Технологическая карта урока "Испарение воды листьями"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Урок составлен с применением проектно-исследовательской технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока111.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дунаева Надежда Анатольевна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский",

учитель биологии

Технологическая карта урока биологии

ФИО  учителя

Дунаева Надежда Анатольевна

Предмет

Биология

УМК

Пасечник В.В.  Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г;

Класс

6

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Испарение воды листьями

Цель урока

Создать условия для эффективного усвоения обучающимися знаний  о значении  испарения воды листьями растений, его зависимости от факторов внешней среды

Задачи урока

Предметные:

  1. Закрепить знания о процессах фотосинтеза и дыхания растений
  2. Ознакомить  со значением испарения воды листьями растений;
  3. Выявить причинно-следственные связи зависимости испарения воды листьями  от различных факторов внешней среды.

Метапредметные:

  • формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;
  • проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • формировать
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно ставить учебные задачи и разрешать их, анализировать полученные результаты, умение делать выводы.

Межпредметные связи

Естествознание

Ресурсы

  1. Презентация «Испарение воды»;
  2. Интерактивные образовательные ресурсы (разработка автора);
  3. Презентационное мультимедийное оборудование;
  4. Интерактивная доска;
  5. Набор лабораторной посуды для проведения эксперимента (пробирки, штативы).

Технологии

Учебно-исследовательская деятельность, проблемное изложение материала

Планируемые результаты

Предметный результат:

  • владеют биологической терминологией;
  • умеют характеризовать процессы жизнедеятельности растений (фотосинтез, дыхание, транпирацию)
  • знают значение испарения воды и его зависимость от факторов внешней среды;
  • владеют навыками проведения биологического эксперимента;
  • умеют применять знания при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

Личностные:

  • проявляют познавательный интерес к предмету;
  • могут давать самооценку деятельности и подводить итоги работы;

Познавательные:

  • могут  работать по алгоритму (инструкции);
  • находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию;
  • умеют логически рассуждать, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

  • имеют навыки сотрудничества;
  • имеют навыки взаимоконтроля и взаимопомощи при выполнении совместного задания;
  • могут представлять результат работы в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • определяют границы своего знания – незнания;
  • умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • могут оценивать свою работу.

Подготовительный этап (примерно за неделю до проведения урока)

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Формирует  с учетом желания детей 5 групп по 2-3 человека для закладки и проведения опытов  с целью изучения факторов, влияющих на испарение воды листьями.

Консультирует обучающихся при проведении опытов.

Координирует деятельность групп.

Закладывают и проводят опыты по изучению факторов, влияющих на испарение воды листьями.

Планируют свою деятельность в соответствии с алгоритмом (инструкцией) (Приложение 1).

Анализируют и интерпретируют результаты. Делают выводы исходя из полученных результатов.

Представляют полученные результаты обучающимся класса на уроке.

Ход урока.

Дидактическая
структура
учебного занятия

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Оценивание (форма контроля)

Организационный этап

(2 мин.)

Приветствует учеников.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс.

Приветствуют учителя, определяют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности

Актуализация знаний  

(3 мин.)

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

С какими процессами, происходящими в растении, мы уже познакомились?

Сравним фотосинтез и дыхание, выполнив интерактивное задание.

http://learningapps.org/display?v=pb3ptgeya16

Отвечают устно на вопрос (фотосинтез, дыхание, всасывание воды).

1 ученик выполняет задание на интерактивной доске, другие обучающиеся проверяют правильность выполнения.

Взаимоконтроль

Создание проблемной ситуации, целеполагание

(5 мин)

Организует побуждающий (подводящий) диалог.

Создаёт условия для  формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации;

Какой процесс отражает формула:

углекислый газ

+

вода

=

органические в-ва

+

кислород

Известно, что растение на фотосинтез тратит только около 5% воды, которая  поступила через корни. Что происходит с оставшимися 95% воды?

Можете ли вы сейчас ответить, почему растению необходимо испарять воду в таком количестве и всегда ли растение испаряет одинаковое количество воды?

Как бы вы сформулировали цель урока?

Отвечают на вопросы:

фотосинтез

Работают с диаграммой. Выдвигают гипотезы.

Большинство учащихся сталкиваются с проблемой.

Несколько обучающихся выдвигают гипотезу, что растение испаряет воду.

Сталкиваются с затруднением, связанным с недостаточным объемом знаний.

Формулируют цель с использованием опорных глаголов:

изучить, выяснить, проанализировать, разобраться.

Предполагаемая формулировка цели: Изучить какое значение имеет испарение воды  для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды.

Участие в дискуссии, ответы на вопросы;

Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока.

Первичное усвоение и проверка понимания  новых знаний

Организует самостоятельную работу с учебником по изучению значение испарения воды растениями.

Изучить новый материал нам помогут обучающиеся, которые провели опыты, экспериментально доказывающие влияние факторов внешней среды на испарение воды растениями.

Прослушайте загадку-стихотворение и ответьте на вопрос, через какие  структуры листа происходит испарение воды?  

В зеленом тереме
Площади не меряны,
Комнаты не считаны,
Стены – как стекло,
Все насквозь видно!
А в стенах – окошки,
Сами открываются.
Сами закрываются!

Клеточное строение листовой пластинки

Проанализируйте таблицу «Количество устьиц» и предположите у всех ли растений нижняя сторона листа будет испарять больше, от какого показателя это зависит?

Количество устьиц

Вид

Число устьиц на 1 мм2

Верхняя сторона листа

Нижняя сторона листа

Кувшинка

625

3

Дуб

0

438

Яблоня

0

246

Пшеница

47

32

Овес

40

47

Очиток

21

14

Молодило

11

14

Дает проблемный вопрос для обсуждения.

 Почему в жаркий летний день камни и асфальт на земле сильно нагреваются, а листья подорожника, расположенные рядом, остаются прохладными?

Дает вопрос для обсуждения.

Когда растения требуют большего полива в ветренную или безветренную погоду? Почему?

Организуется обобщение по факторам, влияющим на испарение воды листьями.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Работают с учебником параграф 18 стр. 99 и записывают в тетрадь значение испарения воды для растений.

Устанавливают закономерности; делают выводы, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения;

Выступление 1 группы «Какой орган испаряет воду?»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: вода испаряется листьями. Чем больше листьев на растении, тем больше воды оно испаряет.

Отгадывают загадку и визуализируют информацию по рисунку.

Выступление 2 группы «Какая сторона листа испаряет воду интенсивнее»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: вода испаряется больше нижней стороной листа

Высказывают свое мнение, выдвигают гипотезы.

Предполагаемый ответ: количество испаряемой воды зависит от количества устьиц.

Выступление 3 группы «Зависимость испарения воды  от температуры воздуха»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: чем выше температура воздуха, тем больше испаряется воды.

Высказывают свои гипотезы на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: Лист охлаждается за счет испарения воды.

Выступление 4 группы «Зависимость транспирации от ветра»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: при ветре воды испаряется больше.

Высказывают свои мнения на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: в ветреную погоду в связи с высоким уровнем  испарения воды  требуется больший полив.

Выступление 5 группы «Зависимость транспирации от освещенности»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: чем выше освещенность растения, тем больше он испаряет воды.

Составляют перечень факторов, усиливающих и замедляющих испарение воды растениями. Записывают в тетрадь.

Оценка деятельности групп по достижению результата.

Оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации.

Оценка/самооценка умений определять результаты и  критерии их оценки.

Презентация продукта своей деятельности.

Проверка усвоения изученного материала

Решение кроссворда

http://learningapps.org/display?v=pp0ak3u7n16

Решают кроссворд. Применяют полученные знания при ответе на вопросы.

Взаимопроверка, взаимоконтроль

Рефлексия учебной деятельности  

Возвращаемся к цели, которую формулировали в начале урока:

Изучить какое значение имеет испарение воды  для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды.

Рефлексия «Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

Анализируют степень достижения цели урока. Проговаривают кратко  значение испарения воды растениями и факторы, которые влияют на интенсивность испарения.

Выбирают утверждение, проводят самоанализ деятельности на уроке.

Рефлексия деятельности (оценка успешности)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание по выбору обучающихся:

  1. Параграф 18. Подготовить устно ответы на вопросы (репродуктивный уровень).
  2. Составить памятку «Правила полива  растения» (продуктивный уровень) .
  3. Составить 2 практические задачи, для решения которых необходимы знания по теме  "Испарение воды растениями"  (творческий уровень)

Приложение 1

Описание опытов по теме "Испарение воды растениями.

1  опыт.

Цель: выяснить, какой орган растения испаряет воду.

Оборудование: 4 пробирки, вода, подсолнечное масло, 4 веточки
традесканции.

Ход опыта: В 4 пробирки налейте одинаковое количество воды,
сверху капните масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости. Первую пробирку оставьте как контрольную. Во вторую - поместите веточку с пятью - семью листьями. В третью - веточку с двумя - тремя листьями. В четвёртую - стебель без листьев.

Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.

Задание:  Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.

2 опыт.

Цель: выяснить, какой стороной, нижней или верхней, лист испаряет
больше влаги.

Оборудование: 2 пробирки, две ветки растения примерно с одинаковой площадью  листьев, вода, подсолнечное масло, зубная паста.

Ход опыта: В 2 пробирки наливается одинаковое количество воды,
сверху капается масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости, и в каждую ставится по веточке растения. Но у одной ветки
зубной пастой  смазывается верхняя сторона листьев, а у другой - нижняя.

Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.

Задание:  Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.

3  опыт.

Цель: выяснить, как влияет температура окружающей среды на
испарение воды листьями.

Оборудование: 2 пробирки, две ветки растения примерно с одинаковой площадью  листьев,  вода, подсолнечное масло.

Ход опыта: В 2 пробирки наливается одинаковое количество воды,
капается масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости, в каждую пробирку помещается по веточке растения. Одна  пробирка ставится в тёплое место, другая - в прохладное.

Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.

Задание:  Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.

4 опыт.

Цель: выяснить, как влияет ветер на испарение воды листьями.

Оборудование: 2 пробирки, 2 ветки растения примерно с одинаковой площадью  листьев, вода, подсолнечное масло, вентилятор (заменяет ветер).

Ход опыта: В 2 пробирки наливается одинаковое количество воды,
капается масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости, в каждую пробирку помещается по веточке растения. Одна  пробирка оставляется без  изменений, другая ставиться под вентилятор.

Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.

Задание:  Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.

5 опыт.

Цель: выяснить влияние освещённости на испарение воды.

Оборудование: 2 пробирки, 2 ветки растения примерно с одинаковой площадью  листьев, вода, подсолнечное масло, вентилятор (заменяет ветер).

Ход опыта: В 2 пробирки наливается одинаковое количество воды,
капается масло, чтобы исключить испарение воды с поверхности
жидкости, в каждую пробирку помещается по веточке растения. Одна  пробирка ставится в холодильник, другая - в помещение с комнатной температурой.

Через 5 дней пронаблюдайте как изменился уровень воды в пробирках.

Задание:  Объясните полученные результаты. Сформулируйте вывод с учетом поставленной цели. Подготовьте выступление о проведении опыта.

Практическая работа 2

Практический блок

Практикум 1. Новые цели урока.

1.Используя материалы занятия, связанные с формулировкой универсальных учебных действий (ООП ООО http://fgosreestr.ru) сформулируйте цели Вашего ближайшего урока через деятельность учащихся.

Регулятивные УУД

Создать условия для формирования:

  • Умения ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • Умения выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы.

Коммуникативные УУД

  • формировать умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы
  •    организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

Познавательные УУД

  •   Формировать умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  •   прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

Практикум 2. Основной этап урока.

Задание.

С учетом возрастных особенностей обучающихся (9 класс) наиболее активно я использую Рецепт 2 (коллективные формы обучения).

Добавлю проблемно-поисковый метод обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...

Технологическая карта урока "Воды суши. Реки"

Разработка урока для Начального курса географии....

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"...

Технологическая карта урока «Воды в океане»

Учебный предмет: географияКласс: 6Учитель: Попова ТВУМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы№ урока:...