Применение ИКТ на уроках биологии
методическая разработка по биологии
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ на уроках биологии, как средство формирования ключевых компетентностей школьника
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 г.г. первой задачей указано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:
- представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
- выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
- мобилизовать внимание обучаемого;
- целях.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
Компетентностный подход позволяет:
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
- разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
- не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
- подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.
Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- общекультурные;
- компетенции личного самосовершенствования;
- социальные.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала информационно-коммуникационная технология.
Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:
- Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).
- Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.
- Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
- Оформление слайдов, анимация, навигация.
Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
- Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
- Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности.
Итак, использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем. Кроме этого необходимо сказать о целесообразности использования компьютера в учебном процессе вообще, так как это дает детям:
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развитие познавательных способностей и мотивации учения;
- возможность быстро усваивать сложный материал (в корне изменяется качество и содержание урока);
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
- фотографии животных, растений, известных людей и др.,
- отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
- схемы и таблицы,
- тесты, кроссворды для проверки знаний,
- видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.,
- аудиозаписи «Голоса животных»;
- музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:
- Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
- Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
- Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
- ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
- Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
- Применение ИКТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.
- Систематичное и активное использование ИКТ на уроках биологии приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.
Использование активных методов обучения на уроках биологии подразумевает, прежде всего, увеличение познавательной активности учащихся, усиление их интереса и мотивации, развитие способности к самостоятельному обучению. Чаще всего на своих уроках я применяю следующие методы активного обучения:
Методы активного обучения на уроках биологии в средней школе
Метод. Характеристика. Пример использования
- Метод проектов. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
- Исследовательская работа. «Влияние фитонцидов растений на рост и размножение плесневых грибов», «Воздействие антисептиков на микроорганизмы», «Польза или вред газированных напитков» и т. д.
- Мозговой штурм. Является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута. Урок в 7 классе по теме Класс Пресмыкающиеся, мозговой штурм по теме «Гипотезы вымирания динозавров».
- Баскет-метод. Во время урока происходит имитация какой — либо ситуации. Например, в 6 классе, при изучении темы «Многообразие растений и животных», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по «музею Природы» или при изучении темы «Система кровообращения» в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачом — кардиологом» и исследовать проблему «Влияния алкоголя и табака на работу сердца».
- Тренинги. Практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме. Тренинги в 8 классе: «Оказания первой медицинской помощи при переломе», «Оказание первой медицинской помощи при кровотечении» и т. д.
- Деловые игры. Метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной деятельности. Как правило, используется на уроках в 9–11 классах. 11 класс, деловая игра «Человек. Природа. Земля», «Генетика и медицина» и т. д. Таким образом, развитию ИКТ-компетенции учащихся должны способствовать все педагоги школы. Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии"
При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько кор...
Формирование познавательной активности обучающихся посредством применения электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках биологии
Рекомендации из опыта работы с ЭОР нового поколения...
Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы
Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...
Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»
Огромное значение имеет применение ИКТ на уроках биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...
статья «Применение ИКТ на уроках биологии».
С внедрением ФГОС учителю необходимо использовать новые способы обучения, которые позволяют формировать предметные компетенции, в этом помогает использование информационно-коммуникационных...
Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...