Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
|
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока Организационный момент
- Добрый день, друзья! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной деятельности. Улыбнитесь друг другу, чтобы сегодня на уроке царило взаимопонимание, любовь к тому, кто рядом, подарите во время общения тепло своей души, пожелайте добра и успехов. (Учитель приветствует и психологически настраивает класс на урок)
| Слушают, настраиваются на восприятие материала урока | Личностные: создание эмоционального интереса к изучаемому предмету
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
|
1.Проверка домашнего задания
Проверяет усвоение предыдущего материала по теме «Побег и почки». Ребята перед вами тесты по теме прошлого урока. Для его выполнения вам дается 7 минут.
2.Актуализация опорных знаний Задание: Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их Органы покрытосеменного растения
? Вегетативные ? Генеративные
? Что такое побег?
| Внимательно слушают, выполняют тестовый материал. Производят взаимопроверку
Заполняют недостающие фрагменты кластера в тетради | Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем Познавательные: обоснование; построение логических рассуждений
|
3. Выявление места и причины затруднения. |
|
Мы на прошлом уроке познакомились со строением побега и уже знаем, что он состоит из стебля и расположенных на нем листьев и почек. Мы сегодня продолжаем изучение побега. Что будет объектом изучения сегодня на уроке мы узнаем, отгадав загадку: Он с весны висел на ветке, Был зеленый - пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел. (лист) ?Какова тема нашего урока? ? Что бы вы хотели узнать нового о листе?
Задания для пар на применение нового знания. Надо, хочу, могу. Называйте все затруднения. №1 Отнесите листья гербария к определённой группе: простые или сложные листья. Обозначьте карандашом простые листья нечётными цифрами, а сложные чётными цифрами. Определите по листьям названия растений. №2Рассмотрите рис.23 § 6 и найдите такие же части во внешнем строении гербарных листьев. Сделайте вывод о выполнении заданий. Какова будет цель нашего урока? ( Познакомиться с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения) ? Чтобы достичь этой цели урока, какие задачи нам необходимо решать?
Сформулируйте цель урока. Сформулируйте тему урока. Используйте учебник. | Отгадывают загадку, формулируют тему урока (записывают в тетрадь), ставят цель, определяют задачи урока Выявляют причины затруднений
Выполняют задание самостоятельно на применение нового знания в форме таблицы в тетради.
Название растения | Простой лист | Сложный лист |
|
|
|
.Рассматривают, сравнивают. .Все затруднения громко называют.
Формулируют конкретную цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться различать простые и сложные листья, определять признаки внешнего строения листьев». Записывают тему урока:«Внешнее строение листа»
| Регулятивные:формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель, планирование деятельности.
Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
|
Что необходимо сделать для достижения цели урока? План урока (оформление доски) Узнать, что такое лист, его функции, особенности строения и разнообразия листьев. Научиться распознавать листья по определенным признакам Оценить свою деятельность на уроке
| Предлагают пути их достижения Составляют план работы на уроке
| Регулятивные: планирование деятельности.
|
5. Реализация построенного проекта. |
|
(Обращение к плану) ? Что такое лист? Каковы его функции? Найдите подтверждение в учебнике. Откройте страницу 112 и обратите внимание на 1 абзац, где дано понятие, что такое лист и перечислены три основные функции Функции: Фотосинтез Испарение воды Газообмен ? Каково внешнее строение листа?
Организует самостоятельную работу с текстом учебника «Форма листа». Ответить на вопросы, пользуясь текстом и рисунками. - Из каких частей состоит лист? - В чём сходство и различие этих листьев? (рис. 78) - Что находится у основания листа? У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев.
Организует работу в группах. Задание для первой группы. 1. Прочитать текст учебника «Листья простые и сложные», рассмотрите и изучите рис. 80, 81, просмотрите видеоролик. 2. Разделить листья на 2 группы по этому признаку. 3. Какие растения имеют такие листья? 4. Выполните задание №76-77 в рабочей тетради. Задания для второй группы. 1. Прочитать текст учебника «Жилкование», рассмотреть рис. 82. 2. Разделить листья на группы по типу жилкования. 3.У каких растений такие листья? 4. Задания для третьей группы. 1. Рассмотреть побеги разных деревьев и кустарников (рис. 77, раздаточный материал). 2. Какие имеют листья эти растения?
Организует работу по подведению итогов действий обучающихся в группах.
Задание: - прочитайте пункт параграфа; - из каких частей состоит лист? - чем черешковый лист отличается от сидячего?
|
Работают индивидуально с текстом учебника, отвечают на поставленные вопросы
Работают в группах с текстом учебника. Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно - следственные связи
Представители от каждой группы информируют о результатах работы
| Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге.
Познавательные: понимание и адекватная оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, владение смысловым чтением Коммуникативные :используют языковые средства для отображения своих мыслей
Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные: определение особенностей внешнего строения листа Коммуникативные:учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Физминутка Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. |
Отдыхают, развивают память и внимание |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|
Рассказ с ошибками. «Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое».
| Учащиеся находят ошибки и объясняют их.
| Личностные: осознание значимости отобранного материала. Регулятивные: развитие навыков самостоятельности, инициативы, формирование алгоритма своего действия Познавательные: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
Организует взаимопроверку Контролирует проверку в парах Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Из перечисленных выберите правильные ответы: 1.Лист состоит из основания, черешка и листовой пластины 2. Лист- осевой орган растения 3. Бывают листья черешковые и сидячие. 4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность. 5.Различают: простые и сложные листья. 6.Прилистники могут быть зелеными 7.Листья могут располагаться на побеге очередно 8.Все листья сложные 9.Лист нужен только для дыхания 10.Колючки это видоизмененные листья (Курсивом выделены верные ответы). Проверка. «5» - нет ни одной ошибки «4» -1-2 ошибки 3-4 ошибки – еще раз проработать материал дома Если вы не сделали ни одной ошибки, поставьте себе «5» .Если вы сделали 1-2 ошибки, поставьте себе «4» . Если вы сделали3-4 ошибки дома, еще раз проработайте материал. | Проводят взаимопроверку. Корректируют ошибки друг друга.
| Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение причинно-следственных связей; использование знаково- символических средств. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
8. Включение в систему знаний и повторение |
|
Задание 1. 1. Рассмотрите на гербарных экземплярах простые листья. Отметьте у них: основание, прилистники, черешок, пластинку. У всех ли листьев можно найти эти части? 2. Сделайте вывод: почему этот лист можно назвать простым? 3. Рассмотрите на гербарных экземплярах сложные листья. Отметьте у них: основание, прилистники, черешок, листочки. 4. Сделайте вывод: почему этот лист можно назвать сложным. 5. Сделайте вывод: чем простой лист отличается от сложного? 6. Определите тип жилкования листа Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями. Охарактеризуйте и оформите в таблице два любые примеры растений.
Название растения | Части листа | Простые или сложные | Тип жилкования |
|
|
|
|
Оцените работу своего товарища в паре, выскажите пожелание товарищу
Задание2. Используя понятия урока, составьте структурно-логическую схему | Работают в парах с гербарными образцами, заполняют таблицу Ребята высказывают свое мнение, опираясь на имеющиеся знания. Работают с учебником – конкретизирую, структурируют знания
Систематизируют знания, полученные на уроке
| Личностные: осознание значимости отобранного материала. Регулятивные: развитие навыков самостоятельности, инициативы, формирование алгоритма своего действия , умения выдвигать версии, осознавать конечный результат. Познавательные: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в выборе информации, умение выражать свои мысли
Познавательные: составление логической схемы
|
9. Итог урока. Информация по д/з |
|
|
Организует работу по подведению итога урока
Организовывает обсуждение и запись домашнего задания Обращается к вопросам и заданиям после текста в учебнике. Поясняет, какие задания необходимо делать обязательно, а какие по желанию.
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, 1 уровень: изучить параграф 6, ответить на вопрос 1 с. 2 уровень: изучить параграф 6, составить синквейн по изученной теме. 3 уровень: изучить параграф 6, подготовить презентацию «Многообразие листьев».
| Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока). Отвечают на вопросы учителя. Высказываются, аргументируют свое мнение
Записывают домашнее задание Выставляют оценки за урок | Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Познавательные: работать с текстом учебника Регулятивные: оценка достижения планируемых результатов, коррекция.
|
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
|
Учитель инициирует рефлексию (метод пяти пальцев) На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие Учитель благодарит за урок.
|
На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |