Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Урок биологии 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс)
План-конспект открытого урока по теме: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения моховидных растений». В ходе урока отрабатываются умения работы с учебной литературой, гербарным материалом, совершенствуются умения анализировать и сравнивать изучаемые объекты; развиваются навыки коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otdel_mohovidnye._obshchaya_harakteristika_i_znachenie.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Цели:
- сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания;
- познакомить с их ролью в природе и жизни человек;
- создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения
- Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений
- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации
- Познавательные УУД: используя технологию проблемного чтения, сформировать умение самостоятельно находить информацию и объяснять ее.
Планируемый результат
- Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека
Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека
Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений
- Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний
- Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи
1.Орг. момент
2.Повторение пройденного материала
А) Установите соответствие между группой организмов и их признаками (бактерии, грибы, водоросли)
Б) Выбрать из представленных рисунков – водоросли. (Слайд)
В) Почему водоросли относят к низшим растениям?
Выполняют взаимопроверку в парах. Подведение итога
3. Актуализация знаний, обобщение темы и целей урока.
Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.
Но вдруг на пути возникает…
ни море, ни земля,
корабли не плывут, и ходить нельзя.
- Вопрос: Что это? (Болото)
- Вопрос: А чем болото отличается от озера, пруда, моря?
Видеофрагмент «Болото» (DVD – диск)
На болоте растет мох.
Тема нашего урока: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение
Сегодня мы должны выяснить:
- Чем мхи похожи и чем отличаются от водорослей?
- Почему мхи относятся к высшим споровым растениям.
- Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека.
4. Изучение нового материала
Мхи - одни из самых древних растений на Земле. В наших широтах эти растения обычно представлены небольшими многолетними травами.
Мхи - растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их в хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды, которые несмотря на любовь к воде, могут переживать длительные засухи.
Вначале давайте выясним, чем мхи отличаются от водорослей?
Работа с учебником.
Для этого воспользуемся текстом учебника (стр.73 , 2 абзац)
Задание 2. Заполнив таблицу, проанализируйте, чем мхи отличаются от водорослей?
Признаки сравнения | водоросли | мхи |
отношение к воде | только в воде | влажные, прохладные места |
строение тела | слоевище | побег (стебель, листья) |
способ питания | автотрофный | автотрофный |
размножение | делением слоевища | спорами |
подгруппа растений | низшие | высшие |
Вывод: мхи – высшие растения, так как имеют побег (стебель и листья) и размножаются спорами.
5. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Работа с гербарием и дидактической тетрадью (стр. 43 № 95)
У вас на столах гербарии двух самых распространенных видов мхов в нашей местности (кукушкин лен и сфагнум).
Это одни из наиболее известных зеленых листостебельных мхов.
Кукушкин лен. Очень часто спрашивают: почему мох называется Кукушкин лен?
- Пояснение. (У льна такие же тонкие вытянутые стебли и листья, а коробочка мха похожа на сидящую, на ветке кукушку) (Слайд)
Кукушкин лен, часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-17 см. в длину), растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре.
Используя текст учебника и гербарий, найдите стебель, листья, коробочку на ножке и подпишите их на рисунке в тетради.
Второй представитель листостебельных мхов – мох сфагнум.
Сфагнум, (лат. Sphágnum) – означает «болотное растение» имеет еще название торфяной мох или белый мох.
- Пояснение. Торфяной - так как из него образуется торф, белый – так как в высушенном виде имеет беловатый оттенок (за счет прозрачных клеток заполненных воздухом) (Слайд)
Сфагнум. Этот мох поселяется на почве и, столетиями накапливая влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес.
Работа с гербарием и дидактической тетрадью. (стр. 43 № 95)
Давайте, сравним эти мхи, заполнив таблицу.
Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум |
Стебли | не ветвистые | ветвистые |
Листья | Узкие | Более широкие |
Наличие ризоидов | Есть | Нет |
Коробочка | Удлиненная | Круглая |
Наличие воздушных клеток | Нет | Есть |
Окраска растения | Ярко- зеленая | Светло-зеленая |
Количество накапливаемой влаги | Небольшое | Очень большое |
Где растет | В лесу | На болоте |
Образует ли торф | Нет | Да |
А теперь еще один вопрос, на который мы должны ответить.
- Мхи приносят пользу или вред, вызывая заболачивание местности?
Работа с учебником. Значение мхов (стр. 74-75)
- первыми заселяют голые скалы, образуя почву.
- накапливают большие запасы воды, питая реки
- болота - место гнездования птиц
- образуют торф (используют как топливо и удобрение в с/х)
- мхом конопатят дома при их постройке;
6. Закрепление изученного материала
Сфагнум имеет еще очень важное значение, о котором знали ранее.
На слайде мох, бинт, вата, пластырь (Слайд)
Что, по-вашему, объединяет эту группу тел?
Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте небольшое стихотворение, в котором вы найдете ответ.
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке, на ножке,
Куда не глянь растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.
Коль нужно будет ваты.
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Пояснение.
- Высушенный сфагнум во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях широко использовали как перевязочный материал для раненых. Мох впитывал влагу и обладает антибактерицидным свойством
- В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий. При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.
7. Информация о домашнем задании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
"Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"
План-конспект урока по теме: "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение" подготовлен к УМК " Алгоритм успеха".Учебник под редакцией И. Н. Пономаревой для 6 класса....
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...
Лабораторная работа: изучение внешнего строения споровых растений на примере моховидных и папоротниковидных растений. 6 класс. Биология.
Лаборатоная работа составлена в соответствии с УМК И.Н. Пономаревой....
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"
Данный урок направлен на применение на уроке технологии проблемного обучения...