Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Урок биологии 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

План-конспект открытого урока по теме: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа  «Изучение внешнего строения моховидных растений». В ходе урока  отрабатываются умения работы с  учебной литературой, гербарным материалом, совершенствуются умения анализировать и сравнивать изучаемые объекты; развиваются навыки коллективной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otdel_mohovidnye._obshchaya_harakteristika_i_znachenie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа  № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Цели: 

  • сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания;
  • познакомить  с их ролью  в природе и жизни человек;
  • создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с  различными источниками информации;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • ЛичностныеУУД:  сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения
  • Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений
  • Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации
  • Познавательные УУД:  используя технологию проблемного чтения, сформировать умение самостоятельно находить информацию и объяснять ее.

Планируемый результат

  • Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение  роли мхов в природе и жизни человека

Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека

Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений

  • Личностные: использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний
  • Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное  и делать краткие записи

1.Орг. момент

2.Повторение пройденного материала

А) Установите соответствие между группой организмов и их признаками  (бактерии, грибы, водоросли)

Б) Выбрать из представленных рисунков – водоросли. (Слайд)

В) Почему водоросли относят к низшим растениям?

Выполняют взаимопроверку в парах. Подведение итога

3. Актуализация  знаний, обобщение темы и целей урока.

Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.

Но вдруг на пути возникает…

ни море, ни земля,

корабли не плывут,  и ходить нельзя.

  • Вопрос:  Что это?  (Болото)
  • Вопрос:  А чем болото отличается от озера, пруда, моря?

Видеофрагмент «Болото» (DVD – диск)

На болоте растет мох.                        

Тема нашего урока: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Сегодня мы должны выяснить:

  • Чем мхи похожи и чем отличаются от водорослей?
  • Почему мхи относятся к высшим споровым растениям.
  • Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека.

4. Изучение нового материала

Мхи  - одни из самых древних растений на Земле. В наших широтах  эти растения обычно представлены небольшими многолетними травами.

Мхи - растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их в хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды, которые несмотря на любовь к воде, могут переживать длительные засухи.

Вначале давайте выясним, чем мхи отличаются от водорослей?

Работа с учебником.

Для этого воспользуемся текстом учебника (стр.73 , 2 абзац)

Задание 2. Заполнив таблицу, проанализируйте, чем мхи отличаются от водорослей?

Признаки сравнения

водоросли

мхи

отношение к воде

 только в воде

влажные, прохладные места

строение тела

 слоевище

 побег (стебель, листья)

способ питания

 автотрофный

  автотрофный

размножение

 делением слоевища

 спорами

подгруппа растений

низшие

высшие

Вывод: мхи – высшие растения, так как имеют побег (стебель и листья) и размножаются спорами.

5. Лабораторная работа  «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Работа с гербарием и дидактической тетрадью (стр. 43 № 95)

У вас на столах гербарии двух самых распространенных видов мхов в нашей местности (кукушкин лен и сфагнум).

Это одни  из наиболее известных зеленых листостебельных мхов.

Кукушкин лен. Очень часто спрашивают: почему мох называется Кукушкин лен?

  • Пояснение. (У льна такие же тонкие вытянутые стебли и листья, а коробочка мха похожа на сидящую, на ветке кукушку) (Слайд)

Кукушкин лен, часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-17 см. в длину), растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре.

Используя текст учебника и гербарий, найдите стебель, листья, коробочку на ножке и подпишите их на рисунке в тетради.

Второй представитель листостебельных мхов – мох сфагнум.

Сфагнум, (лат. Sphágnum) – означает «болотное растение»  имеет еще название  торфяной мох или белый мох.

  • Пояснение. Торфяной - так как  из него образуется торф, белый – так как в высушенном виде имеет беловатый оттенок (за счет прозрачных клеток заполненных воздухом) (Слайд)

Сфагнум. Этот мох поселяется на почве и, столетиями накапливая влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес.

Работа с гербарием и дидактической тетрадью. (стр. 43 № 95)

Давайте, сравним эти мхи, заполнив таблицу.

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

А теперь еще один вопрос, на который мы должны ответить.

  • Мхи приносят пользу или вред, вызывая заболачивание местности?

Работа с учебником. Значение мхов (стр. 74-75)

  1. первыми заселяют голые скалы, образуя почву.
  2. накапливают большие запасы воды, питая реки
  3. болота - место гнездования птиц
  4. образуют торф (используют как топливо и удобрение в с/х)
  5. мхом конопатят дома при их постройке;

6. Закрепление изученного материала

Сфагнум имеет еще очень важное значение, о котором знали ранее.

На слайде мох, бинт, вата, пластырь (Слайд)

Что, по-вашему, объединяет эту группу тел?

Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте небольшое стихотворение, в котором вы найдете ответ.

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке,

Куда не глянь растет.

Он снизу - беловатый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Пояснение. 

  • Высушенный сфагнум во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях широко использовали как перевязочный материал для раненых. Мох впитывал влагу и обладает  антибактерицидным свойством 
  • В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий. При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.

7.  Информация о домашнем задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

"Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"

План-конспект урока по теме:  "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение" подготовлен к УМК " Алгоритм успеха".Учебник под редакцией И. Н. Пономаревой для 6 класса....

Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»

Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"

Данный урок направлен на применение на уроке технологии проблемного обучения...