Применение формирующего оценивания на уроках географии.
статья по географии
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie.docx | 446.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение формирующего оценивания на уроках географии.
Учитель географии
Ускова Ю.В.
Ноябрьск, 2021
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Описать образно суть формирующего (внутреннего) оценивания можно так: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».
Рассмотрим методы применения формирующего оценивания на уроках
- Синквейн. Синквейн можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала. На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников. Можно также использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися.
География. (5 класс)
Политическая, экономическая.
Изучает, исследует, анализирует.
Взаимодействие человека и природы.
Земля.
Тундра. (7 класс)
Холодная, суровая.
Расположена, господствует, делится.
Характерен арктический, субарктический климат.
Холод.
- Фишбоун. Это методический прием, который представляет собой удобный инструмент для анализа и синтеза, для обработки практически любой информации.
Фишбоун представляет собой схему, традиционно изображаемую в виде рыбной кости. В «голове» главный вопрос, на который учащиеся будут искать ответ. В «хвосте» соответственно ответ на этот вопрос. Чтобы максимально точно и полно ответить на вопрос, проанализировать информацию и выделить ключевые моменты, на «косточках» предлагается дополнять информацию. Это могут быть плюсы и минусы, вопросы и ответы, положительные и отрицательные качества героя.
Данный приём можно использовать также на разных этапах урока: как на стадии осмысления, так и в качестве рефлексии. Что интересно, практика применения этого приёма показывает, что учащиеся довольно активно и продуктивно работают с ним. Кроме того, нелишне будет отметить, что приём «фишбоун» помогает ребятам активизировать речемыслительную деятельность и, как следствие, способствует развитию устной речи учащихся.
- Прием «Верные - неверные утверждения»
Прием "Верно — Не верно" давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписались в технологию развития критического мышления. Удобнее всего применять данный прием на стадии вызова, то есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.
2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.
3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.
4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.
5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.
Лист самооценки «Верные-неверные утверждения» ____________________ Класс______
Ответ | Понимаю суть каждого вопроса | Знаю | Могу рассказать/ привести пример из текста для аргументации | Могу самостоятельно составить верные-неверные утверждения к тексту | Оценка 8б=5 5-7б=4 3-4б=3 |
ДА по 2б | |||||
НЕТ по 0б | |||||
Затрудняюсь по 1б |
- Прием «Лови ошибку».
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Прием формирует:
* умение анализировать информацию;
* умение применять знания в нестандартной ситуации;
* умение критически оценивать полученную информацию.
Россия самая большая страна в мире, ее площадь составляет 10 млн. кв. км. Ее омывают воды 4 океанов. На Кавказе и Дальнем Востоке есть действующие вулканы. Самая высокая точка России – гора Белуха, расположенная на Алтае.
5.Прием «Мудрые совы».
Данный приём позволяет учителю выстроить работу с учётом индивидуальных способностей ученика.
Ученику помогает выстроить порядок детального анализа любого текста, выразить свою точку зрения и аргументировать её.
Данную стратегию удобно применять для развития у обучающихся следующих умений: делать комплексный анализ текста совместно с товарищами; проводить детальное исследование текста в групповой работе, формулировать суждения и делиться ими; выбирать путь в изучении какого-либо предмета с учётом мнений всех представителей группы.
- Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке.
- Чего не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной или противоречит вашим ожиданиям.
- Ты уже знаешь последние новости? Запишите то, что для вас в тексте является новым.
- Главная жизненная мудрость. Задание: постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Вариант: выберите в тексте ключевую фразу.
- Известное и неизвестное. Разделить информацию на две части: известное и неизвестное.
- Иллюстративное изображение. Рисуем схемы, кластеры (гроздья). Вариант: проиллюстрировать основную мысль текста рисунком, схемой, кластером.
- Поучительный вывод. Задание: можно ли сделать из текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности.
Оценочный лист обучающегося
Критерий | Умею | Умею, но делаю неуверенно | Не умею |
1.Нахожу ключевые слова, фразы в тексте. | |||
2.Умею выделять главное в тексте. | |||
3.Определяю тему текста. | |||
4.Выделяю известное и неизвестное. | |||
5.Делаю выводы по тексту. |
6.Прием «Концептуальная таблица».
Прием «Концептуальная таблица» для развития критического мышления. «Концептуальная таблица» — это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Прием используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний.
Москва | Линии сравнения | Санкт-Петербург |
1.В какой части страны расположен город? | ||
2.Выход к морю | ||
3.Транспортное положение | ||
4.Положение на реке | ||
5.Планировка города А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная) Б) явный центр города В) год основания Г) достопримечательности |
7. Прием «Ассоциации». Данный прием хорошо использовать при изучении новой темы. Обучающиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске. Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас.
- Прием «Светофор»
В процессе изучения нового материала самая простая – это техника «Светофор». Сигналы посылаются учителю в реальном времени в ходе урока. У учащихся для этого есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание учителя, учащиеся оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, насколько им под силу выполнить данное задание: красная – я не могу выполнить, я не понял; желтая – я не совсем разобрался с данным заданием; зеленая – мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь.
Зажигая вместе светофор на разных этапах урока, учитель имеет возможность быстро увидеть готов ли класс продолжить занятие дальше или необходимо задержаться на данном этапе.
- Прием “Толстый и тонкий вопрос”.
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
• обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
• отрабатывает умение формулировать вопросы;
• воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
• умения погружаться в текст;
• способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
• навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения
Пример.
По теме урока "Климат" 7 класс можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Какие типы климатов вы знаете?
Толстый вопрос. Как связаны рельеф, географическая широта, наличие водных объектов , направление ветров с климатом.
- Прием сопоставления двух карт.
Особое значение в изучении географии придаю формированию навыков самостоятельной работы с картой. Научившись работать с картой, разбираться в условных обозначениях, любой ученик может, даже не читая учебника, найти ответ на многие вопросы. Например, умея определять географические координаты,
“На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа и какие полезные ископаемые им соответствуют, заполните таблицу и сделайте выводы.
Формы рельефа | Тектоническая структура | Полезные ископаемые |
- Метод «Неоконченных предложений»:
o Я почувствовал, что…
o Было интересно…
o Меня удивило…
o Своей работой сегодня я…, потому что...
o Мне захотелось…
o Мне больше всего удалось…
o Сегодня я узнал…
o Было трудно…, потому что...
o Я научился…
o Задания для меня показались…, потому что...
o Для меня было открытием то, что…
Данный метод целесообразно использовать на заключительном этапе урока «Рефлексии». Цель этапа: оценка обучающимися собственной учебной деятельности. Каждый учитель выберет для себя наиболее приемлемый способ. Данный метод позволит педагогу узнать, с какими знаниями, умениями и навыками ушел каждый ребенок с того или иного урока.
12. Методика «Мини-обзор».
1. Что изучали? Назовите тему урока.
2. С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассников?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4. Что вызвало трудности, осталось неясным?
5. Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6. Что у меня получилось лучше всего?
7. Что мне необходимо усовершенствовать?
Данная методика проводится в последние несколько минут урока, ученикам редлагается ответить на ряд вопросов. Целью является получение данных о том, что проходили и поняли ученики в течение урока. На следующем уроке учителю следует акцентировать внимание нате вопросы, которые вызвали наибольшее недопонимание среди учеников класса.
Письменные комментарии (письменная обратная связь) - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
100 способов поощрения.
Как лучше всего похвалить ребенка за хорошую работу на уроке?
1. Молодец!
2. Правильно!
3. Хорошо!
4. Умница!
5. Замечательно!
6. Верно!
7. Это лучшее из того, что у тебя получалось!
8. Я знала, что ты сможешь сделать это!
9. Я верю в тебя!
10. Ты умный, находчивый, сообразительный!
11. Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!
12. Неплохо!
13. Я горжусь тобой!
14. Супер!
15. Ты на правильном пути!
16. Да!
17. Браво!!!
18. Ты превзошел сам себя!!!
19. Ты очень многое можешь!
20. Что бы мы без тебя делали!
21. Я радуюсь твоим успехам!
22. Каждый может ошибаться! Попробуй еще!
23. Мои поздравления!
24. Хорошая работа!
25. Великолепно!
26. Ты нас порадовал!
27. Отлично!
28. Это то, что надо!
29. Это намного лучше!
30. Красота!
31. Удивительно!
32. Ты близок к истине!
33. Наконец-то!
34. Ты быстро учишься!
35. Так держать!
36. Прекрасно!
37. Это лучше всего!
38. Здорово! Продолжай работать в том же направлении.
39. Это первая ступенька на пути к успеху, но какая!
40. Я не смогла бы сделать лучше!
41. Еще немного времени, и у тебя получится!
42. У тебя огромный потенциал!
43. Ты постарался - и всё получилось!
44. Ты сделал это лучше всех!
45. Фантастика!
46. Поздравляю!
47. Ты взял ещё одну вершину!
48. Ты победил!
49. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда! Всё получилось!
50. Ты смог преодолеть (робость, неуверенность...)!
51. С каждым днем у тебя получается всё лучше!
52. Это - способ!
53. Невероятно!
54. Прекрасный ход работы!
55. Ты очень способный!
56. Восхитительно!
57. Терпенье и труд всё перетрут!
58. Необыкновенно!
59. Сенсация!
60. Первоклассная работа!
61. Твой мозг поработал на славу!
62. Мне нравится ход твоих мыслей!
63. Ура!!! Первая высота взята!
64. Умничка! Я никогда в тебе не сомневалась!
65. Твой успех сегодня - лучший подарок учителю!
66. И ты говорил, что не сможешь? Оказывается, еще как получается!
67. Гениально!
68. Какое интересное решение!
69. Ты сегодня сделал главное - вот он, ключик к ....
70. Ребята, давайте все вместе порадуемся за нашего победителя!
71. Мои аплодисменты!
72. Вот это класс!
73. Да ты просто ас в этом вопросе!
74. Я рада, что ты нашел в себе силы сделать это!
75. Молодчинка!
76. На тебя сегодня можно равняться!
77. С тебя можно брать пример!
78. Оценка 6 по 5-ти бальной системе!
79. Мне хочется слушать тебя снова и снова!
80. Я никогда не видела ничего лучшего!
81. Красивая мысль!
82. Да тебя сегодня не узнать!
83. Родненький ты мой!!!!!!!!!!!!!
84. Виртуоз!
85. Асс!
86. Ты просто гений!
87. Потрясающе!
88. Гордость ты наша!
89. Я восхищена!
90. Сегодня ты достиг цели!
91. Поразительно!
92. Лучше (точнее, красивее) не скажешь!
93. Молодец, потрудился на совесть!
94. Родители могут гордиться твоим поступком!
95. Это - высший пилотаж !
96. Расскажи, как тебе это удалось!
97. Ты позволишь показать твою работу ... (на выставке, собрании, ...)?
98. Ты сегодня удивил всех!
99. Я так рада за тебя!
100. Вот это финал!
Формирующее оценивание – это эффективная инновационная технология, которая позволяет, применив широкий ассортимент простых приёмов, получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся. И этот процесс должен быть обязательно положительным, потому что наша цель – воспитать успешную личность!
И пусть все ваши ученики, независимо от того, какие у них успехи – большие или малые – будут у вас любимыми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии
Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.
Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....
Формирующее оценивание на уроках географии
Методы применения формирующего оценивания на уроках...
мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"
Данный урок входит в циклл уроков по УМК "English" автор В.П. Кузовлев, 6 класс. Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....
Модельная таблица применения формирующего оценивания на уроке английского языка
Формирующее оценивание на уроках английского языка очень важно в условиях реализации новых образовательных программ....
Практика разработки и применения формирующего оценивания на уроке биологии
Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания и умения, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результат...