Конспект урока биологии "Вид, его критерии, структура", 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Зарубина Лариса Александровна

Методическая разработка урока биологии "Вид, его критерии, структура", 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Зарубина Л.А.,         

учитель биологии МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Конспект урока

Тема «Вид, его критерии и структура»

Тема урока: Вид, его критерии и структура.

Класс:  9

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель урока:  формирование у учащихся систематизированных представлений о виде, критерии и структуре вида для понимания эволюционного процесса, закрепление умения работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы.  

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре;
  • формирование современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы, применять теоретические знания на практике;
  • развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.

Регулятивные УУД: 

  • ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения;
  • выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности;
  • умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные УУД: 

  • умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре и группе;
  • строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
  • аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

  • готовность к саморазвитию и самообразованию;
  • ответственное отношение к выполнению учебных задач;
  • формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида;

Оборудование: коллекции насекомых, гербарии растений разных видов; комнатные цветы: бегония вечноцветущая и бегония пятнистая; фото с изображением медведя белого и медведя бурого; раздаточные материалы; компьютер, проектор, презентация.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Формы контроля: устный, письменный, наблюдение.

Этапы учебного занятия:

  1. Организационный момент (1 мин.).

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих.

  1. Мотивационно-целевой этап. (4 мин.)

Предложены два растения рода Бегония: бегония вечноцветущая и бегония пятнистая.

Относятся ли данные растения к одному виду или к разным видам?

Что же такое вид и каковы его критерии?

Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на данный вопрос?

        Рассказ учителя:

        Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. В настоящее время на Земле описано примерно 2 млн. видов  организмов, из них более 1,5 млн. видов  животных, свыше 300 тыс. видов  растений, 40 тыс. видов  грибов и более 3 тыс. видов  бактерий и цианобактерий. Некоторые учёные считают, что на Земле, вероятно, существует сейчас не менее 4,5 млн. видов. Они населяют различные среды жизни: почвенную, наземно-воздушную, водную, тела других организмов. Как они возникли? Прежде, чем рассмотреть вопрос о видообразовании, давайте выясним, что такое вид?

Учащиеся излагают свои версии ответов:

        Один из предполагаемых ответов учащихся: Вид – основной структурный элемент биогеоценозов, обуславливающий их устойчивое (или неустойчивое) состояние. Это основная структурная единица в системе живых организмов.

        Предполагаемый ответ учащихся:          Живая природа очень многообразна и  представлена огромным разнообразием видов.

        Учитель:

        Многообразие видов  всегда вызывало у человека изумление, необычайную сложность строения, приспособительный характер многих признаков и  огромное разнообразие форм. Для характеристики свойств вида  часто используют определенные признаки организма –критерии, позволяющие отделить один вид  от другого.

        Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: чёткое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

        Учитель демонстрирует на слайде 1 тему занятия, цели урока ученики формулируют самостоятельно или совместно с учителем.

III. Этап актуализации опорных знаний. (5 мин.)

  1. Выполнение заданий (устно):

Задание № 1: (фронтально)

        Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой.

Задание № 2: (фронтально)

        Учитель демонстрирует фотографию «Бурый медведь» и задает вопросы:

- Название этого вида животного – Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, а какое – к видовому?

- Назовите другой вид животного из этого же рода (Это Медведь белый).

        Учитель размещает фотографию, иллюстрирующую белого медведя, рядом с фотографией «Медведь бурый».

- Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия.

Задание № 3 (индивидуально):

        В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов:

Список животных:

1) Еж обыкновенный; 

2) Лисица обыкновенная; 

3) Медведь белогрудый; 

4) Хомячок джунгарский; 

5) Заяц-беляк; 

6) Медведь бурый; 

7) Хомячок сирийский или золотистый; 

8) Заяц-русак;

9) Еж ушастый.

10) Лисица обыкновенная.

        Предполагаемый ответ учащихся: Количество особей – 10; видов – 9; количество родов – 5 (ёж, лисица, медведь, хомячок, заяц).

         

        - Какой вывод можно сделать по результатам выполнения всех заданий по актуализации знаний?

        Вывод:

  1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид (существительное), а затем видовое название (прилагательное).
  2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.
  3. Сходные виды объединяются в один род.
  4. Вид – это основная категория биологической классификации.

IV. Этап изучения нового материала (21 мин.):

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.

        Коротко вспомним историю изучения вида.

        Понятие вида впервые ввёл в науку английский ботаник Джон Рэй в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVII веке, в которой он предложил первое научное определение вида. Карл Линней ввёл понятие "вид" как наименьшую единицу классификации (демонстрация слайдов об истории изучения вида).

        Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в среде учёных. Для определения понятия вида используют критерии вида.

        Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Они же являются изолирующими механизмами, препятствующими скрещиванию, независимости, самостоятельности видов (демонстрация слайдов).

        Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре мы находим следующее определение вида:

        Вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков  и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.

        Поясним понятия, которые встречаются в определении вида:

        Ареал – область распространения данного вида или популяции в природе.

        Популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию – ареал.

        Генофонд – совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.

        Название вида состоит из двух слов, например, паслён чёрный, паслён сладко-горький и так далее. Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду (паслён), второе слово, обозначаемое прилагательным, – видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода. Так, Паслён чёрный и паслён сладко-горький – два разных вида одного рода (смотрите слайд).

        2.  Групповая работа учащихся.

        Учитель делит учащихся на шесть групп.

        Каждая группа должна прочитать текст учебника на с. 29— 31, а также дополнительные материалы, розданные учителем, и рассказать о сути данного критерия и о его недостатках.

        По мере выступления групп  остальные учащиеся заполняют таблицу «Критерии вида» (таблица на столах каждой группы учащихся как раздаточный материал).

        1-я группа — морфологический критерий.

        2-я группа — физиологический критерий.

        3-я группа — экологический критерий.

        4-я группа — генетический критерий.

        5-я группа — биохимический критерий.

         6-я группа — географический критерий.

Название критерия

Признаки особей по критерию

Недостатки,

исключения

Морфологический

Физиологический

Экологический

Генетический

Биохимический

Географический

Обсуждение результатов работы в группах:

        После выступления учащихся и демонстрации слайдов  формулируются выводы:

  1. Видовые критерии, по которым мы отличаем один вид от другого, в совокупности обуславливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и его разнообразие в природе.
  2. Следовательно, по одному из критериев нельзя точно различать виды между собой. Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев. Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.
  3. К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся:

- различия ареалов, мест обитания= невозможность встречи;

- разные сроки размножения;

- нежизнеспособность или стерильность гибридов;

- разные ритуалы «ухаживания» в период размножения;

4. Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе. (демонстрация слайдов).

 

        Далее учитель продолжает объяснение материала учащимся о структуре вида:

        Структура вида.

        Элементарной структурой вида называется та наименьшая и достаточная структура, внутри которой в течение длительного времени сохраняются характерные для вида признаки.

        Рассмотрим, как распределены особи одного вида на территории своего ареала.

        Существуют следующие структуры вида:

1) равномерный тип; 

2) диффузный тип; 

3) мозаичный тип (демонстрация слайда).

 

        Далее учитель задаёт вопрос:

        Чем можно объяснить неравномерность в распределении групп живых организмов?

        Реально в природе особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще

отсутствовать. Такие частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциями, то есть в естественных условиях любой вид состоит из совокупности популяций.

        Именно популяция является элементарной единицей эволюции.

        Подходящие для жизни места обитания хоть и встречаются часто в пределах ареала вида, но не покрывают весь ареал, и потому на других его участках особи данного вида не встречаются (демонстрация слайда).

        

V. Этап самоконтроля и самооценки (10 мин.):

        Учитель задаёт задания на закрепление изученного материала и демонстрирует учащимся слайды с заданиями: 

        1. Индивидуальная работа (с последующей самопроверкой)

        Учащиеся выполняют задания:

        

Задание 1: 

        Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде таблицы.

ПРИЗНАКИ                                                 КРИТЕРИИ ВИДА

1) тело покрыто мантией                                 А) морфологический

2) раковина имеет две створки                         Б) экологический

3) обитает в пресных водоемах                         В) физиологический

4) кровеносная система незамкнутая

5) питается, фильтруя воду

6) это донное, малоподвижное животное

        

1

2

3

4

5

6

        

Задание 2:

         Подумайте, какой из критериев, на ваш взгляд, имеет решающее значение при объединении особей в один вид.

Задание 3: 

        Определите, какие из предложенных суждений являются правильными, а какие — неправильными. Аргументируйте свои ответы.

        Запишите в своих тетрадях номер вопроса и рядом с ним слово "да" или "нет". Если вы согласны с данным утверждением, то напишите рядом с номером вопроса "да", а если не согласны, то – "нет".

        Фронтальная беседа учителя с учащимися (утверждения):

        1). Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия.                                                     (Ответ: нет).

        2). Нерест рыб – это сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию.                              (Ответ: да).

        3). Как известно у вида "Homo sapiens", хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, а в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию.                (Ответ: нет).

        4). Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идёт о географическом критерии вида.                                (Ответ: нет).

        5). Одуванчик обыкновенный обитает в лесах и на лугах. В данном случае речь идёт об экологическом критерии вида.                (Ответ: да).

        6). Различные виды синиц (большая синица, лазоревка, московка, гаичка) питаются разными насекомыми и добывают пищу на своей территории. Данное утверждение относится к экологическому критерию.

        (Ответ: да).

        7). Для двух видов бабочек из рода "Amate" диагностическим признаком является наличие двух ферментов – фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. В данном случае речь идёт о биохимическом критерии вида.

        (Ответ: да).

        8) Для видов, обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример географического критерия.

 КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ задания 3

"5" – без ошибок;

"4" – 1 – 2 ошибки;

"3" – 3 – 4 ошибки;

"2" – 5 – 7 ошибок.

 

         

Задание 4

        На фотографиях вы видите 2 животных из рода "медведь": медведь белый и медведь бурый (демонстрация слайда). Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, питается растительной и животной пищей, на зиму впадает в спячку. 

        Вопросы: 1. Какие критерии описаны в тексте? 2. На основании какого критерия можно сделать вывод о том, что особи этих видов не могут скрещиваться?

 Предполагаемый ответ учащихся:

        1)При описании животных (медведей) использованы морфологический, этологический и географический критерии вида.

        2) Особи этих видов не могут скрещиваться на основании географического и морфологического критериев.

VI. Домашнее задание (2 мин.):  

        Учитель демонстрирует учащимся домашнее задание на слайде и проводит его инструктаж.

        Учащиеся со слайда записывают задание на дом:

        1) Изучить материал §5, ответьте на вопросы для повторения и выполните задания 1—6  на стр. 32 и письменно выполнить биологическую задачу:

        Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии. Вслед за человеком она распространилась повсеместно. В естественных условиях мышь питается семенами, ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте у неё рождаются от 5 до 7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в задании? Ответ поясните.

        2) Индивидуально по выбору: 

        Подготовьте сообщение на тему «Правда ли, что ворон — это муж вороны?». Используя дополнительные источники информации, приведите примеры географического, экологического и биохимического критериев вида, о которых не упоминалось на уроке. Опишите любой выбранный вами вид согласно критериям (форма представления любая: текст, презентация, слайд-шоу, буклет).

         На следующем уроке при проверке домашнего задания предполагаемый ответ учащихся на биологическую задачу:

         В биологической задаче описаны следующие критерии вида:

а) морфологический (указывает на внешние и внутренние признаки): домовая мышь – млекопитающее рода Мыши;

б) географический (указывает на ареал, в котором живёт вид): Северная Африка, тропики и субтропики Евразии, вслед за человеком мышь распространилась повсеместно;

в) экологический (указывает на условия проживания вида): в естественных условиях мышь питается семенами и ведёт ночной и сумеречный образ жизни;

г) физиологический (указывает на свойства и функции организма): в помёте у мыши обычно рождаются от 5 до 7 детёнышей.

VII.  Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин.):

        Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, оценивает деятельность учащихся в целом и знания отдельных учащихся.

        Учитель задаёт вопросы: "Что вы сегодня узнали нового?", "С какими понятиями вы познакомились на уроке?", "С какими трудностями вы столкнулись?"

        Самоанализ. Учащиеся должны закончить предложения: Сегодня на уроке - «Я хорошо усвоил, что…», «Теперь я смогу сам и научу других…», «Меня удивило, что…», «Было трудно….», «Мне пригодится в дальнейшем…», «Больше всего мне понравились задания…..».

        После беседы с детьми учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся.

Таблица "Критерии вида"

 

Название критерия

Признаки особей по критерию

Исключение

  1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды-двойники, половой диморфизм, мимикрия, альбинизм.

  1.  Генетический

Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения).

Генетическая изоляция видов. Наличие механизмов изоляции; Важнейшие из них – это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство.

Хромосомный полиморфизм в пределах вида; у многих разных видов число хромосом одинаково.

Собака и волк, тополь и ива, канарейка и зяблик дают плодовитое потомство (наличие межвидовых гибридов).

  1. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.

У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов.

  1.  Биохимический

Сходство по биохимическим параметрам: составу и структуре белков, нуклеиновых кислот.

Существуют очень близкие по биохимическому составу виды.

  1.  Географический

Занимают определённый ареал.

Космополиты. Совпадение ареалов разных видов.

  1.  Экологический

Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования.

Экологические ниши разных видов перекрываются.

  1.  Этологический

Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.).

Существуют виды с близким поведением.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"...

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"...

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...

Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...

Конспект урока "Имена животных" в 6 классе по УМК М.З. Биболетовой с использованием обучающих структур по сингапурской методике обучения

Конспект урока в 6 классе по УМК М.З. Биболетовой с использованием обучающих структур по сингапурской методике обучения, которая широко внедряется в Республике Татарстан. Данные структуры помогают зад...

Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме " Социальная структура и социальные отношения" (профильный уровень)

Материал создан для урока обществознания в 11 классе (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова на основе поурочных разработок Е.Н.Сорокиной....

Конспект урока по математике в 5 классе с применением структур Сингапурской системы образования по теме "Упрощение выражений"

Конспект урока по математике в 5 классе с применением структур Сингапурской системы образования по теме "Упрощение выражений"...