Технологическая карта внеурочного занятия "Пигменты зелёного листа"
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Лунёва Елена Валерьевна

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности, на котором закрепляются представления о клетке и клеточном строении организмов; изучаются строение пластид и их функции; развиваются умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.kartapigmenty.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

(районный семинар учителей естественнонаучного профиля)

Класс: 6

Учитель: Лунёва Е.В., МКОУ «Орловская СОШ» Новоусманский муниципальный район Воронежская область

Форма организации внеурочной деятельности: внеурочные занятия «Биологические исследования»

Направление внеурочной деятельности: научно – исследовательское

Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность

Тема: «Пигменты зеленого листа»    

Цель занятия -  создание условий для:

  1.  формирования у учащихся знаний о пластидах и пигментах;
  2. умений сравнивать, обобщать и делать выводы;
  3. совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием, дополнительной литературой, поиска необходимой информации, сотрудничества при работе в парах;
  4. формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развитие познавательного интереса

Задачи занятия: сформировать представления о клетке и клеточном строении организмов; изучить строение пластид и их функции; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами

Тип занятия: изучение нового материала

Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, здоровьесбережения, интерактивные

Формы организации деятельности учащихся: работа в парах

Методы обучения: частично – поисковый с исследовательским элементом

Оборудование: микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты (лук, листья элодеи и традесканции, плоды шиповника и томата и др.), таблицы «Строение растительной клетки» и «Пластиды» , компьютер, проектор, экран

Литература:

  1. Анашкина Е.Н. «Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды» - Ярославль: «Академия развития», 1998.
  2. Биология/ Сост. З.А. Власовой. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. Наук при ф-ке журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995.
  3. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника/ авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Генкель П.А. Физиология растений: Учеб.  пособие по факультатив. Курсу для IX кл. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Гигани О.Б. Общая биология. 9-11: Таблицы. Схемы/  - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  6. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах: Учеб. пос./ -  Мн.: ООО «Попурри», 1997.
  7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана- Граф, 2001.
  8. Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е. Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории – М.: ОАО «ЦЕНТР МНТП», 2007.
  9. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. – 2-е изд., перераб. -  М.: Просвещение, 1985.
  10. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2002.
  11. Филичкина О.А. Ботаника в схемах и рисунках, в вопросах и ответах. – Тамбов, МП «Книжная лавка писателя», 1993.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

• формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил поведения в кабинете биологии при проведении лабораторных работ.

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить, анализировать и оценивать информацию;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Структура учебного занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный

 

Проверка готовности к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку; настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД: положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; создание благоприятного психологического настроя на работу.

Мотивационно – целевой

Организация, мотивация и стимулирование деятельности учащихся на освоение нового материала, постановка проблемного вопроса «Что такое пигменты, какие они бывают, где содержатся и какие функции выполняют?»

В результате беседы с учителем, дети самостоятельно формулируют тему и цель занятия.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Актуализация знаний

Предлагает учащимся вспомнить, что им известно о пластидах и пигментах. Обращается к учащимся с вопросами: Что хотели бы узнать о пигментах? Какие задачи сегодня поставим перед собой? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать пигменты.

Вспоминают, что им известно о пластидах и их пигментах,  где еще могут находиться пигменты в растительной клетке. Совместно с учителем определяют задачи занятия. Определяют критерии изучения пигментов: название, в каких клетках встречаются, из чего образуются, какую функцию выполняют.

Познавательные УУД: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Открытие новых знаний

 Организует самостоятельную работу учащихся по изучению пластид и их пигментов.

Предлагает разделиться на три группы и каждая группа будет самостоятельно изучать определенный вид пластид, используя дополнительную литературу. Затем каждая группа делает мини-отчет по плану:

  1. Название пластид
  2. Цвет пигмента, его название
  3. Где встречаются, в каких клетках
  4. Из чего образуются
  5. Значение, функции

Учащиеся самостоятельно находят информацию в различных учебниках и справочниках по биологии, заполняют таблицу,  обсуждают найденную информацию, при необходимости обращаются к учителю.

Личностные УУД: умение самостоятельно отбирать необходимые знания.

Регулятивные УУД: выполнять задания по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, структурировать учебный материал; разделять текст на смысловые блоки.

Коммуникативные УУД: работать в группах; эффективно взаимодействовать  со сверстниками.

Первичное закрепление знаний

Во время выступления учеников учитель показывает фрагменты своей презентации в дополнение к их ответу.

Отчет групп по результатам выполнения самостоятельной работы. Заполнение сводной ведомости в «листах занятия» всеми учениками.

Личностные УУД: формирование познавательного интереса; умение применять полученные знания в практической деятельности.

Лабораторный практикум

Проводит инструктаж с учащимися перед лабораторными работами. Помогает им  по мере необходимости.

Беседует с учащимися по ходу проведения работ.

Выполняют лабораторные работы по инструктивным карточкам:

  1. Строение клеток кожицы лука
  2. Строение клеток листа элодеи
  3. Строение растительных клеток с хромопластами
  4. Пигменты зеленого листа
  5. Разделение пигментов методом бумажной хроматографии
  6. Разделение пигментов по методу Крауса

Беседуют во время проведения работ, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя, зарисовывают растительные клетки, делают выводы.

Познавательные УУД: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные УУД: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные УУД:  строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; аргументировать свою точку зрения. 

Рефлексия

Предлагает ученикам оценить занятие, ответив на вопросы:

  1. Понравилось ли вам занятие? (если «да», то чем?)
  2. Что нового и интересного узнали?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Творческое домашнее задание (по желанию)

  1. Составить синквейн со словом «пигменты»
  2. Составить кроссворд «Пигменты»

Личностные УУД: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа

Технологическая карта - новый вид методической продукции...

Технологическая карта урока "Внешее строение листа"

Урок в соответствии с ФГОС по УМК В.В. Пасечника в рамках темы "Строение и многобразие покрытосеменных растений"...

Технологическая карта урока "Испарение воды листьями"

Урок составлен с применением проектно-исследовательской технологии....

технологическая карта урока по теме Лист,его строение и фукциии

Урок Лист его строение и функции разработан для учащихся 6 класса. Данный урок является частью темы "Органы растений". На уроке используются задания на формирование есатественно- научной гра...

Технологическая карта урока "Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант"

Цель: Учить учащихся ориентироваться на листе бумаги.Задачи:- Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.- Учить различать понятия  вверху, внизу, посередине, слева, справа с помощью учи...