АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «БИОЛОГИЯ»
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), учебно-методическим комплектом «Биология 7 класс» (авторы-составители З.А. Клепинина), «Биология 8 класс» (авторы-составители А.И. Никишов, А.В. Теремов), «Биология 9 класс» (авторы-составители Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева). Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 7 – 9 классов. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока, обозначены ЭОР. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7-9_kl._2023-2024uch.g.docx | 64.79 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования Чувашской Республики
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «БИОЛОГИЯ»
(Вариант 1)
7 - 9 класс
2023-2024 учебный год
Козлова Н.Н.
учитель биологии первой
квалификационной категории
п. Саланчик
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 7-9 классов, разработана на основе:
— Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— Адаптированной основной общеобразовательной программы БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), учебно-методическим комплектом «Биология 7 класс» (авторы-составители З.А. Клепинина), «Биология 8 класс» (авторы-составители А.И. Никишов, А.В. Теремов), «Биология 9 класс» (авторы-составители Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева). Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 7 – 9 классов. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока, обозначены ЭОР. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс "Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII - IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания обучающихся и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье".
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Цель:
• Формировать представления обучающихся о живой природе, о растениях, о причинно-
следственных связях в природе и взаимозависимости природных явлений.
• Прививать бережное отношение к живой природы, к растениям.
Основные задачи изучения биологии:
• формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
• показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными,
вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для
решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
• формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию
подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
• развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-
следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие
психические функции.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Биология» реализуется через:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на ярких деятелей культуры,
связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в
развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
• применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
• выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
• установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и
учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
- Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Биология» отводится:
- в 7 классе 2 часа в неделю (68 ч/в год);
- в 8 классе 2 часа в неделю (68 ч/в год);
- в 9 классе 2 часа в неделю (68 ч/в год).
Сроки реализации программы: с сентября по май.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
8 класс. Растения.
1) Введение.
2) Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.
3) Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
4) Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
5) Общие сведения о цветковых растениях.
6) Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки).
7) Подземные и наземные органы растения.
8) Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
9) Стебель. Строение стебля. Образование стебля. Побег. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся.
10) Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения - образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
11) Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
12) Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
13) Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету.
14) Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.
15) Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести семян.
16) Растения леса.
17) Некоторые биологические особенности леса.
18) Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.
19) Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.
20) Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.
21) Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.
22) Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.
23) Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.
24) Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2 - 3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.
25) Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
26) Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
27) Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес - наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).
28) Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам, а хвойных деревьев - по мутовкам. Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома "Растения леса". Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса ("Русский лес в поэзии и прозе").
29) Экскурсии на природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений.
30) Комнатные растения.
31) Разнообразие комнатных растений.
32) Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).
33) Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности).
34) Влаголюбивые (циперус, аспарагус).
35) Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).
36) Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.
37) Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка окорененных черенков. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.
38) Цветочно-декоративные растения.
39) Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.
40) Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.
41) Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).
42) Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.
43) Растения поля.
44) Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.
45) Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.
46) Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда изо льна и хлопка.
47) Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.
48) Внешний вид. Борьба с сорными растениями.
49) Овощные растения.
50) Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп - по выбору педагогического работника).
51) Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
52) Многолетние овощные растения: лук.
53) Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.
54) Выращивание: посев, уход, уборка.
55) Польза овощных растений. Овощи - источник здоровья (витамины).
56) Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.
57) Практические работы: выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных растений. Посадка, прополка, уход за овощными растениями на пришкольном участке, сбор урожая.
58) Растения сада.
59) Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики - для южных регионов).
60) Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.
61) Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
62) Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление междурядий на делянках земляники. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев. Экскурсия в цветущий сад.
9 класс. Животные.
1) Введение.
2) Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные.
3) Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
4) Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
5) Беспозвоночные животные.
6) Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
7) Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
8) Дождевой червь.
9) Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
10) Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
11) Насекомые.
12) Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
13) Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
14) Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
15) Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие - по выбору педагогического работника).
16) Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
17) Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
18) Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
19) Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых - вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
20) Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
21) Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
22) Позвоночные животные
23) Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
24) Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
25) Рыбы.
26) Общие признаки рыб. Среда обитания.
27) Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
28) Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
29) Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
30) Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
31) Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
32) Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).
33) Земноводные.
34) Общие признаки земноводных.
35) Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).
36) Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе.
37) Черты сходства и различия земноводных и рыб.
38) Польза земноводных и их охрана.
39) Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
40) Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
41) Пресмыкающиеся.
42) Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
43) Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
44) Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
45) Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
46) Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
47) Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
48) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
49) Птицы.
50) Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
51) Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
52) Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
53) Хищные птицы: сова, орел.
54) Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
55) Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
56) Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.
57) Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
58) Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
59) Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
60) Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.
61) Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
62) Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.
63) Млекопитающие животные.
64) Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
65) Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.
66) Дикие млекопитающие животные.
67) Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.
68) Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
69) Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
70) Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.
71) Псовые (собачьи): волк, лисица.
72) Медвежьи: медведи (бурый, белый).
73) Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
74) Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
75) Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
76) Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.
77) Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
78) Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень).
79) Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
80) Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
81) Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
82) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото).
83) Сельскохозяйственные животные.
84) Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
85) Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
86) Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
87) Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
88) Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
89) Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
90) Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
91) Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
92) Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).
93) Домашние питомцы.
94) Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.
95) Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
96) Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.
9 класс. Человек.
1) Введение.
2) Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
3) Общее знакомство с организмом человека.
4) Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
5) Опора и движение.
6) Скелет человека.
7) Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
8) Череп.
9) Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
10) Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
11) Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
12) Практические работы. Определение правильной осанки.
13) Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.
14) Мышцы.
15) Движение - важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).
16) Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
17) Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
18) Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
19) Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
20) Кровообращение.
21) Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
22) Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
23) Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
24) Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
25) Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему.
26) Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.
27) Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с помощью педагогического работника в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в "Блокноте на память" своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.
28) Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
29) Дыхание.
30) Значение дыхания для растений, животных, человека.
31) Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
32) Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
33) Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез).
34) Влияние никотина на органы дыхания.
35) Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
36) Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
37) Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
38) Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка).
39) Питание и пищеварение.
40) Особенности питания растений, животных, человека.
41) Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
42) Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
43) Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
44) Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.
45) Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.
46) Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
47) Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
48) Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
49) Выделение.
50) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
51) Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
52) Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
53) Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
54) Простейшее чтение с помощью педагогического работника результатов анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
55) Размножение и развитие.
56) Особенности мужского и женского организма.
57) Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.
58) Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
59) Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.
60) Рост и развитие обучающегося.
61) Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.
62) Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.
63) Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
64) Покровы тела.
65) Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
66) Производные кожи: волосы, ногти.
67) Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
68) Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
69) Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
70) Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
71) Нервная система.
72) Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
73) Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
74) Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
75) Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
76) Демонстрация модели головного мозга.
77) Органы чувств.
78) Значение органов чувств у животных и человека.
79) Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
80) Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
81) Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
82) Охрана всех органов чувств.
83) Демонстрация муляжей глаза и уха.
2.2. Связь учебного предмета «Биология» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета «Биология», однако в наибольшей мере предмет «Биология» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
• уважительно и бережно относиться к людям труда;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
• дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики
участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и т.п.);
• использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
• использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
• применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и
практических задач;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс "Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки" и "Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию).
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
На уроках биологии в 7 классе формируются следующие личностные результаты:
• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
• представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
• знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
• знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
• выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
• описание особенностей состояния своего организма;
• знание названий специализации врачей;
• применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
• представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
• осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
• установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
• знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
• узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
• знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
• знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
• знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
• выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагогического работника (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
• владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• заполнение таблиц, построение схем;
• выполнение упражнений;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
В процессе проектной деятельности по предмету биология расширяется образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.
Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по речевой практике, богатый словарный запас по предмету. У обучающихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Типы проектов:
• исследовательские;
• творческие;
• информационные;
• социально значимые.
По затратам времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация:
• групповые;
• индивидуальные;
• коллективные;
• внутришкольные;
• внутриклассные.
Темы проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии:
• Растительный мир.
• Строение растения.
• Многообразие растений.
• Лекарственные растения.
• Взаимосвязь частей растений.
• И др.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Комплексная система оценки предметных результатов осуществляется на основании применения метода экспертной оценки один раз в конце учебного года и фиксируется в дневнике наблюдений на каждого обучающегося. Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся. При оценивании устных ответов по учебным предметам гуманитарного цикла (география, история, естествознание и др.) принимается во внимание:
• правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
• полнота ответа;
• умение практически применять свои знания;
• последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | Введение. Растения вокруг нас. Значение растений и их охрана. | 1 | 5.09 | Стр. 5 – 8, вопросы. |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. | 1 | 7.09 | Стр. 14 – 16, вопросы. |
3 | Цветок. Строение цветка | 1 | 12.09 | Стр. 16 – 19, вопросы |
4 | Виды соцветий. (зонтик, колос, корзинка). | 1 | 14.09 | Стр. 19 – 21, вопросы |
5 | Опыление цветков. | 1 | 19.09 | Стр. 21 – 24, вопросы |
6 | Плоды. Разнообразие плодов. | 1 | 21.09 | Стр. 24 –28, вопросы |
7 | Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. | 1 | 26.09 | Стр. 28 – 31, вопросы |
8 | Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа. | 1 | 28.09 | Стр. 31– 35, вопросы |
9 | Строение семени пшеницы. Лабораторная работа. | 1 | 3.10 | Стр. 35 – 37, вопросы |
10 | Условия, необходимые для прорастания семян. | 1 | 5.10 | Стр. 37 – 40, вопросы |
11 | Практическая работа. Определение всхожести семян. | 1 | 10.10 | Стр. 41– 44, вопросы |
12 | Правила заделки семян в почву. | 1 | 12.10 | Стр. 41 -44, вопросы |
13 | Корень. Виды корней. | 1 | 17.10 | Стр. 44 – 47, вопросы |
14 | Корневые системы. | 1 | 19.10 | Стр. 47 – 49, вопросы |
15 | Значение корня. Видоизменение корней. | 1 | 24.10 | Стр. 49 – 51, вопросы |
16 | Лист. Внешнее строение листа. | 1 | 26.10 | Стр. 54 – 57, вопросы. |
17 | Из каких веществ состоит растение. | 1 | Стр. 57 – 58, вопросы. | |
18 | Образование органических питательных веществ в листьях, растении. | 1 | Стр. 58 – 62, вопросы. | |
19 | Образование органических питательных веществ в листьях, растении. Демонстрация опытов: Испарение воды листьями. | 1 | Стр. 62 – 65, вопросы. | |
20 | Дыхание растений. | 1 | Стр. 65 – 68, вопросы. | |
21 | Листопад и его значение. | 1 | Стр. 68 – 71, вопросы. | |
22 | Стебель. Строение стебля на примере липы. | 1 | Стр. 71 – 73, вопросы. | |
23 | Значение стебля в жизни растения. | 1 | Стр. 73– 76, вопросы. | |
24 | Разнообразие стеблей. | 1 | Стр. 76 – 79, вопросы. | |
25 | Повторение и закрепление темы «Стебель» | 1 | Повторение. | |
26 | Растение — целостный организм. | 1 | Стр. 79 – 80, вопросы | |
27 | Взаимосвязь всех органов. | 1 | Стр. 80 – 81, вопросы. | |
28 | Связь растений со средой обитания. | 1 | Ответы на вопросы. | |
29 | Обобщающий урок по теме: Растение – целостный организм. | 1 | Повторение. | |
30 | Самостоятельная работа. Тесты. По теме: цветковые растения | 1 | Тесты. | |
31 | Многообразие растительного мира. Деление растений на группы. | 1 | Стр. 84 – 86, вопросы. | |
32 | Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. | 1 | Стр. 86 – 88, вопросы. | |
33 | Папоротники. Многолетние травянистые растения. | 1 | Стр. 88 – 90, вопросы. | |
34 | Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. | 1 | Стр. 90 – 94, вопросы. | |
35 | Покрытосеменные или цветковые. | 1 | Стр. 94 – 96, вопросы. | |
36 | Однодольные покрытосеменные цветковые растения. | 1 | Стр. 96 – 97, вопросы. | |
37 | Злаковые. Общие признаки злаковых. | 1 | Стр. 97 – 98, вопросы. | |
38 | Хлебные злаковые культуры. | 1 | Стр. 98 – 103, вопросы. | |
39 | Выращивание зерновых. | 1 | Стр. 103 – 107, вопросы. | |
40 | Использование злаков в народном хозяйстве. | 1 | Стр. 107 – 110, вопросы. | |
41 | Лилейные. Общие признаки лилейных. | 1 | Стр. 110 – 111, вопросы. | |
42 | Цветочно-декоративные лилейные. | 1 | Стр. 111 – 116, вопросы. | |
43 | Овощные лилейные. Лук. Чеснок. | 1 | Стр. 116 – 121, вопросы. | |
44 | Лабораторная работа. Строение луковицы. | 1 | Стр. 121 – 122, вопросы. | |
45 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | Стр.120 – 122, вопросы. | |
46 | Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. | 1 | Стр. 122– 123, вопросы. | |
47 | Дикорастущие пасленовые. Паслен. | 1 | Стр. 123 – 124, вопросы | |
48 | Овощные и технические пасленовые. Картофель. | 1 | Стр. 124 – 126, вопросы. | |
49 | Лабораторная работа. Строение клубня картофеля. | 1 | Тесты, вопросы | |
50 | Выращивание картофеля. | 1 | Стр. 126 – 131, вопросы. | |
51 | Овощные пасленовые. Томат | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы. | |
52 | Овощные пасленовые. Баклажан и перец. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
53 | Цветочно–декоративные пасленовые. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы. | |
54 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
55 | Пищевые бобовые растения. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
56 | Кормовые бобовые растения | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
57 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | 2 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
58 | Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня, груша. | 2 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
59 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
60 | Пищевые сложноцветные. Подсолнечник. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
61 | Цветочно – декоративные сложноцветные. Календула. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
62 | Маргаритки и георгин – многолетние цветочно – декоративные сложноцветные. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
63 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Стр. 131 – 134, вопросы | |
64 | Обобщающий урок по теме: Растения вокруг нас. | 1 | Повторение. Тестирование | |
65 | 1 | |||
66 | Практическая работа. Весенняя обработка почвы. | |||
67 | ||||
68 | ||||
Итого: 68 часов |
Животные. 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | Введение. Разнообразие животного мира. | 1 | 5.09 | Стр. 3- 6, вопросы. |
2 | Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных. | 1 | 7.09 | Стр. 11- 12 вопросы. |
3 | Черви. Общие признаки червей. | 1 | 12.09 | Стр. 12-13, вопросы. |
4 | Дождевой червь. | 1 | 14.09 | Стр. 13- 15, вопросы. |
5 | Круглые черви – паразиты человека. | 1 | 19.09 | Стр. 15- 17, вопросы. |
6 | Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1 | 21.09 | Стр. 23- 25 вопросы. |
7 | Бабочка – капустница. | 1 | 26.09 | Стр. 25- 27, вопросы. |
8 | Яблонная плодожорка. | 1 | 28.09 | Стр. 27- 29, вопросы. |
9 | Майский жук. | 1 | 3.10 | Стр. 27- 29, вопросы. |
10 | Комнатная муха. | 1 | 5.10 | Стр. 29- 31, вопросы. |
11 | Медоносная пчела. | 1 | 10.10 | Стр.31- 35 вопросы. |
12 | Тутовый шелкопряд. | 1 | 12.10 | Стр. 35- 38 вопросы. |
13 | Позвоночные животные | 1 | 17.10 | Стр. 45, вопросы. |
14 | Рыбы. Общие признаки рыб. | 1 | 19.10 | Стр. 46- 47, вопросы. |
15 | Внешнее и внутреннее строение и скелет рыб. | 1 | 24.10 | Стр. 47- 50, вопросы. |
16 | Рыбы. Нервная система рыб. Размножение рыб. | 1 | 26.10 | Стр.51 – 52, вопросы. |
17 | Речные рыбы пресноводные: окунь, щука, карп. | 1 | Стр.52 – 54, вопросы. | |
18 | Морские рыбы: треска, сельдь. | 1 | Стр.56– 52, вопросы. | |
19 | Рыболовство и рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). | 1 | Стр.51 – 59, вопросы. | |
20 | Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | Стр.59 – 61, вопросы. | |
21 | Рыбы. Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. | 1 | Стр.62 – 65, вопросы. | |
22 | Повторно – обобщающий урок по теме: Рыбы. | 1 | Вопросы. | |
23 | Экскурсия в музей «Живая природа». | 1 | Повторение. | |
24 | Земноводные. Общие признаки земноводных. | 1 | Стр.72 – 73, вопросы. | |
25 | Среда обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки. | 1 | Стр.73 – 75, вопросы. | |
26 | Внутреннее строение земноводных. | 1 | Стр.75– 77, вопросы. | |
27 | Размножение и развитие лягушки. | 1 | Стр.77–79, вопросы | |
28 | Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. | 1 | Стр.82 – 83, вопросы. | |
29 | Среда обитания, образ жизни. | 1 | Стр.83 – 85, вопросы. | |
30 | Внешнее строение пресмыкающихся. | 1 | Стр.85 – 87, вопросы. | |
31 | Повторно – обобщающий урок по теме: Пресмыкающиеся. | 1 | Тесты | |
32 | Пресмыкающиеся. Внутреннее строение пресмыкающихся (на примере ящерицы). | 1 | Стр. 82- 83, вопросы. | |
33 | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 | Стр. 87 -89, вопросы. | |
34 | Общие признаки птиц. | 1 | Стр. 94- 95, вопросы. | |
35 | Особенности внешнего строения птиц. | 1 | Стр. 82- 83, вопросы. | |
36 | Особенности скелета птиц. | 1 | Стр.95- 97, вопросы. | |
37 | Особенности внутреннего строения птиц. | 1 | Стр. 97- 99, вопросы. | |
38 | Размножение и развитие птиц. | 1 | Стр.101 – 105, вопросы. | |
39 | Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). | 1 | Стр. 105- 107, вопросы. | |
40 | Птицы леса. | 1 | Стр. 107-110, вопросы. | |
41 | Хищные птицы. | 1 | Стр. 110- 113, вопросы | |
42 | Птицы пресных водоемов и болот. | 1 | Стр. 113- 118, вопросы. | |
43 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 | Стр. 118-119, вопросы. | |
44 | Значение и охрана птиц. Их многообразие. | 1 | Вопросы, сообщение. | |
45 | Домашние куры. | 1 | Стр. 127 – 130, вопросы | |
46 | Домашние утки, гуси. | 1 | Стр.130 -131, вопросы | |
47 | Птицеводство. | 1 | Стр.131- 135, вопросы | |
48 | Млекопитающие. Общие признаки млекопитающих, их многообразие, среда обитания. | 1 | Стр.136 -138, вопросы | |
49 | Внешнее строение млекопитающих. | 1 | Стр.138-140, вопросы | |
50 | Строение скелета и нервной системы млекопитающих. | 1 | Стр.140- 143, вопросы | |
51 | Внутренние органы млекопитающих. | 1 | Стр.143-146, вопросы | |
52 | Грызуны. | 1 | Стр.146 – 149, вопросы | |
53 | Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1 | Стр.149 – 151, вопросы | |
54 | Зайцеобразные. | 1 | Стр.151 – 153, вопросы | |
55 | Хищные звери. | 1 | Стр.159 – 165, вопросы | |
56 | Дикие пушные звери. | 1 | Стр.165 – 168, вопросы | |
57 | Разведение норки на звероферме. | 1 | Стр.168 – 170, вопросы | |
58 | Домашние хищные звери. | 1 | Стр.172 – 176, вопросы | |
59 | Ластоногие. | 1 | Стр.176 – 178, вопросы | |
60 | Китообразные. | 1 | Стр.178 – 181, вопросы | |
61 | Парнокопытные. | 1 | Стр.181 – 183, вопросы | |
62 | Непарнокопытные. | 1 | Стр.181 – 183, вопросы | |
63 | Приматы. | 1 | Стр.190 – 192, вопросы | |
64 | Сельскохозяйственные животные. Корова. Породы коров. | 1 | Стр.192 – 194, вопросы | |
65 | Содержание коров на фермах. | 1 | Стр.194 – 197, вопросы | |
66 | Овцы. Породы овец. | Стр.202 – 205, вопросы | ||
67 | Содержание овец и выращивание ягнят. Самостоятельная работа. | Стр.205 – 207, вопросы, тесты. | ||
68 | Повторно – обобщающий урок по теме: Сельскохозяйственные млекопитающие животные. | Повторение, тесты | ||
Итого: 68 часов |
9 класс. Человек.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | Введение Место человека среди млекопитающих. | 1 | 5.09 | Стр. 4- 6, вопросы. |
2 | Общий обзор организма человека. Строение клеток и тканей организма. | 1 | 7.09 | Стр.94- 13, вопросы. |
3 | Органы и системы органов человека. | 1 | 12.09 | Стр. 13- 17, вопросы. |
4 | Опорно-двигательная система. Скелет человека. | 1 | 14.09 | Стр. 17-22, вопросы. |
5 | Состав и строение костей. | 1 | 19.09 | Стр. 22- 25, вопросы. |
6 | Соединение костей. | 1 | 21.09 | Стр. 25- 29, вопросы. |
7 | Череп. | 1 | 26.09 | Стр. 29- 31, вопросы. |
8 | Скелет туловища. | 1 | 28.09 | Стр. 31- 36, вопросы. |
9 | Скелет верхних конечностей. | 1 | 3.10 | Стр. 36- 39, вопросы. |
10 | Скелет нижних конечностей. | 1 | 5.10 | Стр. 39- 42, вопросы. |
11 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей. | 1 | 10.10 | Стр. 42- 46, вопросы. |
12 | Строение и значение мышц. | 1 | 12.10 | Стр. 46- 51 вопросы. |
13 | Основные группы мышц человека. | 1 | 17.10 | Стр. 51- 53, вопросы. |
14 | Работа мышц. Физические упражнения. | 1 | 19.10 | Стр. 53- 57, вопросы. |
15 | Предупреждение искривления позвоночника. Значение опорно-двигательной системы. | 1 | 24.10 | Стр. 57- 62, вопросы. |
16 | Обобщающий урок. Опорно-двигательная система. | 1 | 26.10 | Тесты, вопросы. |
17 | Кровь. Кровообращение. Значение крови и органы кровообращения | 1 | Стр.66, вопросы. | |
18 | Значение крови и кровообращения. | Стр. 66- 69, вопросы. | ||
19 | Состав крови. | 1 | Стр. 69-73, вопросы. | |
20 | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 | Стр. 73-77, вопросы. | |
21 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 1 | Стр. 77- 82, вопросы. | |
22 | Большой и малый круги кровообращения. | 1 | Стр.82- 85, вопросы. | |
23 | Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение. | 1 | Стр.85- 89, вопросы. | |
24 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Стр. 89- 92, вопросы. | |
25 | Обобщающий урок. Кровь и кровообращение. | 1 | Тесты, вопросы. | |
26 | Дыхательная система. Органы дыхания. Значение дыхания. | 1 | Стр. 94- 99, вопросы. | |
27 | Газообмен в легких и тканях. | 1 | Стр. 99- 102, вопросы. | |
28 | Гигиена дыхания. | 1 | Стр. 102- 106, вопросы. | |
29 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 | Стр. 106- 111, вопросы. | |
30 | Обобщающий урок. Дыхательная система. | 1 | Тесты, вопросы. | |
31 | Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты. | 1 | Стр.113 – 115, вопросы. | |
32 | Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. | 1 | Стр.115 – 119, вопросы. | |
33 | Витамины. | 1 | Стр.193 – 124, вопросы. | |
34 | Органы пищеварения. | 1 | Стр.124 – 128, вопросы. | |
35 | Ротовая полость. Зубы. | 1 | Стр.128 – 131, вопросы. | |
36 | Изменение пищи в желудке. | 1 | Стр.131–134, вопросы. | |
37 | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | 1 | Стр.134 – 137, вопросы. | |
38 | Гигиена питания. | 1 | Стр.137 – 141, вопросы | |
39 | Уход за зубами и ротовой полостью. | 1 | Стр.141 – 145, вопросы | |
40 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | Стр.145 – 148, вопросы. | |
41 | Предупреждение инфекционных заболеваний. | 1 | Стр.148 – 151, вопросы. | |
42 | Пищевые отправления. | 1 | Стр.151 – 156, вопросы. | |
43 | Обобщающий урок. Пищеварительная система. | 1 | Стр.156 – 158, вопросы. | |
44 | Мочевыделительная система. Почки – органы выделения. | 1 | Стр.158 – 162, вопросы. | |
45 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | Стр.162 – 164, вопросы | |
46 | Обобщающий урок. | 1 | Стр.164 – 165, вопросы. | |
47 | Кожа. Значение и строение кожи. | 1 | Стр.165, вопросы. | |
48 | Уход за кожей. Самостоятельная работа. | 1 | Стр.165 – 169, вопросы. | |
49 | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. | 1 | Стр.169 – 171, вопросы. | |
50 | Закаливание организма. Обобщающий урок. | 1 | Стр.171 – 176, вопросы. | |
51 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. | 1 | Стр. 179 – 181, вопросы. | |
52 | Первая помощь при ожогах и обморожении. | 1 | Стр. 181 – 185, вопросы | |
53 | Нервная система. Головной и спинной мозг. | 1 | Стр. 185 – 186, вопросы. | |
54 | Нервы. | 1 | Стр. 186 – 191, вопросы. | |
55 | Значение и строение нервной системы. | 1 | Стр. 191– 193, вопросы. | |
56 | Режим дня, гигиена труда. | 1 | Стр. 195-– 198, вопросы. | |
57 | Сон и его значение. | 1 | Стр. 198– 200, вопросы. | |
58 | Вредное влияние алкоголя и никотина на нервную систему. | 2 | Стр. 200– 203, вопросы. | |
59 | Обобщающий урок. | 2 | Тесты, вопросы. | |
60 | Органы чувств. Орган зрения. | 1 | Стр. 206 –210, вопросы. | |
61 | Гигиена зрения. | 1 | Стр. 210 – 213, вопросы. | |
62 | Орган слуха. Гигиена слуха. | 1 | Стр. 216 – 219, вопросы | |
63 | Орган обоняния и вкуса. | 1 | Стр. 219 – 221, вопросы. | |
64 | Орган вкуса. | 1 | Стр. 221 – 224, вопросы. | |
65 | Обобщающий урок. | 1 | Тесты, вопросы. | |
66 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 1 | Стр. 225. | |
67 | Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. | 1 | Стр. 225 – 229. | |
68 | Обобщающий урок. | 1 | Тесты, вопросы. | |
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету "Психологический практикум "
Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету "Психологический практикум " для 7-9 классов коррекционной школы для детей с ОВЗ (умственная отсталость)....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предметам индивидуального учебного плана для Гарсиевой Лейлы, ученицы 6 класса на 2017-2018 учебный год
Индивидуальная основная общеобразовательная программа для Гарсиевой Лейлы ученицы 6 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОБОУ "ЦАО"...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 8 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 8 класса...
Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.
Рабочая программа по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест
Рабочая программа составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
Рабочая программа по природоведению составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), рабочей программы по учебному предмет...