План-конспект урока биологии в 5 классе " Приспособленность животных к среде обитания"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
План-конспект урока биологии в 5 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Приспособленность животных к среде обитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_sreda_obitaniya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока биологии в 5 классе
(УМК Н.И. Сонин)
Тема урока: Приспособленность животных к среде обитания
Цель: Определить черты приспособленности у животных к жизни в разных средах
Задачи
- выявить черты приспособленности животных к жизни в разных средах;
- отработать этапы проектной технологии;
- сформировать на репродуктивном уровне умение выдвигать и доказывать гипотезу.
Коммуникативные: умение высказывать предположение и его доказать, высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах движения, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;
Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение рефлексировать свои действия по цели;
Познавательные: умение определить понятие «приспособленность», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для определения приспособленности животных к разным средам обитания, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между средой обитания и внешним видом животных;
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Педагогические технологии:
Технология проектного обучения
Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); рисунки; учебник; презентация; маркеры; листы бумаги.
Ход урока.
Этапы урока (слайды) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный момент (слайд 1) | Проверяет готовность учащихся | Показывают свою готовность к уроку (приложение 1) | Регулятивные |
Подготовительный этап (слайд 2) (слайд 3) | Мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели | Обсуждают тему «Приспособленность животных к среде обитания» и устанавливают цель урока: Определить черты приспособленности у животных к жизни в разных средах Определяют количество участников проекта (три группы), состав группы | Регулятивные - целеполагание Познавательные – осознание познавательной задачи |
Планирование работы | Предлагает идеи, высказывает предположения | а) определяют источники информации (учебник) б) планируют способы сбора и анализа информации в) планируют итоговый продукт (стендовая презентация) г) устанавливают процедуру и критерии оценки процесса работы, результатов (приготовить стендовую презентацию и защитить ее) д) распределяют обязанности среди членов команды | Регулятивные - Планировать Коммуникативные – участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
Исследовательская деятельность (слайд 4) (слайд 5) (слайд 6) | Раздает каждой группе уч-ся карточку с изображением животных из разных сред обитания Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы | Выдвигают гипотезу, в какой среде обитает данное животное Собирают информацию Работают с учебником стр 104 – 107. Ищут ключевые фразы, что бы доказать свое предположение и записывают их на карточках (пиктограммами, рисунками, схемами и т.д.). Один ученик из группы подчеркивает ключевые фразы на интерактивной доске, где проецируются данные страницы учебника. Если недостаточно информации работают с дополнительным материала | Коммуникативные - умение высказывать предположение и его доказать Познавательные – читать, извлекая нужную информацию, - понимать информацию, представленную в схематичной форме, - использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи, - осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, - устанавливать причинно-следственные связи, - делать обобщения, выводы Коммуникативные - инициативно сотрудничать в паре при сборе информации |
Результаты или выводы (слайд 7) | Наблюдает, советует | Анализируют информацию Оформляют работу Готовятся к защите (приложение 2) | Регулятивные – контролировать результаты деятельности, Личностные - формирование интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать). Коммуникативные - инициативно сотрудничать в паре при оформлении работы |
Представление готового продукта | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника | Выходят к приготовленной стендовой презентации и защищают ее. Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы | Коммуникативные - умение рассказать другому, - умение высказывать свою точку зрения, - умение задавать вопросы, |
Оценка процесса и результатов работы (слайд 8) | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, качество отчета | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Рефлексия: «все понял могу помочь другим», «могу, но нужна помощь», «ничего не понял(а)». Переставить муравья на нужный уровень. | Регулятивные – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления |
Домашнее задание | Повторить §23 стр. 104 - 108, ответить на вопросы после параграфа. На выбор: Понаблюдать за домашними животными и определить у них черты приспособленности к определенной среде обитания и подготовить сообщение о животном и его приспособленности к жизни в определенной среде обитания. | Записывают задания. | Регулятивные – самостоятельно планировать необходимые действия, операции |
Итог урока | Урок окончен. Спасибо за работу. | Регулятивные |
Приложение 1
Алгоритм проектной технологии
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Этапы работы над проектом. | Содержание работы на этапе |
Подготовительный этап | а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) б) определение количества участников проекта, состава группы |
Планирование работы | а) определение источников информации б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (формы представления результата) Продукт: – отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов) – издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д. г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды |
Исследовательская деятельность | Выдвижение гипотезы Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д. |
Результаты или выводы | Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата |
Представление готового продукта | Представление разнообразных форм результата работы. |
Оценка процесса и результатов работы | Оценка деятельности путем коллективного обсуждения и самооценок. |
Приложение 2
Я (мы) предполагаю (предполагаем), что _______________________ обитает в ________________________________________________ среде. Так как ..(в этой среде…)
Условие среды | Приспособленность животного |
(вода, влага) (почва) | (Способы передвижения) (форма тела) (дыхание) (покровы тела) |
(свет) | (органы зрения) |
(температура) | (способы приспособления к изменению температуры) |
Приложение 3
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются на подготовительном этапе урока (желание приобретать новые умения, стремление осваивать новые виды деятельности и участвовать в творческом процессе) Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.
Познавательные УУД формируются на подготовительном этапе, при исследовательской деятельности (работа с информацией из учебника,); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.
На примере темы «Приспособленность животных к среде обитания» сформировать на репродуктивном уровне умение высказывать и доказывать предположение.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.
Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке, углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
урок биологии на тему "Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни"
для коррекционно-образовательных школ...
Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"
Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...
План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"
Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленно...
Разработка (презентация) урока биологии 5 класс по теме "Почвенная среда обитания"
Презентация к уроку биологии 5 класс - новый ФГОС...