Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме " Социальная структура и социальные отношения" (профильный уровень)
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Материал создан для урока обществознания в 11 классе (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова на основе поурочных разработок Е.Н.Сорокиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._obch-1101._sotsialnaya_struktura_i_sotsialnye_otnosheniya.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
§1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам социального неравенства.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: вводный урок.
План уроков
- Социальная стратификация.
- Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.
- Социальная мобильность и социальные «лифты».
- Люмпены и маргиналы.
- Тенденции в развитии социальных отношений.
1. Социальная стратификация
Общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией.
1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)
Причины возникновения неравенства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.)
Социальное неравенство | |
- | + |
|
|
В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация.
Принято различать следующие виды социальной стратификации:
- экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);
- политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);
- профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).
2. Социальная стратификация по К. Марксу, М. Веберу и с точки зрения других социологов
Социальная структура по К. Марксу: Главная форма социальной стратификации →
общественный класс.
Главный классообразующий признак → отношения
собственности на средства производства.
Вывод: Объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификацию общества.
Социальная структура по М. Веберу
Тип стратификации, основанный на власти
Политический класс, элита | Группы, лишенные власти |
Социальная стратификация с точки зрения современных социологов
Р. Дарендорф | Б. Барбер |
Основной критерий: понятие «авторитет» общество делится на управляющих управляемых | Основные критерии:
|
Следовательно, анализируя различия стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры, мы можем выделить следующие критерии выделения социальных групп, которые используются в том или другом случае.
Страты различаются: | Классы различаются: |
• по уровню доходов; • основным чертам образа жизни; • включенности во властные • отношениям собственности; • социальному престижу; • самооценке своей позиции в обществе. | • по месту в системе общественного производства; • отношению к средствам производства; • роли в общественной организации труда; • по способам и размерам получаемого богатства. |
3. Социальная мобильность и социальные «лифты»
Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется социальная мобильность.
Социальная мобильность (лат. mobilis — подвижный) — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Классификация мобильности
Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии. | Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»). |
Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других. | Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу). |
Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером). | Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям). |
Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия. | Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей). |
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».
К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.
На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.
4. Люмпены и маргиналы. Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
Люмпены - в переводе «лохмотья» (люди, опустившиеся на дно жизни)
Бродяги Нищие Бомжи
В чем опасность для общества? – Питательная среда для экстремистских организаций
Маргинал - в переводе «находящийся на краю» → Группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями
Каналы маргинализации:
Миграции Войны Революции Стихийные бедствия
В чем опасность для общества?
Эти слои стремятся к «твердой руке»,
создают базу для антидемократических режимов
Исключения: нередко выходцы из этих групп предприимчивы
5. Тенденции в развитии социальных отношений
- Социальная структура подвержена изменениям.
- Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах.
- Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации.
- В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении.
- Сокращается промышленный рабочий класс.
- Сокращается численность самостоятельных крестьян (фермеров).
- Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифицированного умственного труда.
- Острой проблемой продолжает оставаться безработица.
- Государство оказывает определенное регулирующее воздействие на социальные отношения.
Домашнее задание: §1, выполните задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"
конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....
Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"
Конспект урока по учебнику Кравченко А.И....
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Семья как социальный институт и малая социальная группа"
Урок по обществознанию...
План - конспект урока по обществознанию 10 класс "Право в системе социальных норм"
План - конспект урока с применением кейс технологии...
План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме "Экономические системы"
Материал содежрит подробный конспект, отвечающий всем требованиям...
Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Наследственность" к УМК Л.Н.Боголюбова ФГОС
Разработка к уроку-практикуму по теме "Наследственность". В разработке представлена технологическая карта к уроку, методические материалы, критерии оценивания....
Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Моя Родина - Россия" по УМК Л.Н. Боголюбова
Предлагается разработка урока по обществознанию по теме "Моя Родина -Россия" 5 класс по УМК Л.Н.Боголюбова. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС....