План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.

Цели урока:

1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности; дать понятие об особенностях регуляции работы органоидов одноклеточных животных; сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых;

2. Развивающие: формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала; развитие умения выдвигать и обосновывать предположения;

3. Воспитательные: побуждать учащихся к самоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, создавать ситуации успеха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_6_klasse.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе.

Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.                                                            

Цели урока: 1. Образовательные – познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности; дать понятие об особенностях регуляции работы органоидов одноклеточных животных; сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых;

2. Развивающие: формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала; развитие умения выдвигать и обосновывать предположения;

3. Воспитательные: побуждать учащихся к самоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, создавать ситуации успеха.

Оборудование: рисунки (иллюстрации из книг), таблицы, проектор, экран, компьютер, ЭОР, презентация, учебник

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала)

Методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.

Структура урока:

I.        Актуализация знаний.

  1. Изучение нового материала.
  1. Особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.
  2. Диффузная  нервная система кишечнополостных, особенности ее строения и роль в регуляции жизнедеятельности.
  3. Рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.
  4. Усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с диффузной нервной системой гидры.
  5. Особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечивающие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.
  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание.
  3. Подведение итогов.

Ход урока

Вступительное слово

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Котёнок задумался, сидя на крыше:

"Все знают - бывают летучие мыши.

Но надо признать, хоть, конечно, обидно,

Что кошек летучих в округе не видно".

Котёнок подумал: "Так жить не годится!

И кошки сумеют летать, словно птицы!"

Нашёл он пропеллер, приделал к хвосту,

Подпрыгнул - и тут же взлетел в высоту!

 

Вот снизу собаки бегут по дорожкам,

Кричат: "Посмотрите, летучая кошка!"

А он обгоняет синичек и пчёл

И думает: "Я - настоящий орёл!"

О чем это стихотворение? (Ответы детей – о движении)

  • Мы с вами изучили этот вопрос.  На доске – картинки с изображениями животных, каждый из которых использует для передвижения разные способы. Чтобы вспомнить я предлагаю вам задания.

№1. В этом задании нужно верно совместить стрелками пару: органы движения и организм

Органы движения

Организмы

Ложноножки

Дождевой червь

Реснички

Эвглена зеленая

Жгутик

Амеба

Щетинки, продольные и поперечные мышцы

Инфузория-туфелька

Органы движения

Организмы

Плавательные перепонки

Жук-плавунец

Волнообразные движения «покрывала»

Щука

Ножки-весла

Утка-кряква

Вертикальный хвостовой плавник

Скат

Органы движения

Организмы

Горизонтальный хвостовой плавник

Кальмар

Ласты

Лягушка

Реактивное движение

Синий кит

Конечности (плавание брассом)

Морж

№2. Займемся решением биологических задач:

А) Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей высокое и сильно сжатое с боков; у скатов, камбалы – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное. В связи с чем могли развиться такие особенности строения?

(Особенности строения рыб связаны с приспособлениями к различным условиям жизни, к разным способам передвижения.)

Б) Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете?

(Более древние пресмыкающиеся с ногами. Утрата ног – это приспособление к другому способу передвижения на суше и в воде)

Учитель: Ребята, перед вами

В) Рисуночное письмо. (На доске – рисунки (№1-8))

Назовите черты приспособленности птиц к полету.

1. обтекаемая форма тела

2. легкие, полые кости

3. крылья, подъемная сила (зонтик)

4. перьевой покров

5. редукция зубов

6. воздушные мешки

7. быстрое пищеварение

8. киль, грудные мышцы.

Г) Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.

(побеги через определенное время примут вертикальное положение. Связано это с силой гравитации и способностью органов растений к движению к солнцу (свету))

Учитель:  А теперь посмотрите на «Дерево мудрости». Оно такое мудрое, что информация на нем зашифрована в виде символов. Вам необходимо узнать эти символы и привести по 2 примера.

Символы: (Схемы на дереве – на доске)

Пресмыкающиеся – (крокодил, варан)

Стопоходящие      – (медведь, обезьяна)

Пальцеходящие    – (тигр, волк)

Копытные             – (лошадь, олень)

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.Особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.

  • Ребята, что находится в моей руке?

    (Дирижерская палочка и полицейский жезл).  Правильно.

Дирижерская палочка и полицейский жезл помогают представителям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. Каковы функции этих предметов?          (Можно продемонстрировать:

 Координатор (согласовывает) – дирижер с палочкой, регулятор (направляет) – полицейский жезл)

Учитель: Ребята, все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма животных и растений осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде. Любые изменения  в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними. То есть внутри организма есть некий инструмент, регулирующий и координирующий его работу.

Учитель: Итак, запишем тему сегодняшнего урока  «Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой».

Слайд №6.

Учитель: У инфузории – туфельки, имеются особые волокна, которые пронизывают ее и координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а движение инфузории – хаотичным. Эвглена зеленая имеет специальный органоид светоощущения – светочувствительный глазок, поэтому когда ее помещают в темное место, она устремляется к свету.  

Слайд №7

Учитель: Значит,  живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, в том числе и простейшие.

Сегодня на уроке нам помогут такие понятия как:

Раздражимость – способность отвечать на воздействия

Чувствительность – восприятие раздражения

Регуляция – направление, упорядочивание.

Координация – согласование, установление взаимосвязи    (запись в тетрадь)

№ 8.  ЭОР анимация. Посмотрите, что происходит с амебой и инфузорией?

(почувствовали соль, проявили раздражимость)

2.Диффузная  нервная система кишечнополостных, особенности ее строения и роль в регуляции жизнедеятельности.

Учитель: В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, совершенствовались. Так впервые появилась нервная система

Слайд №9.

Учитель: У кого она впервые появилась?

(Диффузная, или сетчатая нервная система гидры – кишечнополостные.)

Учитель: Как вы думаете, откуда такое название?   (похожа на сетку)

Слайд №10

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование:

Опишите, что произойдет с гидрой, если ей нанести укол, прикоснувшись к одному из щупалец?  (гидра сожмется в комок, станет похожей на бочонок)

Слайд №11

Игла → нервная (звездчатая) клетка → раздражение → результат (сокращение)

№12  ЭОР анимация: раздражимость гидры.

  1. Рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.

Слайд №13, 14

Рефлекс - ответная реакция организма.

Учитель: Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амебы? (нет, у них нет нервной системы, только раздражимость).

Слайд № 15

Учитель: Таким образом,

Вывод: работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.

Физкультпауза.

1.Руки поднять над головой, потянуться в течение 5 сек., расслабиться, не меняя положения рук, потянуться вверх правой рукой в течение 5 сек., расслабиться, потянуться вверх левой рукой в течение 5 сек., расслабиться, потянуться обеими руками в течение 5 сек., расслабиться, медленно опустить руки.

2. Руки поднять вверх, кисти соединить в замок, ладони вверх. Потянуться руками вверх 5 сек., слегка покачаться в стороны по 2 раза в каждую. Опустить руки, расслабиться.

3. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула, потянуть сидение стула вверх в течение 5 сек., расслабиться, повторить.

Слайд №16, 17

Учитель: В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов:

-Итак, диффузная, затем ступенчатая и узловая, трубчатая. (запись в тетрадь)

  1. Усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с диффузной нервной системой гидры.

Слайд №18, 19

Учитель: У знакомого нам дождевого червя нервная система усложняется и относится к типу  - узловая. Почему? Посмотрите, у него тело похоже на подводную лодку с отсеками. В каждом таком отсеке находится 1 нервный узел.

(отсюда название – узловая)

Учитель: Где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел? Почему передний конец червя обладает наибольшей чувствительностью?

(Над глоткой – надглоточный, от него отходят многочисленные нервы, и потому этот конец тела более чувствителен)

Слайд №20. Вывод: У дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передается в определенном направлении, и это дает выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.

  1. Особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечивающие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.

Слайд №21

Учитель: У насекомых и других членистоногих животных  нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как вы можете это объяснить?

(У насекомых наиболее сильно выражены надглоточный узел и органы чувств.)

Учитель: Приведите примеры сложного поведения насекомых, так называемых общественных животных.

(Сооружение муравейников, «разделение труда» у муравьев и пчел, «танцы» пчел, построение сот.)

Слайд №22, 23

Учитель: Что лежит в основе этих видов деятельности?

(Инстинкт)

Учитель: Укажите отличие инстинкта от рефлекса и выпишите определение в тетрадь.

Инстинкт – это последовательность рефлекторных действий.

Например, поиск места и строительство нор.

(Демонстрация сот шершня)

Слайд №24.   Видеофрагменты:  «Пчелиная семья» и  «Муравьи и тли»

Слайд №25

III. Домашнее задание: Изучить раздел 17 до слов «У позвоночных…» на стр.114. Ответить на вопросы в конце раздела из рубрики «Проверьте свои знания» №1- 4, 6-7. Выучить новые термины.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Заполнить таблицу  «Строение нервной системы». (можно зарисовать)

     !!! (д/з)

Название типа

Особенности строения нервной системы

Диффузная, сетчатая

Лестничная

Узловая

  1. Работа с текстом.

Известие от Губки Боба (Квадратные штаны):

«Привет, друзья! Как вы знаете, я живу в океанических глубинах, но так хочу побывать у вас в гостях! Моя подруга Гидра бесчувственна, ей все равно, где проводить время  - в океане или с вами.

А я представляю, как буду гулять по лесу, в котором свежий и прохладный воздух. Где-то щебечут птицы, по стволам деревьев ползают дождевые черви, заранее составляющие маршрут движения сами. Вот стучит по стволу дятел своим клювом, доставая из-под коры личинки насекомых. Сами взрослые насекомые никогда не попадают в клюв птиц, ведь говорят, что они могут мыслить, потому что у них развит мозг. В траве шуршит одиночный муравей, строящий норку для себя.»

  • Найдите в тексте Спанч-Боба ошибки и подчеркните их.

  1. Диаграмма шести слов: (элемент кейс-технологии)

Результат в виде таблицы.

Слова

Нервная система

КОГДА возникла?

(с появлением кишечнополостных)

КАК возникла?

(скоплением нервных клеток)

ГДЕ возникла?

(внутри организма)

ЧТО является структурной единицей?

(нервная клетка)

КТО имеет?

(сложно организованные особи)

ПОЧЕМУ возникла?

(необходимость согласовывать работу организма)

Слайд №26.

Итог урока:

  1. Нервная система – координатор и регулятор процессов жизнедеятельности организмов.
  2. В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы.
  3. Усложнение нервной системы дает преимущество в быстроте и точности ответных реакций.

Заключительное слово учителя: В природе обитают организмы разных  царств, различных видов.  Но где бы они ни жили, в каких бы условиях не обитали, для всех них характерно то, что процессы жизнедеятельности регулируются. У более развитых организмов эту работу выполняет нервная система.

Дополнительно:

Учитель предлагает решить изобретательскую задачу.

Задача №1.

Во время съёмок одного фильма свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Мотя с радостью выполняла полдела (валялась в луже), но категорически отказывалась жевать бумажный лист. Какой выход нашла известная дрессировщица Наталья Дурова? (Бумага была облита сгущёнкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость".

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость" с использованием ИКТ....

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

Задачи:              1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Проблемы окружающей среды" (УМК 5, авторы И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева)

На уроке использован метод проектной технологии, направленный на развитие коммуникативной компетенции учащихся....

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленно...