Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Москвитина Любовь Петровна

Данный урок направлен на применение на уроке технологии проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Ф.И.О. Москвитина Любовь Петровна

Предмет: биология ( Пономарёва И.Н., ФГОС)

Класс: 6

Тип урока: Комбинированный (комплексного применения знаний и изучения нового материала).

Технологическая карта изучения темы

Тема

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Цель

Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся  о низших и высших растениях, знакомства с особенностями строения мхов как высших споровых растений, их ролью в природе и жизни человека.

Задачи

Образовательные: расширить и углубить представление о низших и высших растениях,   рассмотреть условия обитания, многообразие и особенности строения мхов как просто устроенных  высших споровых растений, значение мхов  в природе и жизни человека.

 Развивающие: развивать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций, видеофрагментов, внимательно слушать, выделять главное, выполнять анализ и сравнение, устанавливать причинно-следственные связи,  развивать навыки практической деятельности, логического мышления при выполнении познавательных заданий.
Воспитательные: способствовать воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, формировать экологическое мышление, продемонстрировать возможность практического применения знаний для сохранения здоровья людей.

Планируемый результат

Предметные:

  • Знать признаки отдела Мохообразных, их условия произрастания, называть значение мхов в природе и жизни человека.
  • Уметь отличать низшие и высшие растения, устанавливать взаимосвязь условий обитания и строения растений, выделять в характеристике мхов признаки высших растений, использовать научные знания о мхах в практической жизни

Метапредметные:

  • ЛичностныеУУД: 
  1. Принятие социальной роли обучающегося.
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Оценивание и осознание своего вклада в общий результат урока.
  •  Регулятивные УУД:
  1. Умение выявлять проблему, определять цель урока, формулировать  учебную задачу.
  2. Фиксировать результаты исследования  и делать выводы
  3. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  4. Организация рабочего места, распределение времени
  •  Коммуникативные УУД:
  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.
  2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях 
  3. Формировать умения точно выражать свои мысли
  • Познавательные УУД:
  1. Умение определять понятия,   выделять, систематизировать информацию, строить логические  рассуждения и делать выводы.
  2. Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Основные понятия

Низшие растения, таллом, ризоиды, споры, высшие споровые растения, печёночные мхи, листостебельные мхи

Межпредметные связи

Экология, ОБЖ, медицина, география, история

Ресурсы:

Учебники,  гербарии мхов, лупы,  компьютер, проектор, листы с заданиями для учеников, оценочные листы достижений учеников, тетради на печатной основе.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Актуализация знаний

( 5 мин)

Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Водоросли»

На прошлом уроке мы изучали тему «Водоросли». Задает вопросы учащимся.

Слайд №2

Экспресс-опрос

1) Где обитают водоросли?

2) Какое значение имеют водоросли для обитателей водоема?

3) На какие группы мы можем разделить водоросли?

4) Как человек использует водоросли?

5) Какое строение имеют водоросли?

6)Почему водоросли относятся к низшим растениям?

8)Почему аквариум не ставят возле окна?

Знание признаков отдела Водорослей.

Уметь объяснять почему водоросли относятся к низшим растениям.

Уметь использовать научные знания в практической деятельности человека

  Познавательные УУД: умение

выделять,  систематизировать информацию
Коммуникативные УУД: умение  слушать и слышать,  формулировать и высказывать свою точку зрения
Регулятивные УУД: контроль за ответами одноклассников

2.  Применение и добывание знаний в новой ситуации (10 мин)

3. Мотивация учебной деятельности

1 этап: до чтения текста. Прием «Банк идей»

2 этап: чтение текста.

Отвечают – высших растений.

Используют приобретённые ранее знания в новой нестандартной ситуации. Дают различные варианты ответов.

Заполняют совместно с учителем таблицу «Возникновение высших растений»

Делают обобщение и формулируют вывод о процессе возникновения высших растений

Формулируют тему урока: Мхи

Предлагают варианты ответов на вопрос учителя.

Читают факты, анализируют прочитанный текст, отвечают на вопрос учителя.

Формулировка цели и задач урока

Цель: познакомиться с растениями класса мхов.

Задачи:

  1. Изучить строение мхов на примере гербариев
  2. Составить характеристику мхов
  3.  Рассмотреть практическое применение мхов.

Ставит вопрос. Если существуют низшие растения, то существует и группа …… растений? Как возникли высшие растения? Чем отличаются низшие и высшие растения между собой?

Слайд №3

Организует фронтальную беседу, ведёт записи на доске.

Слайд № 4, 5

Подводит их к выводу наводящими вопросами.

К каким изменениям в строении растений привела смена условий?

Слайд №6

Загадывает загадку о болоте: слайд №7

 Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут  и ходить нельзя. Что это?

Слайд №8

Что там интересного?

Какая группа растений изображена на картинке?

Задаёт вопрос: а что мы с вами знаем о мхах?

Записывает на доске высказанные предположения.

Предлагает ознакомиться с фактами и  ответить на  вопрос: какие свойства мха позволяют его использовать и в каких сферах деятельности?

Слайд № 9

Дополняет и обобщает:

Слайд № 10

Как построим свою работу на уроке?

Заполнение таблицы «Возникновение высших растений»

Загадка о болоте.

Потом появляется картинка болота.

Мхи-это растения.

Мхи произрастают на болотах.

Мхи используют для удержания влаги.

Мхи играют важную роль в природе.

Мхи имеют практическое применение в жизни человека.

Возможность применить научные знания для решения жизненной проблемы.

  1. Составление характеристики мхов.
  2. Знание особенностей их строения
  3. Знание разных видов мхов
  4. Знание места их произрастания

Устанавливать взаимосвязь условий обитаний и особенностей строения растений  

Знать признаки высших растений, уметь отличать их от низших.

Уметь называть функции тканей и органов растений.

Использование научных знаний о мхах в практической деятельности человека.

Познавательные УУД: 

умение логически мыслить,

устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД: 

умение формулировать и высказывать свою точку зрения
Регулятивные УУД:  умение составлять план и последовательность деятельности, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,

Познавательные УУД: умение обобщить и систематизировать информацию, сформулировать проблему, преобразовать информацию

Коммуникативные УУД: умение слушать, высказывать своё мнение,
Регулятивные УУД: умение концентрироваться на сути проблемы, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

4.Изучение нового

 (10 мин)

Слушают учителя, смотрят фильм и выбирают элементы информации для составления характеристики мхов

Рассматривают гербарные растения мхов, выявляют особенности строения, почему они относятся к высшим растениям, формулируют вывод и записывают его в ТПО с.9

Рассказ учителя о местах произрастания мхов.

Слайд №11-13

Демонстрация части фильма «Мхи» о многообразии мхов

Слайд №14-15

 Предлагает выполнить лабораторную работу «Изучение внешнего строения мхов» и записать вывод

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов»

Цель работы: знакомство с внешним строением зелёного мха

Оборудование: гербарии мха, лупы

Ход работы

  1. Рассмотрите гербарные экземпляры мха. Обратите внимание, как растут мхи – скученно или поодиночке.
  2. Изучите особенности строения зелёного мха, определите, какие органы они имеют, как представители высших растений. Как выдумаете, какие из них растения женские, какие мужские?
  3. Сделайте вывод об особенностях строения мхов.

Знать особенности строения мхов, уметь определять его по гербариям.

Характеризовать отдел Мохообразные, выделять признаки высших споровых растений

Познавательные УУД: умение обобщить и систематизировать информацию,  преобразовать информацию

Коммуникативные УУД:  умение определять свои функции в группе и соответственно действовать; умение участвовать в диалоге, договориться, приходить к общему решению
Регулятивные УУД: умение концентрироваться на сути проблемы

5.Закрепление  нового (5 мин)

Отвечают на вопросы учителя. Составляют характеристику мхов и записывают её в ТПО – задание 1 на с.7 (заполнение таблицы)

Фронтальная беседа по итогам выполнения работы

Слайд № 16

Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Составьте характеристику мхам.

Слайд № 17

Мхи:

  • Это высшие растения,
  • Тело разделено на стебли, листья и ризоиды.
  • Ткани развиты слабо
  • Обитают во влажных местах.

Знать особенности строения мхов, уметь определять его по гербариям.

Характеризовать отдел Мохообразные, выделять признаки высших споровых растени

 Познавательные УУД: 

умение  строить речевое высказывание в устной форме, структурировать знания Коммуникативные УУД: 

умения точно выражать свои мысли

Регулятивные УУД: 

осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

6.Контролирующее задание (4  мин)

Выполняют тест, ответы записывают в лист достижений

Выставление отметки за тест

Предлагает контролирующий тест для выявления контроля знаний

Проверка ответов

Тест «Отдел Мохообразные»

  1. С выходом на сушу у растений произошли изменения:

А) сформировались ткани и органы

В) строение не изменилось

С) увеличились в размерах

  1. Первыми наземными растениями были:

А) папоротники

В) псилофиты

С) мхи

  1. По какому из указанных  признаков мхи относятся к высшим споровым растениям:

А) есть ризоиды

В) есть хлорофилл

С) есть стебель, листья

  1. Мхи предпочитают условия обитания:

А) светлые и сухие

В) влажные и затенённые

  1. Мхи разделяются на классы:

А) Печёночники и Листостебельные

В) Зелёные, Бурые и Красные

С) Однолетние и Многолетние

Познавательные УУД: умение обобщить и систематизировать информацию,

  Регулятивные УУД: 

осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Самооценивание результатов работы на уроке и оценивание одноклассников

Возвращаются к записанным на доске  задачам урока

.

Подведение итогов урока

Помогает провести самооценку, проговаривая по шагам алгоритм по технологии оценивания:

Оцените свою работу на уроке.

Кого из одноклассников вы отметили за активную работу на уроке.

Алгоритм оценивания

  1. Какие перед нами стояли сегодня задачи?
  2. Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели?
  3. Что нам помогло сегодня решить поставленные задачи?

  Коммуникативные УУД: умение выражать собственное мнение о работе и полученном результате,  формировать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Регулятивные УУД: 

владение основами самоконтроля и самооценки

Итог урока.

Д\З

Запись домашнего задания

§21 в ТПО – зад. 1 на с.4-5, зад. 1 на с.7 доделать, объяснение фактов, вопрос про ягель

Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось,  чтобы все

Знания, нашли применение в вашей жизни.

 

Тема:_______________________________________

Я хочу узнать______________________________________________                                                  

_________________________________________________________                                                           __________________________________

_________________________________________________________                                                         ___________________________________

__________________________________________________________                                                       ___________________________________

        __________________________________

Черты сравнения

1вариант

2 вариант

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Не ветвистые

ветвистые

  Листья

Узкие

Более широкие

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Ярко-зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

Нет

Да

Оценка за тест:__________

Оцените свою работу на уроке

Оцените работу всего класса

 

 

Д\З: §14, № 96,

Карточка. Задания к уроку

  1. Таблица «Возникновение высших растений»

Условия водной среды

Условия наземной среды

Возникшие проблемы

Изменение в строении растений

Плотность среды больше

Воды кругом много

  1. Как объяснить факты?
  • С незапамятных времен мох использовался в народной медицине и быту народов Севера. По свидетельству древнего автора, «лапландские матери кладут в колыбели ….(мох), который меняют утром и вечером, благодаря чему ребенок остается в замечательной сухости, удобстве и тепле». 
  • В партизанских отрядах во времена ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операций
  • Австралийская экспедиция на острове Пасхи обнаружила при раскопках хорошо сохранившиеся останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте.

  1. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов»

Цель работы: знакомство с внешним строением зелёного мха

Оборудование: гербарии мха, лупы

Ход работы

  1. Рассмотрите гербарные экземпляры мха. Обратите внимание, как растут мхи – скученно или поодиночке.
  2. Изучите особенности строения зелёного мха, определите, какие органы они имеют, как представители высших растений. Как выдумаете, какие из них растения женские, какие мужские?
  3. Сделайте вывод об особенностях строения мхов.

Тест «Отдел Мохообразные»

  1. С выходом на сушу у растений произошли изменения:

А) сформировались ткани и органы

В) строение не изменилось

С) увеличились в размерах

  1. По какому из указанных  признаков мхи относятся к высшим споровым растениям:

А) есть ризоиды

В) есть хлорофилл

С) есть стебель, листья

  1. Мхи предпочитают условия обитания:

А) светлые и сухие

В) влажные и затенённые

  1. Мхи разделяются на классы:

А) Печёночники и Листостебельные

В) Зелёные, Бурые и Красные

С) Однолетние и Многолетние

  1. В жизненном цикле мхов преобладает:

А) Стадия гаметофита (зелёных растений)

Б) Стадия спорофита (коробочки на ножке)

Лист достижений учащегося на уроке

Этапы урока

Оценка деятельности учащегося

  1. Проверка домашнего задания

  1. Возникновение высших растений

  1. Изучение нового материала

  1. Закрепление  (тест)

Оценка за тест:________

Оцените свою работу на уроке      

Лист достижений учащегося на уроке

Этапы урока

Оценка деятельности учащегося

  1. Проверка домашнего задания

  1. Возникновение высших растений

  1. Изучение нового материала

  1. Закрепление  (тест)

Оценка за тест:_______

Оцените свою работу на уроке      

Лист достижений учащегося на уроке

Этапы урока

Оценка деятельности учащегося

  1. Проверка домашнего задания

  1. Возникновение высших растений

  1. Изучение нового материала

  1. Закрепление  (тест)

Оценка за тест:_______

Оцените свою работу на уроке      

Лист достижений учащегося на уроке

Этапы урока

Оценка деятельности учащегося

  1. Проверка домашнего задания

  1. Возникновение высших растений

  1. Изучение нового материала

  1. Закрепление  (тест)

Оценка за тест:_______

Оцените свою работу на уроке              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

"Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"

План-конспект урока по теме:  "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение" подготовлен к УМК " Алгоритм успеха".Учебник под редакцией И. Н. Пономаревой для 6 класса....

Технологическая карта урока по физической культуре на тему:"Общая физическая подготовка. Круговая тренировка"

Урок проводится в 6 классе. направленность образовательно-тренировочная, комбинированный урок. Учащиеся пополняют знания в области сохранения и укрепления  здоровья: учатся определять правильную ...

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Урок биологии 6 класс.

План-конспект открытого урока по теме: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа  «Изучение внешнего строения моховидных растений». В ходе урока  отр...