Технологическая карта урока "Испарение воды листьями"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок составлен с применением проектно-исследовательской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 111.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дунаева Надежда Анатольевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский",
учитель биологии
Технологическая карта урока биологии
ФИО учителя | Дунаева Надежда Анатольевна |
Предмет | Биология |
УМК | Пасечник В.В. Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г; |
Класс | 6 |
Тип урока | Изучение нового материала |
Тема | Испарение воды листьями |
Цель урока | Создать условия для эффективного усвоения обучающимися знаний о значении испарения воды листьями растений, его зависимости от факторов внешней среды |
Задачи урока | Предметные:
Метапредметные:
|
Межпредметные связи | Естествознание |
Ресурсы |
|
Технологии | Учебно-исследовательская деятельность, проблемное изложение материала |
Планируемые результаты | Предметный результат:
Метапредметные результаты: Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Подготовительный этап (примерно за неделю до проведения урока)
Деятельность | Деятельность |
Формирует с учетом желания детей 5 групп по 2-3 человека для закладки и проведения опытов с целью изучения факторов, влияющих на испарение воды листьями. Консультирует обучающихся при проведении опытов. Координирует деятельность групп. | Закладывают и проводят опыты по изучению факторов, влияющих на испарение воды листьями. Планируют свою деятельность в соответствии с алгоритмом (инструкцией) (Приложение 1). Анализируют и интерпретируют результаты. Делают выводы исходя из полученных результатов. Представляют полученные результаты обучающимся класса на уроке. |
Ход урока.
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Оценивание (форма контроля) | ||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап (2 мин.) | Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс. | Приветствуют учителя, определяют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе. | Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний (3 мин.) | Организует повторение знаний, закрепление умений. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». С какими процессами, происходящими в растении, мы уже познакомились? Сравним фотосинтез и дыхание, выполнив интерактивное задание. | Отвечают устно на вопрос (фотосинтез, дыхание, всасывание воды). 1 ученик выполняет задание на интерактивной доске, другие обучающиеся проверяют правильность выполнения. | Взаимоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации, целеполагание (5 мин) | Организует побуждающий (подводящий) диалог. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации; Какой процесс отражает формула:
Известно, что растение на фотосинтез тратит только около 5% воды, которая поступила через корни. Что происходит с оставшимися 95% воды? Можете ли вы сейчас ответить, почему растению необходимо испарять воду в таком количестве и всегда ли растение испаряет одинаковое количество воды? Как бы вы сформулировали цель урока? | Отвечают на вопросы: фотосинтез Работают с диаграммой. Выдвигают гипотезы. Большинство учащихся сталкиваются с проблемой. Несколько обучающихся выдвигают гипотезу, что растение испаряет воду. Сталкиваются с затруднением, связанным с недостаточным объемом знаний. Формулируют цель с использованием опорных глаголов: изучить, выяснить, проанализировать, разобраться. Предполагаемая формулировка цели: Изучить какое значение имеет испарение воды для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды. | Участие в дискуссии, ответы на вопросы; Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока. | ||||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний | Организует самостоятельную работу с учебником по изучению значение испарения воды растениями. Изучить новый материал нам помогут обучающиеся, которые провели опыты, экспериментально доказывающие влияние факторов внешней среды на испарение воды растениями. Прослушайте загадку-стихотворение и ответьте на вопрос, через какие структуры листа происходит испарение воды? В зеленом тереме Проанализируйте таблицу «Количество устьиц» и предположите у всех ли растений нижняя сторона листа будет испарять больше, от какого показателя это зависит? Количество устьиц
Дает проблемный вопрос для обсуждения. Почему в жаркий летний день камни и асфальт на земле сильно нагреваются, а листья подорожника, расположенные рядом, остаются прохладными? Дает вопрос для обсуждения. Когда растения требуют большего полива в ветренную или безветренную погоду? Почему? Организуется обобщение по факторам, влияющим на испарение воды листьями. | Записывают дату и тему урока в тетрадь. Работают с учебником параграф 18 стр. 99 и записывают в тетрадь значение испарения воды для растений. Устанавливают закономерности; делают выводы, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения; Выступление 1 группы «Какой орган испаряет воду?»
Отгадывают загадку и визуализируют информацию по рисунку. Выступление 2 группы «Какая сторона листа испаряет воду интенсивнее»
Высказывают свое мнение, выдвигают гипотезы. Предполагаемый ответ: количество испаряемой воды зависит от количества устьиц. Выступление 3 группы «Зависимость испарения воды от температуры воздуха»
Высказывают свои гипотезы на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: Лист охлаждается за счет испарения воды. Выступление 4 группы «Зависимость транспирации от ветра»
Высказывают свои мнения на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: в ветреную погоду в связи с высоким уровнем испарения воды требуется больший полив. Выступление 5 группы «Зависимость транспирации от освещенности»
Составляют перечень факторов, усиливающих и замедляющих испарение воды растениями. Записывают в тетрадь. | Оценка деятельности групп по достижению результата. Оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации. Оценка/самооценка умений определять результаты и критерии их оценки. Презентация продукта своей деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||
Проверка усвоения изученного материала | Решение кроссворда http://learningapps.org/display?v=pp0ak3u7n16 | Решают кроссворд. Применяют полученные знания при ответе на вопросы. | Взаимопроверка, взаимоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Возвращаемся к цели, которую формулировали в начале урока: Изучить какое значение имеет испарение воды для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды. Рефлексия «Выбери верное утверждение» Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. | Анализируют степень достижения цели урока. Проговаривают кратко значение испарения воды растениями и факторы, которые влияют на интенсивность испарения. Выбирают утверждение, проводят самоанализ деятельности на уроке. | Рефлексия деятельности (оценка успешности) | ||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Задание по выбору обучающихся:
|
Приложение 1
Описание опытов по теме "Испарение воды растениями.
1 опыт.
Цель: выяснить, какой орган растения испаряет воду.
Оборудование: 4 пробирки, вода, подсолнечное масло, 4 веточки
традесканции.
Ход опыта: В 4 пробирки налейте одинаковое количество воды,
сверху капните масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости. Первую пробирку оставьте как контрольную. Во вторую - поместите веточку с пятью - семью листьями. В третью - веточку с двумя - тремя листьями. В четвёртую - стебель без листьев.
Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.
Задание: Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.
2 опыт.
Цель: выяснить, какой стороной, нижней или верхней, лист испаряет
больше влаги.
Оборудование: 2 пробирки, две ветки растения примерно с одинаковой площадью листьев, вода, подсолнечное масло, зубная паста.
Ход опыта: В 2 пробирки наливается одинаковое количество воды,
сверху капается масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости, и в каждую ставится по веточке растения. Но у одной ветки
зубной пастой смазывается верхняя сторона листьев, а у другой - нижняя.
Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.
Задание: Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.
3 опыт.
Цель: выяснить, как влияет температура окружающей среды на
испарение воды листьями.
Оборудование: 2 пробирки, две ветки растения примерно с одинаковой площадью листьев, вода, подсолнечное масло.
Ход опыта: В 2 пробирки наливается одинаковое количество воды,
капается масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости, в каждую пробирку помещается по веточке растения. Одна пробирка ставится в тёплое место, другая - в прохладное.
Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.
Задание: Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.
4 опыт.
Цель: выяснить, как влияет ветер на испарение воды листьями.
Оборудование: 2 пробирки, 2 ветки растения примерно с одинаковой площадью листьев, вода, подсолнечное масло, вентилятор (заменяет ветер).
Ход опыта: В 2 пробирки наливается одинаковое количество воды,
капается масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости, в каждую пробирку помещается по веточке растения. Одна пробирка оставляется без изменений, другая ставиться под вентилятор.
Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.
Задание: Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.
5 опыт.
Цель: выяснить влияние освещённости на испарение воды.
Оборудование: 2 пробирки, 2 ветки растения примерно с одинаковой площадью листьев, вода, подсолнечное масло, вентилятор (заменяет ветер).
Ход опыта: В 2 пробирки наливается одинаковое количество воды,
капается масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости, в каждую пробирку помещается по веточке растения. Одна пробирка ставится в холодильник, другая - в помещение с комнатной температурой.
Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.
Задание: Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.
Практическая работа 2
Практический блок
Практикум 1. Новые цели урока.
1.Используя материалы занятия, связанные с формулировкой универсальных учебных действий (ООП ООО http://fgosreestr.ru) сформулируйте цели Вашего ближайшего урока через деятельность учащихся.
Регулятивные УУД
Создать условия для формирования:
- Умения ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- Умения выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы.
Коммуникативные УУД
- формировать умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Познавательные УУД
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
Практикум 2. Основной этап урока.
Задание.
С учетом возрастных особенностей обучающихся (9 класс) наиболее активно я использую Рецепт 2 (коллективные формы обучения).
Добавлю проблемно-поисковый метод обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изготовления остроконечных листьев со сборками.
Изготовление остроконечных листьев...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...
Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.
Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...
Технологическая карта урока "Воды суши. Реки"
Разработка урока для Начального курса географии....
Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"
Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"...
Технологическая карта урока «Воды в океане»
Учебный предмет: географияКласс: 6Учитель: Попова ТВУМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы№ урока:...