"Многообразие органического мира"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)
Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь обучающимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и удовлетворение интересов обучающихся, увлекающихся биологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mnogoobrazie_organicheskogo_mira.docx | 53.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ СОШ №3 г. Алагира
Программа элективного курса по био
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года № 61-РЗ «Об образовании в РСО-Алания»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, рег.номер 19644).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения вобщеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 .03.2011 года, рег.номер 19993.
Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 9-11 классов, а также для учащихся, проявляющих интерес к биологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности обучающегося.
Курс опирается на знания и умения, полученные обучающимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Обучающиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Курс рассчитан на 144 часа. К нему разработан тематический план. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.
Основные цели курса
Образовательные: обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение обучающимся законов, теорий, научных идей, фактов.
Развивающие: развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к биологии; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей
Воспитывающие: воспитание культуры труда
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь обучающимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и удовлетворение интересов обучающихся, увлекающихся биологией.
Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.
Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность обучающихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.
То же самое относится и к зоологии.
На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.
Данный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.
Основная концепция курса:
- Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
- Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
- Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
- Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
- Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны знать:
- Особенности организации низших и высших растений
- Особенности организации грибов, бактерий.
- Особенности организации беспозвоночных и хордовых животных.
- Процессы жизнедеятельности: питания, дыхания, размножения, образа жизни всех царств живой природы- растений, животных, грибов, бактерий.
- Систематическое положение представителей всех царств живой природы.
Обучающиеся должны уметь:
- Работать со световым микроскопом и препаратами;
- Работать с гербарными материалами, моделями, муляжами,
- влажными препаратами, натуральными объектами;
- Называть строения представителей всех царств живой природы и показывать на таблице, муляжах.
- Изготавливать простейшие препараты для микроскопических
- Работать с современной биологической и медицинской литературой;
- Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Основное содержание курса
Введение
I. Неклеточные формы жизни 2ч.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.
II. Прокариоты. Бактерии. 4 ч.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии .
III. Эукариоты
Строение клетки 14 ч
Эукариоты. Строение клетки.
Клетка — основная единица живого организма
Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом
Особенности строения клетки. Состав частей клетки. Клеточная стенка, строение и функции. Расположение ядра, его назначение. Роль цитоплазмы. Разнообразие пластид. Функция вакуолей
IV. Царство Растения.12 ч.
Наука о растениях — ботаника Роль растений в природе и жизни человека
Разнообразие растительного мира. Жизненные формы растений. Группы растений, используемые в практических целях. Знание растений в природе. Охрана дикорастущих растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Внешнее строение растений. Признаки отличия различных растений. Органы растений. Основное отличие высших растений от низших. Характеристика вегетативных органов высших растений. Характеристика генеративных органов. Функции вегетативного и полового размножения. Общая характеристика водорослей. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйстве. Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные Семенные и споровые растения. Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Характеристика семенных растенийЧерты сходства цветковых и голосеменных.
Экскурсии
«Жизненные формы растений. Осенние явления в их жизни»,
«Разнообразие растений в природе» (по усмотрению)
V. Царство Грибов 2ч
Общая характеристика грибов. Особенности строения споровых растений. Строение. Питание, размножение, экология.
VI. Царство Животных 34 ч.
Систематика беспозвоночных животных. Простейшие. Тип Кишечнополостные .Классификация Кишечнополостных Тип Плоские. Классификация Плоских червей.
Круглые. Кольчатые черви. Тип Моллюски. Классификация Моллюсков.
Тип Членистоногие класс Ракообразные. Класс Паукообразные и Насекомые.
Систематика позвоночных животных. Класс Ланцетники. Класс рыбы.
Класс Земноводные. Класс Рептилии. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Общие признаки. Классификация Млекопитающих. Ароморфозы типа Хордовые, основные особенности приспособленности классов типа хордовые к среде обитания
Эволюция систем органов.
VII. Человек 34 ч
Опорно – двигательная система. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Лабораторная работа № 3. Строение костной ткани.
Пищеварительная система Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Регуляция пищеварения. Заболевание органов пищеварения и их профилактика..
Дыхательная система Дыхательная система:строение ифункции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Кровеносная система. Органы кровеносной системы. Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови.. Иммунитет. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Демонстрации. Измерение артериального давления с помощью тонометра и фонендоскопа; приемы наложения закрутки.
Выделительная система. Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Гигиеническая оценка питьевой воды. Нервная система. Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции.
Демонстрации: Модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов. Органы чувств. Функции органов чувств и анализаторов. Зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения. Орган слуха. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Кожа. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Железы внутренней секреции. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма
Обмен веществ. Обменные процессы в организме. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетический баланс. Определение норм питания. Значение витаминов. Авитаминозы их предупреждение. Органы размножения Индивидуальное развитие человек. Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности.
VIII. Генетика и селекция 12 ч
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
IХ. Экология и учение о биосфере 10 ч
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем.Экологические законы природопользования.
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.Видообразование как процесс увеличения видов на Земле.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Часов | Дата |
Введение | 2 | ||
| |||
Неклеточные формы жизни. Вирусы. | 2 | ||
| |||
Строение и жизнедеятельность бактерий. | 2 | ||
Значение бактерий. | 2 | ||
Строение клетки 14 ч | |||
Двух мембранные органоиды клетки.Ядро | 2 | ||
Митохондрии, пластиды | 2 | ||
Одно мембранные органоиды клетки. | 2 | ||
Не мембранные структуры клетки | 2 | ||
Химический состав клетки: Углеводы | 2 | ||
Липиды | 2 | ||
Белки | 2 | ||
IV. Ботаника. Царство Растения.12 ч. | |||
Особенности растительной клетки. Ткани растений. | 2 | ||
Корень. Видоизменения корней | 2 | ||
Строение стебля, видоизменённые побеги | 2 | ||
Цветок. Опыление. | 2 | ||
Двойное оплодотворение у растений | 2 | ||
Систематика низших растений. Водоросли | 2 | ||
Лишайники. | |||
Отдел Мохообразные плауны и хвощи. | 2 | ||
Отделы Папоротникообразные | 2 | ||
Отдел Голосеменные. | 2 | ||
Отдел Покрытосеменные. | 2 | ||
Систематика цветковых растений. | 2 | ||
Семейства класса двудольные. | 2 | ||
Семейства класса однодольные. | 2 | ||
Жизненные циклы у растений | 2 | ||
V. Царство Грибов 2ч | |||
Строение и жизнедеятельность грибов. | 2 | ||
Многообразие и значение грибов. | 2 | ||
VI. Царство Животных 34 ч. | |||
Систематика беспозвоночных животных. Простейшие. | 2 | ||
Тип Кишечнополостные .Классификация Кишечнополостных | 2 | ||
Тип Плоские. Классификация Плоских червей. | 2 | ||
Круглые | 2 | ||
Кольчатые черви. | 2 | ||
Тип Моллюски. Классификация Моллюсков. | 2 | ||
Тип Членистоногие класс Ракообразные. | 2 | ||
Класс Паукообразные и Насекомые. | 2 | ||
Систематика позвоночных животных. Класс Ланцетники | 2 | ||
Класс рыбы. | 2 | ||
Класс Земноводные | 2 | ||
Класс Рептилии | 2 | ||
Класс Птицы | 2 | ||
Класс Млекопитающие. Общие признаки | 2 | ||
Классификация Млекопитающих | 2 | ||
Ароморфозы типа Хордовые, основные особенности приспособленности классов типа хордовые к среде обитания | 2 | ||
Эволюция систем органов | 2 | ||
VII. Человек 34 ч | |||
Опорно – двигательная система. Скелет | 2 | ||
Строение костей. Соединения костей. | 2 | ||
Мышцы | 2 | ||
Пищеварительная система | 2 | ||
Дыхательная система | 2 | ||
Кровеносная система. Органы кровеносной системы | 2 | ||
Выделительная система | 2 | ||
Нервная система | 2 | ||
Органы чувств. Анализатор слуха | 2 | ||
Зрительный анализатор. | 2 | ||
Анализаторы вкуса | 2 | ||
Анализатор обоняния | 2 | ||
Кожа | 2 | ||
Железы внутренней секреции | 2 | ||
Обмен веществ | 2 | ||
Размножение. Органы размножения | 2 | ||
Индивидуальное развитие человек | 2 | ||
VIII.Генетика и селекция 12 ч | |||
Наследственность | 2 | ||
Изменчивость | 2 | ||
Законы Менделя | 2 | ||
Решение задач | 2 | ||
Решение задач | 2 | ||
Селекция | 2 | ||
IХ. Экология и учение о биосфере 10 ч | |||
Экологические факторы | 2 | ||
Экологические системы | 2 | ||
Вид, популяции | 2 | ||
Биосфера | 2 | ||
Свойства биосферы | 2 | ||
Работа с материалами ЕГЭ | 2 | ||
Работа с материалами ЕГЭ | 2 | ||
Работа с материалами ЕГЭ | 2 | ||
Работа с материалами ЕГЭ | 2 | ||
Работа с материалами ЕГЭ | 2 | ||
Работа с материалами ЕГЭ | 2 | ||
Работа с материалами ЕГЭ | 2 | ||
Работа с материалами ЕГЭ | 2 | ||
Решение тестовых заданий ЕГЭ | 2 | ||
Итого | 164 |
Литература:
1. Н.Е. Ковалёв, Л.Д. Шевчук, О.Н. Щуренко. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов (М.: "Высшая школа", 1986)
2. Т.Л. Богданова. Общая биология в терминах и понятиях (М.: "Высшая школа", 1988)
3. П. Кемп, К. Армс. Введение в биологию (Изд-во "Мир", 1988).
4. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология (М.: "Мир", 1990) 3т.
5. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. шк. С углублённым изучением биологии (А.О. Рувинский и др. М.: "Просвещение", 1993).
6. Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов. Биология для поступающих в ВУЗы Минск, 2001г.
7. Биология. 6 класс учебник И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Москва, «Вентана - Граф» 2008
8. . Биология. 7 класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2013
9.Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2015.
10.Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2015.
11.Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие1
12.сборник ФИПИ “Единый государственный экзамен Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся” - “Интеллект-Центр”, 2007, 2008, 2009, 2010.
13.А.А.Каменский Биология. 100 баллов. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 1
14.Под редакцией В.Н. Ярыгина. Биология. Для поступающих в вузы.- М.: Высшая школа, 2005,-492 с.
15.Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 191 с.-ФИПИ;
Интернет-ресурсы:
- сайт: www.fipi.ru
- сайт: http://ege.edu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Загадка многообразия животного мира"
Организация учебной работы учащихся 7 класса над решением проблемы многообразия млекопитающих в ходе проектной деятельности....
Тесты "Система и многообразие органического мира"
Тесты для подготовки к ЕГЭ в 11 классе....
Спецкурс по биологии на тему "Многообразие органического мира"
Данный курс позволяет подготовить учащихся 9-11 классов к сдаче ЕГЭ по биологии. Повторяются такие разделы как систематика живых организмов. План подготовки к экзаменам....
Рабочая программа с внутрипредметным модулем «Многообразие органического мира». 9 класс
Курсивом выделены часы,отведенные на изучение тем по внутрипредметному модулю «Многообразие органического мира». (23 часа)...
Программа элективного курса "Многообразие органического мира"
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, обобщить огромный материал, извлечь необходимую информацию из большого числа источников, более эффективно п...
Рабочая программа элективного курса "Многообразие органического мира" 10кл
Рабочая программа элективного курса "Многообразие органического мира" 10кл...
Многообразие стран мира. Практическая работа «Сравнение и характеристика стран мира».
Создать условия для применения знаний и умений при выполнении практической работы....