Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Химическая организация клетки»
учебно-методическое пособие по биологии (10 класс) на тему
Цель урока: изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskiy_sostav_kletki_dzabolova_i._m.doc | 715 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Химическая организация клетки»
Преподаватель | Дзаболова Ирина Мурадична |
Предмет | Биология |
Класс | 10 |
Дата | |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Технология построения урока | Информационно-коммуникативная и проблемная технологии |
Тема урока | Химическая организация клетки |
Цель урока | Изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ. |
Основные термины, понятия | Макро-, микро-, ультрамикроэлементы, гомеостаз, гидрофильность, гидрофобность, диполь. |
Оборудование | Мультимедийная презентация, компьютер, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, химические вещества, посуда для проведения опытов. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Приветствие. Пожелание успешной учебной деятельности на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку. Включение учащихся в учебную деятельность через высказывание писателей и ученых. Из курса общей биологии мы знаем уровни организации живой природы. Назовите их, пожалуйста! На каком уровне начинается различие? | Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
Ответ: молекулярно-генетический клеточный организменный популяционно-видовой биогеоценотический биосферный На самом низшем – молекулярно-генетическом |
Проверка домашнего задания ЭТАП Актуализация знаний и проблемная ситуация.
Этап построения и выхода из затруднений Этап реализации построенного проекта урока. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Этап самостоятельной работы с самопроверкой Этап рефлексии учебной деятельности Этап подведения итогов учебного занятия Домашнее задание: | Предлагаются вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний. Вводная беседа 1. Какова тема нашего урока? 2. Что вы знаете о химическом составе клеток? 3. Используя периодическую систему химических элементов, перечислите химические элементы, входящие в состав клетки. Сегодня мы рассмотрим химический состав клетки. /Приложение 1./ Значит, тема нашего урока… /Приложение 2./ Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока: - пополнить и систематизировать знания о химическом составе клетки /Приложение 3./ Учащимся предлагается посмотреть презентацию «Химическая организация клетки», записать классификацию химических элементов по процентному соотношению. /Приложение 4./ Гидрофильность и гидрофобность, понятия, характеризующие сродство веществ или образованных ими тел к воде: это сродство обусловлено силами межмолекулярного взаимодействия. Гидрофильность (от греч. hydor - вода и philia - любовь) – характеристика интенсивности молекулярного взаимодействия вещества с водой, способность хорошо впитывать воду, а также высокая смачиваемость поверхностей водой. Гидрофо́бность (греч. ὕδωρ — гидро, вода и φόβος — фобос, боязнь) — способность поверхности вещества не смачиваться с водой. Самостоятельная работа. Заполнить таблицу «Химический состав клетки», работая с учебником. Работа выполняется в паре. /Приложение 5./
Тест по теме «Химический состав клетки» выполняется самостоятельно на специальных листах с заданиями. /Приложение 6./Самооценка учащегося по достижению цели урока. Сделать вывод, сформулировать главную мысль урока. Итоги урока. Комментарий учителя, поощрение наиболее активных учащихся. Выставление оценок. Повторить материал о химическом составе клетки. Подготовиться к семинарскому занятию. | Учащиеся отвечают на предложенные вопросы и задания. Химическая организация клетки. Изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ. Учащиеся смотрят презентацию, фиксируют важные моменты в тетради, записывают определения новых понятий. Письменная самостоятельная работа по заполнению таблицы, используя материал презентации и учебник. Работают в парах. Комментируют интересные моменты. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, задают ответные. Выполнение теста. Учащиеся активно отвечают на вопросы, проверяют свои знания пройденной темы, фиксируя возможные ошибки или правильные ответы в письменной работе. Проверяют ответы друг у друга, находят ошибки (если есть ), оценивают работы, обсуждают результаты с учителем. Самооценка учащегося по достижению цели урока. Участвуют в подведении итогов урока. Оценивают свою работу и эмоциональное состояние на уроке. |
Литература:
- Биология. 10 класс: поурочные планы по учеб. Д. К. Беляева, П.М.Бородина, часть I /автор-составитель А.Ю.Гаврилова - Волгоград.: Учитель,2006.
- Биология. Методическое пособие / А.П.Пуговкин,П.М.Скворцов -М.:Академия,08.
- Биология: Учебник для 10-11 классов: среднее(полное0общее образование(базовый уровень) /А. П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина. - М.: Издательский центр "Академия",2007.
- Дидактические материалы по общей биологии / Петросова Р. А., Н.Н.Пилипнеко - М.: РАУБ- Цитадель,97.
- Задачи и упражнения по общей биологии Г.М. Муртазин. - М.:Просвещение,1981.
- Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.Б.Захаров,С.Г.Мамонтов,Н.И.Сонин.-М.:Дрофа,2006.
- Общая биология: Учебник для10-11 кл. общеобразовательных учреждений/Д.К. Беляев, П. М. Бородин, и др. Под ред.Д.К.Беляева,Г.М.Дымшица-М.:Просвещение,2005.
- Самостоятельные работы учащихся по общей биологии / Анастасова Л. П - М.: Просвещение,89.
Приложение 1. Химический состав клетки
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Функциональное значение различных химических элементов
- Водород - входит в состав воды, различных химических соединений, белков, участвует в функциональных процессах.
- Углерод - образует органическое вещества. Основной элемент живой жизни.
- Азот - один из основных элементов живой жизни. Образует органические вещества, белки.
- Кислород - дыхательный газ.
- Фтор - необходим для костной ткани, особенно зубной. При дефиците - поражение зубов, кариес.
- Натрий - образует все межтканевые и клеточные жидкости. В растворах солей натрия происходят химические реакции, основные обменные процессы, водный обмен.
- Магний - углеводный, жировой, энергетический обмен, костеобразование, нервная деятельность, сердечная деятельность, снимает спазмы, увеличивает активность кишечника.
- Кремний - костеобразование, рост волос.
- Фосфор - все процессы. Энергетика тканей (особенно мозговой), мышц, печени, почек, костеобразование, генетические процессы.
- Сера - синтез белка, функция ферментов.
- Хлор - регуляция минерального обмена, образование соляной кислоты желудка.
- Калий - обменные реакции, водный обмен, необходим для функции мышц, сердца.
- Кальций - формирует костную ткань, возбудимость нервной ткани, свертываемость крови, проницаемость сосудов, формирует мембраны клеток, активирует ферменты (биологические катализаторы), противовоспалительные реакции, уменьшает аллергию.
- Марганец - синтез белка.
- Железо - необходимо для кровотворения и тканевого дыхания. Входит в состав красных кровяных клеток, доставляющих кислород к тканям, в состав ферментов.
- Кобальт - синтез белка, в состав витамина В12, обеспечивает процессы кровотворения.
- Медь - процессы кровотворения, синтез белка.
- Цинк - необходим для эндокринной системы. Образование гормона инсулина. Обеспечивает тканевое дыхание, рост волос.
- Стронций - костеобразование. Его переизбыток ведет к стронциевому рахиту (особенно у детей)
- Молибден - кровотворение.
- Йод - гормоны щитовидной железы. Нехватка приводит к заболеванию щитовидки
Приложение 5.
ЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ КЛЕТКИ
Дайте определения понятий.
Элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра и числом протонов, совпадающим с порядковым (атомным) номером в таблице Менделеева.
Микроэлемент — элемент, который в организме находится в очень низких концентрациях.
Макроэлемент — элемент, который в организме находится в высоких концентрациях.
Биоэлемент — химический элемент, участвующий в жизнедеятельности клетки, составляет основу биомолекул.
Элементный состав клетки — процентное содержание химических элементов в клетке.
2. Что является одним из доказательств общности живой и неживой природы?
Единство химического состава. Никакаих элементов, характерных только для неживой природы, не существует.
Группа элементов | Содержание в организме в % | Элементы, входящие в группу | Биологическая функция группы |
Макроэлемент | 75 – 0,02% | C, N, H, O, P, S, K, Ca, Na, Fe, Cl, Mg | Главные компоненты органических соединений в клетке |
Макроэлемент | Менее 0,2% до 0,000001% | Al, Cu, Mn, Zn, Mo, Co, Ni, Se, Br, F и др. | Входят в состав биологически активных соединений, влияют на обмен веществ |
Ультрамикроэлементы | Менее до 0,000001% | Au, Ag, Be и др. | Физиологическая роль окончательно не установлена |
Приложение 6.
Тест по биологии «Химический состав клетки».
1)какие эдементы-макроэлементы?
а) Cu, Se б) Co, Zn, Y
в) N, Fe, P, Ca, K г) Ni, Y, Co
2)способность клетки сохранять свои состав и свойства-это
а) фотосинтез б) гомеостаз
в) биосинтез белка г) энергетический обмен
3)в каком виде соли находятся в клетке?
а) в ионном б) кислотном
в) водном г) молекулярном
4) полимерами могут быть-
а) Молекулы белков, жиров, нуклеиновых кислот б) воды
в) соли г) глюкозы
5)животный углевод это-
а) крахмал б) глюкоза
в) сахароза г) гликоген
6)какие углеводы выполняют резервную функцию?
а) моносахариды б) аминокислоты
в) крахмал, гликоген г) жиры
7)чем представлены липиды в клетке?
а) в виде глюкозы б) в виде жиров
в) белков г) солей
8)что общего у аминокислот?
а) аминогруппа и карбоксильная группа б) аминогруппа
в) вода г) жиры
9)в чем учавствуют ферменты
а) в растворении б) в переносе атом и молекул
в) в регуляции процессов обмена г) содержат наследств информацию
10)мономер ДНК
а) глюкоза б) нуклеотид
в) аминокислота г) глицерин
Ответ:
1.-В
2.-Б
3.-А
4.-А
5.-Г
6.-В
7.-Б
8.-А
9.-Б
10.-Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"
Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...
технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС
Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...
Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с ФГОС по плаванию в 3 классе
Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с ФГОСпо плаванию в 3 классе Тема урока: Подготовительные упражнения при обучении плаванием «кролем на груди», «кролем на спине»Т...
Технологическая карта урока по биологии 5 класса "Особенности химического состава организмов: неогрганические и органические вещества, их роль в организме"
Технологическая карта составлена для учеников 5 класса, обучающихся по учебнику В. В. Пасечника....
Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"
технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...
Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".
Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...