Технологическая карта внеурочного занятия "Пигменты зелёного листа"
план-конспект занятия по биологии (6 класс)
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности, на котором закрепляются представления о клетке и клеточном строении организмов; изучаются строение пластид и их функции; развиваются умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.kartapigmenty.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности
(районный семинар учителей естественнонаучного профиля)
Класс: 6
Учитель: Лунёва Е.В., МКОУ «Орловская СОШ» Новоусманский муниципальный район Воронежская область
Форма организации внеурочной деятельности: внеурочные занятия «Биологические исследования»
Направление внеурочной деятельности: научно – исследовательское
Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность
Тема: «Пигменты зеленого листа»
Цель занятия - создание условий для:
- формирования у учащихся знаний о пластидах и пигментах;
- умений сравнивать, обобщать и делать выводы;
- совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием, дополнительной литературой, поиска необходимой информации, сотрудничества при работе в парах;
- формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развитие познавательного интереса
Задачи занятия: сформировать представления о клетке и клеточном строении организмов; изучить строение пластид и их функции; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами
Тип занятия: изучение нового материала
Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, здоровьесбережения, интерактивные
Формы организации деятельности учащихся: работа в парах
Методы обучения: частично – поисковый с исследовательским элементом
Оборудование: микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты (лук, листья элодеи и традесканции, плоды шиповника и томата и др.), таблицы «Строение растительной клетки» и «Пластиды» , компьютер, проектор, экран
Литература:
- Анашкина Е.Н. «Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды» - Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Биология/ Сост. З.А. Власовой. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. Наук при ф-ке журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995.
- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника/ авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Генкель П.А. Физиология растений: Учеб. пособие по факультатив. Курсу для IX кл. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
- Гигани О.Б. Общая биология. 9-11: Таблицы. Схемы/ - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах: Учеб. пос./ - Мн.: ООО «Попурри», 1997.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана- Граф, 2001.
- Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е. Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории – М.: ОАО «ЦЕНТР МНТП», 2007.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2002.
- Филичкина О.А. Ботаника в схемах и рисунках, в вопросах и ответах. – Тамбов, МП «Книжная лавка писателя», 1993.
Планируемые результаты
личностные | метапредметные | предметные |
• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, деятельности; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил поведения в кабинете биологии при проведении лабораторных работ. | • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности • умение работать с разными источниками биологической информации: находить, анализировать и оценивать информацию; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). | • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. |
Структура учебного занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный
| Проверка готовности к уроку. | Проверяют свою готовность к уроку; настраиваются на учебную деятельность. | Личностные УУД: положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; создание благоприятного психологического настроя на работу. |
Мотивационно – целевой | Организация, мотивация и стимулирование деятельности учащихся на освоение нового материала, постановка проблемного вопроса «Что такое пигменты, какие они бывают, где содержатся и какие функции выполняют?» | В результате беседы с учителем, дети самостоятельно формулируют тему и цель занятия. | Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
Актуализация знаний | Предлагает учащимся вспомнить, что им известно о пластидах и пигментах. Обращается к учащимся с вопросами: Что хотели бы узнать о пигментах? Какие задачи сегодня поставим перед собой? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать пигменты. | Вспоминают, что им известно о пластидах и их пигментах, где еще могут находиться пигменты в растительной клетке. Совместно с учителем определяют задачи занятия. Определяют критерии изучения пигментов: название, в каких клетках встречаются, из чего образуются, какую функцию выполняют. | Познавательные УУД: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. |
Открытие новых знаний | Организует самостоятельную работу учащихся по изучению пластид и их пигментов. Предлагает разделиться на три группы и каждая группа будет самостоятельно изучать определенный вид пластид, используя дополнительную литературу. Затем каждая группа делает мини-отчет по плану:
| Учащиеся самостоятельно находят информацию в различных учебниках и справочниках по биологии, заполняют таблицу, обсуждают найденную информацию, при необходимости обращаются к учителю. | Личностные УУД: умение самостоятельно отбирать необходимые знания. Регулятивные УУД: выполнять задания по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, структурировать учебный материал; разделять текст на смысловые блоки. Коммуникативные УУД: работать в группах; эффективно взаимодействовать со сверстниками. |
Первичное закрепление знаний | Во время выступления учеников учитель показывает фрагменты своей презентации в дополнение к их ответу. | Отчет групп по результатам выполнения самостоятельной работы. Заполнение сводной ведомости в «листах занятия» всеми учениками. | Личностные УУД: формирование познавательного интереса; умение применять полученные знания в практической деятельности. |
Лабораторный практикум | Проводит инструктаж с учащимися перед лабораторными работами. Помогает им по мере необходимости. Беседует с учащимися по ходу проведения работ. | Выполняют лабораторные работы по инструктивным карточкам:
Беседуют во время проведения работ, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя, зарисовывают растительные клетки, делают выводы. | Познавательные УУД: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные УУД: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; аргументировать свою точку зрения. |
Рефлексия | Предлагает ученикам оценить занятие, ответив на вопросы:
| Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; осуществлять рефлексию своей деятельности. |
Творческое домашнее задание (по желанию) |
| Личностные УУД: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
Образовательные: · Сформировать знания о глобусе как модели Земли.· Расширить представления детей о глоб...
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...
Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа
Технологическая карта - новый вид методической продукции...
Технологическая карта урока "Внешее строение листа"
Урок в соответствии с ФГОС по УМК В.В. Пасечника в рамках темы "Строение и многобразие покрытосеменных растений"...
Технологическая карта урока "Испарение воды листьями"
Урок составлен с применением проектно-исследовательской технологии....
технологическая карта урока по теме Лист,его строение и фукциии
Урок Лист его строение и функции разработан для учащихся 6 класса. Данный урок является частью темы "Органы растений". На уроке используются задания на формирование есатественно- научной гра...
Технологическая карта урока "Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант"
Цель: Учить учащихся ориентироваться на листе бумаги.Задачи:- Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.- Учить различать понятия вверху, внизу, посередине, слева, справа с помощью учи...