План-конспект и презинтация урока "Дыхание растений"
презентация к уроку по биологии (6 класс)

Оксана Ивановна Кудрявцева

План-конспект урока с презинтацией для 6 класса по учебнику В.И. Сивоглазову,  А. А Плешакову. Тема: "Дыхание растений"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я дышу, а значит я живу! Владимир Семенович Высоцкий

Слайд 3

Дыхание - процесс, окисления органических веществ и выделения энергии.

Слайд 4

Дыхание растения

Слайд 5

У высших растений для осуществления газообменя существуют специальные приспособления – это устьица и чечевички.

Слайд 6

ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ УСТЬИЦЕ МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Слайд 7

Устьица обычно располагаются на нижней стороне листа. Периодически открываясь и закрываясь, они регулируют поступления воздуха в листья.

Слайд 8

Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток толстой и плотной пробки - ЧЕЧЕВИЧКИ.

Слайд 9

Этапы дыхания Внешнее дыхание – газообмен: поступление кислорода, удаление углекислого газа Клеточное дыхание – использование кислорода в биологическом окислении

Слайд 10

Черты процесса Фотосинтез Дыхание 1. В каких клетках происходит? В зеленых клетках Во всех клетках 2. Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород 3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ 4. В какое время суток происходит? Днём Круглые сутки 5. Что происходит с органическими веществами? Образуются Распадаются 6. Энергия накапливается или выделяется? Накапливаются Освобождается

Слайд 11

ОПЫТ Растения дышат кислородом. В первую ёмкость поместили набухшие семена, а вторую оставили пустой. Оба сосуда плотно закрыли и оставили на ночь в тёплом месте. На следующее утро с помощью горящей спички проверили, есть ли кислород в каждой ёмкости. Кислород поддерживает горение, и если опустить горящую спичку в сосуд, в котором есть кислород, то спичка не потухнет. В пустой ёмкости зажжённая спичка продолжала гореть, то есть состав воздуха не изменился. В банке с семенами огонь погас: весь кислород использовали для дыхания прорастающие семена.

Слайд 12

Опыт Пристли

Слайд 13

Решите задачу В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?

Слайд 14

Решение: 1 дерево – 3 человека 1 га = 300 деревьев – х человек Х = 300 х 3 = 900 человек

Слайд 15

Домашнее задание: Параграф 16 Лабораторная работа стр. 72



Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс

     Цели: Раскрытие сущности термина дыхание растений.
Выявление существенных признаков процесса дыхания. Установление взаимосвязей   между дыханием и фотосинтезом, их различия.

     Задачи:

  1. Актуализировать знания о дыхании растений.
  2. Формировать умение выделять существенные признаки процесса дыхания.
  3. Формировать умение устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;
  4. Формировать умение выявлять причинно-следственные связи при изучении процессов дыхания и фотосинтеза, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.

Планируемые образовательные результаты

  • выделять существенные признаки биологических процессов (дыхание);
  • сравнивать биологические объекты и процессы,
  • уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
  • устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами.

ты узнаешь:

  • зачем растения дышат;
  • как дышат растения;
  • чем дышат растения.

Почему это важно знать

      Зная особенности дыхания растений, ты сможешь создать подходящие условия для их роста и развития.

Методы обучения: 

  • Организация и осуществление УВП:
  • Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый,  работа с текстом учебника, таблицами, схемами.
  • Стимулирование и мотивация учения:
  • Учебник для 6 класса: авторы В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков; презинтация .
  • Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха.

План урока 

  1. Оргмомент.
  2. Проверка знаний учащихся о фотосинтезе и значении зеленых растений.
  3. Изучение нового материала о дыхании растений.
  4. Закрепление знаний учащихся.
  5. Итоги занятия.
  6. Домашнее задание.

Тезаурус:

Дыхание – это процессы поглощения кислорода, использования его в организме в химических превращениях и вывода углекислого газа в окружающую среду.

Жабры – органы водного дыхания у ракообразных, рыб и личинок земноводных животных.

Трахеи – сеть дыхательных трубочек ветвящихся внутри тела у насекомых, пауков и клещей.

Легкие – органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства взрослых земноводных.

*Воздушные мешки – воздухоносные полости, соединённые с дыхательными путями, ротовой полостью или пищеводом у многих наземных позвоночных.

Чечевички – образования в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях с вторичной покровной тканью – перидермой, заметны на поверхности молодых ветвей.

Устьица – поры в кожице листьев и зелёных стеблей, через которые происходит испарение воды и газообмен растений с окружающей средой.

*Межклетники – пространства между клетками в тканях организмов, заполненные межклеточным веществом.

Ход урока

1. Оргмомент: Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

2. Проверка знаний: Проверка домашнего задания, ответ на вопросы на тему

« Фотосинтез»  

3. Изученте нового материала «Дыхание растений».

 (слайд  3) Дыхание - процесс, окисления органических веществ
и выделения энергии.
Записать

Как дышат растения?

Растения, как и все живые существа нашей планеты, дышат. В результате этого процесса из воздуха они поглощают кислород, а в окружающую среду выделяют углекислый газ. Дышат растения круглосуточно — и днём, и ночью. Благодаря кислороду у растений вырабатывается энергия, необходимая для жизни, поэтому без дыхания растения не могут существовать.

(Слайд 4)Растения дышат всеми частями тела: стебли, листья и цветки поглощают кислород из атмосферы, а корни — из воздуха, который находится между твёрдыми частичками почвы. Поэтому, чтобы корни получали больше кислорода, почву необходимо рыхлить.

(Слайды 5,6,7,8 ) Органы дыхания растений невозможно увидеть невооружённым глазом. Используя микроскоп, учёные смогли разглядеть на листьях и стеблях растений особые щели — у́стьица и чечевички . Через устьичные щели растение в процессе дыхания поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Через них также испаряется лишняя вода.  

Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток толстой и плотной пробки  - ЧЕЧЕВИЧКИ.

(Слайд 9) Существует два вида дыхания

Это -   Внешнее дыхание – газообмен: 

  • поступление кислорода,
  • удаление углекислого газа  

И Клеточное  дыхание –

Использование кислорода в биологическом окислении.

4. Закрепление знаний учащихся

(Слайд 10) Давайте создадим таблицу «фотосинтез», « Дыхание».

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В зеленых клетках

 Во всех клетках

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглые сутки

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Распадаются

6. Энергия накапливается или выделяется?

Накапливаются

 Освобождается

(Слайды 11,12) Учёные провели опыт, доказывающий, что растения дышат кислородом. В первую ёмкость поместили набухшие семена, а вторую оставили пустой. Оба сосуда плотно закрыли и оставили на ночь в тёплом месте. На следующее утро с помощью горящей спички проверили, есть ли кислород в каждой ёмкости. Кислород поддерживает горение, и если опустить горящую спичку в сосуд, в котором есть кислород, то спичка не потухнет. В пустой ёмкости зажжённая спичка продолжала гореть, то есть состав воздуха не изменился. В банке с семенами огонь погас: весь кислород использовали для дыхания прорастающие семена. 

Опыт, иллюстрирующий дыхание семян

Опыт Присли

Фрагмент истории  опыта Джозефа Пристли:

   "Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

  1. Итоги занятия.

  Подведение и итогов, выставление оценок.

  Наш урок близится к завершению, давайте подытожим.  

Составим три вопроса и ответим на них по теме параграфа. (письменно в рабочих тетрадях)

1)Что растения поглощают в процессе дыхания, а что выделяют?

(В процессе дыхания растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. )

2) Какие части растения участвуют в процессе дыхания?

(В процессе дыхания участвуют все части растения — стебли, листья, корни, цветки.)

3) Что нужно делать, чтобы улучшить условия для корневого дыхания растений?

(Чтобы улучшить условия для корневого дыхания растений, почву необходимо рыхлить.)  

Теперь ты знаешь:

  1. Дыхание — необходимое условие существования растений.
  2. При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
  3. В процессе дыхания участвуют все части растения.

(слайд 13) Давайте решим задачу:

В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев.

1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек.

Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?

Решение:

1 дерево – 3 человека

1 га = 300 деревьев – х человек

Х = 300 х 3 = 900 человек

6. Домашнее задание.

Д/З: параграф 16

Лабораторная работа на дому «Дыхание» стр.72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения

Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....

План-конспект урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР

План-конспект комбинированного урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР....

План-конспект урока "Рост и развитие растений"

Урок изучения учебного материала "Рост и развитие растений" с использованием разнообразных образовательных компонентов, включение учеников в разнообразные формы работы.  Учебник: Биология: 6 клас...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

План-конспект урока "Половое размножение покрытосеменных растений"

Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....

План-конспект урока по ОСЖ в 5 классе "Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода"

План-конспект урока по основам социальной жизни в  5 классе, на тему "Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода"...

План конспект урока Мхи - высщие споровые растения

Данный маткриал урока раскрывает основные хараткреистики данных высших споровых ратсений - отмечает основные признаки и приспосоюления их к жизни на суше. А также подчеркиваетзначение данных растений ...