План-конспект урока биологии в 5 классе " Приспособленность животных к среде обитания"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Сидорова Тамара Николаевна

План-конспект урока биологии в 5 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Приспособленность животных к среде обитания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_sreda_obitaniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока биологии в 5 классе

(УМК Н.И. Сонин)

Тема урока: Приспособленность животных к среде обитания

Цель: Определить черты приспособленности у животных к жизни в разных средах

Задачи

  1. выявить черты приспособленности животных к жизни в разных средах;
  2. отработать этапы проектной технологии;
  3. сформировать на репродуктивном уровне умение выдвигать и доказывать гипотезу.

Коммуникативные: умение высказывать предположение и его доказать, высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах движения, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;

Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение рефлексировать свои действия по цели;

Познавательные: умение определить понятие «приспособленность», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для определения приспособленности животных к разным средам обитания, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между средой обитания и внешним видом животных;

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Педагогические технологии:

Технология проектного обучения

Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); рисунки; учебник; презентация; маркеры; листы бумаги.


Ход урока.

Этапы урока

(слайды)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

Организационный момент (слайд 1)

Проверяет готовность учащихся

Показывают свою готовность к уроку (приложение 1)

Регулятивные

Подготовительный этап

(слайд 2)

(слайд 3)

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели

Обсуждают тему «Приспособленность животных к среде обитания» и устанавливают цель урока: Определить черты приспособленности у животных к жизни в разных средах 

Определяют количество участников проекта (три группы), состав группы

Регулятивные - целеполагание

Познавательные – осознание познавательной задачи

Планирование работы

Предлагает идеи, высказывает предположения

а) определяют источники информации (учебник)

б) планируют способы сбора и анализа информации

в) планируют итоговый продукт (стендовая презентация)

г) устанавливают процедуру и критерии оценки процесса работы, результатов (приготовить стендовую презентацию и защитить ее)

д) распределяют обязанности среди членов команды

Регулятивные - Планировать

Коммуникативные – участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Исследовательская деятельность

(слайд 4)

(слайд 5)

(слайд 6)

Раздает каждой группе уч-ся карточку с изображением животных из разных сред обитания

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы

Выдвигают гипотезу, в какой среде обитает данное животное

Собирают информацию

Работают с учебником стр 104 – 107. Ищут ключевые фразы, что бы доказать свое предположение и записывают их на карточках (пиктограммами, рисунками, схемами и т.д.). Один ученик из группы подчеркивает ключевые фразы на интерактивной доске, где проецируются данные страницы учебника.

Если недостаточно информации работают с дополнительным материала

Коммуникативные - умение высказывать предположение и его доказать

Познавательные – читать, извлекая нужную информацию, - понимать информацию, представленную в схематичной форме,

- использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи,

- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения,

- устанавливать причинно-следственные связи,

- делать обобщения, выводы

Коммуникативные - инициативно сотрудничать в паре при сборе информации

Результаты или выводы

(слайд 7)

Наблюдает, советует

Анализируют информацию

Оформляют работу

Готовятся к защите (приложение 2)

Регулятивные – контролировать результаты деятельности,

Личностные - формирование интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать).

Коммуникативные - инициативно сотрудничать в паре при оформлении работы

Представление готового продукта

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника

Выходят к приготовленной стендовой презентации и защищают ее. Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы

Коммуникативные - умение рассказать другому,

- умение высказывать свою точку зрения,

-  умение задавать вопросы,

Оценка процесса и результатов работы

(слайд 8)

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, качество отчета

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Рефлексия: «все понял могу помочь другим», «могу, но нужна помощь», «ничего не понял(а)». Переставить муравья на нужный уровень.

Регулятивные – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Домашнее задание

Повторить §23 стр. 104 - 108, ответить на вопросы после параграфа.

На выбор:

Понаблюдать за домашними животными и определить у них черты приспособленности к определенной среде обитания и подготовить сообщение о животном и  его приспособленности к жизни в  определенной среде обитания.

Записывают задания.

Регулятивные – самостоятельно планировать необходимые действия, операции

Итог урока

Урок окончен. Спасибо за работу.

Регулятивные


Приложение 1

Алгоритм проектной технологии

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Этапы работы над проектом.

Содержание работы на этапе

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового продукта (формы представления результата)

Продукт:

– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Исследовательская деятельность

Выдвижение гипотезы

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников.

Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Результаты или выводы

Анализ информации.

Формулировка выводов.

Оформление результата

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Оценка процесса и результатов работы

Оценка деятельности  путем коллективного обсуждения и самооценок.


Приложение 2

Я (мы) предполагаю (предполагаем), что _______________________ обитает в ________________________________________________ среде. Так как ..(в этой среде…)

Условие среды

Приспособленность животного

(вода, влага)

(почва)

(Способы передвижения)

(форма тела)

(дыхание)

(покровы тела)

(свет)

(органы зрения)

(температура)

(способы приспособления к изменению температуры)


 Приложение 3

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

        В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

        Так личностные УУД формируются на подготовительном этапе урока (желание приобретать новые умения, стремление осваивать новые виды деятельности и участвовать в творческом процессе) Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.

        Познавательные УУД формируются на подготовительном этапе, при исследовательской деятельности (работа с информацией из учебника,); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

        Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

        И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.

На примере темы «Приспособленность животных к среде обитания» сформировать на репродуктивном уровне умение высказывать и доказывать предположение.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...

План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленно...