Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Василенко Светлана Викторовна


Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vasilenko.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Учитель

Василенко Светлана Викторовна

Класс

5

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Технология построения урока

развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Тема

Строение клетки

Цель

изучить  строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Основные термины, понятия

Ядро, цитоплазма, митохондрии. Лизосомы, хлоропласты

Планируемый результат

Предметные умения

- знать  строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

 Личностные УУД: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- выстраивать собственное целостное мировоззрение,

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД: самостоятельно  определять цель учебной деятельности,

- искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

 Познавательные УУД: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

  Коммуникативные УУД: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

индивидуальная, фронтальная, групповая

Книгопечатная продукция:  учебник, рабочая тетрадь,    

Технические средства обучения ПК, презентация

микролаборатория.


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Способность формированию представления о клетке. Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Актуализация  опорных знаний и умений

Способность формированию представления о клетке, способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятиях.

Постановка учебной проблемы

Уметь ставить цели для преодоления заданий.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Развивать умения находить ответы на проблемные вопросы. Уметь планировать свою деятельность на уроке.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Подводить к самостоятельному выводу

Первичная проверка понимания

Создание условий для выявлений причинно – следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями.

Применение новых  знаний

Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности.

Рефлексия учебной деятельности

Выяснение качества и уровня знаний и их коррекция.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

Предметные:

регулятивные: 

коммуникативные:умение выполнят задания учителя

Учитель проверяет готовность к уроку, психологический настрой.

Ученики встали, поприветствовали учителя,  проверили наличие всего необходимого к уроку

Мотивация к изучению материала

Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух.

Предметные: :. формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Регулятивны: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 

Метапредметные (УУД):

познавательные: самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

регулятивные:

коммуникативные:

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

Здравствуйте. А что я такого сказала? Да вроде ничего не сказала, от чего же так радостно стало? А от того что я вам здоровья пожелала.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, ученые всегда интересовал микромир, т.е мир маленьких объектов.

Еще древнегреческие и древнеримские ученые  - естествоиспытатели задумывались о мельчайшем строении живых организмов. Догадались, о чем на уроке пойдет речь? Если еще нет. То послушайте стихотворение:

Загляните на часок

В нашу клетку – теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

Так какова же тема сегодняшнего урока?

Что мы должны сделать сегодня на уроке?

Из чего состоят все живые организмы?  

Слушают. Выполняют задания учителя, наблюдают, строят предположения, высказывают мнения, предлагают версии.

Актуализация  опорных знаний и умений

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

 интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: -учиться обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Ставит проблему перед учащимися.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Заполните схему по составу вещества в клетке.

Вещества

                                          ?

                           ?

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

Постановка учебной проблемы

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: -учиться обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Постановка проблемного вопроса:

С какой целью мы изучаем клетку? Почему знание строения клетки необходимо для изучения всего курса биологии?.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, вам необходимо активно работать на уроке, внимательно слушать объяснения и ответственно относится к материалу и лабораторной работе.

Воспринимают информацию учителя, фиксируют в тетрадях записи, делают пометки на полях, ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизирую информацию.

Открытие нового знания. Первичная проверка понимания знаний.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

-проводить лабораторную работу;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Деятельность учителя

  1. Изучаем строение клетки по учебнику. Рассматриваем, чем отличается растительная клетка от животной.
  2. Давайте вспомним и проверим наши знания.

А) Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово

Б) Остальные работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся в группах проверяют ответы, анализируют их.

Деятельность учащихся

- работают с разными источниками информации

- работают в группах над решением учебной задачи

- фиксируют итоги работы

- оценивают правильность своих выводов

- делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике

- предлагают свое обобщение и варианты ответов

Проведение физкультминутки.

Выполняют упражнения

Применение новых знаний

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать  с учебником.

Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять ,  сравнивать и выделять признаки.  

    Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Поясняет ход лабораторной работы; организует самостоятельную работу учащихся в парах, с учебником и планом работы.  Проводит повторный инструктаж по ТБ. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль, проверяет правильность выполнения работы. Регулирует работу учащихся, отмечает их степень вовлечения в работу.

Составляют план достижения цели и выбирают средства. Составляют план работы. Фиксируют результаты. Формируют выводы по результатам исследования.

Рефлексия учебной деятельности.

Фиксируется:

- новое содержание, изученное на уроке.

-выявляются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. (таблица в приложении).

Оцени работу товарища по парте.

Заполняют таблицу, делятся впечатлениями.

Домашнее задание.

. Домашнее задание.  

Всем:

Параграф   §8, вопросы на странице  31.      

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

     сочинить сказку о  клетке.

Рефлексия.  

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2) Больше всего мне понравилось...

3)  Самым интересным сегодня на уроке было...

4)  Самым сложным для меня сегодня было...

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял...

7) Сегодня я научился...

8) Сегодня я задумался....

9) Сегодняшний урок показал мне

10)  На будущее мне надо иметь в виду

Работа  с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

х

Л

о

Р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

Р

о

с

к

о

п

  1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

к

л

Е

Т

о

ч

н

а

я

м

е

м

б

р

а

н

а

  1. Защищает клетку от влияния окружающей среды.

в

А

к

у

о

л

Ь

  1. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

ц

и

Т

о

п

л

А

з

м

а

6.Полужидкое содержимое клетки.

Лабораторная работа «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Карточка 1.

Выбери правильный ответ

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;

Карточка 2.

 Выбери правильный ответ

1.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

3. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Химическая организация клетки»

Цель урока: изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ....

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...

Технологическая карта по географии 6 класс: Строение и состав атмосферы.

Технологическая карта по географии дает возможность проводить уроки по федеральным стандартам....

Урок в 10 классе «Строение эукариотической клетки. Ядро»

laquo;Строение эукариотической клетки. Ядро»...

Технологическая карта урока в 8 классе "Строение головного мозга".

Данный урок является уроком изучения нового материала. Урок построен на основе деятельностного подхода. Учащиеся усваивают не только отдельные понятия и знания, но и смогут их применить в своей работе...