Программа самореализации личности по курсу Биология 5 класс Тема "Клетка"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Программа позволит ученику основательно изучить тему "Клетка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samorealizatsii_po_teme_kletka_5_klass.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

ПРОГРАММА

самореализации личности учащегося

по курсу «Биология 5 класс»

Тема: «Клетка»

ANd9GcTeUbGtLXngnHSv_whxDUNqzzhYdygRreAh3EnzPq7iUhEP1gpbxQ

Составитель: Сюрина Г.А., учитель географии- биологии

ДОРОГОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ДРУГ!

     В природе все мудро продумано и устроено,

всяк должен заниматься своим делом,

 и в этой мудрости —

 высшая справедливость жизни.

(Леонардо да Винчи )

     Зачем человеку нужны знания? Вспомни,  биология - это наука, изучающая основы жизнедеятельности и взаимодействия живых организмов. Изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. С помощью этой науки человек  узнает больше о живой природе вокруг себя. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.

    Один из разделов биологии изучает клетку и тебе предоставляется возможность стать исследователем. Тела живых организмов состоят из миллионов мелких частиц — клеток. Каждая клетка — это маленький живой организм: она питается, размножается и взаимодействует с другими клетками.

       Клетки…. Шарообразные, яйцевидные, имеющие форму параллелепипеда, куба подковы, звезды, ветвящиеся, извилистые…

      Клетки являются живыми кирпичиками, из которых состоит тело человека. Клетки, соединяясь одна с другой, образуют стенки органов или кожный покров. Вытянутые, с удлиненными окончаниями, они представляют собой "электрические провода", по которым передаются нервные импульсы. Наконец, они служат "живыми транспортными средствами", имея форму шариков, циркулирующих в кровотоке. Это и многое другое ты узнаешь, работая по этой программе.

    Для решения заданий и вопросов опирайся на имеющийся опыт или актуализируй ранее полученные знания. Работа с программой будет способствовать развитию твоих положительных природных наклонностей, способностей и одаренности, потребности и умения самосовершенствоваться, овладению практическими умениями и навыками научной, элементами опытно-экспериментальной деятельности, а также приучает к самостоятельности и ответственности.


Побед и удачи, тебе, на пути открытий!

Самая ценная победа-

 полученная честно,

 своими силами!

Проект программы предусматривает

Твои знания по вопросам:

–  методы  изучения клетки;

– строение и функции органоидов клетки, цитоплазмы, поверхностного аппарата;

– отличия ядра и ядрышка;

– строение клеток растений, животных, бактерий;

– значение органоидов клетки.

Твои умения:

–  работать с учебной, справочной, научно-популярной литературой;

–  классифицировать органоиды клетки;

– работать с микроскопом, микропрепаратами;

– объяснять процессы и явления живой природы и научные факты.

Ты должен научиться нормировать:

–  свою учебную деятельность;

–  письменные и устные ответы по алгоритму;

–  знания по теме в виде схем, таблиц, планов-конспектов.

Ты должен оценить:

 –  научные открытия клетки;

–  разнообразие окружающего мира живой природы;

–  знания, как основу культуры, сохранения жизни и здоровья человека;

–  настойчивость в достижении цели;

- рациональное использование рабочего времени;

- развитие творческой, социальной, информационной   компетентностей.

Ознакомившись с заданиями, спланируй свою учебную деятельность рационально. Трудись с вдохновением!

Выполнив задание, определи своё отношение к нему – поставь напротив каждого задания соответствующий знак:

! – интересное задание

? – трудное задание

0 – неинтересное задание

~ – не могу определиться

В ходе обсуждения выполненных заданий ты сможешь сопоставить свою оценку с оценкой учителя.

Приступаем к работе!

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы.

 Ученья корень горек, да плод сладок.

(Леонардо да Винчи)

Целевая установка

Задания

Дата выполнения

Уро

вень интере

са

Само

оценка

1.

Систематизируем и структурируем знания по теме

Методы изучения клетки.

Функции аппарата клетки.

Строение и функции мембранных органелл и включений.

Ядро и ядрышко. Отличия

эукариотов и прокариотов.

2.

Работаем с дополнительными источниками информации.

Значение стволовых клеток.

3.

Немного занимательного

Из « Хрестоматии по биологии» Клетки человека.

Продолжительность существования клеток.

4.

Составляем биографическую справку

 Роберт Гук

 Антоний Ван Левенгук

6.

Решаем проблемный вопрос

Согласно классической модели строения клетки в ее состав входит одно ядро. Однако встречаются и исключения – безъядерные и многоядерные клетки. Найти примеры таких клеток.

 С чем связаны такие особенности их строения ?

Какие функции не смогла бы выполнять плазматическая мембрана, если бы в её состав не входили белки?

7.

Исследуем

Что изучают науки цитология, гистология, генетика?

8.

Обосновываем

Предположим, что Р. Гук не открыл клеточное строение организмов.

Как  это отразилось бы  на развитии биологической науки? Почему ты так думаешь?

9.

Объясняем

Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

10.

Устанавливаем причинно-следственные связи

О чем может свидетельствовать принципиальное сходство химического состава и строения клеток растительного и животного организма?

11.

Сравниваем

Сравнить строение клеток растений, животных и бактерий.

Живот-

ные

Рас-

тения

Бактерии

О чем может свидетельствовать

наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных?

     .

Юный друг!

    Ты хорошо поработал, если достиг поставленных целей – справился с предложенными заданиями.

   Возможно, работая с различными источниками информации, у тебя возникли новые вопросы, а может, ты знаешь на них ответы?!  Сформулируй вопросы по теме, которые можно задать любознательным учащимся биологам-эрудитам.

Сделай мини–анализ проделанной работы.

   Напиши научный очерк на одну из тем:

« Зачем изучают клетку?»

«Клетка – элементарная,  целостная,  живая  система».

 (Очерк – прозаический документальный жанр, чаще всего посвящён фактам жизни, науки, людям, приближается к рассказу.)

Напиши сказку о клетке и ее составляющих.

В стихотворной форме представь роль изученных органоидов клетки.

Сделай модель «Строение клетки» из доступного тебе материала ( пластилин, глина, соленое тесто, пенопласт, картон)

Составь презентацию: «Строение клетки».

           

                                                                             

Чтение — это один из истоков мышления

 и умственного развития.

(Сухомлинский В. А.)

Постарайся прочитать эти книги, или хотя бы одну из них

Детская энциклопедия Т.6 М., Академия педагогических наук, 1960г.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах под ред. Р.Сопера. – М.: Мир, 1993г.

Хрестоматия по ботанике – М.: Просвещение, 2012г.

Штрбанова С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. Москва, 1984г.

Энциклопедический словарь юного биолога – М., Педагогика, 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 6 класса, пропедевтический уровень (УМК Н.В.Макаровой)

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой на 2011-2012 гг....

Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 7 класса (УМК Н.В.Макаровой)

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по информатике и ИКТ и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....

Программа самореализации личности учащегося 9 класса по биологии

Программа самореализации личности учащегося 9 класса по биологии.дорогой друг! Ваш возрастной период – юношеский – является определяющим в выборе профессии, поэтому стремление познать себя тоже р...

Программа самореализации личности учащегося по теме: «Текстильное материаловедение».

Программа самореализации личности учащегося по теме: «Текстильное материаловедение».в  6 классе (Раскрой свой творческий потенциал!) в системе модульно- развивающего обучения....

ПРОГРАММА самореализации личности учащегося по курсу «Биология» Тема: «Класс Птицы»

Создан для работы с одаренными учащимися, содержит разнообразные задания, способствующие формировать самообразовательную, информационную компетентности....

ПРОГРАММА самореализации личности учащегося по курсу «Биология» Тема: «Клетка »

Создан для работы с одаренными учащимися, содержит разнообразные задания, способствующие формировать самообразовательную, информационную компетентности....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «БИОЛОГИЯ»

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), учебно-методическим комплектом «Биоло...