Спецкурс по биологии на тему "Многообразие органического мира"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Данный курс позволяет подготовить учащихся 9-11 классов к сдаче ЕГЭ по биологии. Повторяются такие разделы как систематика живых организмов. План подготовки к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спецкурс "Многообразие органического мира" | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Усть-Есинская СОШ
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании МО- Зам. Директора по УВР Директор школы
Протокол № от ------------------------- ---------------------
Н.С. Чертыгашева Н.И. Чебодаева
«___» __________ _____г. «___» __________ _____г. «___» __________ _____г.
Спецкурс по биологии "Многообразие органического мира"для 11 класса
(наименование учебного предмета, курса)
На 2015 – 2016 уч.год
(срок реализации программы)
Идимешева Нина Николаевна
(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, КК)
Усть-Есь, 2015
"Многообразие органического мира"
спецкурс по биологии в 11 классе
34 часа
Пояснительная записка
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.
Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.
То же самое относится и к зоологии.
На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.
Данная программа составлена на основании стандартной программы по биологии автор В.В. Пасечник - М.: Дрофа.2010г.
Основная цель курса: расширить и углубить знания учащихся по наиболее сложным вопросам биологии.
Задачи курса:
Образовательные:
обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов.
Развивающие:
развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей
Воспитывающие:
воспитание культуры труда
Методы организации обучения:
* словесный;
* наглядный;
* практическая деятельность;
* познавательный.
Формы организации обучения:
*лекционно-семинарская форма занятий;
* самостоятельная работа с дополнительной литературой и с электронными носителями;
* работа в малых группах;
* подготовка докладов.
Технология: проблемное обучение.
Оценивание результатов.
Итоговый тестовый контроль по сложности приближённый к контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
Место курса в базисном учебном плане
Курс предназначен для учащихся 11-го класса МБОУ Усть-Есинской СОШ и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 11-го класса лучше подготовиться к единому государственному экзамену и иметь базу знаний при обучении в вузе.
Характеристика 11 класса
Количественный состав обучающихся в классе: 4 девочки и 1 мальчик в возрасте 16 – 18 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается. Класс сплоченный, очень дружный. В классе выделяются явные лидеры, которые могут в любой момент взять на себя ответственность и повести класс за собой.
Учащиеся класса являются работоспособными и проявляют большой интерес к учебным предметам, не исключение и к биологии, общественным делам, к урочной и внеурочной деятельности. Есть в классе желающие сдавать экзамен по данному предмету. Поэтому считаю, что данный курс актуален и даже необходим в данном классе
Требования к освоению содержания курса
Учащиеся должны знать:
- строение и процессы жизнедеятельности организмов разных систематических групп и царств живой природы;
- основные понятия по биологии прокариот, грибов, растений, животных, человека, вирусов;
- закономерности распространения организмов в природе;
- этапы происхождения и развития царств живой природы;
- многообразие царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать по основным критериям представителей разных систематических групп;
- определять соответствие строения и функций органов организмов разных систематических групп;
- работать с рисунками, таблицами, схемами по биологии разных царств живой природы;
- решать практические задачи;
- формулировать выводы, выделять правильные положения из предложенных;
- определять последовательность биологических событий;
- систематизировать организмы в соответствии с основными таксонами;
- рационально распределять время при выполнении заданий.
Основное содержание курса
I. Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.
II. Прокариоты. Бактерии.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
III. Ядерные организмы.
Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология.
Общая характеристика водорослей.
Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйстве.
Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные. Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополосатые. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Систематика хордовых. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. Общий обзор организма человека.
Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки.
Учебно-тематический план
I. Неклеточные формы жизни. Вирусы. (1ч.)
II. Прокариоты. Бактерии (2ч.)
III. Ядерные организмы.
1. Царство Грибы (2ч.)
2. Царство Растения (12ч.)
2.1. Систематика низших растений.
2.2. Лишайники
2.3. Систематика Высших растений
2.4. Покрытосеменные растения. Растение - целостный организм.
3. Царство Животные (15ч.)
3.1. Систематика беспозвоночных животных
3.2. Систематика Хордовых.
3.3. Человек - вершина эволюции животного мира.
Заключительные занятия (2ч.)
Тематическое планирование элективного курса по биологии 11 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Дата | |
план | факт | |||
1 | Неклеточные формы жизни (1 час) | Теория. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Практика. Самостоятельная работа с тестами. | ||
Бактерии(2 часа) | ||||
2 | Бактерии | Теория. Введение. Биологические науки. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Практика. Самостоятельная работа с тестами. | ||
3 | Прокариоты | |||
Царство Грибы (2 часа) | ||||
4 | Классы грибов | Теория. Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология. Практика. Выполнение тестовых заданий. | ||
5 | Съедобные и ядовитые грибы | |||
Царство Растения (12 часов) | ||||
6 | Систематика низших растений | Теория. Клеточное строение растений. Общая характеристика водорослей. Строение лишайников и их многообразие. Симбиоз. Питание, размножение, роль в природе. Высшие споровые растения. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные. Покрытосеменные. Строение органов растения и их взаимосвязь. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Систематика покрытосеменных. Эволюция растений. Практика. Выполнение тестовых заданий. Репетиционный экзамен. | ||
7 | Водоросли | |||
8 | Мхи, Хвощи | |||
9 | Лишайники | |||
10 | Папоротники | |||
11 | Систематика высших растений | |||
12 | Голосеменные растения | |||
13 | Покрытосеменные | |||
14 | Семейства класса Двудольных | |||
15 | Семейства класса Однодольные | |||
16 | Работа с гербариями П/р | |||
17 | Тестирование | |||
Царство Животные (15 часов) | ||||
18 | Систематика беспозвоночных животных | Теория. Классификация животных. Систематика беспозвоночных животных. Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Систематика хордовых. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовые. Эволюция систем органов животных. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Практика. Выполнение тестовых заданий. Репетиционный экзамен. | ||
19 | Простейшие | |||
20 | Черви | |||
21 | Черви | |||
22 | Моллюски | |||
23 | Членистоногие. Раки | |||
24 | Паукообразные | |||
25 | Насекомые | |||
26 | Ланцетник | |||
27 | Рыбы | |||
28 | Земноводные | |||
29 | Пресмыкающиеся | |||
30 | Птицы | |||
31 | Млекопитающие | |||
32 | Человек – вершина эволюции животного мира | Теория. Общий обзор организма человека. Положение человека в системе животного мира. Тело человека как система: системы органов – органы – ткани – клетка. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела. Нервная система. Анализаторы. ВНД, психика, поведение. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма. Практика. Выполнение тестовых заданий. | ||
Заключительные занятия (2 часа) | ||||
33 | Тестирование по ботанике | Пробный ЕГЭ с использованием демонстрационных вариантов КИМов. | ||
34 | Тестирование по зоологии | |||
Итого: 34 часа |
Литература
1. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2014. – 128 с.
2. Д. А. Соловков. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ – Петербург, 2014. – 560 с.
3. Г.И. Лернер. Биология: новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 412 с.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».
Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...
Конструкт урока биологии в 8 классе «Человек. Место человека в системе органического мира»
Развитие УУД учащихся на уроке биологии. Конструкт урока по теме «Человек. Место человека в системе органического мира» - 8 класс...
Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира" 11 класс
Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира". Обобщение материала по теме "Происхождение жизни на Земле. Работа в группах....
План -конспект урока биологии 11 кл по теме Положение человека в системе органического мира.
план -конспект урока разработан в соответствии с материалами учебниками Общая биология. 10-11 кл. Базовый уровень. Авторы В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова....
Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"
Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...
Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"
Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"...
Задания ОГЭ по биологии по теме "Место человека в системе органического мира. Общий обзор организма человека".
Задания подобраны из открытого банка заданий на ФИПИ....