Рабочая программа с внутрипредметным модулем «Многообразие органического мира». 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Курсивом выделены часы,отведенные на изучение тем по внутрипредметному модулю «Многообразие органического мира». (23 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/Шевырева О.Д./ ФИО Протокол зеседания ШМО № 1 от «29 » августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1 _____________/_Гудова Г.Н./ ФИО «30 » августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1 ____________________/Ивонина Т.В./ ФИО Приказ № 142 от « 01» сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии, 9 класс (параллель)
предмет, класс (параллель)
Шевцова Светлана Тихоновна
Ф.И.О. учителя
учитель биологии, ВКК
должность, категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 31 » августа 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностных результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
2. Содержание учебного курса
Название темы | Количество часов | Содержание по темам | Основные виды деятельности учащихся |
Введение. | 1 | Биология как наука и методы её исследования. Признаки живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами | Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии. Выделять отличительные признаки живых организмов. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии |
Уровни организации живой природы
| 3. | Особенности химического состава живых организмов. Роль воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в организме. Катализаторы. | Характеризовать уровни организации живой природы, сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения, приводить примеры. |
| 13. | Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Вирусы. Строение клетки, функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. | Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, транспорта веществ в клетке и организме. |
| 18. | Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. | Выделять существенные признаки процессов роста, развития, размножения. Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост, развитие. |
| 2 | Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. | Выделять существенные признаки вида. Объяснять формирование приспособленности организмов к среде и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания, изменчивость у организмов одного вида. |
| 5 | Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. . |
| 5 | В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема: её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. | |
Основы учения об эволюции. | 10. | Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. | Уметь объяснять основные положения Эволюционной теории Ч. Дарвина, объяснять и приводить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости, выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания. Знать в чем состоит действие борьбы за существование и естественного отбора. Уметь сравнивать макро- и микроэволюцию, называть движущие силы макроэволюции. |
Происхождение и развитие жизни. | 5. | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции | Уметь называть и характеризовать гипотезы возникновения жизни на земле. Знать основные этапы развития жизни |
Обобщение по курсу | 6. | Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу. | Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации, выполнять задания разного уровня. |
4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности[1].
№ п\п | Тема раздела учебных занятий | Кол-во часов | № урока | Тема учебного занятия | Виды деятельности. | Дата |
1. | Введение. | 1. | 1 | Биология – наука о жизни. Инструктаж по ТБ. | 01.09. | |
2. | УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Молекулярный уровень. | 3. | 1 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. | 06.09. | |
2 | Белки: строение и функции. Ферменты и их роль. | 08.09. | ||||
3 | Нуклеиновые кислоты: строение и функции. | 13.09. | ||||
Клеточный уровень. | 13. | 1. | Общий план строения клетки. Ядро. Плазматическая мембрана. | 15.09. | ||
2. | Цитоплазма. | 20.09. | ||||
3. | Разнообразие клеток. Вирусы - неклеточная форма жизни. | 22.09. | ||||
4. | Лабораторный практикум. | Лабораторная работа» №1 «Сравнение растительной и животной клетки». | 27.09. | |||
5. | Строение прокариот. | 29.09. | ||||
6. | Клеточная теория. | 04.10. | ||||
7. | Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. | 06.10. | ||||
8. | Энергетический обмен в клетке. | 11.10. | ||||
9. | Питание клетки. Хемосинтез. | 13.10. | ||||
10. | Фотосинтез белков. | Сообщение о К.А. Тимирязеве. | 18.10. | |||
11. | Биосинтез белков | 20.10. | ||||
12. | Деление клетки. Митоз. | 25.10. | ||||
13. | Обобщающий урок по темам «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень». | Разноуровневые тесты. | 27.10 | |||
Организменный уровень. | 18. | 1. | Размножение организмов. Бесполое размножение. | 08.10 | ||
2. | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | 10.11. | ||||
3. | Онтогенез и его этапы | 15.11. | ||||
4 | Постэмбриональный период. | 17.11. | ||||
5. | Генетика как наука. | Сообщение о Г. Менделе. | 22.11. | |||
6. | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | 24.11. | ||||
7. | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 29.11. | ||||
8. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 01.12. | ||||
9. | Взаимодействие генов. | 06.12. | ||||
10. | Сцепленное наследование. | Сообщение о Т.Моргане. | 08.12. | |||
11. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 13.12. | ||||
12. | Решение задач. | Практическая работа №1 «Решение генетических задач». | 15.12. | |||
13. | Наследственная изменчивость. | 20.12. | ||||
14. | Ненаследственная изменчивость. | Лабораторная работа № 3 «Статистические закономерности изменчивости» | 22.12. | |||
15. | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | Сообщение о Н.И. Вавилове. | 27.12. | |||
16. | Основные методы селекции растений, животных и их достижения. | Сообщение о достижениях селекции растений и животных . | 29.12. | |||
17. | Основные направления селекции микроорганизмов. | Сообщение о достижениях селекции микроорганизмов. | 17.01. | |||
18. | Обобщающий урок по теме «Организменный уровень» | Разноуровневые тесты. | 19.01. | |||
Популяционно-видовой уровень. | 2. | 1. | Критерии вида | 24.01. | ||
2. | Популяции. | 26.01. | ||||
Биогеоценотический (экосистемный) уровень | 5. | 1. | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 31.01. | ||
2. | Состав и структура сообщества. | 02.02. | ||||
3. | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | Составление схем пищевых цепей. | 07.02. | |||
4. | Саморазвитие экосистемы. | 09.02. | ||||
5. | Изучение и описание экосистем своей местности. | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | 14.02. | |||
Биосферный уровень | 5. | 1. | Биосфера. Среды жизни. | 16.02. | ||
2. | Круговорот веществ в биосфере. | 21.02. | ||||
3. | Антропогенное воздействие на биосферу. | Разноуровневые тесты. | 23.02. | |||
4. | Экологические проблемы. | Составление памяток-рекомендаци | 28.02. | |||
5. | Зачет по теме «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный» уровни. | Разноуровневые тесты. | 01.03. | |||
3. | ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ | 10. | 1. | Идея развития органического мира в биологии. | Сообщения о Ж.Б.Ламарке, К.Линнее, Ч.Дарвине. | 07.03. |
2. | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | 09.03. | ||||
3. | Современные представления об эволюции органического мира. | 14.03. | ||||
4. | Борьба за существование и естественный отбор. | 16.03. | ||||
5 | Формы естественного отбора. | 21.03. | ||||
6 | Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания. | Лабораторная работа «Приспособленность организмов и ее относительность» | 23.03. | |||
7. | Видообразование. | 04.04. | ||||
8. | Отражение хода эволюции в систематике органического мира. | 06.04. | ||||
9. | Основные направления и общие закономерности биологической эволюции. | 11.04. | ||||
10. | Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | 13.04. | ||||
4. | ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ . | 5. | 1. | Гипотезы возникновения жизни | 18.04. | |
2. | Эра древнейшей жизни. | 20.04. | ||||
3. | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 25.04. | ||||
4. | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 27.04. | ||||
5. | Эволюция человека. | 04.05. | ||||
5. | ОБОБЩЕНИЕ. | 6. | 1. | Клетка – структурная и функциональная единица живого. | 11.05. | |
2. | Закономерности наследственности, изменчивости. | 16.05. | ||||
3. | Становление современной теории эволюции. Взаимодействие организма и среды обитания | 18.05. | ||||
4. | Обобщение знаний по курсу. Итоговая контрольная работа. | Разноуровневые тесты. | 23.05 | |||
5-6 | Резервное время | 25. 05 |
Приложение
Описание учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
- УМК для учителя.
1. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – 92с.
2. Чередниченко И.П.. Оданович М.В. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой). – М.: Глобус, 2009. – 464с.
3. Оданович М.В., Старикова Н.И., Гаджиева Е.М., Щелчкова Е.Ю. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника /авт.-сост. М.В. Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.- 168с.
4. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. -3-3с.
5. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах. Часть 1. Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 224с.
6. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах. Часть 2. Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 288с
7. Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 кл.: тематическое и поурочное планирование/ В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
1. Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К.генетика в задачах. – М.: Планета, 2011. – 174с.
2. Бодрова Н.Ф. Готовимся к ЕГЭ по биологии. – Воронеж: ВОИПКРО, 2006. – 158с.
3. Ващенко О.Л. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В. К. Шумского, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского, В.Б. Захарова, С.Г.
4. Мамонтова, Н.И. Сонина. Профильный уровень. – Волгоград: Учитель, 2009. – 351с.
5. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания /авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель. 2011. –
255с.
6. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: репетитор. – М.: Эксмо, 2010. – 320с.
7. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: сборник заданий. – М.: Эксмо, 2010. – 304с.
8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с.
9. Пименов А.В., Пименова И.Н. биология для поступающих в вузы. Общая биология. Дидактические материалы. Ярославль: Академия развития, 2007. – 352с.
10. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицвопросы: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224с.
11. Тепаева Л.А. Биология. 10-11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно-измерительные материалы. – Волгоград: Учитель, 2010. – 223с.
Интернет-ресурсы:
1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
4. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
5. www. (http://school-collection.– «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
6. http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку.
7. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
8. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
- http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.
- УМК для учащихся
1. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. -3-3с.
2. Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по биологии. «Общая биология». 9 класс.- Воронеж: ООО «Метода», 2014. - 74
[1] Курсивом выделены часы,отведенные на изучение тем по внутрипредметному модулю «Многообразие органического мира». (23 часа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Эволюция органического мира" 10-11 класс
Программа элективного курса "Эволюция органического мира" имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи ЕГЭ, как способа г...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"
Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...
Рабочая программа "Решение задач по органической химии"
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более полное усвоение учебного материала по предмету. Чтоб...
Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира"
Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира" адресована учащимся 11 класса...
Программа элективного курса "Многообразие органического мира"
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, обобщить огромный материал, извлечь необходимую информацию из большого числа источников, более эффективно п...
Рабочая программа дисциплины ОП.09 Органическая химия для специальности 33.02.01 Фармация
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...