Технологическая карта урока Внешнее строение листа. Лабораторная работа «Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях, гербарии)».
презентация к уроку по биологии (6 класс)
- Раздел: Строение и многообразие покрытосеменных растений.
знакомство с разнообразием листьев, их функциями, особенностями их внешнего строения, типами жилкования, расположению на стебле, различие простых и сложных листьев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 306.67 КБ |
vneshnee_stroenie_lista.pptx | 277.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Внешнее строение листа. Лабораторная работа «Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях, гербарии)». | ||
Цель деятельности учителя | знакомство с разнообразием листьев, их функциями, особенностями их внешнего строения, типами жилкования, расположению на стебле, различие простых и сложных листьев. | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||
Личностные Результаты (УУД) | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | ||
Регулятивные Результаты (УУД) | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения с помощью учителя | ||
Познавательные Результаты (УДД) | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; анализировать объект, выделять существенные и несущественные признаки. | ||
Коммуникативные Результаты (УДД) | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем. | ||
Предметные | Познакомиться с внешним строением листа; научиться различать листовую пластинку, черешок, основание листа и прилистники; Научиться различать типы листьев в зависимости от строения от черешка; Узнать, что такое жилки и виды жилкования листа, типы листорасположения Научиться различать виды сложных листьев, получить представление о функциях листа. | ||
Ресурсы урока | гербарии, живые растения, опорный конспект, комнатные растения, мультимедийный проектор | ||
Организационная структура урока | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Приветствует учащихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя | |
2.Постановка цели и задач урока, Мотивация учебной деятельности учащихся | Предлагает разгадать загадку. Слайд 2 Весной и летом одним цветом, Шумят и шелестят. А станут разноцветными- И по ветру летят
Докажите это орган ЛИСТ? В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? обоснуйте
Необходимо определить тему нашего урока Корректирует тему урока Рассмотрите комнатные растения, чем они отличаются.
определите цель нашего урока
| Примерные ответы Это листья
Высказывают своё мнение учащиеся формулируют тему урока: «Внешнее строение листа» Записывают тему урока в тетрадь.
Примерные ответы: формой листа, окраской, размерами, частями листа. Формулируют цель урока: Изучить особенности внешнего строения листа | |
3 Актуализация знаний | Блиц-опрос:
| Примерные ответы
3 3.Вегетативные | |
4. Первичное усвоение новых знаний | I.Внешнее строение листа - строение листа Выполняет роль консультанта II.Прикрепление листьев к стеблю 1.приведите примеры растений с разными способами прикрепления листьев Выполняет роль консультанта III. Разнообразие листьев 1. рассмотреть листья на гербарии (даны гербарии простых листьев сирени, яблони, клёна и сложных клевера, шиповника, малина) Найти отличия. Выполняет роль консультанта
2.Предложена схема классификации листьев на 2 группы: просты и сложные.
Какой признак взят в основу классификации листьев. Обобщение: слайд 3 IV.Жилкование листьев
Выполняет роль консультанта
V.Листорасположение Схема листорасположения изображена на доске мелом VI.Значение листа для растения. Какую роль играют листья в природе и жизни человека | I
II. работа с со схемой опорного конспекта, подписать способы прикрепления к стеблю 1.Называют 2-3 растения III 1.работа с гербарием (сравнивают и анализируют ) примерные ответы: отличия -количеством листовых пластинок - разным рисунком жилок Примерный ответ количество листовых пластинок IV. Работа в тетради Жилки — это проводящие пучки, соединяющие лист со стеблем.(ткани- проводящая и механическая) Рассматривают рисунок в учебнике. создают в тетради схему типы жилкования листьев с пояснением физпауза V Просмотр слайда 5 Работа в тетради VI . группы готовят сообщение, работая с текстом
| |
5. первичное закрепление | Лабораторная работа «Внешнее строение листа» Рассмотреть по желанию гербарий или комнатные растения | Работа в тетради ,заполняют таблицу Слайд 7 | |
6. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Как человека можно идентифицировать по отпечаткам пальцев, так и растение по его листьям. Растения имеют разную форму и разные размеры листьев. Приготовить сообщение (1слайд) ) растения с необычными листьями на пример : пальма РАФИЯ, амазонская кувшинка Виктория-Регия, растение ВОЛЬФИЯ и т.д. |
| |
7.. рефлексия (подведение итогов занятия) | Карточка для рефлексии. 1. Я знаю строение внешнего листа. 2. Я могу отличить простые листья от сложных. 3. В самостоятельной работе у меня были ошибки. 4. Я понял причину своих ошибок (если они были). 5. Я сегодня был активным на уроке. 6. Я сегодня был внимательным на уроке. 7. Я сам открыл новое знание. 8. Я доволен своей работой на уроке |
Приложение 1
I.Записать в тетрадь:
Лист – один из основных органов растения. Он занимает боковое положение на стебле.
Внешнее строение листа
Зарисуйте внешнее строение листа. Подпишите основные части.
1.
2.
3.
4.
5.
II. Прикрепление листьев к стеблю
Листья
__________? __________?
III Разнообразие листьев
Листья
?
Простые Сложные
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка Весной и летом одним цветом, Шумят и шелестят. А станут разноцветными- И по ветру летят О чем идет речь?
Простые и сложные листья Простые — листья, имеющие одну листовую пластинку Сложные — листья , на черешках которых находится несколько листовых пластинок.
Жилкование листовой пластинки Жилки — проводящие пучки листьев двудольные растения однодольные растения сетчатое жилкование пальчатое перистое параллельное дуговое Пальчатое жилкование, если главные жилки отходят от основания листовой пластинки (клён, ревень, манжетка) Перистое жилкование, если от главной жилки отходят более мелкие (дуб, осина, вяз, липа) Параллельное жилкование — жилки располагаются параллельно друг другу Дуговое жилкование — жилки располагаются по дуге (ландыш)
Расположение листьев на побеге Листорасположение Мутовчатое — в узле расположено по 3 листа и более (можжевельник) Очередное Супротивное Мутовчатое Супротивное — в узле расположено по два листа на противоположных сторонах стебля (клен, сирень, крапива) Очередное (спиральное) — в каждом узле прикрепляется только один лист (дурман, липа)
ФУНКЦИИ ЛИСТА Питающая (осуществляется фотосинтез) Газообменная Защитная Транспирационная (обеспечивает испарение) Функция размножения: лист даёт начало новому растению Запасающая
Лабораторная работа «Внешнее строение листа» Рассмотрите листья на гербарии и комнатных растениях . Опишите внешнее строение листьев по признакам : тип листа ( простой или сложный ), способ прикрепления к стеблю , тип листорасположения, жилкование . Заполните таблицу. Название растения Тип листа Способ прикреп - ления тип листорасположения Жилкование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по физической культуре формы работы педагога на уроке физкультуры
формы работы педагога на уроке физкультуры...
Технологическая карта урока "Компьютер - универсальная машина для работы с информацией."
Технологическая карта урока с использованием ЦОР....
Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"
Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом....
Технологическая карта урока в 5 классе "Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных», УМК Пономарёва И.Н.
Технологическая карта урока в 5 классе "Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»УМК Пономарёвой И.Н. построенна в соответствии с требованиями ФГОС. Урок но...
Технологическая карта урока по технологии "Устройство и работа на сверлильном станке"
Технологическая карта урока по технологии "Устройство и работа на сверлильном станке"...
технологическая карта урока Устройство увеличительного прибора. Правила работы с микроскопом.
Как интересно и познавательно с элементами истории рассказать о микроскопе и научить с ним работать учащихся 5-х классов....
Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных"
Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных", УМК "Сфера жизни" под ред.Н.И. Сонина. Данная тема изуч...