biologicheskiy _ entsiklopedicheskiy _ slovar / page / blohi .808 3. вши http :// www . shutterstock . com / s /% D 0% B 3% D 0% BD % D 0% B 8% D 0% B 4% D 0% B 0/ search . html 4. среды жизни http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-usloviya-zhizni-organizmov.html 5. паразитические ленточные черви: свиной цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/040-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html 6. бычий цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/042-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html 7. повилика http://medgrasses.ru/povilika.html 8. заразиха http://regionagrohim.ru/zarazixa-podsolnechnika 9. раффлезия http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=111975 , http://www.liveinternet.ru/users/kumushki/post187126066/ , http://blogs.privet.ru/community/cats_flowers?year=2011&month=4&day=26 10.аскарида http://decemtop.ru/jivotnie/top-10-samie-otvratitelnie-paraziti-cheloveka.html 11.острицы http://www.tiensmed.ru/news/142 12.одежда в лес http://www.reitings.ru/articles/detail.aspx?id=211 , http://mrsom.my1.ru/news/2013-06-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."
· Тип урока:· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;· По спосо...
5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
"Прогулка с динозаврами" к уроку биологии по теме "Развитие жизни на Земле" (7 класс)
Данная разработка представляет собой анимированный кроссворд, который может быть использован при изучении темы "Развитие жизни на Земле", "Класс Пресмыкающиеся" в 7 классе, а также в начальной школе н...
План-конспект урока по теме : Как ты запотишься о планете Земля" (для 7 класса)
План-конспект урока по теме : Как ты запотишься о планете Земля" (для 7 класса)...
Кружок "Жизнь на планете земля от А до Я"
На данном кружке учащиеся знакомятсмя с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, застав...
План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи."
План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи." spotlight 9 module 8...