"Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Горюнова Елена Александровна

План-конспект урока по теме:  "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение" подготовлен к УМК " Алгоритм успеха".

Учебник под редакцией И. Н. Пономаревой для 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  урока по  биологии

Класс  6                                           

Тема:  Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели  урока: Сформировать представление об организации моховидных, их распространении, питании, размножении. Рассмотреть признаки усложнения в строении мхов по сравнению с водорослями.

Задачи урока:

Образовательные:

- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов, 
- показать черты усложнения  в организации мхов по сравнению с водорослями.

- раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

- познакомить с видами мхов занесенных в  Красную книгу

 Развивающие:

-формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,

- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;

- развивать навыки работы с тестами, рисунками, умение составлять схемы, делать сравнительный анализ.

- формировать навыки работы с гербарием , дополнительными источниками информации;

-стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий: ризоиды, спорофит, гаметофит, печеночники, листостебельные мхи;

Воспитательные:

 - воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

- формировать познавательные интересы направленные на изучение живой природы.

- способствовать формированию экологической культуры и  бережному отношению к природе. 

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать смысл биологических терминов. Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах,  живых         объектах. Характеризовать признаки принадлежности моховидных к высшим споровым  растениям. Применение новых знаний в жизненных ситуациях.   

   

Метапредметные:

 Отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией, извлекать информацию  из собственных наблюдений. Использовать научные методы познания; выявлять проблему, определять и придерживаться цели, и на основе полученных данных делать выводы. Контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Личностные:

Готовность  к самообразованию и самовоспитанию . Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и        природы. Осознавать        единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: практическая  работа, фронтальная работа, работа с учебником, заполнение таблицы, схемы, лабораторная работа

Оборудование:  Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик, таблицы по биологии.

Раздаточный материал: Рабочая карта (листы с заданиями для каждого ученика), тест, гербарий .

Основные понятия и термины:  ризоиды, спорофит, гаметофит, печеночники, листостебельные мхи, моховидные.

 

Структура урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся

3. Постановка темы и цели урока

4. Изучение нового материала

5.Обобщение  и закрепление первичных знаний

6. Итоги урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание

Ход урока:

Этапы

Содержание

Формирование УУД

1.Организационный момент.

Приветствие и мобилизация обучающихся на учебную работу.

2. Актуализация знаний. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся

1. Экспресс - опрос

 - Прежде чем, приступить к дальнейшему изучению, необходимо вспомнить пройденный материал. Постараемся ответить на вопросы:

 - Чем отличаются высшие растения от низших растений?  (Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений  есть сформированные  органы : корень, стебель, лист, цветок).

  - Какое царство живых организмов изучили на прошлых уроках? (Водоросли)

- Что их объединяет с растениями? ( Наличие хлорофилла и способность к фотосинтезу)

- Какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека? ( Источник кислорода, органических веществ и энергии для животных и человека, удобрения , биологическая очистка сточных вод)

2. Работа с тестовыми заданиями.  (Приложение 1)

Регулятивные УУД:

самоорганизация к уроку, оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД : умение слушать и слышать других.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка темы и цели урока

Найди лишнее (работа по иллюстрациям , слайдам)

- Рассмотрите иллюстрации и найдите лишнюю. Объясните свой выбор? (новое растение)

-Почему вы решили, что это растения?

 -Чем они отличаются от изученных водорослей?

-Эти необычные растения  называются -  мхи.

Стихотворение про мох сфагнум

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот                                          

На кочке мох без ножки                                      

Куда ни глянь, растёт.                        

Он снизу седоватый                                            

Повыше зеленей.

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Так о чем же мы с вами будем сегодня говорить?

Правильно сегодня мы познакомимся с отделом Моховидные.

 А что мы должны узнать о мхах?  (Обитание, строение, размножение)

Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему и записать ее в рабочую карту. (Приложение 2)

 

Познавательные УУД:

Интерес к изучаемой теме, выдвижение гипотез и их обоснование.

 Коммуникативные УУД:

Умение слушать

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

4. Изучение нового материала

 

1. Строение мхов

Смотрят слайд презентации:  многообразие и строении  мхов . После просмотра отвечают на вопросы:

Чем мхи отличаются от изученных водорослей? (Есть стебель, лист, но нет корней)

Как продолжить фразу в рабочей карте?

( Мох - это высшее растение)

Все ли мхи имеют одинаковое строение?

Используя  учебник §21 стр. 113, найдите ответ на какие классы делят мхи ? Ответ

запишите в рабочей карте.

Давайте познакомимся со строением листостебельных  мхов, для этого нужно выполнить лабораторную работу, а результаты записать в рабочую карту. ( Работа с гербарием)

Физкультминутка  для глаз.

Самостоятельная работа в парах по вариантам . Составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна, практическая  работа с гербариями и текстом учебника, рабочей картой и таблицей.

-Давайте сравним кукушкин лен и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).  

  1. После заполнения таблицы, представители каждого варианта рассказывают нам  об изученном объекте .

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

  1.  
  2. Проверь себя (самопроверка)

Размножение мхов

 - Я предлагаю вам просмотреть ролик о размножении мхов. (Просмотр ролика : https://youtu.be/HAX552tmmAQ  )

- Какое значение в размножении мхов играет вода?

- Где происходит развитие гамет?

- Как называется это поколение?

- Что происходит после оплодотворения?

- Как называется это поколение?

- Какое поколение преобладает у мхов?

Составим в тетрадях схему: "Развитие мха". (Можно пригласить к доске ученика составить схему, остальные помогают, исправляют. Или все выполняют самостоятельно, а затем проверяют с рисунка на слайде)

 

Коммуникативные УУД: работа в паре, умение слушать друг друга,

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 Познавательные УУД:

слушают информацию,  делают краткие записи в тетради,

умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

 МетапредметныеУУД:  умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

5. Обобщение  и закрепление первичных знаний

 

Биологический диктант:

1. К какому классу относится маршанция? (Печеночники)

2. К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? (Листостебельные мхи)

3. Как называется особый орган, в котором формируются споры? (Коробочка или спорофит)

4.Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? (Протонема)

5. Кого иногда в народе называют белым мхом?(Сфагнум)

6. К какому отделу относятся кукушкин лен, сфагнум? (Моховидные)

7. Зеленое растение, развившееся из споры? (Гаметофит)

8. Способы размножения мхов? (Бесполый и половой)

9. Растения, тело которых состоит из органов? (Высшие)

Проверь по эталону (Взаимопроверка)

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

 Коммуникативные УУД: работа в паре, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Сегодня вы все хорошо поработали. Но без вывода наша работа считается незаконченной, давайте подведем  итог урока. О чем вы сегодня узнали? Запишите вывод кратко в рабочую карту и сдайте ее на проверку.

Вывод урока:

 Мхи – наземные растения, имеют стебель и листья, размножаются спорами, оплодотворение зависит от наличия воды.

На уроке вы заработали две оценки: одну за тестовые задания, вторую за работу в рабочей карте. И третью оценку вы получите за выполнение домашней работы.

У вас на столе карточки с кружками . Поднимите пожалуйста карточку, которая вам больше подходит.

 Красный – я был активный на уроке, у меня все получалось.  

Оранжевый – радостный. Я старался, у меня многое получалось  

Зелёный – спокойное состояние. У меня были недочеты в работе, но я буду стремиться их исправить.

Регулятивные УУД : осознание результатов каждого этапа урока.

Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу, работа со схемой)

7. Домашнее задание

Учебник §21, заполнить таблицу.  положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека.

Положительное значение

Отрицательное значение

  • Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
  • Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
  • Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
  • Мхи (сфагнум) используются в строительстве
  • Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.
  • Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

 

На этом мы закончим наш урок. Спасибо всем за внимание!

Регулятивные УУД: работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Ответы к тесту Водоросли.

Вариант 1

I. Вставьте пропущенные слова в текст.

 Самые древние растения на планете - водоросли.  Их тело не расчленено на корень, стебель и листья, а представлено слоевищем, или талломом. Клетки водорослей содержат хлорофилл, находящийся в хроматофорах. 

II. Выберите  верный ответ.

1.Тело водорослей называется:

а) Побег      б) Стебель     в) Слоевище - таллом      г) Корнеплод

2. Хлорофилл у водорослей находится в

а) ядре         б) хроматофоре       в) оболочке

3. Из названных растений водорослью является:

а)  Ряска     б) Элодея      в) Ламинария - морская капуста      г)Кувшинка

4. Хроматофор – это:

а) название водоросли    б) хлоропласт    в) орган передвижения водоросли   г) большая вакуоль.

Вариант 2

I. Вставьте пропущенные слова в текст.

Водоросли относят к низшим растениям. По строению различают одноклеточные и многоклеточные водоросли. Размножаются водоросли бесполым и половым способом.

II. Выберите  верный ответ.

 1. Водоросли относят к низшим растениям потому что у них нет:

а)  корней         б) стеблей        в)  всего перечисленного

2. Зеленые морские водоросли не обитают на больших глубинах из-за:

а) низких температур                              б)  недостатка органических веществ  

в) недостатка минеральных веществ       г) недостатка света

3. Какое вещество, добываемое из водорослей, обладает дезинфицирующим действием:   а) Калийные соли        б) Целлюлоза           в)  Агар-агар         г) Йод

4. По способу питания водоросли являются:

а) автотрофами           б) гетеротрофами        в) оба способа питания характерны          г) нет правильного ответа.  

 

 

Приложение 1.  Тест Водоросли.

Вариант 1

I. Вставьте пропущенные слова в текст.

 Самые древние растения на планете -   ?         Их тело не расчленено на корень, стебель и листья, а представлено     ?       , или   ?     . Клетки водорослей содержат хлорофилл, находящийся в   ?    .

II. Выберите  верный ответ.

1.Тело водорослей называется:

а) Побег      б) Стебель     в) Слоевище - таллом      г) Корнеплод

2. Хлорофилл у водорослей находится в

а) ядре         б) хроматофоре       в) оболочке

3. Из названных растений водорослью является:

а)  Ряска     б) Элодея      в) Ламинария - морская капуста      г)Кувшинка

4. Хроматофор – это:

а) название водоросли    б) хлоропласт    в) орган передвижения водоросли   г) большая вакуоль.

Вариант 2

I. Вставьте пропущенные слова в текст.

Водоросли относят к    ?   растениям. По строению различают   ?      и     ?      водоросли. Размножаются водоросли    ?       и    ?    способом.

II. Выберите  верный ответ.

 1. Водоросли относят к низшим растениям потому что у них нет:

а)  корней         б) стеблей        в)  всего перечисленного

2. Зеленые морские водоросли не обитают на больших глубинах из-за:

а) низких температур                              б)  недостатка органических веществ  

в) недостатка минеральных веществ       г) недостатка света

3. Какое вещество, добываемое из водорослей, обладает дезинфицирующим действием:   а) Калийные соли        б) Целлюлоза           в)  Агар-агар         г) Йод

4. По способу питания водоросли являются:

а) автотрофами           б) гетеротрофами        в) оба способа питания характерны          г) нет правильного ответа.  

 



Предварительный просмотр:

Рабочая карта   ( ФИО )_____________________________________________________                                                    

Тема урока_________________________________________________________________

Мох - это __________________________________________________________________

Отдел моховидные разделяется на классы:______________________________________

1.Лабораторная работа. СТРОЕНИЕ МХА КУКУШКИН ЛЕН.

Цели: познакомить с особенностями строения зеленого мха кукушкина льна; выявить основные отличия высших споровых растений от низших; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами.

Оборудование и материалы: засушенные растения мха кукушкина льна с коробочками на листе бумаги, лупа.

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение мха кукушкина льна невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи лупы.

3. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

4.  Подпишите основные части мха. На основании строения сделайте вывод о систематической группе.

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

4.__________________________________

5.__________________________________

Вывод:_______________________________________

______________________________________________

2. Практическая работа. Сравнительная  характеристика мха сфагнум и кукушкина льна.

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

Листья

Наличие ризоидов

Коробочка

Наличие воздушных клеток

Окраска растения

Количество накапливаемой влаги

Где растет

Образует ли торф

Вывод урока_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдел Водоросли. Общая характеристика.

В материале представлена подробная информация о представителях отдела Водоросли. Особое внимание уделено рисункам, схемам....

План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".

1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....

«Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение».

Открытый урок по биологии 6 класс с учетом требований ФГОС...

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение" (6 класс)

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные", 6 класс по учебнику Пономарева И.Н....

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Урок биологии 6 класс.

План-конспект открытого урока по теме: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа  «Изучение внешнего строения моховидных растений». В ходе урока  отр...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"

Данный урок направлен на применение на уроке технологии проблемного обучения...